Общегерманских культурных ценностей

Реферат

На тему: Руны как символический код

общегерманских культурных ценностей

 

Выполнил:

студентка 2 курса 21пп группы

Сабитова Дания

Проверил:

Макеева Ю.В.

 

Самара 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение

2. Руническая письменность

3. Происхождение рун

4. Значение и использование рун

5. Заключение

6. Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Установление прочных и постоянных связей с Римской империей на рубеже нашей эры оказало огромное влияние на социально-политическое и культурное развитие германцев. Особенно сильно проявлялось оно на территориях, ставших имперскими провинциями, и в широкой пограничной зоне (limes) со "Свободной Германией" (Germania Libera). Одним из результатов этих контактов стало зарождение своеобразной формы буквенного письма, которое распространилось у всех германских народов и функционировало в Скандинавии вплоть до XV в. Оно получило название рунического от древнеисландского названия знаков – rún "руна". Изначально rún имело значения "скрытое, секретное знание; тайна; шепот". Семантика слова, как считается, указывает на специфический характер и функции германского письма в начальный период его существования, в первую очередь его эзотеризм, т. е. доступность лишь посвященным и "скрытость", "тайность" для всех остальных. Новую этимологию предложил Р. Моррис, связавший слово rún с индоевропейским корнем со значением "царапать, делать насечки".


РУНИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Ру́ны — письменность древних германцев. Употреблялась с I—II по XII век на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, по X—XIII век в Исландии и Гренландии, а в шведской провинции Даларна вплоть до XIX века.

После принятия христианства в странах Северной Европы руны как письменность были вытеснены латиницей, но с XX века их стали использовать для гадания и в качестве символики.

Всего было обнаружено около 5000 рунических надписей, большая часть из которых в Швеции.

Главной отличительной особенностью рунического алфавита является порядок букв, условно его называют футарк (fuþark) — по первым шести буквам. Такой алфавитный порядок не встречался больше ни в одной письменности. Алфавит делился на три рода (исл. Ættir — эттир, норв. Ætt — атт), по 8 рун в каждом. В первый эттир входили руны f, u, þ, a, r, k, g, w. Во второй — h, n, i, j, é (ih-wh), p, R (z), s. В третий эттир входили руны t, b, e, m, l, ŋ, d, o.

Каждая руна имела своё название. Первоначальные названия рун не сохранились, но вот их предположительные названия, восстановленные из названий рун в более поздних алфавитах:

Название         Перевод        Транскрипция

1 эттир:

    Fehu          «скот, имущество»   f, v

    Uruz          «зубр»                   u

    Þurisaz    «шип, чёрт»       þ

    Ansuz     «бог»                   a

    Raidu             «путь»                   r

    Kauna   «факел»                   k

    Gebu          «дар»                  g, γ

    Wunju   «радость»                     w

2 эттир:

    Hagalaz        «град»                    h

    Naudiz     «нужда»                    n

    Isaz         «лёд»                     i

    Jara          «год, урожай»         j

    Iwaz              «тис»            é (ih-wh)

    Perþu   Значение не ясно        p

    Algiz          «лось»               -R (-z)

    Sowilu    «Солнце»                       s

3 эттир:

    Tiwaz             «Тюр»                    t

    Berkan        «берёза»                    b

    Ehwaz    «лошадь»                       e

    Mannaz        «человек»                      m

    Laguz             «озеро»                     l

    Iŋwaz          «Ингви»                     ŋ

    Dagaz    «день»                   d, ð

    Oþila           «наследие»           o

 

Направление письма — слева направо, но в ранних надписях встречается бустрофедон. Так, на копье из Ковеля надпись читается справа налево, причём сами руны также повёрнуты в обратную сторону, как северноэтрусские буквы и греческие буквы в ранних памятниках древнегреческой письменности. Слова разделялись с помощью точки, двоеточия или креста.

Различают общегерманские, или старшие руны (до VIII в.), и развившиеся из них рунические алфавиты, применявшиеся у отдельных германских народов, — скандинавские, или младшие руны (известные в ряде вариантов — «датские», «шведско-норвежские», «бесстволые» руны ипоявившиеся в более позднюю эпоху «пунктированные», а затем «дальские» руны) и англосаксонские руны.

Как свидетельствуют древнейшие изображения футарка, старший рунический ряд был разделен на три равные части («семьи») по 8 знаков в каждой, названные по возглавлявшим их рун «семьями» Фрейра, Хагаля и Тюра. По наблюдениям Йенсена, расположение гласных и согласных в руническом ряду следует некоторым числовым закономерностям: в каждой из «семей» футарка содержится по 2 гласные и по 6 согласных букв, причем последние гласные в «семьях» разделены равным промежутком в 9 рун Число согласных, помещенных между обеими гласными в каждой из «семей» возрастает в прогрессии 1 —2—4 и соответственно убывает число согласных, стоящих после последних гласных в «семьях» (4—2—0). Так устроен рунический ряд, изображенный на Кюльверском камне (Готланд, V в.). В другом варианте футарка, лучше всего сохранившемся на брактеате из Вадстены (Швеция, VI в.) и отличающемся от кюльверского тем, что рун р — é и d —о в нем располагаются в обратном порядке (é — р; о — а), также царит симметрия в распределении согласных и гласных.

 Кроме того, Йенсен обратил внимание на то, что и качественный состав «семей» футарка подчинен определенным закономерностям: так, в каждой из них оказывается по одной лабиальной согласной (f;p;b) и по паре шумных, противопоставленных по глухости/звонкости(k-g; s-z; t-d). Вскрытое Йенсеном сложное и продуманное устройство рунического ряда по сути представляющего собой модель фонологических отношений языка, не оставляет возможности для случайности или стихийного формирования древнегерманского алфавита. Неведомый изобретатель футарка продемонстрировал в своем творении высокий уровень владения звуковой формой языка, что было в равной мере свойственно как мастеру рунического письма, так и древнескандинавскому поэту-скальду.

Подавляющее большинство старшерунических надписей сделано на металлических предметах: оружии (наконечниках копий, умбонах, накладках и рукоятях щитов.) и украшениях. Особую категорию представляют надписи на золотых брактеатах V-VI вв. Начиная с V в. все больше используется камень. Однако графика рун – отсутствие округлых линий – заставляет предполагать, что основным материалом для рунического письма, особенно в начальный период его существования, служило дерево (о "деревянных плашках" говорит и Тацит;) расположение волокон на котором препятствовало вырезанию округлостей. Тем не менее, видимо в силу плохой сохранности дерева, находки деревянных предметов с надписями крайне редки: древнейшие из них – на рукояти из Vimose (Ютландия), древках копий из Kragehul (о. Фюн) – датируются III-IV вв.

Несмотря на относительную ясность состава алфавита и фонетического значения знаков, практически все важнейшие вопросы, связанные с происхождением рунического письма – временем и местом его возникновения, его прототипом, его первоначальными функциями – являются дискуссионными. Более того, выработанные к 1950-1970-м годам основные теории происхождения рунической письменности ныне подвергаются радикальному пересмотру. Причиной этого стали в первую очередь многочисленные новые находки старшерунических надписей, сделанные как при полевых археологических исследованиях, так и при изучении ранее найденных памятников, хранящихся в музеях.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: