Направления развития инженерной инфраструктуры

(Карты (схемы): «Стратегия развития территории. Функциональное зонирование территории. Предложения по территориальному планированию», «Трассы газопроводов и нефтепроводов»)

Теплоснабжение и электроснабжение.

Предложенные мероприятия по теплоснабжению и электроснабжению территории области основаны на следующих выводах:

1. Оборудование объектов, вырабатывающих электроэнергию и тепло, имеет запас установленной мощности, однако значительно устарело (возраст турбин и энергетических котлов колеблется в пределах от 29 до 49 лет) и требует замены.

2. Слабым звеном в распределительных сетях электроэнергетики области являются ПС-110 кВ, на которых установлено по одному трансформатору, и к которым подходят одноцепные ВЛ. Эти подстанции маломощны и поэтому несут небольшую нагрузку, вследствие чего, неэкономичны.

3. Все тепловые сети области (общая протяженность тепловых сетей 1606 км двух-трубном исчислении) имеют средний износ 67%; выработали  полностью свой ресурс и требуют незамедлительной замены – 29%, а 36 % от общей протяженности тепловых се- сетей находятся в эксплуатации более 20 лет.

Предлагается:

-ускорить темпы замены устаревшего оборудования и пришедших в негодность или не отвечающим современным требованиям тепловых сетей, линий электропередачи и подстанций в противном случае, предложения Схемы территориального планирования Смоленской области не смогут быть реализованы.

 

Газоснабжение

Предлагаемые мероприятия по газоснабжению территории области основаны на следующих выводах:

1. В 2003 году в Смоленской области, одной из немногих России впервые была использована система финансовой аренды (лизинг) трубопроводов и сооружений системы газоснабжения области. Доходы от лизинга позволили инвестировать строительство газопроводов и газовых котельных.

2. Привлечение поставщиков газа из далеких регионов (Оренбургская область, Татарстан, Урал, Сибирь) позволило более полно удовлетворять запросы потребителей на территории Смоленской области.

3. Внедрение поквартирного отопления позволило значительно сократить теплопотери при транспортировке теплоносителей, а следовательно, сократить и объемы потребляемого газа.

4. Такой же эффект достигнут при устройстве крышных и пристроенных к домам котельных. Причем экономия тепла колеблется в пределах от15 до 35%.

5. Ощутимый эффект дает применение «полиэтиленовых технологий» - замена стальных труб на полиэтиленовые. За последние годы применение полиэтиленовых труб в строительстве газопроводов позволяет сократить стоимость строительства почти в 2 раза.

6. Внедрение автоматики и телемеханики (вывод контролируемых параметров на компьютер по радиоканалам на центральные аварийно- диспетчерские службы, позволило значительно обезопасить эксплуатацию систем газоснабжения, особенно в ночное время.

7. Постоянный обмен опытом с отечественными и зарубежными фирмами позволяет использовать в своей работе прогрессивные технологии и механизмы в строительстве и эксплуатации газовых сетей и оборудования.

Учитывая позитивную сторону изложенных положений, следует обратить внимание на то, что обеспеченность инженерной инфраструктурой отстает в сельской местности.

В связи с этим предлагаются следующие мероприятия:

1) шире внедрять новые технологии, особенно те, которые дают наибольший эффект (лизинг, поквартирное отопление, строительство крышных и пристроенных котельных, замену стальных труб на полиэтиленовые, автоматику и телемеханику);

2) с целью реализации в составе Приоритетных национальных проектов проекта развития агропромышленного комплекса ускорить обустройство сетями газоснабжения сельских населенных пунктов.

 

Электрическая связь и проводное вещание

Предложения и мероприятия по электрической связи и проводному вещанию области основаны на следующих выводах:

1. В части телефонизации населения области на первый взгляд положение благополучное: используются современное оборудование и новейшие технологии обслуживания населения области электрической связью.

2. Широко используется электрическая связь в промышленности и коммунальном хозяйстве для наблюдения, контроля и управления работой механизмов и приборов.

3. Наблюдается существенный разрыв в уровнях телефонизации городского и сельского населения[5]: телефонных станций в среднестатистическом сельском поселении меньше в 3 раза; телефонных аппаратов в 79 раз; домашних телефонов - в 245 раз; обеспеченность телефонными аппаратами (на 100 семей) – в 204 раза.

4. Значительно отстает сельская местность и в радиовещании: количество радиотрансляционных точек в среднестатистическом сельском поселении по сравнению с городским поселением меньше в 184 раза.

Рекомендуется:

в ближайшие 3–5 лет необходимо значительно повысить уровень обслуживания сельского населения, а в перспективе обеспечить сельскому населению равноценный с городским населением, уровень обслуживания электрической связью и проводным вещанием.

Водоснабжение и канализация

 

Предложения и мероприятия по водоснабжению и канализации области основаны на следующих выводах:

1. Несмотря на то, что в области многое делается в части приведения в исправное состояние сетей водопровода и канализации, водозаборных и очистных сооружений, системы в целом все еще находятся в неудовлетворительном состоянии. Особенно в плачевном состоянии находятся сети и сооружения передаваемые на баланс муниципальных образований, износ которых достигает от 70 до 100 процентов. В сельской местности положение не лучше.

Предлагается:

выявленные проблемы должны быть решены в ближайшие 5-10 лет, в противном случае в Смоленской области вряд ли будут решены задачи, поставленные Приоритетными Национальными проектами Российской Федерации.

 

Санитарная очистка территории области

Ниже приводятся предлагаемые мероприятия по улучшению состояния окружающей среды от негативного воздействия производственных и бытовых отходов.

Одной из форм решения вопросов по улучшению ситуации, связанной с образованием, сбором, транспортировкой и размещением отходов, может стать создание единой системы управления отходами, как в области, так и на объектах образования отходов.

 Система управления отходами предприятия должна строится по следую- щей концептуальной схеме и в рамках ее осуществления должны проводится следующие мероприятия [6]:

1. Инвентаризация и паспортизация отходов, мест и объектов их образования, использования, обезвреживания и размещения.

2. Планирование образования отходов и обращения с ними.

3. Инженерное обеспечение производственных процессов, в результате которых образуются, используются, обезвреживаются и размещаются отходы.

4. Мониторинг использования материальных ресурсов.

5. Транспортное обеспечение производственных процессов в области обращения с отходами.

6. Метрологическое обеспечение производственных процессов области обращения с отходами.

7. Обслуживание и ремонт технических средств обращения с отходами.

8. Материально-техническое обеспечение производственных процессов в области обращения с отходами.

9. Охрана труда при осуществлении действий по обращению с отходами.

10.Маркетинговое обеспечение использования отходов.

11.Финансовое обеспечение реализации управленческих решений в области обращения с отходами.

12. Формирование и реализация экологической политики в области обращения с отходами.

13. Эколого-экономическая оценка обращения отходов.

14. Обучение. Повышение квалификации.

2.8. Этапы реализации мероприятий

В соответствии со стратегией развития территории Смоленской области особо выделен первый этап этих мероприятий, в котором предусматривается обратить пристальное внимание на решение следующих основных проблем, без чего невозможно обеспечить устойчивое и безопасное развитие территории области как среды благоприятных условий жизнедеятельности населения.

К ним отнесены:

1) становление и развитие системы транспортных коммуникаций области, обеспечивающих связи районных центров со Смоленском и между собой;

2) формирование в Смоленске рекреационно-туристического центра международного класса и в зонах влияния городов Вязьма и Рославль – новых центров федерального уровня;

3) развитие трех крупных таможенно-терминальных и логистических комплексов – линейного международного класса (от Смоленска до границы с Республикой Беларусь), логистического федерального уровня в Вязьме и терминала в Рославле, с обеспечением их мощными современными погрузочно-разгрузочными, сортировочными и складскими комплексами по переработке различных грузов;

4) преобразование с выходом на современный европейский уровень социальной и производственной инфраструктуры с активным использованием современных технологий в научно-производственной сфере городов области: Смоленск, Вязьма, Рославль, а также в выделенных агропромышленных комплексах;

5) осуществление комплекса средоохранных мероприятий, включающих резервирование земель для целей сохранения и воспроизводства биосферного потенциала на востоке и северо-востоке области в зоне многоаспектного взаимодействия с Московской системой расселения, а также с территориями Калужской и Тульской областей.

В прошедшем 2005 г. Смоленская область участвовала в реализации 18 федеральных и 36 областных целевых программ, две трети из которых напрямую относятся к решению проблем территориального развития. В работе предложены основные направления мер реализации предполагаемых в схеме территориального планирования области градостроительных решений.

При многосубъектной системе территориального управления роль градостроительного контроля за использованием территорий возрастает.

Градостроительная концепция организации территории позволяет определить структуру и базы данных градостроительной информации, необходимой для управления развитием территории области.

Для формирования более конкретизированной и нормативно-правовой основы для градостроительной деятельности и управления территорией представляется важным разработка следующих материалов и документов областного уровня:

нормативного акта по контролю за использованием и по охраной земель (на основе федеральных нормативно-законодательных актов с учетом областной специфики);

комплексной кадастровой оценки территориальных ресурсов области;

соглашений с Москвой, Московской и другими соседними областями по согласованию деятельности, связанной с использованием территории.

нормативных актов по определению статуса объектов культурного наследия, по определению границ, уникальных историко-культурных и природных территорий и регламентации всех видов деятельности в их пределах;

концепции и целевых программ поэтапной организации туристско-экскур-сионной деятельности на территории области;

концепции и целевых программ организации природно-исторических заказников;

целевых программ по реализации в области национальных проектов;

целевых программ развития транспортной и других инженерных инфраструктур областного уровня;

целевых программ по развитию социальной инфраструктуры областного уровня;

целевых программ по охране и обеспечению воспроизводства потенциала биосферных ресурсов области;

схем территориального планирования Смоленского, Вяземского, Рославльского районов;

схем территориального планирования зон активного хозяйственного освоения, прикаркасных и приграничных зон.

Поскольку малоэтажная усадебная застройка быстро исчерпала территориальные ресурсы, предусмотренные ранее разработанными генеральными планами городов, представляется наиболее важным осуществить разработку с учетом материалов настоящей схемы документов территориального планирования муниципального уровня и проектно-планировочной документации по всему кругу городских поселений области. При ограниченности финансовых ресурсов эту работу на первом этапе возможно выполнить в виде концепции развития поселений и выбора вариантов их территориального развития.

Параллельно целесообразна разработка, корректура проектов охранных зон и зон регулирования застройки в исторических поселениях.

В условиях становления рыночной экономики также весьма актуальной является задача широкой пропаганды элементарных градостроительных знаний среди представителей органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих структур, общественных организаций, широких кругов населения.


[1] 1. Основные особенности природных условий территории Смоленской области, обуславливающие направление ее развития.

2. Экологическое состояние территории Смоленской области.

3. Демографическая ситуация в Смоленской области.

4. Смоленская область. Порайонная характеристика

[2] Прежнее название работы до выхода в 2005 г. нового Градостроительного кодекса РФ.

[3] Положение о реестре еще не принято и формирование его определено сроком 2006-2010 гг.

[4] во избежание несовпадений в названии памятников, дат их возведения

[5] В расчете уровней обеспеченности населения электрической связью и проводным вещанием ис пользованы данные переписи населения 2002 года и данные Сайтов: ОАО «Мобильные Телесистемы» и Смоленского филиала межрегиональной компании «ЦентрТелеком»

[6] Использован адаптированный текст официального сайта Департамента Смоленской области по природным ресурсам



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: