Ответственность является длящимся охранительным правоотношением. Налоговая ответственность, как охранительное правоотношение, возникающее между компетентным органом и налогоплательщиком, совершившим налоговое правонарушение, проявляется в последовательных процессуальных действиях. Эти процессуальные действия образуют производство по делу о налоговом правонарушении и охватывают следующие стадии: возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении; рассмотрение дела и вынесение по делу решения; судебный контроль; исполнение решения о привлечении нарушителя к ответственности.[5]
Стадия возбуждения дела о налоговом правонарушении подразделяется на два этапа. На первом этапе происходит выявление и фиксация налогового правонарушения в процессе контрольной проверки деятельности налогоплательщика, дается правовая оценка (юридическая квалификация) его действиям. При этом обнаруженные обстоятельства и результаты проверки документально оформляются в материалы проверки. Особое внимание уделяется итогам проверки, которые находят письменное отражение в акте проверки.
|
|
Поскольку в процессе налоговой проверки было выявлено налоговое правонарушение и ему дана правовая оценка в акте проверки, постольку этот этап можно рассматривать как «налоговое расследование»[6] и в качестве начала возбуждения дела о налоговом правонарушении. На втором этапе первой стадии после составления акта проверки в течение 14 дней налогоплательщик вправе ознакомиться с этим актом и представить письменные объяснения мотивов отказа подписать его или дать возражения по акту в целом либо по отдельным его положениям.
Стадия рассмотрения дела и вынесения по нему решения. На этой стадии, которая является центральной, определяется юридическая квалификация содеянного и назначается наказание или, что то же самое, налоговая санкция, которая применяется к нарушителю. Анализ норм НК РФ позволяет выделить в рамках рассматриваемой стадии три этапа: рассмотрение дела о налоговом правонарушении; принятие решения по делу; доведение решения до сведения лица, привлекаемого к ответственности.
На первом этапе в соответствии с требованиями п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
|
|
Нормы НК РФ предусматривают право для нарушителя на присутствие при рассмотрении дела и, что вытекает из смысла закона, право давать устные объяснения. Налоговый орган обязан заблаговременно известить привлекаемое к ответственности лицо о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрение дела в соответствии осуществляется руководителем налогового органа (его заместителем) единолично. Он по своему внутреннему убеждению оценивает имеющиеся в материалах объяснения привлекаемого к ответственности лица, показания свидетелей, заключение эксперта и т.д.
На втором этапе принимается решение по делу о налоговом правонарушении, которое представляет собой письменный индивидуально-правовой акт руководителя (заместителя) налогового органа. В нем должна содержаться юридическая квалификация (правовая оценка) налогового правонарушения со ссылкой на соответствующую норму НК РФ и указание на то, какое наказание (налоговая санкция) назначается за совершенное налоговое правонарушение.
На третьем этапе на основе вынесенного решения о привлечении лица к ответственности этому лицу направляется копия решения и требование об уплате недоимки по налогу, пени и суммы штрафа по налоговой санкции. В требовании должно содержаться предложение о добровольной уплате суммы штрафа.
Стадия судебного контроля. В соответствии со ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обращаться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Основным содержанием данной стадии является проверка судом законности решения руководителя налогового органа о привлечении лица к ответственности и назначение наказания, связанного с дополнительным изъятием имущества у виновного лица.
Стадия судебного контроля охватывает два этапа: рассмотрение иска налогового органа о взыскании налоговой санкции; вынесение решения по делу и назначение наказания.
НК РФ определяет порядок подачи искового заявления о взыскании налоговой санкции в п. 2 ст. 104 НК РФ. Исковое заявление о взыскании санкций с организаций или индивидуальных предпринимателей подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции. При этом к исковому заявлению должно быть приложено решение налогового органа, а также все другие материалы, полученные в процессе проверки.
На первом этапе при рассмотрении иска о взыскании налоговых санкций суд проверяет законность и обоснованность решения руководителя (заместителя) налогового органа о привлечении лица к ответственности. При этом учитываются смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, позволяющие изменить размер налоговой санкции. Представляется, что суд вправе при рассмотрении дела пригласить нарушителя и выслушать его объяснения и возражения по материалам дела.
На втором этапе суд подводит итоги по рассмотрению дела о совершенном налоговом правонарушении, дает правовую оценку содеянному нарушителем, подтверждает мнение налогового органа о виновности нарушителя и определяет налоговую санкцию, наказание, предусмотренное НК РФ.
Исполнение решения суда о взыскании налоговой санкции. Исполнение вступившего в законную силу решения суда о взыскании налоговой санкции производится в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве»[7]. Суть исполнения состоит в изъятии у налогоплатещика-нарушителя денежных средств (определенного имущества) и передаче их в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд. Так, исполнительный документ, в котором содержится требование судебного органа о взыскании налоговой санкции, может быть направлен налоговым органом или судебным приставом в банк или иную кредитную организацию с указанием о перечислении санкции - штрафа со счета налогоплательщика на казначейский счет. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 6 ст. 114 НК РФ перечисление штрафов со счетов налогоплательщиков должно осуществляться только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней.
|
|