Посещение культурных мероприятий

мероприятия посещение непосещение интерес
Кино 38,4 10,6 54,5
Дискотека 37,5 35,5 61,6
Видео 16,9 59,3 -
Спортивные мероприятия 9,0 55,7 -
Театр 7,7 40,1 12,3
Концерты рок музыки 3,8 68,9 19,0
Выставки 3,5 60,5 17,1
Концерты классической музыки 2,7 76,2 14,0

Таким образом, нельзя сказать, что молодежь не имеет эстетических интересов и потребностей, о чем судят, как правило, по пустым залам и непроданным билетам. Здесь еще и вопрос к организаторам культурных мероприятий, насколько они сами заинтересованы в наполнении залов, и всегда ли предлагаемые формы организации и проведения адекватны возможностям потребления и участия в этом молодежи (информированность, место и время проведения, цена, содержание и прочее). Представляется, что нашей сфере культуры (естественно, и тем, кто управляет этими процессами - и отделы культуры, филармонии, Дворцы культуры и т.п.) есть еще над чем поработать в области совершенствования зрелищного менеджмента и маркетинга. Молодежь в данном случае, со своей стороны, демонстрирует наличие определенного незадействованного резерва. Отрадным здесь является тот факт, что и сегодня "из всех видов искусств самым массовым является кино" (В.И.Ленин), самым демократичным и доступным. Кстати, как отмечают деятели этого жанра, имеющие возможность сопоставлять ситуацию у нас и за рубежом, негативным следствием современной западной цивилизации и развития ее культуры является вырождение кино как фактора интереса и духовной ценности. Там кино все чаще смыкается с клипом, удерживая внимание зрителя, на которого обрушивается ураган информации, не более 3-х минут (А.Кончаловский). Мы пока в этом отношении являем собой далеко не безнадежный вариант почти патриархального толка (имея в виду темпы и развития, и функционирования нашего массового сознания), вопрос лишь о том, сумеем ли мы понять это преимущество и, выиграв время, принять соответствующие меры, чтобы не потерять интерес и самого зрителя. Обратим при этом внимание (чтоб уж совсем не расхолаживаться), что наиболее личностно-затратные жанры, требующие специального образования и труда души, замыкают таблицу интересов молодых людей. И по интересу, и по посещаемости (классическая музыка, выставки, балет, живопись, архитектура). И если в отношении, скажем, балета или архитектуры можно предположить неразвитость интереса в связи с отсутствием предложения в г.Екатеринбурге, то классическая музыка и живопись не обошли своим наличием и вниманием наш город, но распространены в очень узком кругу. Здесь необходимо интенсифицировать культурно-просветительскую, воспитательно-эстетическую работу в 2-х направлениях. С одной стороны, шире внедрять эстетическое образование в массы, и в этом отношении уже есть ряд успешных решений (создание школ гуманитарно-эстетического цикла, внедрение программ эстетического воспитания дошкольников в детсадах и студиях при Дворцах культуры, сохранение функционирования кружков, студий и увеличение разнообразия их форм, поддержка существования и работы музыкальных школ и прочее) в системах народного образования и культуры. Есть надежда, что при расширении и усилении этой работы можно будет переломить недавно царившие у нас негативные процессы поголовной технизации образования и воспитания, приведшие духовную культуру к кризису и умиранию. Начало уже есть и дало первые отрадные результаты. Главное здесь - выстоять на этой платформе в условиях финансового, кадрового, материально-технического кризиса - как задача минимум, при этом не потерять перспективы и понимания, того что "для того, чтобы оставаться хотя бы на месте (а не откатываться назад), надо очень сильно бежать вперед", т.е.работать еще и на опережение и развитие. Ведь те или иные формы работы и воспитания молодежи имеют тенденции устаревать, а значит, чтобы не потерять в содержании и интенсивности, их надо уметь своевременно заменять новыми, постоянно работая в творчески-поисковом режиме.

Второе направление - это максимально использовать хотя бы тот потенциал и резерв, который есть, не дать умереть последнему. Имеется в виду максимально использовать в целях духовно-эстетического развития тот интерес и возможности, которые имеются у кино, эстрады, спортивно-зрелищных и прочих мероприятий. Это еще раз наталкивает на необходимость внедрения и активного влияния на формирование культурно-зрелищной политики с позиций заинтересованного в этом общества и государства (в самом оптимальном виде - разработка и осуществление программы культурного развития молодежи, коррекция содержания и форм всех досуговых мероприятий, продукции и т.п.). Наши киноэкраны, видеотеки, полуофициально распространяемые коммерческие издания пока не несут на себе печати влияния общественного интереса, и зачастую осуществляют (чаще всего неосознанно) антиобщественную линию в воздействии на умы и формирование духовного климата молодежной среды. В этом и недоработка отделов культуры и управлений торговли (или предпринимательской деятельности), и образования, и социальной защиты молодежи, а в целом - всей государственно-общественной системы в части воспитательной работы с молодежью, защиты ее духовности.

В связи с проведенным анализом, весьма проблематичным выглядит вопрос (или утверждение) о бездуховности современной молодежи. То, что оказалось на поверхности и отквалифицировано казенно и бездушно как бездуховность, на самом деле является следствием, у которого есть в основании здоровое начало в виде наличия духовных интересов молодежи, и уничтожающая это здоровое начало неадекватная ему форма (формы). То есть, это - в большой степени вопрос к специалистам и профессионалам, которые срабатывают неадекватно, непрофессионально и порождают своей деятельностью удушение интереса. И обвинения в бездуховности молодежи - это в большой мере перекладывание вины с больной головы на здоровую, где молодежь и является страдательной стороной, и обвиняется в этом. Она и реагирует на это предпочтением доступных ей форм в виде посещения друзей, просмотра телевизора, прослушивания музыки (т.е. все то, чем она сама располагает) и посещения кино и дискотек (максимум, предоставленный ей обществом).

Еще один эстетико-духовный фактор - это литература. Здесь мы тоже еще кое-что, к счастью, сохранили. И почти 50% интерес к художественной литературе - это очень высокий показатель культурного интереса. Принимая уже даже сам этот факт как положительный, заметим, однако, что и здесь нельзя почивать на лаврах. Вспомним, во-первых, степень доступности литературы для молодежи - очень небогатые библиотечные фонды, сейчас вообще испытывающие острый дефицит финансирования, небольшое количество библиотек и разбросанность, удаленность от мест проживания потенциального читателя. В этом отношении в наиболее выигрышном положении находятся библиотеки при учебных заведениях, но их мало, доступ "с улицы" практически невозможен, книжный массив недостаточен и доступен далеко не каждой библиотеке. Магазины с их коммерциализацией, недоступно высокими ценами на одни книги, (кстати, не всегда хорошие, но с раздутым искусственно ажиотажным спросом через установление цен), малым попаданием на прилавок достаточного ассортимента (сейчас вообще хорошая литература доходит до покупателя с трудом), с самоликвидацией даже имевшихся, пусть в незначительном количестве, процедур целенаправленного формирования спроса и рынка книжной продукции (заказы, подписки и прочее) - все это сейчас отнюдь не способствует развитию и расширению увлечения литературой. Во-вторых, безусловным фактором отчуждения молодежи от книг является их цена, диктуемая проворными перекупщиками (сегодня средняя цена хорошей книги колеблется от 500 до 15 тыс.рублей). В-третьих, несформированность культурных связей и отношений, включение в которые, когда они есть, формирует культуру художественного чтения, регулирует вкусы, стимулирует познавательный аналитический интерес, информирует и образовывает читателя, задает направления литературной моды, расширяет литературное пространство, открывает новые имена и т.п.. И с этой точки зрения, ныне смехотворно выглядящие избы-читальни и читательские конференции из культурной жизни 30-50-х годов, все же были явлениями, несшими свой положительный социальный смысл. Переросши их формально и осмеяв как наивность прошлых лет, мы, однако, не предложили практически ничего взамен, и отказавшись от формы, потеряли и содержание. Опять потери и без того мизерного состояния. Не слишком ли мы расточительны в своей бедности? Сегодня молодежь еще (пока!) читает. Что и о чем? Наиболее часто - о любви (43,0%), детективы и приключения (38,0%), о путешествиях (32,9%), фантастику (29,1%), исторические сюжеты (26,1%). Наименее читаемы произведения политического жанра (8,4%) и религиозная литература (7,7%). Что ж, набор интересов более чем благополучный. Во всех этих жанрах мировая и отечественная литература способна предложить огромный выбор произведений очень высокого класса. Вопрос лишь в том, сможет ли их предложить наш книжный прилавок или библиотечный фонд? Так, чтоб без натужных поисков, многомесячных ожиданий очередности, "отлавливания" или астрономических цен, способных на корню довести до полной выморочности любой, даже самый горячий интерес. И еще не менее важный вопрос, уже к общественным структурам и личностям, небезразличным (личностно ли, или в силу служебного места) к формированию духовного сообщества и культуры. Те ли книги (даже вышеупомянутых жанров) оказываются в продаже или под рукой молодого читателя? Какой продукцией, каких авторов пойдет удовлетворять свой духовный голод и потребность в чтении, о любви и приключениях, путешествиях и фантастике, истории и религии пока еще читающий молодой человек? Что предложит ему озабоченное (или нет) его духовным развитием мудрое общество в самой доступной форме? Посмотрите на яркую пестроту блистательных форм обнаженных обольстительных красавиц и обращенных к Вам улыбок с импортно-полиграфических шедевров в глянцевых суперобложках, каковыми встречают Вас широко распространившиеся книжные прилавки новоявленных коммерсантов и book-shop'ов (слова-то русские скоро забывать начнем) и порадуйтесь тому, что не в любые (особенно юные) руки попадут эти бестселлеры по одной простой благодарной причине, выраженной в ценнике 4-хзначной цифрой. Да, в обществе с развитой социальностью должен быть у человека выбор, в том числе и выбор интересующей его книги. Но безграничный выбор нам не грозит, а неизбежные ограничения должны иметь свою направляющую идею, свою социальную цель. Пока ограничения нашего чтения демонстрируют, скорее, потерю социальной позиции, но уже намечаются тенденции сворачивания в негатив и асоциальность. Мы здесь еще почти ничего не потеряли, но благодушествуя, уже сегодня порождаем риск будущих потерь.

В жизни у молодого человека немало проблем, каждый второй (июнь 1998 г.) из опрошенных молодых людей считает, что у него есть проблемы (надо думать за последний год проблем не убавилось), и эти проблемы отнюдь и не всегда сводятся к чисто экономическим, правовым и т.д., так понятным и близким взрослым. Для молодых людей их переживания по поводу неразделенной любви, потери друга, непонимания окружающих являются проблемами, особенно в переходный возраст, такими же значимыми, как и любые другие. (Ведь хотим мы того или нет, но большинство  родителей все-таки пока выполняет свои - родительские функции, и до детей экономические проблемы доходят далеко не в той форме, как до взрослых). Поиск в жизненно-ценностном пространстве у молодого человека сопровождается переоценкой ценностей, поиском соучастия и сопереживания, понимания.

Работа "Телефона доверия" показывают, что поток звонков (в среднем в месяц до 300) не иссякает, и молодые люди, продолжают искать и смысл жизни, и пути ухода от одиночества. И кто сказал, что желание и потребность в трудную минуту выговориться и получить добрый совет, которым - по желанию - можно воспользоваться или нет, менее значимы в жизни молодого человека, чем поиск работы или места учебы. Телефон доверия и адресная работа кабинета психологической помощи - это цепочка человеческой (квалифицированной психологической) поддержки и теплого отношения, а социально-психологическая реабилитация подростков, Дом приют для них могут стать реальными символами внимания к ним стороны взрослых, общества и государства, показать им, что даже в самые трудные минуты в их жизни находятся люди (службы, учреждения), желающие и, главное, могущие им помочь. Для подросткового сознания это очень важная веха, и она может стать определяющей в его отношении к обществу. Потому что, если это вовремя не сделает общество (социум), в желаемых позитивных формах, то найдутся асоциальные силы, которые заполнят вакуум - в негативных.

В последнее время, вместе с перестройкой, в наше жизненное пространство вошла религия. Известно, что религиозность имеет несколько исторических форм своего воплощения и не обязательно связана с определенной культовой обрядностью и институтами. Так же известно, что религиозность в ее "малоцивилизованных", т.е. в неинституализированных формах фактически никогда не покидала широких слоев нашего населения ввиду очень непросто и трудно складывавшейся истории нашей страны, питавшей религиозность такими социальными корнями, как голод и массовая гибель людей, войны, террор, коллективизация и прочее. Однако, следует признать, что за 70 лет советской власти произошел процесс реального отделения народа от церкви. И если первые поколения советских людей либо с революционным энтузиазмом, либо с нереволюционной боязнью демонстративно отказывались или прятали в тайники души свою привычную и воспитанную веру, то послевоенные поколения, взращенные уже нерелигиозными родителями, действительно утратили всякое содержательное отношение к религии.

Перестройка не только вызволила многие факторы социальной жизни, долгие десятилетия находившиеся и выживавшие под спудом, в первую очередь сохраненные в мировоззрении, позиции отдельных людей (диссидентов), но и породила некую моду на них, т.е.произошел некий формальный перевертыш в общественном сознании. Все, что ранее было запрещено, стало не только разрешено, но и приветствуемо. Неразборчивость признания истинных и неистинных ценностей породила проблему, нерешенность которой ощущается и по сей день в широком спектре социальных явлений. В одну корзину "мучеников тоталитаризма" попали и высокогуманистическое диссидентство А.Д.Сахарова, и "пострадавшие" публичные дома, свобода творчества от диктата политической идеологии и видеопорнография. Под общий шум снятия запретов и объявления свобод в нашу жизнь хлынули не только давно ожидаемые факторы цивилизованности, но и теперь трудно обуздываемые явления, усугубляющие и без того бурный развал недоразвитой социальности.

Религия тоже вышла из подполья, но тут же была схвачена в такие варварские объятия, что сегодня рискует быть в них удушенной с гораздо большей эффективностью, нежели за десятилетия целенаправленной работы по ее уничтожению. Сегодня зачастую она находится в такой ситуации, когда от "любви" к ней ею теряется столько и того, сколько и чего умудрилась она сохранить в годы гонений. Ибо понимание того, что религиозность, а тем более религия, за века своего развития превратилась в мощный слой культуры со своими неотъемлемыми атрибутами, отсутствие которых означает ее уничтожение, очень мало еще распространено даже в достаточно образованных кругах. На сегодня молодежь, не имеющая практически реальных исторических и социальных корней религии, отдает ей дань как моде, экстравагантности и оригинальности, не отдавая себе отчета о противодействии в этом самому духу и букве религии, т.е. демонстрируя фактически атеизм, отрицание религии, только в наиболее вульгаризованной, обыденно-примитивной форме. Именно так, а не иначе можно воспринимать сегодня заявление молодых людей о своей позиции в этой области.

Верующими себя считают 35,7% опрошенных, неверующими - 21,7%; 42,2% затруднились с ответом. При этом реализуют свою религиозную позицию через посещение церкви (или мечети) всего лишь 1,2% "посещающих регулярно" и 20,7% "посещающих иногда". Трансформация и вырождение религиозности от поколения к поколению хорошо иллюстрируется следующей таблицей.

ТАБЛИЦА №29

(в % ответивших)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: