Понятие, критерии и эволюция гражданского общества

Федеральное агентство по сельскому хозяйству РФ.

Федеральное государственное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

Вологодская государственная молочнохозяйственная

академия им. Н.В.Верещагина.

 

Кафедра истории России

 Реферат

По дисциплине: «Политология»

На тему: «Особенности формирования гражданского общества в России»

 

 

Выполнил

Студент 4 курса

Очного отделения

Факультета механизации с.-х,

Группы                                                                       Чугунов С. В.

 

 

Проверил                                                                          Кононова Г. М.

 

 

 

 

Вологда – Молочное

Г



СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

1. Понятие, критерии и эволюция гражданского общества…………….5

2. Особенности формирования гражданского общества в России……12

2.1. Проблема выбора и предпосылки становления

  гражданского общества………………………………………….12

2.2. Проблемы и трудности формирования гражданского

  общества в современной России…………………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...28

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время политический и академический дис­курсы в  России в целом изобилуют терми­нами типа «демократия», «свобода», «гражданское обще­ство». Их произносят как заклинания, они используются в качестве «неопровержимых» аргументов в дебатах, особенно когда «приклеивание» ярлыка противников демократии оз­начает для оппонентов политическое обвинение в нелояль­ности или намек на маргинальность. Сегодня мало найдет­ся политиков и общественных деятелей, которые бы строи­ли свои публичные выступления без опоры на лозунги де­мократии и прав человека. Достаточно взглянуть на программные документы большинства партий и общественных движений, редакционные статьи большинства общенацио­нальных газет и журналов, риторику легальных политичес­ких деятелей, чтобы увидеть, как все дружно собираются строить и развивать демократию и гражданское общество [8].

Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория политологии. Оно существует, не имея единого организационного центра. Составляющие граждан­ское общество общественные организации и объединения воз­никают спонтанно. Без какого-либо участия государства граж­данское общество превращается в мощную самоорганизующую­ся и саморегулирующуюся сферу общественной жизни. Более того, в одних странах оно есть и успешно развивается, а в дру­гих, в частности в бывшем СССР, его не было многие десяти­летия. Если такая огромная держава, как СССР, а также ряд других государств существовали без гражданского общества, может быть, в нем нет особой необходимости? Ведь есть госу­дарство, призванное управлять обществом, заботиться о его эко­номической и политической стабильности, росте благосостоя­ния народа и о многом другом.

В демократических странах выбирать, быть или не быть граж­данскому обществу, не приходится, ибо оно становится НЕОБ­ХОДИМЫМ. Гражданское общество есть важнейшая составля­ющая демократического государства. Степень развития граждан­ского общества отражает уровень развития демократии [4, с. 166].

В данной работе будут рассмотрены особенности  формирования гражданского общества в России.



ПОНЯТИЕ, КРИТЕРИИ И ЭВОЛЮЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

 

Гражданское общество—это сложное и многофакторное явление человеческо­го бытия. Оно является продуктом длительного исторического развития и начинает формироваться с разделением общества на государственную и негосударствен­ную сферы человеческой деятельности. В Европе глубокие и активные процессы его создания относятся к XVI-XVII вв., т.е. ко времени перехода к капитализму.

Постановка вопроса о гражданском обществе содержится уже в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, В. фон Гумбольдта и других просветителей в связи с теориями «общественного договора», «народного суверенитета» и т.п.

Так, в работе «Опыт установления границ деятельности государства» Гумбольдт выделяет три основных различия между государством и гражданским обществом. Во-первых, система национальных, общественных учреждений, формируемы «снизу» самими индивидами, и система государственных институтов; во-вторых, «естественное и общее право» и позитивное право, издаваемое государством; в-третьих, «человек» и «гражданин». Он приходит к выводу, что «государственный строй не есть самоцель, он лишь средство для развития человека»[1].

Г. Гегель подразумевал под гражданским обществом относительно независимую от государства совокупность отдельных индивидов, классов, групп и институтов, взаимосвязь которых регулируется гражданским правом. Он пока зал, что гражданское общество сформировалось в результате исторической транс формации всей общественной жизни, длительного диалектического движения от семьи к государству. Социум, образовавшийся в результате этого генезиса включает частнособственнические отношения, рыночную, экономику, социальные группы, институты, обеспечивающие жизнеспособность общества и реализацию гражданских прав. Г. Гегель признавал примат государства над гражданским обществом. Государство, по его мнению, как более высокоорганизованная органическая целостность выступает как бы гарантом действительной свободы гражданского общества и представляет общество в его единстве[2].

К. Маркс полагал, что государство, внешне как бы охватывая гражданское общество целиком, на самом деле служит интересам собственников господствующих социальных групп. Именно в гражданском обществе из его структур вышло буржуазное общество. Различие между двумя этими обществами произошло при переходе от феодального к буржуазному строю. Новый общественный характер экономических отношений создал новую основу для гражданских отношений, которые оказали существенное влияние на изменение взаимосвязи общества и го­сударства. «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, — писал К. Маркс, — и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества»[3].

Интересен подход к этой проблеме известного итальянского политолога А. Грамши. Он выделял в современном ему обществе первой половины XX в. три его составные части: экономическое (экономическая основа господства буржуазии — ее владение средствами производства и распределения), гражданское (семья, профессиональные ассоциации, частные клубы и организация) и политическое (государство). Под гражданским обществом А. Грамши понимал сеть «частных» организаций социальных классов и слоев, прямо не включенных в аппарат государственной власти: профессиональных, культурных, просвети тельных, религиозных, благотворительных, а также общественно-политических групп и объединений. Он располагал гражданское общество как бы между эко­номическим и политическим обществами, тесно связывая его как с данными экономическими структурами, так и с государством, ареной открытой классо­вой борьбы, которая получает свое разрешение и принимает политические и правовые (институциональные) формы господства. Исследуя рассматривае­мый феномен, он показал, что «на Востоке государство было всем, гражданское общество находилось в первичном, аморфном состоянии. На Западе между го­сударством и обществом были упорядоченные отношения, и, если государство начинало шататься, тотчас же выступала наружу прочная структура граждан­ского общества»[4].

Итак, можно сделать следующие выводы.

1. Гражданское общество — продукт исторического развития человечества, появившееся в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, нача­ла формирования правового государства,

2. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан обретения экономической самостоя­тельности на базе частной собственности.

3. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являет­ся ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридиче­скими правами со всеми другими гражданами.

4. Гражданское общество — это сила, находящаяся с государством в постоянном сложном, противоречивом диалектическом единстве.

5. В XX в. в развитых странах сформировался определенный тип гражданского общества, для которого характерны приоритет частной собственности и частнособственнических интересов, наличие значительного «среднего класса», высокий уровень жизни, большое количество разнообразных общественно-политических организаций, выражающих интересы различных социальных групп, своеобразный социально-психологический и политический менталитет и другие признаки.

6. В странах, вступивших на путь глубоких реформ, формируется переход­ный тип пока слабого, диффузного гражданского общества.

Иногда гражданское общество характеризуют как систему внегосударственных или внеполитических отношений между людьми. Такая точка зрения пред­ставляется упрощенной и неточной. Она не учитывает взаимовлияния этих фе­номенов, в частности, в политической сфере, «выводит» из рассматриваемого понятия общественно-политические организации. Большинство политологов и социологов придерживаются широкого толкования гражданского общества, справедливо полагая, что оно включает социально-политические отношения и как их элемент — политические группы. Гражданское общество можно опре­делить как устойчивую систему экономических, социально-политических, ре­лигиозных, духовно-нравственных, семейных, культурных и других общественных отношений, которые, определяя государственную политику, выражают волю граждан общества. В рамках этой своеобразной и обширной системы функ­ционируют различные общественные организации, движения, политические партии (кроме правящей), религиозные организации, экономические организа­ции и объединения и, наконец, сам человек как личность со своими семейными, профессиональными, досуговыми и другими разнообразными потребностями и интересами.

Гражданское общество добивается децентрализации власти государства за счет ее передачи самоуправлению, взаимодействия большинства и меньшинства на основе согласования позиций государственных институтов и общества. Дости­гается идентичность гражданских и профессиональных качеств человека, входя­щего как в то, так и в другое сообщество. Происходит обмен этими качествами, отсюда, как образно сказал российский политолог И.И. Кравченко, — «политич­ность гражданского общества и гражданственность политического».

Гражданское общество имеет свою, достаточно сложную внутреннюю струк­туру. Для него характерно наличие как множественных горизонтальных связей, так и существование нескольких их уровней или слоев.

Основу гражданского общества составляют экономические отношения, ос­нованные на многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом. Экономический плюрализм создает необходи­мые предпосылки для преодоления существующего отчуждения человека от средств производства. Гражданское общество только тогда проявляет свою жизнеспособность, когда его члены обладают конкретной собственностью или правом на использование и распоряжение собственностью, произведенный ими общественный продукт по своему усмотрению. Владение собственностью мо­жет быть частным или коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности — колхоза, кооператива, предприятия и т.д. — действительно является таковым. Наличие собственности является основопола­гающим условием свободы личности в любом обществе.

Следующий уровень — это социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Граж­данское общество основывается на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов множества социальных групп и слоев, их представителей. Причем это многообразие объективно стремится к постоянным изменениям, находится в динамике, образуя и прерывая вертикальные и горизонтальные связи.

Верхний слой гражданского общества — это отношения, связанные с инди­видуальным выбором, политическими и культурными предпочтениями, ценност­ными ориентациями. Это различные группы по интересам, политические партии (неправящие), движения, клубы, группы давления и т.п.

Тем самым обеспечивается культурно-политический плюрализм, предпола­гающий отрицание идеологических стереотипов, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан. Именно этот слой гражданского общества вклю­чает в себя наиболее социально активные институты, тесно соприкасающиеся с государственно-политической системой.

Отличительной чертой гражданского общества является культурный и поли­тический плюрализм. Оно жизнеспособно тогда, когда его члены имеют высо­кий уровень социального и интеллектуального развития, внутренне свободны и способны к самостоятельным действиям при включении в тот или иной инсти­тут общественной жизни. Гражданское общество генерирует развитое само­сознание, способность к объективному самоотчету. Оно способно через этику деятельности и тип личности создавать новое знание и материально его вопло­щать. Неслучайно именно в гражданском обществе по мере его становления формировались неэкономические факторы хозяйственной деятельности социу­ма и человека: этика труда, а, следовательно, и соответствующая нравствен­ность заданы типом личности работающего человека [2, с. 383].

Экономические, политические и духовные основы современного де­мократического гражданского общества тесно взаимосвязаны между со­бой. К числу экономических принципов относятся многоукладная эконо­мика, разнообразные формы собственности, регулируемые рыночные отношения. Политические основы гражданского общества обеспечивает демократический политический режим — разделение властей, децентра­лизация властных полномочий, политический плюрализм, доступ граж­дан к участию в общественных делах, верховенство закона и равенство всех перед ним. Духовные основы гражданского общества включают в се­бя свободу совести — право исповедовать любую религию или не испо­ведовать никакой, отсутствие монополии одной идеологии, цивилизо­ванность, высокую духовность и нравственность.

Таким образом гражданское общество формируют и развивают са­ми граждане, участвуя в решении проблем местного самоуправления и в профессиональной деятельности, где они создают свои организа­ции, клубы и ассоциации. Все мы являемся членами гражданского об­щества — как члены семьи или студенты университета, как члены спортивных обществ или общественных организаций. Атмосфера гражданского общества — это атмосфера нашей повседневной граж­данской жизни, в которой мы вольно или невольно принимаем учас­тие. И поскольку на повседневную жизнь людей особенно ярко накла­дывают свой отпечаток национальные и культурные традиции и обычаи, религиозные верования и исторические особенности, то фор­мы гражданского общества в разных цивилизациях достаточно силь­но отличаются друг от друга. Русский философ А.И. Герцен справед­ливо заметил: «Кто в мире осмелится сказать, что есть какое-нибудь устройство, которое удовлетворило бы одинаковым образом ирокезов и ирландцев, арабов и мадьяр, кафров и славян» [1, с. 58].

Гражданское общество проходит в своем развитии ряд этапов, имеет свои особенности в каждой отдельной стране. Так, скажем, для западной цивилизации при формировании гражданского общества были характерны воздействия про­тестантской этики труда и индивидуализации общественной сферы. А опыт станов­ления гражданского общества в некоторых странах Востока (Сингапур, Тайвань, Южная Корея и т.п.) свидетельствует, что возможно его развитие без индивидуа­лизации западного типа и при усилении издавна существовавшей модели культу­ры (религии), например на базе конфуцианства, и сохранении традиционных по­литико-психологических феноменов поведения и сознания.

Повышенный интерес, который сегодня проявляется к проблеме граждан­ского общества, не случаен. Он связан с началом перехода человечества в новый этап своей эволюции, связанной не только с развитием научно-техни­ческой революции, но и возрастанием значения демократии и гуманизма. Раз­витие гражданского общества — по сути, это расширение практики само­управления во всех сферах общественной жизни, повышение роли личности в политике.

Очевидным представляется вывод о сложном и длительном характере ста­новления гражданского общества в России [2, с. 383].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: