Развитие «коллективной безопасности» в середине 30-х годов

Введение.

В конце 20 начале 30-х годов международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы стали зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).

Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.

С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство определило новые задачи своей внешней политики: отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер; признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика "умиротворения"); борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.

Предпосылки политики «коллективной безопасности»

Нормализация отношений Советского государства с европейскими странами началась в начале 20-х годов. Первым договором стал советско-английский торговый договор от 16 марта 1921г. Вскоре было подписано советско-германское временное торговое соглашение. Аналогичные соглашения вскоре были заключены с Норвегией, Австрией, Италией. Данией и Чехословакией. В 1922г. в Генуе прошла Международная экономическая и финансовая конференция, в которой приняли участие 29 стран. Вопросы о разоружении, поставленные советской делегацией, были отклонены другими делегациями. Позиция западных держав включала требования уплаты долгов царского и Временного правительства, возвращение национализированной собственности иностранцам, предоставления иностранцам возможности заниматься в советской стране торговой и экономической деятельностью с правами, которые они имели в других странах. К согласию не пришли. Было решено передать спорные вопросы на рассмотрение на конференцию экспертов в Гаагу. Конференция в Гааге закончилась безрезультатно. Участие в Лозаннской мирной конференции в 1922г., на которой рассматривались вопросы мирного урегулирования на Ближнем Востоке, также продемонстрировало несовместимость позиций Советской России и западных стран. Более результативно для СССР складывались двусторонние отношения. В ходе Генуэзской конференции в Рапалло был подписан двусторонний советско-германский договор(1922г.). Его подписание было расценено, как попытка сорвать Версальскую международную систему, которая стала складываться в послевоенной Европе. В октябре 1925 г. подписывается торговый договор с Германией и консульская конвенция, в 1926 г. СССР и Германия подписали договор о ненападении и нейтралитете. Сложнее развивались советско-английские отношения. Долгое время отношения были очень напряженными. Проявлением этого был меморандум Керзона, содержащий ряд ультимативных требований: прекращение подрывной деятельности в Иране и Афганистане, прекращение религиозных преследований в СССР и др. Опасаясь эскалации напряженности, советское правительство пошло на удовлетворение ряда требований. Окончательно конфликт между Москвой и Лондоном был урегулирован в 1923 г. После этого, в январе 1924 г. СССР был официально признан Великобританией. В августе этого же года был подписан Общий договор и Договор о торговле и мореплавании. Обострение дипломатических отношений произошло в 1926 г. во время стачки английских горняков, когда советское руководство через профсоюзы оказало помощь бастующим. В 1927 г. дипломатические отношения между странами были разорваны. С другими странами дипломатические отношения были более стабильными. Установлены и поддерживаются дипломатические отношения с Италией, Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией и Францией. Только с США не установлены отношения.

В это время СССР проводит более активную политику в отношении азиатских стран. После окончания гражданской войны укрепило мирные отношения с государствами, расположенными на южных рубежах страны - с Ираном, Афганистаном, Турцией. К концу 20-х годов усилилось влияние СССР на мировой арене. Период конца 20-х - середины 30-х годов характеризовался относительно стабильным положением на западных границах СССР; положение на восточных рубежах было иным. Конфликт на КВЖД в 1929г., японская агрессия в Маньчжурии и Шанхае 1931-32 гг., переросшая в войну между Японией и Китаем. Отношения между Китаем и СССР восстановились к 1932г., отношения с Лондоном возобновились в 1929г. Отношения СССР и США в этот период были нестабильными. Дипломатические отношения с США были установлены в 1933г., после прихода в Белый дом Рузвельта.

С середины 30-х годов Москва активно поддерживает идеи создания систем коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке, которые должны были привести к союзу с демократическими странами и к изоляции Германии и Японии. В 1934г. СССР приняли в Лигу Наций - международную организацию, предшественницу ООН.

Развитие «коллективной безопасности» в середине 30-х годов.

Развитие международных отношений в 30-е годы проходило в сложной обстановке. Капиталистический мир был потрясен экономическим кризисом 1929–1932 гг. Кризис привел к обострению внутренних противоречий, усилил экономическое и политическое соперничество между крупными империалистическими державами. Приход к власти нацистов имел далеко выходящее за национальные рамки значение и оказал сильное влияние на изменение всего политического климата на Европейском континенте. Агрессивная милитаристская сущность фашистских режимов, их яростная антибольшевистская и антисоветская пропаганда стали оказывать всевозрастающее воздействие на выработку внешнеполитического курса европейских государств. Возросла угроза странам — победителям в первой мировой войне, и в то же время укрепились расчеты Лондона и Парижа использовать нацистский режим в качестве «бастиона» против большевизма. [1]

Политика Советского правительства была направлена на обеспечение безопасности СССР и предотвращение войны. Государственное и партийное руководство СССР считало, что враждебное социализму капиталистическое окружение неизбежно предпримет военные акции против Советского Союза. В середине 30-х годов стало ясно, что наиболее вероятными противниками в войне выступят Германия, Италия и Япония. В Советском Союзе был взят курс на интенсивное развитие военных отраслей промышленности и укрепление обороноспособности страны.

В то же время советское руководство считало необходимым укрепить международное положение страны путем расширения связей с неагрессивными капиталистическими государствами, создать на договорной основе систему коллективного отпора агрессии. Отношения Советского Союза с капиталистическими странами характеризовались глубоким взаимным недоверием и подозрительностью. В СССР существовало вполне обоснованное опасение относительно возможности формирования единого антисоветского блока империалистических государств. Для советского руководства не было секретом, что германский лозунг «Дранг нах Остен» встречал весьма благожелательное отношение в Париже и Лондоне, что агрессия фашистских государств может быть направлена против СССР.

Политика Советского Союза в свою очередь вызывала недоверие со стороны западных держав. Тезис ВКП(б) о неизбежности крушения капитализма и победы социалистической революции в мировом масштабе трактовался на Западе как программа советского экспансионизма. Поддержка Советским Союзом революционных движений расценивалась правыми лидерами буржуазии как проявление «революционного мессианства Советов». Победы Народных фронтов в Испании и Франции в 1936 г. напугали буржуазию Западной Европы, которая поспешила объяснить успехи левых сил «происками Москвы». Курс советского руководства на повышение военного потенциала СССР использовался антикоммунистической и антисоветской пропагандой для распространения мифа о «советской военной угрозе». Многие политические лидеры Запада, рассматривая нацистскую Германию как «бастион против большевизма», обосновывали таким путем политику «умиротворения» агрессора, которая фактически поощряла замыслы наиболее реакционных сил империализма, направленные против СССР.

В 1935 г. Советский Союз уже имел дипломатические отношения с 36 странами мира, в том числе со всеми ведущими капиталистическими державами. Советское правительство заключило договоры о дружбе с Турцией и Йеменом, договор о гарантиях и нейтралитете с Ираном, договоры о ненападении с Латвией, Эстонией, Польшей, Францией, Италией и Афганистаном. В 1936 г. был подписан протокол о взаимопомощи между СССР и Монгольской Народной Республикой. Расширение связей Советского Союза с другими государствами увеличивало возможности активного влияния советской политики на развитие международных отношений.

Отношение Советского государства к Лиге Наций не оставалось неизменным. В первые годы существования Советской власти эта международная организация, созданная после окончания первой мировой войны, занимала антисоветские позиции, объединяя империалистические державы в борьбе против Советской России. Однако международная обстановка менялась. Советское государство превратилось в державу, с существованием которой приходилось считаться всем странам мира. Агрессия Японии в Китае, рост военных приготовлений фашистской Германии, выход этих государств из Лиги Наций создавали непосредственную военную угрозу в Европе и Азии. В этих условиях участие СССР в международной организации, устав которой предусматривал противодействие агрессии, стало желательным для многих стран — членов Лиги Наций. Инициативу в приглашении СССР в Лигу Наций взяла на себя Франция. [2]

В решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 20 декабря 1933 г. был включен пункт о возможности при определенных условиях вступления СССР в Лигу Наций. Советское руководство не переоценивало эффективность деятельности Лиги Наций, но считало возможным участвовать в коллективных акциях этой международной организации против военной угрозы со стороны наиболее агрессивных сил империализма.

15 сентября 1934 г., получив от имени 30 стран — членов Лиги Наций приглашение вступить в эту организацию, НКИД СССР направил председателю XV Ассамблеи Лиги Наций письмо, в котором указывалось, что Советское правительство принимает приглашение как выражение желания большинства членов Лиги Наций сотрудничать с Советским Союзом, готово стать членом Лиги Наций и принять на себя соблюдение международных обязательств, вытекающих из Устава Лиги. Советское правительство официально заявило, что оно не несет ответственности за решения, принятые Лигой Наций до вступления СССР. Кроме того, СССР выразил свое несогласие с принятой Лигой Наций системой мандатов, которая фактически являлась формой колониального [82] господства, а также высказал сожаление по поводу отсутствия в статье 22 Устава обязательств расового равноправия. Глава советской делегации на XV Ассамблее Лиги Наций в своей речи 18 сентября подчеркнул, что Советский Союз вступает в международную организацию как государство новой социально-политической системы, сохраняя присущие ей особенности.

По мнению Советского правительства, эффективность коллективных мер по противодействию агрессии могла быть обеспечена только в том случае, если будет достигнуто согласие международного сообщества по определению реальной опасности, если будет создана международно-правовая основа для установления самого факта агрессии. Поэтому еще ранее, на Конференции по сокращению и ограничению вооружений в феврале 1933 г., советская делегация внесла проект декларации относительно определения агрессии. Советский Союз предлагал дать наиболее полное определение агрессии, т. е. зафиксировать различные действия нападающей стороны, которые могут повлечь за собой политические, экономические и военные санкции мирового или регионального сообщества в рамках коллективной безопасности во имя сохранения мира.

Предложенная Советским Союзом декларация по определению агрессии явилась новым явлением в международном праве и получила широкий отклик в мировом общественном мнении и в правящих кругах многих государств. В июле 1933 г. СССР подписал конвенцию об определении агрессии с 10 государствами: Эстонией, Латвией, Польшей, Румынией, Турцией, Ираном, Афганистаном, Чехословакией, Югославией и Литвой. В январе 1934 г. к конвенции присоединилась Финляндия. Однако ведущие капиталистические страны — США, Великобритания, Франция, Италия, Германия и Япония — не подписали конвенцию, ослабив тем самым основы создания коллективной безопасности. Развивая концепцию коллективной безопасности, советская дипломатия предлагала дополнить механизм обеспечения мира наряду с деятельностью Лиги Наций системой региональных пактов. В беседе с французским министром иностранных дел Л. Барту в Женеве 18 мая 1934 г. нарком иностранных дел СССР М. М. Литвинов говорил о системе многосторонних пактов, которые должны были охватить государства тех регионов, где назревала угроза войны и агрессии. Советский нарком считал целесообразным образовать «три замкнутых круга» — восточноевропейский, тихоокеанский и средиземноморский, которые могли сформироваться в результате региональных соглашений о взаимной помощи против агрессии с участием государств, заинтересованных в сохранении мира в этих районах. По мнению Советского правительства, региональные пакты должны были иметь тесную связь с Лигой Наций и создавать более гибкий и более эффективный механизм противодействия агрессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: