Глава 2. Ознакомление школьников с некоторыми приемами доврачебной помощи

Введение

 

В программе факультативного курса "Физиология человека" предусмотрено ознакомление учащихся с доврачебными методами восстановления дыхания и сердечной деятельности. Для изучения этого Материала целесообразно отвести специальное двухчасовое занятие и на нем рассказать ребятам о важности оказания доврачебной помощи пострадавшему при Несчастном случае, пояснить, в чем состоит суть этой помощи, ознакомить учащихся с методикой реанимационных процессов и с помощью самодельного тренажера научить школьников выполнять эти приемы.


Глава 1. Авторский элективный курс "основы медицинских знаний": задачи и содержание программы

 

Авторский элективный курс "Основы медицинских знаний" предлагается для учащихся, проявивших интерес к физиологии, анатомии и другим биологическим дисциплинам. Курс рассчитан на 17 часов.

Занятия по предпрофильному обучению будут способствовать овладению учащимися системой медицинских знаний, которые помогут лучшему усвоению знаний курса анатомии и физиологии человека. Программа знакомит школьников с процессами, происходящими в организме человека, с гигиеническими правилами, направленными на сохранение здоровья людей, оказания первой медицинской помощи в критических ситуациях.

Возрастная направленность программы - учащиеся 8 - 9 классов, имеющие подготовку в области анатомии и физиологии человека. Предусмотрено ознакомление с приёмами оказания доврачебной помощи, повышающие понимание важности выполняемого дела.

Программа имеет прикладное значение - профориентация учащихся на медицинские специальности врача, медсестры, санитара.

Результатом изучения элективного курса "Основы медицинских знаний" является зачет, где проверяется не только теоретическое знание вопросов медицины, но и практические навыки, полученные на уроках курса.

Основные задачи курса:

1. сформировать общее представление о медицине как о науке, возникшей в глубокой древности, великих ученых Гиппократе, Авиценне, Сербском и других выдающихся светил прошлого;

2. формировать интерес к изученному предмету - анатомии человека;

3. вооружить учащихся знаниями и практическими навыками оказания первой доврачебной помощи в различных опасных для жизни ситуациях;

4. содействовать воспитанию физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физически и духовных качеств;

5. дальнейшее формирование у учащихся умения самостоятельно находить материал и практически применять его.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение (2 часа)

История медицины.

Организм как целостная система.

Практическая работа №1. Рассматривание под микроскопом нормальных и патологических мазков крови человека.

2. Опорно-двигательный аппарат. Оказание доврачебной помощи при переломах костей, вывихах, растяжении связок (5 часов)

Понятие о травме. Виды травм. Механическая травма. Ссадины, кровоподтёки. Переломы костей: травматические и патологические. Открытые и закрытые переломы. Обнаружение переломов, оказание первой помощи.

Вывих, причины вывихов, их обнаружение. Частичный вывих. Оказание первой помощи при вывихах.

Растяжение связок. Оказание первой помощи. Правила наложения повязок. Стерильность повязок. Шинирование.

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.

Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.

Практические работы:

№2. Рассматривание рентгенограмм с различными переломами костей. Наложение шин на верхние и нижние конечности.

№3. Виды повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой суставы, спиральная повязка на палец руки и стопы. Восьмиобразная повязка на голеностопный сустав, косыночная повязка на предплечье и плечо.

№4. Шапочка Гиппократа.

№5. Виды повязок при травмах груди и живота.

№6. Повязки на тазобедренный сустав. Эвакуация больного с травмой позвоночника.

3. Кровь. Оказание первой помощи при кровотечениях (3часа)

Кровь. Состав крови. Общие свойства крови: скорость оседания эритроцитов (СОЭ), группы крови, свёртывание крови. Кроветворные органы. Иммунитет. Воспаление - реакция всего организма. Антибиотики, их открытие и применение.

Кровотечение: наружное и внутреннее, их характеристики. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по предупреждению заражения раны. Перевязочный пакет. Обеззараживание рук и перевязочного материала. Остановка кровотечения посредством прижатия артерии пальцем, наложения давящей повязки. Наложение жгута при ранении крупных сосудов. Жгуты: резиновый, матерчатый, самодельный. Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа. Борьба с болью.

Практические работы:

№7. Определение гемоглобина в крови человека, определение группы крови человека, определение СОЭ.

№8. Накладывание давящей повязки, жгута.

7. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульт (1 час)

Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, возможные причины и возникновение.

Практическая работа

№9. Первая медицинская помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте.

7. Первая медицинская помощь при остановке сердца (1 час)

Понятие о клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки.

Практическая работа:

№10. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.

6. Первая помощи при некоторых неотложных состояниях (2часа)

Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией. Первая помощь при утоплении. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах. Первая помощь при судорогах.

7. Заключение (1 час)

Итоговый урок-зачет с элементами практических заданий

 


Глава 2. Ознакомление школьников с некоторыми приемами доврачебной помощи

 

В начале занятия учитель рассказывает о том, что у человека при травматических повреждениях, кровотечении, отравлении, утоплении, поражении электрическим током, молнией и в других несчастных случаях может внезапно остановиться дыхание и прекратиться работа сердца, в этом случае пострадавший нуждается в немедленной доврачебной помощи. Немедленной, потому что спустя 4-5 мин после прекращения сердечной деятельности и дыхания в организме развивается кислородное голодание (гипоксия), которое ведет к нарушению функций всех органов и систем. К недостатку кислорода особенно чувствительны клетки коры больших полушарий головного мозга: после 5-минутного прекращения кровообращения в них наступают серьезные, практически необратимые изменения, и тогда спасти жизнь человека невозможно. Поэтому именно в первые 4-5 мин свидетели несчастного случая должны, не теряя ни секунды, приступить к оживлению (реанимации) пострадавшего: искусственному дыханию "изо рта в рот" или "изо рта в нос и наружному (непрямому, закрытому) массажу сердца. Успех этих реанимационных мероприятий зависит от того, как скоро начинают оказывать помощь пострадавшему. Чем раньше приступают к восстановлению сердечной деятельности и дыхания, тем выше эффективность оживления.

Следует особо обратить внимание ребят на то, что спасти жизнь пострадавшему при различных несчастных случаях может нe только медицинский работник, но и любой человек, владеющий простыми приемами искусственного поддержания дыхания и кровообращения. Но нужно знать их. Поэтому в нашей стране проводится постоянная работе по ознакомлению людей различных профессий с доступными методами реанимации. Ученые и врачи постоянно выступают на страницах научно-популярных журналов "Наука и жизнь" и "Здоровье" со статьями, в которых освещаются приемы первой доврачебной помощи пострадавшему (эти статьи печатаются под рубриками "Это должен уметь каждый", "Это обязан знать каждый", "Умейте оказывать помощь"). Организуются телевизионные передачи, посвященные ознакомлению широких слоев населения с методами искусственного дыхания и наружного массажа сердца. И уже известно много случаев, когда люди, не имеющие отношения к медицине, после обучения методам реанимации или просмотра телевизионных передач на эту тему возвращали жизнь пострадавшим.

Далее учитель, еще раз подчеркнув важность овладения каждым человеком приемами реанимации, рассказывает о сути приемов искусственного дыхания и наружного (непрямого, закрытого) массажа сердца, раскрывает современную методику этих приемов.

Искусственное дыхание по способу "изо рта в рот" и "изо рта в нос"

Суть приема состоит в искусственном осуществлении вентиляции легких, что позволяет не допустить развития кислородного голодания и способствует восстановлению естественного дыхания.

Методика приема состоит в выполнении следующих действий,

1. Проверка и очистка верхних дыхательных путей. Прежде чем начать искусственное дыхание, необходимо убедиться, свободны ли верхние дыхательные пути. Для этого у пострадавшего следует быстро открыть рот и, если в нем есть жидкость, слизь, ил, песок, удалить их с помощью любой мягкой ткани. Съемные зубные протезы нужно снять. Расстегнуть у пострадавшего воротник, пояс.

У утонувшего после извлечения его из воды следует удалить из дыхательных путей и желудка попавшую туда воду. Для этого оказывающий Помощь должен поло жить пострадавшего животом на бедро своей ноги, согнутой в коленном суставе, и надавить ладонью на его спину между лопатками несколько раз. Когда вода вытечет, следует еще раз очистить рот и затем безотлагательно приступить к искусственному дыханию. Не следует стремиться удалить всю попавшую воду, так как на это уйдет много времени.

На перечисленные процедуры, связанные с проверкой проходимости дыхательных путей для воздуха и очистки рта, не должно затрачиваться более 30-45 с.

2. Расположение пострадавшего. Для проведения искусственного дыхания "изо рта в рот" или "изо рта в нос" нужно положить пострадавшего на спину и максимально запрокинуть его голову назад. В этом положении язык не закрывает вход в гортань, просвет воздухоносных путей расширяется, доступ воздуха в легкие открыт. (В противном случае язык прикрывает вход в гортань и воздух в легкие не поступает.) Для удержания головы в запрокинутом состоянии под плечи пострадавшего можно положить валик, скатанный из одежды.

3. Осуществление искусственного дыхания. Оказывающий помощь должен встать на колени у головы пострадавшего, положить одну руку ему под шею, а другую на лоб, удерживая голову пострадавшего в максимально запрокинутом положении, сделать глубокий вдох, зажать пострадавшему ноздри рукой, лежащей на лбу, плотно прижать свой рот (можно через платок или марлю) к открытому рту пострадавшего и вдуть в него воздух.

Вдувать воздух следует резко и ДО тех пор, пока грудь пострадавшего не начнет заметно подниматься.

Сделав вдувание, оказывающий помощь должен отстраниться от пострадавшего и ждать, пока у того произойдет выдох.

Выдох у пострадавшего происходит пассивно, вследствие создавшегося повышенного давления в легких, тяжести грудной клетки и эластичности реберных хрящей. Во время выдоха грудная клетка опускается и возвращается в исходное положение.

По окончании выдоха у пострадавшего оказывающий помощь должен снова произвести вдувание. В 1 мин следует сделать 12-16 вдуваний (в соответствии с числом дыхательных движений в норме). Этого вполне достаточно для поддержания искусственной вентиляции легких.

Искусственное дыхание по способу "изо рта в нос" проводят тогда, когда челюсти 'Пострадавшего плотно сжаты, В этом случае оказывающий помощь кладет одну руку на лоб пострадавшему, а другой, поддерживая нижнюю челюсть, закрывает рот в момент вдувания воздуха в нос.

Наружный (закрытый, или непрямой) массаж сердца

Суть приема состоит в искусственном продвижении крови по сердечно-сосудистой системе, что позволяет поддерживать кровообращение и способствует восстановлению естественных сокращений сердца.

Сердце человека расположено в грудной полости между грудиной и позвоночником. Если во время потери сознания, когда у человека расслабляются все мышцы, в том числе и мышцы грудной клетки, надавливать руками на грудину, то ее удается смещать на 3-5 см по направлению к позвоночнику, При этом сердце сдавливается, и кровь из его желудочков поступает в артерии большого и малого кругов кровообращения. Когда давление руками на грудину прекращается, грудная клетка расправляется, полости сердца расширяются и заполняются кровью из вен (см. рис.1). Ритмично сдавливая таким образом сердце, можно искусственнее поддерживать кровообращение, предупреждая тем самым нарушение функций жизненно важных органов и стимулируй

 

Рис.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: