В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере $5,1 млрд. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт.
После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ., кредитование России приостановлено Фондом в 1999 году.
С 2000 года отношения России с МВФ вступили в новый этап, отличающийся двумя особенностями. Первая состоит в значительном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности. Вторая связана со стабилизацией валютно-финансового положения России. Задолженность России МВФ на 1 января 2003 г. составила 6,5 млрд. долларов. 31 января 2004 года Россия при помощи накопленной в стабфонде суммы полностью погасила долг МВФ в размере 3,3 миллиарда долларов. Досрочное погашение сэкономило 204 миллионов долларов процентных платежей
|
|
Таблица 2.
График погашения и обслуживания внешнего долга России
В 1999-2005 гг.
(млрд. долл.)
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Всего | 17,05 | 15,2 | 14,58 | 14,61 | 20,49 | 14,72 | 15,9 |
в том числе | |||||||
погашение основного долга | 8,01 | 6,89 | 6,55 | 6,89 | 13,19 | 8,01 | 9,65 |
выплата процентов | 9,04 | 8,31 | 8,03 | 7,72 | 7,32 | 6,71 | 6,25 |
Участие в Фонде способствовало стабилизации денежного обращения России и перестройке ее экономики. Экономические программы правительства в период, когда страна выступала заемщиком Фонда, составлялись с учетом рекомендаций его экспертов. История кредитных отношений России с МВФ показала, что далеко не всегда его рецепты были наилучшим средством для стабилизации экономического и валютно-финансового положения страны-заемщика.
«Действительно, -справедливо отмечал советник президента РФ по экономическим вопросам А. Илларионов, -там, где сами национальные правительства делали то, что считали нужным для себя, а роль МВФ ограничивалась консультациями и поддержкой на уровне экспертов, как правило, многое получалось. Но там, где правительство следовало ошибочным рекомендациям Фонда, программы нередко заканчивались большими проблемами…».