Федеральное агентство по сельскому хозяйству РФ.
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Вологодская государственная молочнохозяйственная
академия им. Н.В.Верещагина.
Кафедра истории России
Реферат
По дисциплине: «Политология»
На тему: «Особенности формирования гражданского общества в России»
Выполнил
Студент 4 курса
Очного отделения
Факультета механизации с.-х,
Группы Чугунов С. В.
Проверил Кононова Г. М.
Вологда – Молочное
Г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1. Понятие, критерии и эволюция гражданского общества…………….5
2. Особенности формирования гражданского общества в России……12
2.1. Проблема выбора и предпосылки становления
|
|
гражданского общества………………………………………….12
2.2. Проблемы и трудности формирования гражданского
общества в современной России…………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...28
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время политический и академический дискурсы в России в целом изобилуют терминами типа «демократия», «свобода», «гражданское общество». Их произносят как заклинания, они используются в качестве «неопровержимых» аргументов в дебатах, особенно когда «приклеивание» ярлыка противников демократии означает для оппонентов политическое обвинение в нелояльности или намек на маргинальность. Сегодня мало найдется политиков и общественных деятелей, которые бы строили свои публичные выступления без опоры на лозунги демократии и прав человека. Достаточно взглянуть на программные документы большинства партий и общественных движений, редакционные статьи большинства общенациональных газет и журналов, риторику легальных политических деятелей, чтобы увидеть, как все дружно собираются строить и развивать демократию и гражданское общество [8].
Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория политологии. Оно существует, не имея единого организационного центра. Составляющие гражданское общество общественные организации и объединения возникают спонтанно. Без какого-либо участия государства гражданское общество превращается в мощную самоорганизующуюся и саморегулирующуюся сферу общественной жизни. Более того, в одних странах оно есть и успешно развивается, а в других, в частности в бывшем СССР, его не было многие десятилетия. Если такая огромная держава, как СССР, а также ряд других государств существовали без гражданского общества, может быть, в нем нет особой необходимости? Ведь есть государство, призванное управлять обществом, заботиться о его экономической и политической стабильности, росте благосостояния народа и о многом другом.
|
|
В демократических странах выбирать, быть или не быть гражданскому обществу, не приходится, ибо оно становится НЕОБХОДИМЫМ. Гражданское общество есть важнейшая составляющая демократического государства. Степень развития гражданского общества отражает уровень развития демократии [4, с. 166].
В данной работе будут рассмотрены особенности формирования гражданского общества в России.
ПОНЯТИЕ, КРИТЕРИИ И ЭВОЛЮЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Гражданское общество—это сложное и многофакторное явление человеческого бытия. Оно является продуктом длительного исторического развития и начинает формироваться с разделением общества на государственную и негосударственную сферы человеческой деятельности. В Европе глубокие и активные процессы его создания относятся к XVI-XVII вв., т.е. ко времени перехода к капитализму.
Постановка вопроса о гражданском обществе содержится уже в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, В. фон Гумбольдта и других просветителей в связи с теориями «общественного договора», «народного суверенитета» и т.п.
Так, в работе «Опыт установления границ деятельности государства» Гумбольдт выделяет три основных различия между государством и гражданским обществом. Во-первых, система национальных, общественных учреждений, формируемы «снизу» самими индивидами, и система государственных институтов; во-вторых, «естественное и общее право» и позитивное право, издаваемое государством; в-третьих, «человек» и «гражданин». Он приходит к выводу, что «государственный строй не есть самоцель, он лишь средство для развития человека»[1].
Г. Гегель подразумевал под гражданским обществом относительно независимую от государства совокупность отдельных индивидов, классов, групп и институтов, взаимосвязь которых регулируется гражданским правом. Он пока зал, что гражданское общество сформировалось в результате исторической транс формации всей общественной жизни, длительного диалектического движения от семьи к государству. Социум, образовавшийся в результате этого генезиса включает частнособственнические отношения, рыночную, экономику, социальные группы, институты, обеспечивающие жизнеспособность общества и реализацию гражданских прав. Г. Гегель признавал примат государства над гражданским обществом. Государство, по его мнению, как более высокоорганизованная органическая целостность выступает как бы гарантом действительной свободы гражданского общества и представляет общество в его единстве[2].
К. Маркс полагал, что государство, внешне как бы охватывая гражданское общество целиком, на самом деле служит интересам собственников господствующих социальных групп. Именно в гражданском обществе из его структур вышло буржуазное общество. Различие между двумя этими обществами произошло при переходе от феодального к буржуазному строю. Новый общественный характер экономических отношений создал новую основу для гражданских отношений, которые оказали существенное влияние на изменение взаимосвязи общества и государства. «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, — писал К. Маркс, — и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества»[3].
|
|
Интересен подход к этой проблеме известного итальянского политолога А. Грамши. Он выделял в современном ему обществе первой половины XX в. три его составные части: экономическое (экономическая основа господства буржуазии — ее владение средствами производства и распределения), гражданское (семья, профессиональные ассоциации, частные клубы и организация) и политическое (государство). Под гражданским обществом А. Грамши понимал сеть «частных» организаций социальных классов и слоев, прямо не включенных в аппарат государственной власти: профессиональных, культурных, просвети тельных, религиозных, благотворительных, а также общественно-политических групп и объединений. Он располагал гражданское общество как бы между экономическим и политическим обществами, тесно связывая его как с данными экономическими структурами, так и с государством, ареной открытой классовой борьбы, которая получает свое разрешение и принимает политические и правовые (институциональные) формы господства. Исследуя рассматриваемый феномен, он показал, что «на Востоке государство было всем, гражданское общество находилось в первичном, аморфном состоянии. На Западе между государством и обществом были упорядоченные отношения, и, если государство начинало шататься, тотчас же выступала наружу прочная структура гражданского общества»[4].
Итак, можно сделать следующие выводы.
1. Гражданское общество — продукт исторического развития человечества, появившееся в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства,
2. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан обретения экономической самостоятельности на базе частной собственности.
3. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами.
|
|
4. Гражданское общество — это сила, находящаяся с государством в постоянном сложном, противоречивом диалектическом единстве.
5. В XX в. в развитых странах сформировался определенный тип гражданского общества, для которого характерны приоритет частной собственности и частнособственнических интересов, наличие значительного «среднего класса», высокий уровень жизни, большое количество разнообразных общественно-политических организаций, выражающих интересы различных социальных групп, своеобразный социально-психологический и политический менталитет и другие признаки.
6. В странах, вступивших на путь глубоких реформ, формируется переходный тип пока слабого, диффузного гражданского общества.
Иногда гражданское общество характеризуют как систему внегосударственных или внеполитических отношений между людьми. Такая точка зрения представляется упрощенной и неточной. Она не учитывает взаимовлияния этих феноменов, в частности, в политической сфере, «выводит» из рассматриваемого понятия общественно-политические организации. Большинство политологов и социологов придерживаются широкого толкования гражданского общества, справедливо полагая, что оно включает социально-политические отношения и как их элемент — политические группы. Гражданское общество можно определить как устойчивую систему экономических, социально-политических, религиозных, духовно-нравственных, семейных, культурных и других общественных отношений, которые, определяя государственную политику, выражают волю граждан общества. В рамках этой своеобразной и обширной системы функционируют различные общественные организации, движения, политические партии (кроме правящей), религиозные организации, экономические организации и объединения и, наконец, сам человек как личность со своими семейными, профессиональными, досуговыми и другими разнообразными потребностями и интересами.
Гражданское общество добивается децентрализации власти государства за счет ее передачи самоуправлению, взаимодействия большинства и меньшинства на основе согласования позиций государственных институтов и общества. Достигается идентичность гражданских и профессиональных качеств человека, входящего как в то, так и в другое сообщество. Происходит обмен этими качествами, отсюда, как образно сказал российский политолог И.И. Кравченко, — «политичность гражданского общества и гражданственность политического».
Гражданское общество имеет свою, достаточно сложную внутреннюю структуру. Для него характерно наличие как множественных горизонтальных связей, так и существование нескольких их уровней или слоев.
Основу гражданского общества составляют экономические отношения, основанные на многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом. Экономический плюрализм создает необходимые предпосылки для преодоления существующего отчуждения человека от средств производства. Гражданское общество только тогда проявляет свою жизнеспособность, когда его члены обладают конкретной собственностью или правом на использование и распоряжение собственностью, произведенный ими общественный продукт по своему усмотрению. Владение собственностью может быть частным или коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности — колхоза, кооператива, предприятия и т.д. — действительно является таковым. Наличие собственности является основополагающим условием свободы личности в любом обществе.
Следующий уровень — это социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Гражданское общество основывается на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов множества социальных групп и слоев, их представителей. Причем это многообразие объективно стремится к постоянным изменениям, находится в динамике, образуя и прерывая вертикальные и горизонтальные связи.
Верхний слой гражданского общества — это отношения, связанные с индивидуальным выбором, политическими и культурными предпочтениями, ценностными ориентациями. Это различные группы по интересам, политические партии (неправящие), движения, клубы, группы давления и т.п.
Тем самым обеспечивается культурно-политический плюрализм, предполагающий отрицание идеологических стереотипов, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан. Именно этот слой гражданского общества включает в себя наиболее социально активные институты, тесно соприкасающиеся с государственно-политической системой.
Отличительной чертой гражданского общества является культурный и политический плюрализм. Оно жизнеспособно тогда, когда его члены имеют высокий уровень социального и интеллектуального развития, внутренне свободны и способны к самостоятельным действиям при включении в тот или иной институт общественной жизни. Гражданское общество генерирует развитое самосознание, способность к объективному самоотчету. Оно способно через этику деятельности и тип личности создавать новое знание и материально его воплощать. Неслучайно именно в гражданском обществе по мере его становления формировались неэкономические факторы хозяйственной деятельности социума и человека: этика труда, а, следовательно, и соответствующая нравственность заданы типом личности работающего человека [2, с. 383].
Экономические, политические и духовные основы современного демократического гражданского общества тесно взаимосвязаны между собой. К числу экономических принципов относятся многоукладная экономика, разнообразные формы собственности, регулируемые рыночные отношения. Политические основы гражданского общества обеспечивает демократический политический режим — разделение властей, децентрализация властных полномочий, политический плюрализм, доступ граждан к участию в общественных делах, верховенство закона и равенство всех перед ним. Духовные основы гражданского общества включают в себя свободу совести — право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отсутствие монополии одной идеологии, цивилизованность, высокую духовность и нравственность.
Таким образом гражданское общество формируют и развивают сами граждане, участвуя в решении проблем местного самоуправления и в профессиональной деятельности, где они создают свои организации, клубы и ассоциации. Все мы являемся членами гражданского общества — как члены семьи или студенты университета, как члены спортивных обществ или общественных организаций. Атмосфера гражданского общества — это атмосфера нашей повседневной гражданской жизни, в которой мы вольно или невольно принимаем участие. И поскольку на повседневную жизнь людей особенно ярко накладывают свой отпечаток национальные и культурные традиции и обычаи, религиозные верования и исторические особенности, то формы гражданского общества в разных цивилизациях достаточно сильно отличаются друг от друга. Русский философ А.И. Герцен справедливо заметил: «Кто в мире осмелится сказать, что есть какое-нибудь устройство, которое удовлетворило бы одинаковым образом ирокезов и ирландцев, арабов и мадьяр, кафров и славян» [1, с. 58].
Гражданское общество проходит в своем развитии ряд этапов, имеет свои особенности в каждой отдельной стране. Так, скажем, для западной цивилизации при формировании гражданского общества были характерны воздействия протестантской этики труда и индивидуализации общественной сферы. А опыт становления гражданского общества в некоторых странах Востока (Сингапур, Тайвань, Южная Корея и т.п.) свидетельствует, что возможно его развитие без индивидуализации западного типа и при усилении издавна существовавшей модели культуры (религии), например на базе конфуцианства, и сохранении традиционных политико-психологических феноменов поведения и сознания.
Повышенный интерес, который сегодня проявляется к проблеме гражданского общества, не случаен. Он связан с началом перехода человечества в новый этап своей эволюции, связанной не только с развитием научно-технической революции, но и возрастанием значения демократии и гуманизма. Развитие гражданского общества — по сути, это расширение практики самоуправления во всех сферах общественной жизни, повышение роли личности в политике.
Очевидным представляется вывод о сложном и длительном характере становления гражданского общества в России [2, с. 383].