МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОММЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Дисциплина «ЛОГИСТИКА»
Специальность 080111 «Маркетинг»
220501 «Управление качеством»
Москва 2008г.
Методические рекомендации для преподавателя разработаны на основании Государственного образовательного стандарта специальностей: 080111 «Маркетинг», 220501 «Управление качеством».
Методические рекомендации для преподавателя рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Менеджмент»
Протокол №_____ «_____» ____________ 2008 г.
Зав кафедрой «Менеджмент»
д.э.н., проф. Платонова Н.А.
Методические рекомендации для преподавателя одобрены Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»
Протокол № ________ «____»_______________200_г.
Методические рекомендации для преподавателя разработал:
доцент кафедры «Менеджмент»
к.э.н., доцент Виноградова М.В.
профессор кафедры «Менеджмент»
д.э.н., проф. Неруш Ю.М.
Согласовано:
Зам. проректора - начальник
Учебно-методического управления
к.э.н., доцент Дуборкина И.А
Начальник
Методического отдела Рыженок Н.В.
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Логистика» является дисциплиной федерального компонента блока общеобразовательных дисциплин специальности 080111 «Маркетинг» и блока дисциплин специализации специальности 220501 «Управление качеством».
Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с методами эффективного построения организационных систем на основе рационализации управления логистическими потоками.
Дисциплина «Логистика» строится на современных представлениях предпринимательства и бизнеса и является базовым направлением развития.
Объектом изучения логистики являются логистические потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывают использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов в производстве и в сфере обращения. Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Принципиальная новизна логистического подхода – органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода – сквозное управление логистическими потоками, управление которыми всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. В условиях рыночных отношений единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.
Изучение дисциплины «Логистика» предполагает наличие у студентов знаний по курсам «Математика», «Маркетинг», «Теория организации», «Менеджмент», «Экономический анализ», «Статистика» и др.
Структура дисциплины логистика представлена на рис. 1.
Основной задачей дисциплины является формирование и развитие у студентов системного подхода к организации материалопроводящих цепей и систем, к их анализу с точки зрения обеспечения эффективности функционирования рассматриваемых цепей и систем.

Рисунок 1 – Структура дисциплины «Логистика».
Необходимость изучения логистики при профессиональной подготовке специалистов по маркетингу и управлению качеством связана с тем, что повышение эффективности деятельности предприятия должно основываться на поиске возможностей снижения стоимостных и временных затрат на продвижение материального потока в сферах производства и обращения.
Современный специалист в области маркетинга и управления качеством должен знать и уметь применять на практике методы логистики. Он обязан владеть теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями в части организации и управления системами материально-технического снабжения, распределительными центрами, транспортным хозяйством, производством, на макро- и микроуровнях.
В соответствии с учебными планами названных специальностей изучение данной дисциплины предполагает проведение лекций, практических занятий, самостоятельную работу студентов.
На первом занятии необходимо раскрыть сущность дисциплины, показать роль и место ее среди других курсов учебного плана, а также в системе наук управления, дать структуру изучаемых тем, познакомить с учебной литературой.
В ходе чтения лекций преподаватель обязательно должен давать план изложения материала, отметить литературные источники, наиболее ярко раскрывающие данную тему, в конце лекции подвести итоги, сделать выводы, ответить на вопросы студентов. При рассмотрении любого вопроса на лекции целесообразно не только раскрывать теоретические аспекты, т.е. термины, определения, формулировки принципов, методов, функций, зависимостей, закономерностей, законов, но и приводить практические примеры, показывать возможности использования знаний теории организации в практической деятельности.
Целью проведения практических занятий является формирование навыков и умений использования полученных теоретических знаний для анализа, оценки деятельности, выявления общих и специфических черт различных логистических систем, цепей, потоков, характеристики различных функциональных областей логистики, решения задач оптимизации управления логистическими потоками с использованием методов, принципов и подходов логистики.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕКЦИЙ.






