Методы организации патриотического воспитания

  В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков патриотических качеств особую роль сыграли  П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации патриотического воспитания, выделил для себя группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:

№   п/п Группа методов Методы Свойства методов
I. Методы формирования сознания личности Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера      Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.  
II. Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
III. Методы стимулирования деятельности и поведения Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

Считается важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности, активности воспитанников;

- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;

- принцип опоры на положительное в человеке;

- принцип включения в деятельность.

 

Формы организации патриотического воспитания.

Форма организации работы по патриотическому воспитания в основном – коллективная, но также используется групповая и индивидуальная формы работы.

 

 

 

 


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было и остает­ся одной из самых важных задач педагогов муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества. Чувство кровной связи с Родиной, страной является основой нравственности человека. Вот почему это чувство необходимо развивать в ребенке всеми средствами.

 

Педагоги Центра строят учебно-воспитательный процесс так, чтобы из  стен учреждения мог выйти человек с такими пре­красными человеческими качествами, как любовь к Родине, верность чести и долгу, товарищеская взаимопомощь и солидарность, гражданственность и коллективизм.

 


Заключение

Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

 

2002-2003 учебный год показателен тем, что учительство района, школьные коллективы, управленческие структуры с творческим настроем развернули работу по празднованию 60- летия Победы в Курской битве.

В системе проводилась патриотическая работа в Беленихинской, Призначенской, Береговской, Журавской, Подолешенской школах.

Широко использовались возможности школьных музеев, залов и уголков бое­вой славы, активизировалась поисковая работа, проведено большое количество раз­нообразных мероприятий.

Смотры, конкурсы, соревнования всколыхнули, объединили усилия школы, семьи, детских общественных организаций и объединений.

Разнообразии по форме и содержанию уроки истории, краеведения у учителей Прохоровской гимназии (Мишурин А.А., Селюкова В.Н.), Прелестненской средней школы (Крупская Т.А.), Вязовской СШ (Волобуева Л.Я.), Беленихинской СШ (Кобзева Г.Н.), Призначенской СШ ( Суляев Н.М.). Они дают благодатную почву для формирования у учащихся гражданственности и патриотизма.

На нашей земле, обильно политой кровью советских солдат, созданы и дейст­вуют в школах музеи, залы, уголки экспозиций Боевой славы. Большая поисковая, экскурсионная работа в музеях Беленихинской, Призначенской, Прелестненской, Вязовской школ, Прохоровской гимназии даёт свои результаты. В атмосфере совме­стной деятельности, сотрудничества и сотворчества организуется свободное время детей, корректируется поведение «трудных подростков», создаются условия для самореализации личности школьников.

Всего в районе паспортизировано 12 школьных музеев (историко- краеведческих, этнографических, естественно - научных). По итогам смотра — конкурса побе­дителями стали музеи Беленихинской, Призначенской школ, Прохоровской гимна­зии.

Неотъемлемой частью районных массовых дел с детьми являются марафоны, эстафеты, акции, встречи, которые организует и проводит Дом детского творчества:

> в 1998 г. - конкурс знатоков истории Великой Отечественной войны

«Подвиги отцов в наследство сыновьям», патриотический марафон «Память людская», краеведческая викторина «Фронтовые дороги»;

> в 1999г. - эстафета патриотических дел школьников «Традиции отцов в на­следство сыновьям»,

> в 2000г.- краеведческая викторина «Память земли Прохоровской»,

> в 2001 г. - эстафета юных патриотов «Помним, храним, дорожим», конкурс авторских стихотворений «Солдатский подвиг».

Такие мероприятия формируют у детей гражданскую позицию, сохраняют и поддерживают историческую память в сердце подрастающего поколения.

Важная роль отводится в нашем районе детским общественным объединениям и организациям, которые из года в год совершенствуют формы и методы воспитания личности ребенка.

Педагоги умело используют потенциал детских и молодежных организаций в процессе патриотического, гражданского, нравственного воспитания.

В районе - 26 детских объединений, в программу деятельности каждого входит патриотическое направление. В Прохоровской гимназии действует патриотическая организация «Славянка», в детском объединении «Дом» Беленихинской СШ ра­ботает творческая группа «Тимуровцы», в пионерской организации «Истоки» Подолешенской СШ - штаб «Поиск». Более 10 детских объединений взяли в основу своей деятельности проект «Отечество» областной программы «Мы вместе».

Вопросы патриотического воспитания постоянно рассматриваются и обсуж­даются на заседаниях методических объединений, советах отдела образования, на коллегиях администрации района, на семинарах с руководителями образовательных учреждений.

В 2001- 2002 учебном году прошло 4 заседания РМО учителей истории и обще­ствоведения. Проблема, над которой они работали: «Патриотическое воспитание учащихся через систему уроков и внеклассных мероприятий». Эта тема взята пото­му, что в школах района накоплен богатый материал по краеведению, созданы музеи, проводятся краеведческие олимпиады. Все это позволяет полнее решать задачу патриотического воспитания учащихся.

Для реализации данного направления работы учителя истории в рамках РМО проводили открытые уроки, мероприятия, обсуждения докладов, рефератов, конкур­сы творческих работ педагогов. Уроки были даны в Прелестненской СШ (учитель Крупская Т. А.) по теме «Наш край в годы Великой Отечественной вой­ны», в Прохоровской гимназии (учитель Селюкова В.Н.) по теме «Музей как ере д-ство патриотического воспитания учащихся». На учебных и внеклассных занятиях были показаны основные методы и формы совершенствования патриотического воспитания учащихся. Наиболее ярко и впечатлительно прошло творческое дело в Беленихинской СШ в феврале 2002 г. по теме«Великая Отечественная война в судьбе страны, в судьбе села». В его проведении активное участие принимали ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла. В заключение мероприятия был по­казан видеофильм о проводимой в школе патриотической работе.

Из класса в класс, как по ступенькам, поднимаются школьники района в по­знании величия подвига нашего народа в минувшей войне, в битве на Огненной ду­ге. Об этом говорят результаты районных и областных творческих конкурсов.

В прошедшем учебном году районный методкабинет рекомендовал руководителям РМО продолжить работу по дальнейшему воспитанию патриотизма у уча­щихся образовательных учреждений. В этой связи в январе 2003 года в Призначенской школе прошло заседание РМО учителей истории по теме «Использование но­вых педагогических технологий в процессе патриотического воспитания на уроках истории и обществознания». Метод объединение преподавателей ОБЖ провело се­минар «Совершенствование патриотического воспитания учащихся через работу военно-патриотических клубов» (на базе Прелестненской СШ), в планах других МО также прослеживалась целенаправленная работа по патриотическому воспитанию учащихся.

В июне 2003 г. на секции заместителей директоров школ по воспитательной работе прошел «круглый стол» на тему «Актуализация содержания воспитатель­ной работы в общеобразовательных учреждениях», где обсуждались вопросы ду­ховно - нравственного, патриотического и гражданского воспитания школьников.

Региональный подход отражается и в содержании учебного процесса. С введе­нием базисного учебного плана в школах преподаются такие предметы, как «Рито­рика», «Развитие речи», «Речь и культура общения», «Русская словесность», «Изобразительное искусство и художественный труд». Программы этих курсов со­вершенствуют знания учащихся по русскому языку, русской литературе, преду­сматривают изучение русских национальных традиций с использованием местного материала. К таким занятиям дети собирают сказки и легенды, пословицы и поговорки, вобравшие в себя мудрость и юмор русского народа, дающие богатый мате­риал для развития у школьников умения видеть прекрасное и в быту, и в окру­жающей жизни. На уроки педагоги школ приглашают местных умельцев, организуют выставки их работ. Эти замечательные люди рассказывают об особенностях ста­ринных промыслов, их связи с настоящим, делятся с учениками своим творческим опытом.

Вопросам совершенствования патриотического воспитания учащихся большие внимание уделяется на Советах отдела образования.

Так, в ноябре 2001 года анализировалось формирование и развитие воспита­тельных систем школ. В ходе рассмотрения проблемы отмечена положительная ра­бота педагогического коллектива Радьковской СШ по созданию школы - музея, а в постановлении руководителям школ рекомендовано совершенствовать краеведче­скую работу как системообразующий компонент воспитательной системы школы.

В апреле 2002 года рассматривался вопрос «О выполнении постановления главы Прохоровского района №365 от20 ноября 2001 года о районной программе «Патриотическое воспитание граждан Прохоровского района на 2001- 2005 годы». Состояние дел показало, что педагогические коллективы организованно и в системе, интересно и образно строят учебно-воспитательный процесс с учетом требований нынешнего времени, возрастных особенностей и интересов детей. В каждом образовательном учреждении по рекомендации отдела разработана «Программа патриотического воспитания учащихся на 2001-2005 годы», с декабря 2001 года началась их реализация. Ежегодно в школах проводится большое количество мероприятий пат­риотического характера. На основании приказа отдела образования №166 от 20. 09. 2001 года в большинстве учебных заведений района созданы военно-патриотические клубы, которыми руководят преподаватели ОБЖ и истории. Большую роль в формировании нравственности, гуманизма, гражданственности играют детские об­щественные организации и объединения. Их программы деятельности - это про­граммы воспитания патриотов.

Районная команда на областном смотре - конкурсе военно-патриотического воспитания вошла в десятку лучших.

На совете отдела было отмечено, что:

1) ряд педагогических коллективов школ недостаточно использует краеведческий принцип обучения, в результате чего школьники плохо владеют историей родного края;

2) не придается должного внимания подготовке юношей к службе в армии,

3) не во всех школах созданы детские объединения, в программах деятельности которых имеются проекты патриотического характера.

Сегодня, когда российское общество переживает один из сложнейших периодов развития, патриотическое воспитание в учебно-воспитательном процессе при­обретает особую значимость. С учётом этого была спланирована в 2002 году работа постоянно действующих семинаров директоров школ, заместителей директоров школ по воспитательной работе.

В июне 2002 года на семинаре в Прелестненской средней школе на тему «Пат­риотическое воспитание как основа формирования гражданских качеств личности» руководители общеобразовательных учреждений района познакомились со структурой воспитательной системы этого заведения, в котором бережно хранят память о славных земляках, о героическом прошлом русских людей, а также ведут целенаправленную работу по обновлению содержания обучения и воспитания.

В сентябре 2001 года по инициативе отдела образования и администрации школы здесь был открыт кадетский класс. Цель его создания - воспитание людей, готовых ради Родины к самопожертвованию, людей, способных беззаветно служить своей Отчизне. Его профиль – милицейский. Дети при общении с лучшими специалистами органов внутренних дел не только познают азы и содержание профессии, научатся уважать труд следователей, инспекторов милиции, работников ГИБДД, пожарных, постовых, но и окрепнут морально и физически. В ходе обучения в этом классе учащиеся пройдут следующие виды подготовки:

-    радиотехническую;

- автовождение и ремонт автомобилей;

- компьютерную;

- спортивно-техническую;

- атлетическую;

- правовое обучение;

- следственное дело;

- изучение ПДД;

- психологическую.

В процессе реализации «Проекта создания кадетского (милицейского) класса в Прелестненской средней школе в 2001-2002 годах» игровое и имитационное начала будут сочетаться с реальной живой практикой: походами, соревнованиями, стрель­бами.

Ежегодно в августе педагоги района собираются на большой педагогический совет. Он оказывает весомое положительное влияние и на учителей, и на предстоя­щие в новом учебном году образовательный и воспитательный процессы.

Ведущая тема в 2001 году - «Проблемы повышения качества обучения и вос­питания, учащихся в условиях реформирования системы образования». Пленарная часть конференции органично сочеталась с секционными формами, содержание ра­боты которых предусматривало анализ, изучение передового опыта учителей, рекомендации по следующим вопросам:

1) роль музейной педагогики в формировании личности школьника (1 секция);

2) работа с родителями по формированию патриотизма у школьников (2 секция);

3) методики организации и проведения кружков, студий, клубов с учащимися по         интересам (3 секция).

Предсентябрьские встречи в 2002 году подвели итоги работы и определили основные направления деятельности общеобразовательных учреждений по пробле­ме «Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание учащихся». Это развитие вариативности учебно-воспитательного процесса, его разноуровневости и разнопрофильности, совершенствование управленческих технологий, создание условий для максимальной самореализации личности каждого воспитанника, мак­симально возможное сервисное обслуживание учащихся.

Рекомендации конференции нацелили его участников на воспитание у молодого поколения основных понятий, определяющих духовную жизнь нации. Экспозиции школьных музеев должны отражать работу с семьёй по составлению ее родословной и традиций семейного воспитания.

Одна из рекомендаций августовской конференции 2002 года обратила внимание педагогов на необходимость активного сотрудничества с советами ветеранов воины и тру­да, которые подчас сами являются инициаторами воспитательной работы с учащи­мися. Общение с ветеранами даёт подрастающему поколению возможность глубже почувствовать наши национальные достоинства, острее пережить привлекатель­ность природы русского человека, показать, каким чертам русского характера непозволительно исчезнуть из народной памяти. Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность, совестливость - качества, которые воспитывают ветераны в наших детях.

Следует отметить, что предметом постоянного внимания отдела образования и педагогических коллективов является здоровье детей. Рекомендации проводимых по этой проблеме районных мероприятий направлены на формирование у учащихся здорового образа жизни, способствуют воспитанию школьников, неравнодушных к судьбе своей школы, своего села, своей страны.

Патриотическое воспитание - сложный долговременный процесс. Он нужда­ется в стройной системе мероприятий, учитывающих как возрастные особенности и интересы учащихся, так и необходимость более тесного объединения здесь возмож­ностей школы, семьи и общественности. В целях реализации важных задач патриотического воспитания в 2002-2003 уч. году были проведены районная спартакиада допризывной и призывной молодёжи, районный конкурс школьных сочинений «Моя Россия», районный конкурс на лучший реферат, сочинение, рассказ, посвященный 60-летию Победы в Курской битве, районный слёт военно-патриотических клубов, районная конференция «Совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников средствами музейной педагогики», создан районный рукописный альбом - эстафета «Белгородчина - малая родина, отчий край дорогой», посвящённый 60-летию Победы в Курской битве и 50-летию образования Белгородской области, проведён районный смотр-конкурс учебных кабинетов по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

В целях гармоничного духовного развития личности ребёнка, привития ей ос­новополагающих принципов нравственности, формирования у школьников бережного отношения к истории и традициям края, оказания реабилитационной помощи молодёжи, пострадавшей от алкоголизма и наркомании отделом образования совместно с НОУ «Прохоровский детский дом - школа» в 2003 году создан духовно-просветительский центр. Он объединил деятельность библиотек, школы, учреждений здравоохранения и социальной защиты п. Прохоровка, а также филиалов, расположенных в населённых пунктах района.. Основной базой центра является Прохоровский Православный детский дом-школа, а также библиотека Н.И. Рыжкова, фонд которой содержит духовно-православную, просветительскую литературу, жизнеописания святых, материалы, пропагандирующие здоровый образ жизни, видеоматериалы с информацией о православной культуре.

В структуру центра входит семейно-педагогический клуб, в рамках которого функциони


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: