Схема движения крови в сердце при его наружном массаже

А - передвижение крови из желудочков в аорту и легочную артерию при надавливании на грудину и сжатии сердца, Б - поступление крови из вен в предсердия сердца после прекращения надавливания и расширении полостей сердца.

1 левое предсердие,2 - левый желудочек, 3 -. правое предсердие, 4 - правый желудочек, 5 - аорта, - легочная артерия,

Легочные вены,

3 полые вены, У - позвоночник, 10 - грудина. Стрелками показано направление движения грудины при наружном массаже сердца

 

 

Методика приема состоит в выполнении следующих действий.

1. Расположение пострадавшего. Для проведения наружного массажа сердца пострадавшего нужно быстро положить вверх лицом на твердую поверхность: пол, стол, землю, щит. Если пострадавший остается лежать на мягкой поверхности (диване, кровати), то под спину ему следует подложить твердый щит или широкую доску. Это нужно сделать потому, что на мягкой поверхности ввиду ее амортизации не удается сместить грудину к позвоночнику и сжать сердце.

У пострадавшего нужно расстегнуть пояс, освободить от одежды грудную клетку.

2. Определение места надавливания на грудину. Оказывающий помощь, став справа или слева от пострадавшего или спустившись на колени, если пострадавший лежит на полу или на земле, должен путем прощупывания найти у него нижний конец грудины, примерно на два пальца выше этого места расположить ладонь одной руки, а ладонь второй руки положить сверху под прямым углом. Пальцы на обеих руках следует свести вместе и приподнять,

3. Массаж сердца. Для осуществления наружного массажа сердца оказывающий помощь должен обеими руками, выпрямленными в локтевых суставах, производить толчкообразные ритмичные надавливания на нижнюю часть грудины.

 

 

При каждом толчке грудина должна прогибаться примерно на 3-4 см. При оказании помощи пожилым людям, у которых грудная клетка менее упруга и эластична, чем у молодых, нужно увеличить давление на грудину во время толчка, помогая себе тяжестью верхней части туловища.

Во избежание повреждения грудины, ребер и внутренних органов толчки следует делать резкие, но не чрезмерно сильные.

После осуществления толчка давление на грудину нужно прекратить, руки расслабить, не отнимая их от грудины. При этом грудная клетка пострадавшего расправляется, сердце заполняется кровью.

Толчки нужно производить ритмично, с частотой 60 раз в минуту, если пострадавший взрослый человек. Детям, до 10 - 12 лет массаж сердца делают одной рукой, с частотой 60-80 толчков в минуту, а детям до года - двумя пальцами в ритме до 100-110 толчков в минуту.

При восстановлении кровообращения появляется пульс, суживаются зрачки, кожа слегка розовеет.

Одновременное проведение искусственного дыхания и наружного массажа сердца

Остановка работы сердца сопровождается дыхательной недостаточностью, поэтому массаж сердца необходимо сочетать с искусственным дыханием.

Если помощь оказывают два человека, тогда один из них делает искусственное дыхание, а другой - массаж сердца. Причем их действия должны производиться не одновременно, а чередоваться: вначале один оказывающий помощь делает вдувание воздуха в легкие пострадавшего, затем другой совершает 4-5 нажатий на грудину. Можно чередовать 2 вдувания воздуха в легкие и 12-15 нажатий на грудину. Важно, чтобы во время вдувания воздуха в легкие не производились нажатия на грудину.

Если помощь оказывает один человек, то он чередует 2 быстрых вдувания воздуха в легкие пострадавшего с 12-15 нажатиями на грудину.

Искусственное дыхание и наружный массаж сердца не следует прекращать ни на минуту до прихода врача или появления самостоятельного дыхания и кровообращения.

Рассказывая учащимся о важности своевременного проведения приемов реанимации, знакомя ребят с методикой проведения искусственного дыхания и наружного (непрямого, закрытого) массажа сердца, учитель использует специальные плакаты или самодельные таблицы с изображением отдельных моментов изучаемых приемов. Практическое ознакомление школьников с методикой реанимационных Приемов целесообразно проводить на самодельном тренажере. Его можно сделать самостоятельно.

Устройство и изготовление тренажера

Тренажер (см. рис.2) для обучения искусственному дыханию. и наружному массажу сердца включает следующие основные части: модель головы, шеи и грудной клетки, резиновую камеру с трубками, имитирующими дыхательные пути и легкие, резиновый баллон (резиновая груша), имитирующий сердце.

Для контроля за правильностью проведения искусственного дыхания и массажа сердца к тренажеру подключаются электрические лампочки или используется другая система размером 14X9,5 см (лицевая часть модели головы), прямоугольник размером 9,5X6 см ("лоб" модели), 8 прямоугольников шириной 9,5 см для соединения боковых частей модели головы.

 

 

На заготовке лицевой части головы вырезают 2 отверстия, имитирующие нос рот. Затем из заготовок конструируют модель головы, скрепляя заготовки друг с другом с помощью деревянных брусочков и маленьких гвоздей. Брусочки крепят к заготовкам боковых частей модели и к ним уже прибивают заготовки-прямоугольники. Разумеется, брусочки должны быть расположены с внутренней стороны модели.

Модель шеи (см. рис.2, Б), Для ее изготовления из фанеры вырезают 4 прямоугольника размером 17X8 см (2 боковые, передняя и задняя стенки модели шеи). Их скрепляют с. помощью брусочков и гвоздиков. Затем в затылочной части модели шеи вырезают отверстие диаметром 1 см, через которое при сборке тренажера пропускают резиновую трубку, имитирующую трахею. Такое положение контроля, например водяные манометры, модель кровообращения и т.д.

Для изготовления тренажера нужны фанера, деревянные брусочки, резиновые и стеклянные Трубки, резиновые камера и груша тройник, 2 электрические лампы с проводами и 2 электроключа.

доврачебная помощь искусственное дыхание

Модель головы. Для ее изготовления вначале из фанеры вырезают заготовки: 2 одинаковых 11-угольника (боковые части модели головы), прямоугольник раз резиновой трубке придается специально: если модель головы тренажера во время отработки приемов искусственного дыхания не будет запрокинута назад, то резиновая трубка будет прижата (в месте отверстия) и воздух не будет поступать в модель легких.

 

Модель шеи при помощи 2 коротких болтов соединяют с моделью головы.

 

Модель грудной клетки (см. рис.2, В). Для ее изготовления из фанеры вырезают 6 прямоугольников: 1 размером 29X26 см (передняя часть модели грудной клетки), 2 размером 29X10 см (боковые стороны модели), 1 размером 25,5X10 см (брюшная часть модели), 2 размером 9X10 см (шейная часть модели). Затем вырезают из фанеры прямоугольник размером 60X26 см. На нем, как на основании, монтируют модель грудной клетки, скрепляя детали брусочками и гвоздями. Переднюю и брюшную части модели грудной клетки прикрепляют шурупами. Это Нужно для того, чтобы обеспечить доступ к полости модели.

Для того чтобы фанерный прямоугольник, имитирующий переднюю стенку грудной клетки, поддавался при надавливании на "нижнюю Честь грудины" смещению по направлению к основанию тренажера ("к позвоночнику"), необходимо нижнюю его часть сделать подвижной: вырезать небольшой ее участок (см. рис.3) и укрепить его на амортизаторах. Амортизаторы нужны для того, чтобы после окончания надавливания на "грудную клетку" нижний конец "грудины" возвращался в исходное положение. В качестве амортизаторов можно использовать пружины, полоски твердой резины, небольшие резиновые мячи и др. И подвижную часть передней стенки модели, и амортизаторы прикрепляют гвоздиками к дополнительному листу фанеры, который со всех сторон окружают направляющими деревянными планками, так, чтобы фанерный лист двигался между ними только вверх и вниз, как поршень в шприце. Под этот лист помещают модель сердца - резиновую грушу, заключенную в матерчатую сумочку, которую прикрепляют гвоздиками к нижней стенке модели грудной клетки.

Нижняя стенка модели грудной клетки служит одновременно основанием тренажера. Для сбора тренажера в шейную часть модели грудной клетки, в отверстие размером 8X10 см вдвигают на 1,5-2 см модель шеи и прикрепляют к основанию. Для этого в ее нижней стенке, в конце, обращенном к грудному отделу, и в основании тренажера делают отверстия. Через Которые Пропускают болт. Болт закрепляют таким образом, чтобы головной конец модели шеи можно было приподнимать на 2-3 см, а сама модель шеи при этом не смещалась бы сильно в стороны.

Воздухоносная система тренажера (см. рис.4) состоит из резиновой камеры, имитирующей легкие, и системы резиновых трубок, соединенных тройником.

В качестве резиновой камеры, имитирующей легкие, можно использовать камеру ручного мяча, футбольную камеру и др.

Резиновую камеру размещают в полости модели грудной клетки. К ней присоединяют резиновую трубку диаметром 0,6-0,8 см, пропускают ее, как показано на рис.4, через отверстие в нижней части модели шеи и далее в полость модели головы, где ее присоединяют к тройнику. От тройника отводят одну резиновую трубку к "носовому" отверстию модели, другую - к "ротовому" отверстию. В трубку, выведенную в "ротовое" отверстие, вставляют мундштук (например, стеклянную трубочку с оплавленными краями).

Электрическая схема тренажера. Контроль за правильностью выполнения приемов искусственного дыхания и массажа сердца можно осуществлять с помощью очень простой электрической цепи, состоящей из 2 электролампочек, 2 электроключей и системы проводов, соединение которых в цепь показано на рис.5. Электрические ключи (каждый с пружинной пластинкой, которая отводит рычаг от контакта и размыкает цепь) устанавливают в полости модели грудной клетки. Один ключ укрепляется в месте расположения резиновой камеры, имитирующей легкие, другой - в области подвижной части модели грудной клетки, рядом с резиновой грушей, имитирующей сердце.

При вдувании воздуха в резиновую камеру она расширяется, ее стенки давят на рукоятку рычага ключа, контакты соединяются, и электрическая цепь замыкается. При замыкании цепи электролампочка загорается. Когда воздух выходит из резиновой камеры, давление на рычаг ключа прекращается, пружинная пластинка отводит его от контакта, цепь размыкается, и электрическая лампочка выключается.

Второй ключ замыкает электрическую цепь в момент надавливания на подвижную часть модели грудной клетки, при смещении ее вниз (по направлению к основанию тренажера) на 3-А см. Количество нажатий на "грудину" соответствует числу вспышек электролампочки.

Вместо электрических пластиночных ключей можно использовать тонкие металлические пластинки, например, от скоросшивателя. В этом случае к металлическим пластинкам припаивают или плотно прижимают зачищенные концы разрезанного провода. После этого пластинки прикрепляют гвоздиками к деревянным частям полости модели грудной клетки так, чтобы они замыкали цепь в момент вдувания воздуха в модель легких (или в момент надавливания на модель грудины).

Электрические лампочки укрепляют на боковой стороне модели грудной клетки (см. рис.2).

Собранный тренажер можно раскрасить: на модели головы схематически изобразить волосы, уши, глаза, брови, рот, нос; на модели грудной клетки - плечи, руки, нижний конец грудины, отходящие от нее ребра.

Хранить тренажер нужно под специально сшитым чехлом.

Отработке на тренажере приемов искусственного дыхания и массажа сердца целесообразно посвятить всю вторую половину занятия.

Перед проведением практической работы учитель знакомит учащихся с устройством и принципом работы тренажера. Затем, установив тренажер на кушетке или на полу, подключает электрическую цепь тренажера к сети, ватным тампоном, смоченным спиртом, обрабатывает мундштук "ротового" отверстия модели, накрывает его кусочком марли и предлагает учащимся приступить к выполнению приемов реанимации. (Если каждый обучающийся будет пользоваться своим носовым платком или отдельным кусочком марли, то дезинфекцию мундштука можно не проводить.)

 

 

Учащиеся отрабатывают на тренажере последовательно все изученные приемы оказания доврачебной помощи.

Правильность выполнения приемов контролируется с помощью электрической цепи тренажера. Так, если оказывающий помощь при вдувании воздуха в дыхательную систему тренажера не зажмет носовое отверстие модели, то значительная часть воздуха выйдет через него наружу, резиновая камера, имитирующая легкие, не расширится, электрическая лампочка не загорится. В случае, если учащийся забудет запрокинуть назад модель головы, воздух при вдувании также не поступит в модель, легких, так как резиновая трубка, соединяющая "ротовое" отверстие с резиновой камерой, будет пережата. Последнее имитирует перекрытие воздухоносных путей у пострадавшего человека, лежащего с незапрокинутой головой.

Тренажер может быть использован не только на факультативных, но и на кружковых занятиях, а также на уроках анатомии, физиологии и гигиены человека, посвященных ознакомлению учащихся с доврачебными методами восстановления, дыхания и сердечной деятельности. Причем выполнение изучаемых приемов peанимации могут продемонстрировать на тренажере сами школьники, посещавшие факультативные занятия и хорошо изучившие эти приемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: