Снижение уровня жизни и доходов простых людей

не носят национального характера, т.е. опрошенные разных национальностей сошлись в мнении, что надо делать в первую очередь. Но дальше возникает фактор "татарского" вопроса (и если данные нашего исследования подтвердятся, то и "казахского" вопроса). Именно для этих национальных групп обострение межнациональных отношений является следующим (4 место) за тремя вышеуказанными факторами и оттесняет по отдельным группам снижение уровня жизни. И что очень существенно, так это теоретическая близость русского и татарского населения (молодежи) и следующие за ней близость татарского и казахского (что усиливает гипотезу о возможности возникновения "казахского вопроса"). Спрашивается, что можно сделать? В данном случае для татарской молодежи? (Если речь идет пока о ней).

Остановить рост цен местные органы не могут, а вот обуздать на месте преступность пока (а может уже иллюзия?) местные органы обязаны, и это приведет к выпусканию части национальных паров.

Точно так же часть этих паров можно переключить на экологию - это по силам местных органам. Нужно только, чтоб кто-то за это взялся не как за очередную кампанию, а как за постоянную заботу и работу. И татары, и казахи, и все остальные займутся делом, а не поиском врага, который вырывает последний кусок хлеба. Корабль тонет! - Вот, что главное, и заделать, хотя бы частично, течь можно, лишь создав условия для самодеятельности молодежи по поводу повышения уровня жизни и доходов. Займите их предпринимательством - и пар националистический воплотится в дух конкуренции и заработает на общество и стабильность в городе. Обеспечит общество здоровье человеку - и нет еще одного условия для "национального" гнева. Займутся культурой (об этом кричат и общие цифры - корни там) - и не будет национализма.

В общей структуре факторов успеха наибольшая близость татар с украинцами (0,954), с русскими (К=0,945), наименьшая (К=910) с башкирами.

ТАБЛИЦА №23

национальность коэффициент корреляции (татары)
русские 0,945
украинцы 0,954
башкиры 0,910
казахи 0,920

В целом жизненная стратегия молодых татар выглядит как устремленная на получение: - образования; трудолюбия; инициативность; находчивость; связи с нужными людьми, совпадающая с украинцами и русскими и отличающаяся от башкир и казахов. У двух последних стратегии менее разнообразны, что свидетельствует о меньшей возможности адаптации к изменяющимся условиям, но и одновременно к меньшей (агрессивности) экспансии во все сферы жизни общества. А это, в свою очередь, может породить антитатарские настроения в среде башкир и казахов из чувства зависти. В то же время эта экспансия может восприниматься негативно и русскими, и украинцами, в силу схожести позиций и, следовательно, конкуренции интересов. В неуправляемой форме это чревато конфликтами.

Думается, что здесь - одна из ниточек в клубке межнациональных отношений. Нужно либо по принципу спроектировать разрешение этого конфликта между представителями этих позиций в одном социальном пространстве, либо в физическом пространстве будет происходить разделение этих групп и растаскивание всех сфер по национальному признаку с помощью силы и оружия.

Структура возможных форм протеста в случае ущемления жизненных интересов.

Наиболее близки позиции татар с русскими и казахами, но эта близость очень настораживает при незначительной доминанте такой формы защиты, как обращение в судебные органы - что вполне социально приемлемо, но на втором месте у этих трех национальностей - самостоятельная борьба всеми доступными средствами, в том числе и насильственными. Это очень тревожный сигнал об общем росте агрессивности, и традиционные способы снятия напряженности и поиска справедливости - обращение к органам власти, помощь депутата, средств массовой информации - перестают работать. Ставка на силу как способ решения конфликта очень опасна. Какие институты могут снять напряженность? Практически из существующих никаким властным структурам нет доверия и веры, то же можно отнести и к законным (на сегодня) средствам.

Выход - усиленно и оперативно строить пространство - круглый стол - по поводу не существующих, а точнее скрытых, но уже начинающих проявляться национальных позиций и противоречий. Культивировать идеологию партнерства и демонстрировать ее на практике, причем немедленно. Отметим также, что деление по политическому признаку сейчас предпочтительнее, чем деление по национальному.

Единственным институтом, который пока реально влияет на позицию молодежи, остается семья, и у татарской молодежи здесь есть важное различие в позиции к межнациональным бракам. Если у всех преобладает безразличное отношение к ним, то у татар положительное отношение к таким бракам стоит на первом месте. Хотя в целом, кроме казахов, 80-85% молодежи относятся или безразлично, или положительно к межнациональным бракам.

В целом ситуация диктует: нужна городская концепция и программа управления межнациональными процессами, а молодежная программа должна быть ее существенной составляющей.

НРАВСТВЕННАЯ, ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ

Нравственный аспект ценностной ориентации молодежи содержится в любых видах жизнедеятельности, поэтому выделить его "в чистом виде" довольно сложно. Это обстоятельство определило наличие нравственно-ценностных факторов фактически во всех блоках рассмотренных отношений. Но, тем не менее, выделенные социально-деятельностные сферы еще не исчерпали всех черт нравственного портрета молодежи, и именно этот последний мы позволим дать самой молодежи, сталкивающейся с этим объектом непосредственно и чаще других.

Что же видит сама молодежь в себе, как рисует свой образ? Что считает внутренней природой своей?

ТАБЛИЦА №24

Характеристики современной молодежи % ответивших
стремление жить сегодняшним днем, не думая о завтра 50,5
эгоизм, индивидуализм, пристрастие к спиртному 39,0
пассивность в общественной жизни 34,0
равнодушие к учебе и работе 32,6
потребительское отношение к жизни и людям 32,1
стремление к пустому времяпровождению 30,7
неуважение к людям старшего поколения 24,8
честность, принципиальность 8,4
чуткость, отзывчивость 8,3

Первые 7 позиций кричат о помощи, о необходимости экстренных спасательных работ. Кого же мы растим? О сохранении кого печемся? Решаем важные вопросы о заботе, защите, помощи? "Пробиваем" дотации, распределяем "подарки"? Что здесь выбрано и поставлено на карту нашего общественно-политического энтузиазма? Стремление жить сегодняшним днем или пристрастие к спиртному? А может, потребительское отношение ко всему или стремление к пустому времяпровождению? Во имя чего копья ломаем, распределяем крохи тщедушного общественного продукта? Ведь ситуация вопите о том, что кормежка - то взращивает какого-то монстра, и чем лучше мы ищем, чем ему брюхо набить, тем лучше он растет и развивается? Здесь трудно удержаться на холодной научной объективности, бесстрастно препарируя смертельно больное общество. Мы сегодня говорим о социальном неблагополучии, но понимаем ли, что грядущее его страшно? Что сегодня если и имеем что-то положительное, то лишь то, что взращивалось не нами - в предыдущие десятилетия, и в лице старших поколений удерживает сегодня (пока!) социальную лодку на плаву. Сами же сегодня растим своих могильщиков (дай бог, чтоб не в буквально-персональном виде). Обществу уже пора создавать Комитеты общественного спасения, оно же изыскивает средства, чтобы осуществить "всеобщую ваучеризацию - оперативно и в срок". Говоря в эмоциональных категориях (иначе нельзя, когда видишь, смертельные судороги) - театр абсурда! Есть ли понимающие этого? Посмотрите не слепо на свое подрастающее поколение. Его черты - вот они, в таблице. Молодежь рисует свой собственный портрет.

С чем она связывает свои надежды в жизни, на что ориентируется в представлениях о возможных средствах достижения жизненного успеха?

ТАБЛИЦА №25

средства достижения жизненного успеха % ответивших
образование 64,9
связи с "нужными людьми" 43,6
способности, талант 36,7
трудолюбие 32,6
целеустремленность, решительность 32,1
отзывчивость, доброта, чуткость 10,0
бережливость 9,4
забота о себе (эгоизм) 5,6
принципиальность 4,6
активное участие в общественной жизни 2,5

Отраден факт хотя бы декларативного признания значимости образования, трудолюбия, целеустремленности. "Декларативность" же здесь напрашивается в сочетании с другими, уже известными позициями. При высоко заявленной ценности образования, откуда равнодушие к учебе? (Смотри предыдущую таблицу). Проинтерпретировать это хотелось бы позитивно, то есть, не уличать респондентов в противоречии и лжи, а понять, какой факт делает совместимыми эти 2 позиции? А таковыми является реальный облик образования, который на сегодняшний день задачу обеспечения успеха может выполнить только формально, но в сочетании со "связями нужных людей" худо-бедно может решать эту проблему и содержательно. Отсюда и понимание значения "образования", за которым кроется "получение диплома", что и обеспечивает истинную цену этого фактора, а во всех других интерпретациях порождает скуку и равнодушие. Вот связи с "нужными" людьми на сегодня еще (а возможно, всегда) - не формальная, а реальная ценность, которая фактически перекрывает содержательно и первый фактор. Кстати, эту ценность не всегда нужно воспринимать критически. Оттенок аморальности он несет тоже сугубо конкретно-исторически. Он плох лишь там и постольку, где и поскольку протекционизм "нужного человека" подменяет реальный уровень таланта, трудолюбия, образованности, культуры. Когда позволяет "пролезть" к общественной "кормушке" серости и никчемности, обедняя фактом своего наличия как общество (дозволяя растрачивать его материальный и не усиливая его деятельностный ресурс), но и саму эту "серость", которая, возможно, таковой стала лишь потому, что изначально ей было известно о существовании "толкачей" и не было необходимости напрягаться, мобилизовываться, растя себя "антисеростью". Не секрет, что этот факт у нас имеет достаточное распространение, являясь каналом ослабления социального потенциала нашего общества.

Но у проблемы этой ведь имеется другая история, интерпретация, оценка. Если же под "нужными людьми" подразумевать субъектов, социально-ориентированных, с государственным подходом к делу, да еще выступающих не только со своей личной позицией протекционизма, покровительства и помощи истинным талантам, истинно целеустремленным и работоспособным, а еще и оформленной в соответствующие общественные структуры, отношения и нормы, то это есть действенный канал как формирования общественного ресурса и усиления его потенциала, так и социальная поддержка, или механизм социализации, подрастающего поколения в истинном позитивном смысле.

Два других приоритетных фактора - способности и трудолюбие являются личностно-отнесенными характеристиками, и играют свою инициирующую роль (или наоборот порождают пассивность) в зависимости от самооценки субъекта. Если он считает себя способным и заставит себя быть трудолюбивым, веря, что этих средств достаточно для достижения успеха в жизни, он может (при адекватной самооценке) стать деятельным субъектом. Если нет - то уйдет в пассив. Здесь необходима социальная работа (если мы не хотим потерять этих людей как социальный ресурс - а в этом общество должно быть заинтересовано) по адекватной самооценке, самоориентации и направлении этой деятельности вовремя в нужное русло и в нужные формы. Здесь обязательно необходима социально-психологическая, психолого-педагогическая работа с молодежью для работы в этих ценностных установках и обращения их во благо этим людям и обществу в целом. Кроме того, нужна содержательно-деятельностная поддержка, своевременное включение молодых людей в какие-то (желательно индивидуально-определенные) виды и формы деятельности, посильные и способные удовлетворить по какому-нибудь параметру (материальный, профессиональный, познавательный и др.) интересы, где молодой человек получал бы подтверждение своей позиции не на словах, а на деле, добиваясь своих маленьких жизненных успехов сейчас, рано, даже с 12-13 лет, проверяя свое понимание ценностных ориентиров и утверждая их в себе.

Обратим внимание и на нижнюю часть таблицы. Активное участие в общественной жизни замыкает таблицу средств достижения жизненного успеха. Объяснение этому фактору дано выше, но его устойчивое замыкающее место говорит о непаханой целине этого направления работы. Наиболее непопулярными, т.е. признанными наиболее недейственными в достижении жизненного успеха, являются сегодня, в понимании и оценках нашей молодежи, принципиальность, бережливость, чуткость, отзывчивость и доброта. Заметим, что это все сплошь - личностно-моральные факторы. Да, мораль к делу не подошьешь - такова наиболее распространенная у нас сейчас нравственная точка зрения. Если совместить, например, эти факторы с головными в таблице ценностей, то получается, что образование несовместимо с чуткостью, отзывчивостью и добротой. Из этого же можно понять, что в отношениях с "нужными людьми" эти характеристики никак не предполагаются. Смелость и решительность не сочетаются с принципиальностью. Перечень можно продолжить. Вывод один - или такова наша реальность, или осмысленности даже в наблюдаемых и в общем-то правильно фиксируемых факторах очень мало. Обыденное мышление плохо простаивает эту логику, взаимосвязи одних фактов с другими. Прогноз здесь такой, а из него и рекомендации. Часть абстрактных и формальных установок будет наполняться новым реальным содержанием (дай бог, чтобы нашими молитвами - позитивным содержанием) и простаивать видимую связь реальных и уже замеченных ценностей с теми, которые еще не видятся и не воспринимаются молодежью как ценности, т.е. движущие факторы успеха. Но осмысленность в этот процесс можно и нужно закладывать через образование, культуру, целенаправленное влияние прессы, телевидения и т.п. Уже сейчас задача трудная, но решаемая. В конце концов, облик американского супермена, которого невозможно помыслить иначе, как с блистательной улыбкой, в безукоризненном костюме и заметим! - с безукоризненной нравственностью (этика современных ценностей - в большой мере порождение капитализма, осознавшего нравственность не как благое пожелание, а как неизбежное средство выживания) - есть порождение как рекламы (что есть на поверхности), а гораздо больше - длительной, систематической и целеустремленной воспитательной работы и обработки массового сознания. Не позаимствовать ли нам у них, наконец, позитивный опыт, в наших позитивных целях?

Досуг все еще по традиции считают второстепенной сферой, где, якобы, человек отдыхает, а, следовательно, ничего полезного для общества не создает. Но в нашем случае он выдвигается в разряд первостепенных. Ведь правильно понятая социальная функция организации досугового пространства и времени вскрывает первостепенность ее именно с точки зрения воспроизводства человека как личности. Мало того, что именно здесь человек набирается сил, которые затем и потребляются, в первую очередь, в собственно производственной сфере, и это означает, что плохо или неправильно организованный досуг не воспроизводит человека даже как рабочую силу, делая его неспособным производить ни материальные, ни духовные ценности. Но кроме этой общей для любого человека позиции, досуг для молодого человека играет особую роль. Можно даже сказать, что досуговые формы, в определенном смысле, для некоторых возрастных интервалов являются определяющим способом жизнедеятельности и становления социализованного индивида.

В нашей стране долгое время господствовал не технологичный и, по сути, неправильный подход к организации досуга населения в целом и молодежи, в частности. Этот подход каждый ощутил на себе, когда массовик затейник изо всех сил стремится расшевелить публику, а та и не знает что и как ей делать. Эстетические установки и ценности нашей молодежи формируются и реализуются формально в выборе тех или иных форм досуга и времяпровождения, а содержательно - в выборе тех или иных форм и жанров искусства и литературы, которые они посещают, читают, потребляют. Здесь сегодня следует отметить превалирование потребительски-пассивных форм. Так, при указании форм проведения досуга главное место занимает телевизор.

ТАБЛИЦА №26

форма проведения досуга % ответивших
смотрят телевизор 46,1%
общаются с друзьями 35,3%
занимаются домашними делами 32,6%
слушают пластинки и магнитофон 28,0%
читают художественную литературу 26,9%
гуляют с друзьями 20,5%
имеют хобби и занимаются любимым делом 19,8%
ходят на дискотеки 18,0%
занимаются спортом 15,5%
не знают, чем заняться, просто отдыхают 15,5%
читают газеты и журналы 11,3%
тусуются в парке и на улице 8,8%
смотрят видео         6,7%

Общение с друзьями и занятия домашними делами составляют, вместе с телевизором, тройку приоритетов в проведении свободного времени. Самыми непопулярными являются видео, тусовки (не путать с прогулками в обществе друзей по городу) и чтение газет и журналов. Хобби и спорт заняли, соответственно, 7-ю и 9-ю строчку в таблице рангов. Общение с друзьями увлекает почти половину всех молодых людей (эта форма досуга отмечена ок.20% из всех принятых в молодежной среде форм). Заметим, что телевизор, пластинки, книги - это потребление культуры, а это около 30% всех ответов. 7,5% ответов - вообще пустое убиение времени. Около 30% ответов отмечают хотя бы какую-то активность (ходят в гости, гуляют с друзьями, ходят на дискотеки или занимаются спортом).

Понятно, что выбор форм досуга - показатель в большой степени возрастной. Например, тусовка в парке или на улице приемлема как способ времяпровождения только в очень молодом (до 20 лет) возрасте и наиболее распространена в среде 16-18-летних. Прогулки с друзьями по городу - до 22 лет, но наиболее распространены у 15-20 летних. Общение с друзьями - ценность от 16 до 21 года, хотя, в отличие от первых двух досуговых форм, "умирающих" после достижения определенного возраста, ценность этой формы досуга сохраняется во всех возрастных категориях. Чтение газет и журналов начинает привлекать людей после 22, а особенно с 25 лет и старше. Прослушивание музыки в пластинках и магнитофонных записях предпочитают юные, от 14 до 19 лет, хотя сохраняется интерес к этому занятию до 26-27 лет. Дискотека как полноценная форма досуга принимается исключительно самыми молодыми, от 14 до 20 лет, после 23 лет люди на дискотеки уже вообще не ходят. Интерес к художественной литературе имеет свой взлет и падения. Наиболее высоко котируется чтение художественной литературы сперва в возрасте 14-15 лет, затем интерес несколько падает, и снова возобновляется после 25 лет. Телевизор завоевал, как уже говорилось выше, самую высокую ступеньку в таблице рангов, и ему отдают свое почтение и предпочтение все возрастные группы. Занятия спортом заинтересовывают людей старше 17 до 24 лет, домашние дела занимают время у 14-15-летних, затем наблюдается спад, а с 20 лет и старше они превращаются в одну из ведущих форм проведения свободного времени. Видео, будучи еще технически не очень доступным фактором, мало для кого является основным досуговым средством. Наконец, незнание, чем заняться, довольно устойчиво характеризует молодых людей от 14 до 24 лет, особенно в возрасте от 15 до 19 лет.

Эта информация может быть очень широко использована при желании или намерении влиять на процессы организации досуга молодежи. Так, отвлечь, скажем, 16-18-летних от праздных и зачастую криминогенных тусовок можно специальной организацией адресных возрастных телепрограмм или распространением форм музыкального общения. Людям с 20 лет и старше необходимо облегчать домашний труд, занятия которым занимают большую часть досугового пространства. Для молодежи 15-19 лет следует шире разнообразить, ее надо активно информировать и включать в различные формы деятельности, чтобы не только рационально и эффективно занять ее свободное время, которое она сама не знает, чем занять, но и научить организации и построению своего досуга. Учитывая, что наиболее читающей художественную литературу является молодежь 14-15 лет, следует соответствующим образом контролировать и формировать фонд доступной литературы, заботясь о его широте, полноте, качестве. Можно практиковать формы литературного общения для этого возраста. И так далее.

Семейная специфика переставляет ценности. И если на 1 месте у холостяков стоит телевизор, то у семейных - домашние дела. Прослушивание музыки входит в тройку приоритетов у холостяков (после телевизора и друзей), а семейные отдали этому всего 5% голосов и поставили на 7 ступеньку. Тусовки, прогулки с друзьями, дискотеки, спорт - здесь везде можно наблюдать преимущественно несемейную молодежь. Семейные больше общаются с друзьями, читают газеты и журналы, читают книги и отдают дань своему хобби. На тусовках и прогулках, на дискотеках и видеовечерах проводит время учащаяся молодежь. Работающая - общается с друзьями, занимается любимым делом, читает газеты и журналы, занимается домашними делами. Из учащейся молодежи больше всего тусуются в парках и на улицах школьники, популярность общения с друзьями возрастает от школьников к студентам (7,6 - школьники; 11,4 - учащиеся техникумов; 15,0 - студенты). Газеты и журналы больше занимают время у студентов вузов, а меньше всех - у учащихся техникумов. Прослушиванию музыки наиболее отдают дань школьники, но к вузу это увлечение остывает (14,2 - школьники; 10,9 - ССУЗы; 8,0 - ВУЗы). Чаще других посвящают себя любимому делу школьники, менее всего - техникумовцы, зато на дискотеках последних вы встретите чаще других. Художественная литература наиболее распространена в среде школьников, наименее - среди студентов ВУЗов, а спорт, наоборот. По уровню доходов, любопытно отметить разницу в формах досуга у самых обеспеченных и самых малообеспеченных респондентов. Первое место в обеих группах "взял" телевизор, на 3 место вышло общение с друзьями. А вот различия: на 2 месте у малообеспеченных - домашние заботы, а у высокообеспеченных - музыка. На 4 позиции у малообеспеченных - художественная литература, причем заметим, что ее поклонников здесь почти в 3 раза больше, чем среди высокообеспеченных, которые поставили ее на 8-10 места, зато занятия спортом, занявшие 4 строчку у высокообеспеченных, снискали благосклонность у вдвое большего числа людей, чем это имеет место в группе малообеспеченных, для которых спорт находиться на 9 месте. Таким образом: "бедные" больше читают (напомним, что это преимущественно школьники), а "богатые" больше занимаются спортом. Чтение газет и журналов одинаков непопулярно и у тех, и у других, "обеспеченные" в 5 раз больше приобщены к видео, но вдвое меньше их бывает на дискотеках, наконец, их вдвое чаще можно уличить в праздном времяпровождении и незнании, чем заняться. Кстати, отметим, что праздность и незнание, чем занять время, стабильно возрастают по мере повышения обеспеченности людей.

В последнем - просматривается довольно тревожный синдром, хотя он и согласуется с размышлениями по предыдущим блокам вопросов. Обеспеченность людей расхолаживает: они "сдают" по всем содержательно-позитивным позициям: меньше заняты любимым делом, меньше читают, меньше занимаются домом (если только под "домом" не понимать бытовую рутину), больше тусуются, гуляют, занимаются музыкальным прослушиванием, спортом, видео, больше не знают, куда себя деть в свободное время. То есть, обеспеченность больше выглядит не как средство, снимающее с человека проблемы и позволяющее посвятить себя полноценному делу и отдыху, а самоцель - достиг, а дальше что? Куда это деть? Слоняться без дела! Так что новоявленным нашим нуворишам еще только предстоит осваивать культуру времяпровождения и досуга, превращая свою обеспеченность в ресурс для саморазвития. Огромное поле для работы!

Организация общественно-приемлемых и общественно-положительных форм досуга - это работа, требующая высокой информированности о специфически - групповых ценностях, вкусах, пристрастиях, а также грамотного построения не только в плане используемых и распространяемых форм, но и в плане направленности на общественное и личностное благо, на развивающий режим. Естественно, что и в этой сфере надо идти к новым образцам, переходить к принципу поддержки самодеятельности и самоорганизации досугового пространства молодежью. И тогда, казалось бы старые формы организации досуга, наполняется новым содержанием, причем таким, которое опирается не только на отрицание старого, но и восстанавливает, возрождает традиции наших предков. Но для этого эти традиции, как минимум, надо знать и очень умно вписать в реалии дня сегодняшнего, чтобы это не выглядело, по принципу, экзотическим и вымирающим жанром. Поддержка творческих центров именно такой направленности, стимулирование их через различного рода участие в конкурсах - нелегкий и не короткий путь к культурному досугу, но даже самый большой путь начинается с первого маленького шага. И если, по принципу, сегодня не начать учиться "ходить в досуговом пространстве", это значит заблудиться и в дебрях национальных отношений, ведь в том же опросе (октябрь 2002 года) 40,5% - абсолютное большинство - отмечают, как часто встречающееся явление нежелание знакомиться с культурой, традициями других народов. И это реальная проблема, от решения которой во многом зависит будущая нормальная жизнь города. Стоит ли лишний раз объяснять, что для молодежи, объективно, как выше уже было указано, выключенной из производственной деятельности, сфера досуга является определяющей в формировании социальных отношений во всех сферах жизни общества, и только через привлечение к реальной деятельности по обмену культурными ценностями в досуговом пространстве государственная молодежная политика сможет разминировать мины замедленного действия - "национализма". Ведь сегодня каждый третий из опрошенных отмечает как часто встречающееся в поведении молодежи стремление подчеркнуть свое национальное превосходство.

Для города Екатеринбурга с его традиционно многонациональным населением осознание недопущения перерастания роста национального самосознания в национализм возможно опять-таки лишь через демонстрацию новых культурных образцов общения молодых людей в рамках единого культурно-исторического пространства, и дух соперничества и сотрудничества одновременно переместится из национальной плоскости в творческую, не имеющую национальных границ, а принимающую как принцип собственной организации самобытность личности творца.

В этой связи, особое место занимали и занимают средства массовой информации и коммуникации. Ведь в фестивалях, конкурсах принимает участие все-таки ограниченное количество людей, а вот сделать всех соучастниками, заставить сопереживать, сочувствовать и приобщаться к новым формам культурного общения могут средства массовой информации. Но на сегодняшний день, при всем, казалось бы, обилии таких средств на городском уровне программ специально адресованных и выполненных на высоком профессиональном уровне, практически нет. Отдельные попытки "Региона" и "Планеты", ввиду чисто коммерческой основы деятельности их, не являются решением проблемы, они в лучшем случае гоняют те видики, которые хочет видеть молодежь. Но такое видение своего места в удовлетворении реальных информационных потребностей молодежи обрекает создателей таких программ на ситуации излишества присутствия каких-либо комментаторов, корреспондентов и т.д.

Телевидение, и прежде всего государственное, а его в том или ином случае смотрят 72,4% молодежи, через создание городской телестудии "Свой стиль" должно удержать курс именно на создание своего стиля, своего образа жизни, а не демонстрировать бесконечные второсортные и малоудобоворимые, даже с точки зрения самих западных производителей этой продукции, "боевики", детективы и прочие ужасы, которые ежедневно смотрят более 60% молодежи, поклонников "Региона" и "Планеты". И роль в "вестернизации" образа жизни молодежи нашего города этих демонстраций не так уж безобидна, этот вопрос требует специального изучения, (и, главное, это - широко распространенное явление). Индивидуализм, в худших его проявлениях, все больше и больше становится нормой поведения молодежи. Но такая бесстрастная констатация и более того, осознание необходимости осуществления перехода именно через индивидуализм, что диктуют рыночные отношения, к новым формам организации жизни общества и города, не должна приводить к параличу коллективистских форм и норм организации жизни. Ведь только через обуздание индивидуализма общество приобрело свою историю и культуру, стало обществом в полном смысле этого слова. Идет возврат (откат) к варварству, и не осознавать этой опасности обществу непозволительно. Вот почему молодой человек должен иметь доступ к самой разнообразной информации о месте и времени организации коллективных форм проведения досуга (спорт, кино, выставки и т.д.) и возможность получения любой информации по любому волнующему его вопросу. "Стол справок" станет его верным спутником в личной жизни.

Из видов искусства, которые избирает молодежь, это, в первую очередь, зрелищные виды.

ТАБЛИЦА №27

виды искусства % ответивших
современная эстрада 61,6
кино 54,5
книги, литература 49,7
рок-музыка 19,0
классическая музыка 14,0
театр 12,3
живопись, скульптура 11,1
фотография, киносъемка 11,1
балет, хореография 7,3
декоративно-прикладное искусство 6,0
ничего не интересует 1,3

Интерес к эстраде реализуется преимущественно в формах просмотра телевизионных программ и посещения дискотек (37,5%). Интерес к кино, несколько уступающий в популярности эстраде, зато несколько чаще сподвигает человека на посещение кинотеатров, которые в молодежной среде лидируют как форма проведения досуга (38,4%). Рок-музыка, имея достаточный уровень популярности (нечуждая каждому пятому), тем не менее, собирает на свои вечера значительно меньшую часть поклонников (не посещает вообще 68,9%), свидетельствуя о себе как о жанре, который организационно (по формам организации) не удовлетворяет довольно высокий интерес молодежи, неадекватен ему. Вообще можно отметить существующий разрыв между популярностью и интересом к определенному жанру, с одной стороны, и уровнем удовлетворения (скорее всего, доступности) этого интереса - с другой.

ТАБЛИЦА №28

(в % ответивших)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: