Оценка эффективности программы занятий, направленных на повышение уровня морально-волевой готовности детей к обучению в школе

Оценка эффективности предложенных занятий была определена путем сравнительного анализа двух срезов эксперимента. Повторный срез проводился по тем же методикам, что и первый.

По итогам наблюдения можно сразу оговориться, что морально-волевые качества дошкольников немного изменились, сравнительный анализ уровня настойчивости после проведенного повторного тестирования по методике "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска представлены в динамике на Рисунке 5.

 

Рисунок 6 – Сравнительный анализ уровня настойчивости по методике "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска

 


Как видим из Рисунка 6 видно, что в следствии проведенных занятий по морально-волевой подготовки детей к обучению в школе стали выше. Со всеми заданиями по данной методике дети в основном справились хорошо.

Примитивные рисунки головы с конечностями, по принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек" - не оказалось ни у одного ребенка. Каракули по заданиям тоже почти отсутствовали.

Шестеро детей показали высокие результаты, что на 50 % больше, чем в констатирующем эксперименте. На рисунках детей более точно изображена мужская фигура, изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, имеются конечно и не точности. Копирование фразы "Ей дан чай" у детей получилось так же на много лучше. Тест "Срисовывание группы точек в определенном пространственном положении" показал тоже положительные результаты, единственным упущением на рисунках детей было не которое уменьшение пространства между точками, но это допустимо, лишь пятерых детей были точки больше по размеру, но в целом по проведенному повторному тестированию по методике "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска дети справились хорошо. С отметкой в 4 и 5 баллов детей не было.

Таким образом, в следствии проведенных занятий по морально-волевой подготовки детей к обучению в школе уровень настойчивости детей повысился.

Следующим измерением повторной диагностики было определение уровня целеустремленности по методике "Домик" Н.И. Гуткиной так же показала положительные результаты. Сравнительный анализ уровня целеустремленности после проведенного повторного тестирования по методике представлен на Рисунке 7.

 


Рисунок 7 – Сравнительный анализ уровня целеустремленности после проведенного повторного тестирования по методике "Домик" Н.И. Гуткиной

 

Как видим из Рисунка 7, и с этим заданием дети справились хорошо. В основном на рисунках детей все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства, но на некоторых имеются разрывы между соединениями. Отсутствует наползание линий одна на другую. Только двое детей не справились с заданием, имеются разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены, имелось увеличение отдельных деталей отсутствовали некоторые детали рисунка, такие как труба, ручка на двери и т.п.

Таким образом, после проведенных занятий по морально-волевой подготовки детей к обучению в школе уровень целеустремленности детей повысился.

И последним измерением повторной диагностики было определение уровня самостоятельности по методике "Самооценка поступков". Результаты сравнительного анализа представлены на Рисунке 8.

 


Рисунок 8 – Уровень самостоятельности по методике "Самооценка поступков"

 

Из Рисунка 8 видно, что большая часть детей могут правильно оценить поступки, у этих детей хорошо сформировались нравственные привычки, что влияет на сформированность самостоятельности, одного из показателей морально-волевой готовности.

Проведенные повторные диагностические мероприятия, после проведения занятий по морально-волевой подготовке, позволили провести распределение детей по уровням морально-волевой готовности детей к обучению в школе, которое осуществлялось в соответствии установленными границами баллов и представлены в динамике на Рисунке 9.

 




Рисунок 9 – Уровням морально-волевой готовности детей к обучению в школе после проведения занятий


Как видим из рисунка 9, уровень морально-волевой готовности у детей в целом повысился. С низким уровнем морально-волевой подготовки детей, а их было 53,3% нет совсем, это говорит об эффективности проведенных занятий, направленных на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе. После проведения занятий дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. По наблюдениям за детьми, можно с определенность сказать, что дети стали намного внимательнее, общительнее, дисциплинированнее. Это подтверждают и проведенные повторные диагностические мероприятия.

При проведении занятий нами были соблюдены все условия, а именно:

1) учитывались педагогические условия и психолого-педагогические особенности детей;

2) применялись при разработке программы занятий эффективные методы и способы развития морально-волевых качеств у детей;

3) в мероприятиях принимали активное участие родители.

Поэтому занятия, направленные на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе эффективны, и тем самым способствовали развитию личности в целом. Что собственно и доказывает выдвинутую гепотизу в исходном положении.




ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ

 

Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что положительный эффект от реализации программы занятий направленных на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе во многом обусловлен разработанностью методологических основ использования игр с элементами спорта в целостном педагогическом процессе детского сада. При этом расширяются возможности физического воспитания благодаря организации и планированию процесса развития двигательных способностей, максимальному приближению занятий к игровой деятельности, соответствию их содержания возможностям и подготовленности детей. Это делает программу социально и личностно воспринимаемой всеми: детьми, воспитателями, родителями. Результативность деятельности по формированию морально– волевых качеств и личности дошкольника оптимальна.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализация программы занятий занятия посредством обучения в сотрудничестве с родителями обеспечивает положительную динамику формирования морально– волевых качеств детей, таких как: целеустремленности, самостоятельности, настойчивости.

На основании проведенного исследования и полученных выводов мы попытались дать рекомендации родителям и воспитателям в сфере морально-волевой подготовки детей к обучению в школе:

РЕКОМЕНДАЦИИ

Учите ребёнка ставить цель и осуществлять её, несмотря на возникающие трудности. Сначала ребёнок может решать сложную задачку с Вашей помощью (например, строить домик из деталей конструктора, составляя план действий, прикидывая, какие детальки выбрать, как их разместить).

1. О готовности ребёнка к школе будет свидетельствовать самостоятельное решение поставленных задач, получение результата без "дёргания" взрослых.

2. Займитесь с ребенком придумыванием и пересказом историй, составлением рассказов по картинке. Следите за логичностью, образностью и связностью речи ребёнка, и за тем, умеет ли он не только говорить, но и слушать.

3. Используйте для подготовки к школе упражнения на развитие памяти и внимания: задания на выделение общего и различного в ряде однородных предметов, классификация предметов по определённому признаку, запоминание последовательности предметов или действий и др.

4. Обогащайте жизненный и культурный опыт ребёнка: ходите с ним на различные детские мероприятия, в лес, в магазины, на почту и т. д. Пусть смотрит, запоминает, спрашивает.

5. Оберегайте и развивайте способности и увлечения ребёнка.

6. Читайте детям художественные и научно-популярные книжки для детей.

7. Ребёнку будет нелишним знать пофамильно своих любимых писателей, заучить пару стихов любимых детских поэтов, вспомнить к случаю несколько интересных фактов из жизни животных и т.д.Своей эрудицией он сможет блеснуть не только перед гостями, но и на вступительном собеседовании. Багаж знаний накапливается постепенно, поэтому заниматься общим развитием малыша надо заранее.

8. Научите ребёнка основам самообслуживания: мыть руки перед едой, самостоятельно одеваться и обуваться, собирать и аккуратно расставлять по местам свои игрушки.

9. Работайте над осознанием ребёнком новой социальной позиции – школьник. Ребёнок должен понимать, что идёт в школу принимать знания, учиться. Он должен соблюдать школьный режим, новый распорядок дня, выполнять требования учителя, культурно общаться с одноклассниками. Поговорите с ребёнком о том, зачем ему нужно учиться, чего он сможет добиться в жизни благодаря знаниям, т.е. создайте мотивацию к учёбе. Представьте обучение в школе в позитивном свете, расскажите, как там хорошо. Ребёнок должен быть морально подготовлен к смене привычного для него образа жизни и готов к этому.

10. Что касается обучения ребёнка чтению и письму – то это, как раз, совсем не обязательно. Если ребёнок уже выучился грамоте – что ж, хорошо. Но если нет, если что-то не получается – не бойтесь, что это станет причиной отказа в приёме. Многие учителя даже не любят, когда их ученики уже умеют читать и писать:

во-первых, таким ученикам на уроках скучно, они отвлекаются сами и отвлекают других.

во-вторых, легче научить "с нуля", чем переучивать на свой лад уже умеющего.

А современные методики обучения чтению и письму направлены на комплексное изучение языка: звуков, букв, смысла, о чём часто даже не задумываются дети, выучившиеся бегло и невдумчиво читать.

11. Готовить ребёнка к школе можно самостоятельно, а можно отдать его в подготовительный класс или прогимназию. Ребёнку пяти-шести лет будет полезна работа в коллективе и знакомство со школьной дисциплиной и классно-урочной системой. Оценок в таких школах не ставят, а учат не читать и писать, а задавать вопросы, искать ответы, мыслить логически, рассуждать, отделяя главное от второстепенного.

12. В подготовительной группе ребёнок морально и психологически готовится к школе. Но следите за тем, чтобы будущий ученик не переутомлялся, а сами занятия были короткими (минут по 30), с элементами игры. Ведь задача подготовительного образования - помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях, а не привить отвращение к школе.

Если с ребёнком заниматься, уделять время и игре, и хобби, и чтению книжек, и логическим задачкам, и задушевным разговорам, и ответам на вечные "почему" – процесс подготовки к школе пройдёт естественно и не принужденно.

 



Заключение

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что морально-волевая подготовка детей к обучению в школе проходит в процессе различной деятельности (изобразительной, игровой, познавательной, трудовой, физкультурной и др.) и во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от развивающей предметной среды, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр, от организации активного участия родителей в различных мероприятиях. Если будут соблюдены все условия, то морально-волевая подготовка детей к обучению к школе будет эффективной.

Мы пришли к выводу о том, подготовке детей к обучению в школе способствуют личностная готовность, морально-волевая готовность и интеллектуальная готовность. Проблема морально-волевой подготовки детей к обучению в школе предполагает умственную, нравственную, физическую, эстетическую готовность. Вместе с тем, недостаточно, на наш взгляд, изучены возможности формирования морально-волевых качеств личности в игровой деятельности.

Таким образом, морально-волевая подготовка детей к обучению в школе способствует развитию его личности в целом. Многими авторами морально-волевая подготовка рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения. Морально-волевая подготовка – это постепенно развивающиеся качества личности, высокая степень которых характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Психолого-педагогические возрастные свойства личности – это устойчивые свойства индивидуального способа отражения действительности и регуляции поведения. Учитывая все психолого-педагогические особенности детей в дошкольном возрасте можно наметить главные линии морально-волевой подготовки детей к обучению в школе на базе сюжетно-ролевых игр и продуктивной деятельности, физического и эстетического воспитания.

Приведенные выше обоснования определили цель исследования – разработать и реализовать программу занятий по морально-волевой подготовки детей к школе.

Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что положительный эффект от реализации программы занятий направленных на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе во многом обусловлен разработанностью методологических основ использования игр с элементами спорта в целостном педагогическом процессе детского сада. При этом расширяются возможности физического воспитания благодаря организации и планированию процесса развития двигательных способностей, максимальному приближению занятий к игровой деятельности, соответствию их содержания возможностям и подготовленности детей. Это делает программу социально и личностно воспринимаемой всеми: детьми, воспитателями, родителями. Результативность деятельности по формированию морально– волевых качеств и личности дошкольника оптимальна.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализация программы занятий посредством обучения в сотрудничестве с родителями обеспечивает положительную динамику формирования морально– волевых качеств детей, таких как: целеустремленности, самостоятельности, настойчивости и тем самым способствует развитию личности в целом. Что собственно и доказывает выдвинутую гепотизу в исходном положении.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать не только при составлении методических указаний по морально-волевой подготовке, но и при личностной и интеллектуальной подготовке детей к обучению в школе.

Данное исследование не претендует на уникальность и исследование подготовки детей к обучению в школе может быть направлено совершенно в другое русло, например интеллектуальную или психологическую готовность детей к школе.

 



Список литературы

 

1 Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации и обучения в детском саду /В. Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 2002. – 138 с.

2 Алешина, Н.В. Ознакомление детей с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. Конспекты занятий /Н.В. Алешина. – М.: Перспектива, 2008. – 96 с.

3 Афанасьева Н.В. Дубиненкова Е.Н. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе./ Н.А. Афанасьева, Е.Н. Дубиненкова – М.: Вологда, 2008. – 39 с.

4 Бархатова Е.В. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание, № 1,2001 – 56 с.

5 Болотина, Л.Р., Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М.: Культура, 2005. – 240 с.

6 Буре, Р.С. Готовим детей к школе: Книга для воспитателя детского сада./ Р.С. Буре – М.: 2003. – 146 с.

7 Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. Психол. труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. – 349 с.

8 Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер. – М.: Просвещение, 2001. – 152 с.

9 Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.

10 Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. – М.:2003. – Т. 2. – 364 с.

11 Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.— 2-е изд. перераб. и доп.— М.: Просвещение, 2003 – 189 с.

12 Галешникова, Т. В содружестве с семьёй // Дошкольное воспитание. –2005.– № 2. – С.23–25.

13 Глушкова, Г., Предметная среда действительно развивающая? // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 2. – С.107

14 Гуревич, К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие /К.М. Гуревич – М.: Питер. 2005 – 652 с.

15 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. / Н.И. Гуткина, 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.

16 Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М.Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: 2005. – 89 с.

17 Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е.  Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 – 215 с.

18 Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 2001. – 303 с.

19 Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. /Т.П. Зинченко – М.: МОДЭК, 2005. – 608 с.

20 Климова Т.Е. Педагогическая диагностика // электронный ресурс - http://www.school2100.ru/arch_mag_stat/magst_01-05_02.pdf

21 Карпова С.Н. Игра и нравственное развитие детей. / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк – М.: 2005 – 110 с.

22 Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 125 с.

23 Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. / О.Б. Конева – М.: Челябинск, ЮУрГУ, 2000.– 32 с.

24 Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 2008. – 196 с.

25 Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. / Е.Е. Кравцова – М.: 2003 – 185 с.

26 Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 с.

27 Максаков, А.И. Учите, играя /А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 123 с.

28 Морально-эстетическое воспитание дошкольника в детском саду / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2005. – 79 с.

29 Никулина, Г.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Г.В. Никулина, И.П. Волкова, Е.К. Фещенко. Под ред. Г.В. Никулиной – М.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 84 с.

30 Психологический словарь / под ред. Ю.Л. Неймера. – М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с.

31 Психолого-педагогические особенности детей. Российская академия образования. Институт возрастной физиологии. // Электронный ресурс: http://dob.1september.ru/2002

32 Программа обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2007. – 192 с.

33 Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – М: Соврем. слово, 2005. – 720 с.

34 Поливанова К.Н. Шестилетки. Диагностика готовности к школе. / К.Н. Поливанова. – М.: Эксмо, 2009. – 208 с.

35 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн – М.: 1946 – С.155

36 Рахимов А. 3. Роль нравственного воспитания в формировании личности // А.3. Рахимов. Классный руководитель – 2008. – № 2. – С.107

37 Русскова Л.В. Методические рекомендации к программе воспитание и обучение в детском саду. / Л.В. Русскова – М.:2006 – 397 с.

38 Смирнова Е.О. Особенности общения с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 160 с.

39 Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития детей./ Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 2005.– № 12. – С.23–25.

40 Усова А. П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. М., 2006. С. 42—57.

41 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./Г.А. Урунтаева, 5-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 336 с.

42 Хижняк, Ю.Н. Как прекрасен этот мир / Ю.Н. Хижняк. – М.: Просвещение, 2006. – 159 с.

43 Эльконин Д.Б. Детская психология. / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2003. – 298 с.

44 Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – М.: Владос, 2003. – 125 с.

45 Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания // М.И. Шилова. Классный руководитель. – 2005. – № 3. – С.25

46 Шмелева А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов / А.Г. Шмелева – М.: Ростов-на-Дону, "Феникс", 2006. – 544 с.

 



Приложение А

 

"Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска

 

Цель методики: Определить уровень настойчивости, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно.

Материал к тесту: Каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

Тест состоит из трех заданий

Инструкция к тесту:

А. Копирование фразы "Ей дан чай"

Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную письменными буквами. Если ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши также.

Интерпретация результатов:

1 балл – срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.

2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.

3 балла – буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла – на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.

5 баллов - каракули.

Б. Срисовывание группы точек в определенном пространственном положении.

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.

"Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где).

Интерпретация результатов:

1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.

2 балла – число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла – рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.

4 балла – контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем. 5 баллов - каракули.

В. Рисование фигуры человека по памяти

"Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)." Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину. При оценке рисунка человека учитывается:

- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;

- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;

- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

Интерпретация результатов:

1 балл – есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища. 2 балла – по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги.

3 балла – есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек".

5 баллов - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

Уровень сформированности настойчивости определяют по сумме баллов всех трех заданий:

1-6 – высокий уровень

7-11 – средний уровень

12-15 – низкий уровень (требуется дополнительная углубленная диагностика)



Приложение Б

Методика "Домик" Н.И. Гуткиной

 

Цель методики: Определение уровня целеустремленности детей, ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его.

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить целеустремленность ребенка, ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его. Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что – то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе." Обработка экспериментального материала производится путем подсчета ошибок, за каждую ошибку 1 балл:

1) отсутствие, каких либо детали рисунка.

2) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза

3) не правильное изображение элементов рисунка.

4) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов

5) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены

6) залезание линий одна на другую.

Уровень целеустремленности определяется:

0-1 балл – высокий уровень

2-4 балла – средний уровень

5-6 баллов – низкий уровень

Приложение В

Опрос-беседа "Самооценка поступков"

 

Цель методики: выявить уровень самостоятельности

Инструкция к тесту: В беседе детям было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.

Дети должны дать ответы на вопросы:

1) Что по-твоему рассказал Миша маме?

2) Какие поступки мальчика тебе не понравились?

3) Как поступил бы на его месте ты?

Ситуация 1: Мальчику Мише 4 года, он ходит в такой же детский сад, как и ты. По утрам Миша берет с собой одну из любимых игрушек, и мама отводит его в группу.

Сегодня мама привела Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша вошел в группу – а там не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе, а какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому не стал здороваться, а сразу пошел к ребятам играть.

Ситуация 2: Ваня – друг Миши, увидел у него в руках новую машинку и вежливо попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша пошел играть с другими мальчиками.

Ситуация 3: За завтраком дети кушали творожную запеканку, Миша вертелся за столом и опрокинул Катин стакан с молоком на стол. Воспитательница поругала Мишу за то, что он пролил молоко и испачкал платье девочке, которая сидела рядом. Миша вместо извинения промолчал и принялся пить свое молоко.

Ситуация 4: Катя обиделась на Мишу за испорченное платье, и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше никогда не даст ей свои игрушки.

Ситуация 5: Вечером, когда детей забирали и в группе остались только Миша и Андрей, воспитательница попросила мальчиков помочь ей собрать игрушки. Миша ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а сел разукрашивать рисунок дожидаясь маму. Воспитательница и Андрей сами рассадили красиво игрушки.

По дороге домой мама расспрашивала Мишу о том, как прошел день. Что по-твоему рассказал ей Миша?

Какие поступки мальчика тебе не понравились?

Как поступил бы на его месте ты?

Интерпретация результатов – если ошибки определены:

1 балл – в 5 ситуациях

2 балла – в 4 ситуациях

3 балла – в 3 ситуациях

4 балла – в 2 ситуации

5 баллов – в 1 ситуации

6 баллов – 0 ситуаций

Уровень сформированности нравственных привычек определяет в нашей работе уровень самостоятельности:

1-2 балла– высокий уровень

3-4 балла – средний уровень

5-6 баллов – низкий уровень (требуется углубленная диагностика)

 


Приложение Г

Занятие "Цветные карандаши"

 

Цель занятия:

- повысить уровень морально-волевых качеств;

- развитие творческих и познавательных способностей;

- ознакомление с окружающим миром;

- развитие целеустремленности, наблюдательности, внимания, памяти;

- вызвать интерес к обучению.

Пособие: шапочки и накидки семи цветов радуги, семь цветных карандашей, которые можно держать в руках, цветные дорожки.

Ход занятия

I. "Вхождение" (Дети входят в зал под песню "Добрые волшебники")

Педагог: "Ребята, сегодня нам предстоит необычное путешествие: мы отправимся в Школу цветных карандашей. Сразу хочу предупредить Вас, что Школа находится далеко, поэтому идти нам придётся долго. Вполне возможно, что на пути нам встретится немало препятствий, преодолеть которые можно будет только в том случае, если у Вас будет хорошее настроение (улыбнулись) и если вы будете помогать и заботится друг о друге. Вы готовы выполнить эти условия? Тогда в путь-дорогу!"

Дети друг за другом идут по цветным дорожкам (звучит спокойная музыка)

Идём по мягкой шелковистой траве. Правда, приятно идти? А как приятно пахнет травой! Вдохнули полной грудью.

А вот и первое препятствие – болото. Перейдём его, перепрыгивая с одной кочки на другую. Не торопитесь, а то можете провалиться.

Наконец, вышли на тропинку. Какая она узкая, идём осторожно. Ой, смотрите, медведь разлёгся! Пойдём на носочках, останавливаясь и знаками показывая друг другу: "Тише! (шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к губам, брови подняты вверх). Дойдя до медведя, осторожно его перешагнём, плавно поднимая сначала руки, а потом ноги.

Вот мы и пришли прямо к Школе цветных карандашей! Молодцы, ребята! Вы с честью выдержали этот нелёгкий путь! Но я вижу, вы немного устали и хотите отдохнуть. Давайте немного полежим на лесной полянке с закрытыми глазами!

II. Упражнение "Волшебный сон" (Звучит релаксационная музыка)

Педагог тихим голосом читает, подходя и ласково дотрагиваясь до каждого ребёнка:

"Реснички опускаются, глазки закрываются Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем…. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши ручки отдыхают… Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают Шея не напряжена и расслаблена… Дышится легко, ровно, глубоко…. Пауза... Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали Хорошо нам отдыхать, но проа уже вставать. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

Детей встречает Весёлый карандаш (педагог перевоплощается с помощью атрибутов)

Карандаш: "Дорогие ребята! Я буду подходить к каждому из вас, а вы сами выберете способ, как вы со мной поздороваетесь: кулачками, мизинчиками, локотками, ладошками, кулачками, коленками, носиками и т. д.

Ребята, в Школе Цветных карандашей вы будете рисовать не настоящие, а воображаемые рисунки. Сейчас, я взмахну своим карандашом и превращу Вас в цветные карандаши (карандаш дотрагивается до каждого ребёнка, способствуя его чудесному "превращению" – помогает надеть шапочки и накидки.

Карандаш: "Ребята, а как вы думаете, что можно нарисовать красным карандашом?

(дети предлагают разные варианты рисунков). А я предлагаю Вам нарисовать красным карандашом красные цветы. Какие красные цветы вы знаете? (гвоздика, роза, мак, тюльпан, астра, герань)

Покажем нашим гостям как расцветают цветы на солнечной полянке. Представьте себя маленькими ростками цветов. Выберете, кто каким цветком будет. А теперь, прислушиваясь к тому, что я буду говорить, покажите как растёт и как медленно распускается ваш цветок.

III. Этюд "Цветы на поляне"

Карандаш: "Тёплый луч солнца упал на землю и согрел в земле маленькое семечко. Из семечка проклюнулся маленький росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем, тянет листочки к солнышку, раскрывается, ему тепло и радостно (сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, корпус распрямляется, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, руки поднимаются вверх, глаза полузакрыты, на лице улыбка).

Карандаш подходит к любому ребёнку и спрашивает: "Вот цветочек красный. Нежный и прекрасный.

Какой ты цветок? Где ты растёшь? Как себя чувствуешь?

Карандаш: "Ребята, а что можно нарисовать оранжевым карандашом? (ответы детей)

Угадайте, а что нарисовал я? Какое животное?

Послушайте сказку о приключениях лисички в лесу и попробуйте мимикой лица, движениями рук и всего тела изобразить те эмоциональные состояния, которые испытала в этот день лисичка в лесу.

Жила-была лисичка. Однажды, в день своего рождения, она решила устроить себе праздник и прогуляться по лесу. Лисичка шла не спеша, радуясь каждому кустику, каждому цветочку, зверюшке, встречаемому ей на пути. Но вдруг неожиданно пошёл сильный дождь, засверкали молнии, загремел гром. Лисичка испугалась и спряталась за пенёк (изобразите испуг) Но вот дождь прошёл, и лисичка увидела на полянке вот такой гриб. Лисичка так сильно удивилась такому чуду природы (изобразите удивление), что не заметила коварного и злого волка, который, решив испортить лисичке настроение, прыгнул на гриб и сломал его. Лисичка поначалу рассердилась на волка (изобразите), а потом ей стало грустно, что никто теперь не сможет увидеть такую красоту.

Села лисичка под кустик и заплакала (изобразите грустную лисичку)

Ребята, а как можно снова развеселить лисичку? Попробуйте каждый по очереди подойти к ней и со словами "уж ты лисонька-лиса, всему свету ты краса!", своим способом развеселить её. (погладить по голове, пощекотать, станцевать, подарить подарок и т. д.)

Карандаш: "А что можно нарисовать жёлтым карандашом? (ответы детей).

Я слышал, как Лена предложила нарисовать солнышко. А все вместе мы нарисуем много солнышек. Поиграем в игру "Я - солнышко, ты – солнышко", для этого нужно разделиться на пары и, обращаясь друг к другу, говорить такие слова:

Я – солнышко, ты – солнышко! (ребёнок показывает на себя, затем на партнёра)

У меня – нос, у тебя – нос!

У меня – гладкие, у тебя – гладкие! (щёки)

У меня – сладкие, у тебя – сладкие! (рот)

Я твой друг, ты мой друг! (дети показывают и потом обнимают друг друга)

Карандаш: А что можно нарисовать зелёным карандашом? (ответы детей) Отгадайте загадку, и вы узнаете, что ещё может нарисовать зелёный карандаш.

Загадка: "Ни окон, ни дверей, полна горница людей" (огурец)

Проводится речевая игра "Огуречик"

"Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему телеграмму и прочитал:

Огуречик, огуречик Приходи на тот конечик Там мышка живёт Тебя в гости очень ждёт..

Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Тут и птенчик из гнезда пропищал…

Медведь из берлоги прорычал…

Сорока-белобока протараторила…

Улитка медленно-медленно произнесла…

А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…

Испугался огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря…

Прибежал домой и решил никуда не ходить.

Карандаш: "Ребята, что можно нарисовать синим карандашом? " (Ответы детей).

Карандаш предлагает нарисовать волшебный клубочек.

IV. Коммуникативная игра "Клубочек".

Дети по кругу передают друг другу клубочек и тот, у кого он окажется, говорит свое пожелание.

Карандаш высказывает надежду, что желание детей обязательно сбудется.

Карандаш: "Дети, что можно нарисовать фиолетовым карандашом? " (ответы детей)

V. Музыкальная игра "Колокольчик".

На первую часть музыки танцует ребенок с колокольчиком, (в центре круга), все хлопают. На вторую часть музыки дети придумывают свои движения, а ребенок выбирает лучшее исполнение и с поклоном отдает колокольчик тому, чье движение ему понравилось.

Карандаш: " Молодцы, ребята, вы настоящие художники! Еще никто не смог так изобразить различные предметы, так как смогли сделать это вы. А знаете, на что вы похожи, если вас поставить рядом? (На радугу).

Песня "Радуга".

Карандаш. Ребята, мне пора возвращаться в школу, где меня ждут мои ученики. Я расколдую вас, чтобы вы могли возвратиться в детский сад. (Касается всех карандашом, помогает снять детям шапочки и накидки)

Педагог: Ребята, чтобы нам было весело идти назад, поиграем в игру "Маленькие ножки".

Маленькие ножки шагали по дорожке. (Шли, шуршали, топали, прыгали, скакали и т. д.)

Молодцы! Покажите, какие вы сегодня были веселые, ловкие, смелые. Погладьте себя по головке, обнимите друг друга. Дети прощаются и уходят.

 




Приложение Д

 

Занятие "Экскурсия в мир природы"

 

Цель занятия:

- повысить уровень морально-волевых качеств;

- развитие творческих и познавательных способностей;

- ознакомление с окружающим миром;

- развитие самостоятельности, наблюдательности, внимания, памяти;

- вызвать интерес к обучению.

Ход занятия:

"Спутниками" дошкольников станут Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля, Константин Федорович Юон, Борис Михайлович Кустодиев, Константин Алексеевич Коровин, Игорь Эммануилович Грабарь, а также скульптор Павел Петрович Трубецкой. В "волшебной сумке" воспитателя спрятаны письмо от Снегурочки, кукла, сестра Снегурочки, в зимнем наряде, две-три картонные дуги темно-лилового цвета с узорчатой росписью и колокольчик чуть приглушенного звона.

Дошкольники получают в голубоватом конверте волшебное письмо от Снегурочки, в котором она назначает им свидание возле зимней репродукции картины.

Воспитатель останавливает группу дошкольников в центре зала, разворачивает лицом так, чтобы в поле их зрения оказалось несколько репродукций картин, среди которых им надо отыскать зимний пейзаж В.К. Бялыницкого-Бирули. Читает фрагмент письма, в котором обозначается место свидания.

- Пейзаж, возле которого я буду вас ждать, тихий, спокойный и возвышенный. В нем много чуть голубоватого снега, нет пронизывающего холода и ветра. Присмотритесь к речке: она вам расскажет, что Дедушка Мороз не успел все в пейзаже заморозить.

Собрав дошкольников возле найденной ими картины Бялыницкого-Бирули, воспитатель проводит краткое обсуждение.

- Что вы видите на этой картине? Возвышенный ли этот пейзаж или "низенький"? Если бы вы чудом оказались в пространстве картины, что бы вам захотелось сделать? Поиграть в снежки или забраться высоко на холм и посмотреть, что там, с другой стороны? (Ответы.)

- Посмотрите, художник изобразил не только холм, но и церковь. Вот что примечательно: храмы строили раньше в особенных местах, чтобы верующие почувствовали прилив сил, чтобы им легко и радостно дышалось, чтобы чувства рождались возвышенные. Стоя возле этой картины, глубоко вздохнем, и, возможно, вы догадаетесь, какие чувства называют возвышенными.

Дошкольники довольно легко приходят к выводу, что чувства возвышенные – добрые, легкие, светлые. Однако, если возникнет затруднение предлагается игра "Выбирайка!". Её правило – подобрать антонимы (доброе – злое, легкое – тяжелое, светлое – темное, тихое – шумное).

- Снегурочку кто-то вызвал на праздник. Вот она и не смогла прийти на свидание, но прислала свою младшую сестру.

"Младшая" сестра Снегурочки просит дошкольников вспомнить, какие зимние забавы они знают, а затем подводит к репродукции картины Константина Юона "К Троице. Март" (дошкольники должны увидеть и почувствовать в этом пейзаже движение).

Воспитатель начинает свой рассказ.

- Художник Константин Федорович Юон очень любил красоту маленьких городов центральной России. Картина эта называется "К Троице. Март" Попытаемся вместе объяснить её название. Почему март, когда на полотне изображен зимний пейзаж? Может, я ошиблась? И месяц март – это зимний месяц? (Ответы.) Вы правы, март – первый месяц весны, но зима пока еще не хочет расставаться с нами. В марте часто идет снег, наметает сугробы вдоль дорог. Так бывает в Москве. А во многих маленьких уютных российских городах, например, в Сергиев-Посаде, зима длится дольше, чем в столице. Именно туда, в Сергиев-Посад, отправились герои этой картины. Город этот известен всей России – здесь расположен Троице-Сергиев монастырь. Со всей нашей страны стекаются в Сергиев-Посад люди, которые верят в Бога, приезжают с самыми возвышенными чувствами, чтобы помолиться Всевышнему. От этого им становится легче, даже если на их долю выпало горе. Сейчас в Сергиев-Посад можно добраться поездом из Москвы за два часа, а раньше "к Троице" путешествовали зимой на санях, и путь этот был долгий, со множеством остановок. Посмотрите и скажите: на этом пейзаже путешественники едут или остановились? Обратите внимание на то, как изображены лошади, как "взрывают снег" полозья саней.

Если дошкольники смогут объяснить, что сани движутся, воспитатель поздравляет их.

- Сестра Снегурочки обязательно передаст ей, какие у вас зоркие глаза. "К Троице. Март". А вот я не могу понять: грустная эта картина или радостная? Помогите мне! Иногда одна и та же картина может быть одновременно и радостной, и грустной. Об этом "рассказывают" ее краски, ее ритм, движение.

Несомненно, радостная, видите какими сочными красками написал ее художник Юон! В монастырь, на церковный праздник, ехали, ожидая радостной встречи с чудом. Но одновременно картина эта и чуть грустная. Посмотрите, какой грязноватый снег на дороге! Его покрывало уже не радует чистотой и свежестью, ведь зима все-таки заканчивается.

Красавица русская зима тоже бывает разной: тихой и спокойной, как на пейзаже Бялыницкого-Бирули, а может быть очень шумной, веселой. И сейчас мы весело отправимся на встречу именно с такой зимой. Только вот разобьемся на тройки, вообразим, что мы резво скачем на лошадках, а под дугой у наших "троек" звонко заливаются бубенчики.

Воспитатель разбивает дошкольников на группы по три в каждой, предлагает образовать строй, показывает каждому "кореннику", как он должен держать над плечами расписную дугу, и пристегивает его "под руки" к "боковым лошадям" и тройки под звук колокольчика трогаются в путь. Построение в "тройки под дугой", когда ведущий не имеет права размыкать рук при движении, обеспечивает организованное и управляемое взрослым передвижение группы в зале детского сада и в то же время воспринимается детьми как строгое правило увлекательной игры.

Игровой момент "Езда на тройках" не только способствует разрядке, но и связывает в смысловом отношении части занятия, вторая половина которого переносит дошкольников к репродукции картины Бориса Кустодиева "Масленица".

- Сейчас вы окажетесь конечно понарошку, в картине "Масленица".По моей команде "Замри!" вы застываете перед картиной и несколько секунд рассматриваете ее молча. А теперь, пожалуйста, найдите место, через которое художник "приглашает нас войти" в пространство. (Если дошкольники затрудняются, следует подсказка: в картине надо найти "следы", которые помогут проникнуть в картину.) Молодцы! Нашли-таки следы на снегу. Но скажите, вы бегать на месте умеете? Покажите! Хорошо! Тогда побежали в картину! (Вслед за имитацией "бега на месте" следует команда.) Замрите! Посмотрите и выберите, куда вы "побежите" в пространстве картины? (Ответы.)

- Кустодиев любил изображать русские народные праздники, передавая все прелести обычаев. Одно из его творений изображает самый веселый праздник – "широкую масленицу". Обратите внимание, как сильно вытянут холст картины по горизонтали. Покажите, вытянув руки в стороны, как "шагает" "широкая" масленица на картине. Правильно, вот так, широко. И это не случайно: художник специально выбрал такой размер, чтобы как можно было больше разместить на полотне народных забав.

Оказавшись в пространстве этой картины, к чему бы вам хотелось прикоснуться, чтобы почувствовать на ощупь?

Раз вам удалось пробраться в пространство картины вдохните поглубже воздух и скажите: какие запахи и ароматы в нем проносятся? Мне кажется, пахнет свежим морозным воздухом, даже носу больно дышать. Посмотрите, как барышня в санях свой носик в меха уткнула. А еще снизу доносится запах жареных блинов. Ведь на масленицу всегда и торгуют, и угощают масляными блинами. Посмотрите, какими "вкусными" красками написал Кустодиев эту картину. Что из изображенного на ней так и хочется попробовать? (Ответы.) Можно сказать, что снег на картине как взбитые сливки, а небо как сладкий розово-желтоватый крем на торте.

- А что "слышно" в этой раздольной картине? (Ответы.) Это кричат вороны или галки, которые поднялись высоко-высоко в небо над ветками деревьев, опушенных снежной бахромой. Что их распугало? Может быть гомон мальчишек, летящих с горы, или веселый смех ездоков в санях и залихватские крики ямщика на лошадей: "Эх, залетные!"

- Настало время, - замечает он, - возвращения в зал детского сада. Продолжаем нашу игру. Замрите! На счет "Раз, два, три!" запрягайтесь в тройки. Едем прощаться с зимой!

Дошкольники отправляются к картине "Зимой". Эта небольшая работа – маленький колористический шедевр Константина Коровина.

Перед работой Константина Коровина "Зимой" воспитатель "распрягает" тройки, но оставляет у себя в руках дугу темно-лилового цвета.

- Резво бежали наши тройки, но вдруг остановились, замерли. Так, наверное, как-то раз замер и художник Константин Алексеевич Коровин, оказавшись в деревенском дворике, обнесенном стареньким покосившимся забором. Замер потому, что увидел с детства знакомую картину: невзрачный домишко с занесенной снегом крышей, терпеливо стоящую лошадку, запряженную в старенькие сани-розвальни. Скромный, очень обыденный (обычный) для прежнего времени пейзаж, когда не было машин не только в деревне, но и в городе. Художник и название дал ему простое "Зимой". Но посмотрите, какую поэтическую прелесть увидел Коровин в хорошо знакомом и привычном. Посмотрите, как написан снег! Вы, может, думаете, что художник использовал только белую краску – белила? Нет! Оказывается, он увидел в белом снегу множество оттенков. "Поймаем" глазами некоторые из них. Кто найдет в этом "сереньком" пейзаже густой звучный цвет?

При этих словах воспитатель, как бы невзначай, подносит к полотну расписную лиловую дугу. Дошкольники реагируют на цветовую подсказку и находят в картине "Зимой" дугу такого же цвета, но не расписную. Некоторые из них вспоминают варежку, брошенную на снег перед занятием и находят пятнышки-рефлексы на белом и серебристо-сером фоне.

- Смотрите, розоватые пятнышки на снегу, сиреневые на заборе возле лиловой тряпки, развешанной на нем. И снова блики на снегу – золотистые, зеленоватые. Откуда они возникли, отчего так нежно отразились? (Вместе с детьми воспитатель называет цвета материи, которая устилает сани изнутри: желто-розовый, зеленый, дымчато-серый. А вновь появившаяся кукла – сестра Снегурочки – одобрительно поощряет маленьких наблюдателей.) Если зима в картине "Масленица" была праздничная, шумная, звонкая, то с какой зимой мы познакомились у картины Коровина? (Ответы дошкольников.)

Воспитатель дополняет подбором антонимов: "не яркой, а нежной, не шумной, а тихой, задумчивой, не праздничной, а скромной".

В конце занятия дошкольников подводит к репродукции картины Игоря Эммануиловича Грабаря "Февральская лазурь".

- Сейчас художник Игорь Эммануилович Грабарь порадует нас картиной, на которой, как в сказке, "выросло" настоящее чудо-дерево. Смотрите, какое оно высокое, словно продолжает расти у нас на глазах, не умещаясь на холсте! Пожалуйста, возьмите в руки "волшебную" невидимую кисточку и покажите, как она двигалась в руках художника, зажигая красочные мазки как драгоценные капельки. Раз! И на белом стволе березы зажигается желтая капелька. (Воспитатель имитирует в воздухе движение кисти и дошкольники повторяют его.) Два! И засверкала фиолетовым цветом, как драгоценный камень…

- А какой же здесь, на картине "Февральская лазурь", предстает перед нами зима? Правильно! Конечно, сказочной, чудесной, волшебной, сверкающей, искрящейся! Вот, оказывается, какая замечательная наша красавица зимушка-зима!

 



Приложение Е

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: