Кредиты МВФ России и их условия (1992-1999г.г.)

Дата договоренности о предоставлении кредита

Виды договоренности

Сумма

Период использования

Сроки погашения

Использование страной квоты, %

Условия договоренностей

 
Млн. СДР

Млрд. дол.

 
5 августа 1992 г. Первый транш резервного кредита («стэнд-бай») 719,00

1,0

5 месяцев

5 лет с отсрочкой погашения в течении                  3 лет и 3 месяцев 16,7 Удержание дефицита государственного бюджета в определенных рамках (до 5% ВВП); контроль за приростом денежной массы; темпы инфляции – менее 10% в месяц.  
6 июля 1993 г. Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований 1078,27

1,5

Единовременно,  в полной сумме

10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года 25 Сокращение дефицита государственного бюджета наполовину – до 10% ВВП; контроль за приростом денежной массы, однако в существенно смягченном, по сравнению с предыдущем кредитом, варианте; ежемесячные темпы инфляции – не выше – 7-9%  
25 апреля 1994 г. Второй транш в рамках механизма финансирования системных преобразований 1078,27

1,5

Единовременно,    в полной сумме

10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года 25 Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации в основном аналогичны тем, которые являлись условиями предыдущего кредита; либерализация внешнеэкономической деятельности, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта  
11 апреля 1995 г. Резервный кредит («стэнд-бай») 4313,10

6,8

12 месяцев

5 лет с отсрочкой погашения в течение             3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу 100 Параметры макроэкономической политики существенно детализированы и ужесточены: сокращение почти вдвое (с 11% ВВП в 1994 г. до 6%) дефицита государственного бюджета; уменьшение объема чистого кредита органов денежно-кредитного регулирования «расширенному правительству» с 8% ВВП в 1994 г. до менее 3% в 1995 г.; снижение инфляции до среднемесячного уровня в 1% во второй половине года. Прекращение финансирования бюджетного дефицита за счет прямых кредитов Центрального банка. В области внешнеэкономической деятельности взяты обязательства по устранению внешнеторговых льгот, окончательной ликвидации количественных ограничений в отношении экспорта и импорта, а также ограничений на участие во внешнеторговой деятельности, по либерализации нефтяного экспорта и отмене до 1 января 1996 г. всех экспортных пошлин. Проводится ежемесячный мониторинг выполнения Россией своих обязательств.  
26 марта 1996 г. Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования 6901,00

10,1

3 года

10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года  по каждому отдельному траншу 160                (первый год –65%; второй год – 55%; третий год – 40%) Продолжение и углубление макроэкономической, финансовой стабилизации: дефицит государственного бюджета сокращается с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.; существенно уменьшаются темпы общей кредитной экспансии стране; инфляция снижается к концу 1996 г. до среднемесячного уровня приблизительно в 1%, а в 1998 г. выходит на уровень однозначной величины (6,9%) в годовом исчислении. МВФ в 1996 г. ежемесячно, а сначала 1997 года ежеквартально проверяет с помощью количественных показателей ход выполнения бюджетно-налоговой и денежно-кредитной программ  
20 июля 1998 г. Договоренность о кредитном пакете:     1) Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996 г. 2) Кредит в рамках механизма финансирования дополнительных резервов                  3) Кредит в рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования

2313,07 3992,50 2156,60

 

 

ИТОГО: 8462,17

3,0   5,3           2,9

 

 

ИТОГО: 11,2

Предполагалось предоставление тремя траншами:    20 июля,                  15 сентября        15 декабря 1998 г. Единовременно     в полной сумме 1,5 года с отсрочкой погашения на 10-й год по каждому отдельному траншу 5 лет с отсрочкой погашения в течении                  3 лет и 3 месяцев 50- 90

Правительство должно осуществить объявленную антикризисную программу. Финансовая и денежно-кредитная политика: ускоренное достижение финансовой стабильности, сокращение дефицита федерального бюджета с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% в 1999 г.; увеличение доходов бюджета с 10,7% ВВП в 1998 г. до 13% в 1999 г., перестройка налоговой системы и улучшение механизма сбора налогов. Структурные реформы: предпринимаются дальнейшие меры по решению проблемы неплатежей и содействию развитию частного сектора; власти осуществляют меры по реструктурированию банковской системы, включающие совершенствование законодательства, выяснение ситуации со слабыми и неплатежеспособными банками, улучшение банковской отчетности, усиление контроля за деятельностью банков.

                     

 

28 июля 1999 г. Резервный кредит («стэнд-бай») 3300,0 4,5 17 месяцев. Предоставление семью          равными траншами по 471,4 млн. СДР (640 млн. дол.) каждый 5 лет с отсрочкой погашения         в течение               3 лет и 3 месяцев                                      по каждому            отдельному траншу 55,5 Бюджетно-налоговая политика: первичный профицит федерального бюджета в 1999 г. – 2% ВВП (улучшение по сравнению с соответствующим показателем 1998 г. на 3 ½ процентных пункта ВВП); с целью увеличения доходов вводятся новые налоги и повышаются ставки действующих налогов, расширяется налогообложение потребления; используется широкий выбор мер для улучшения сбора налогов, противодействия уклонению от уплаты налогов, устранения налоговых зачетов, в частности предусматривается прекращение доступа к нефтепроводам нефтедобывающим компаниям, уличенным в уклонении от уплаты налогов; власти определяют очередность бюджетных расходов и строго контролируют расходы министерств; темп инфляции снижается с 84,5% в 1998 г. до 50% в 1999 г. (декабрь к декабрю); сокращение в 1999 г. реального ВВП – на 2%. В валютной области сохраняется режим плавающего валютного курса: власти осуществляют интервенции с целью сглаживания колебаний. Структурные реформы: реформирование финансового сектора, включая реструктурирование банковской системы; стимулирование частного в промышленности; совершенствование управления государственным бюджетом; улучшение конкурентоспособности, прозрачности и отчетности монополий в сфере инфраструктуры; повышение прозрачности операций Центрального банка и отношений между властями и коммерческими банками; меры по устранению неплатежей. Дальнейшая либерализация прямых иностранных инвестиций и внешней торговли.

 

Комментарий к таблице:

В январе 1992 г. Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации.

Первое соглашение о помощи было подписано между Россий и МВФ в начале июля 1992 г.

 5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила.

Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем Валового Внутреннего Продукта (ВВП) уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.

В июне 1993 г. МВФ предложил России второй кредит в $3 млрд. в рамках только что созданного направления – «Помощи системным преобразованиям» (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений.

Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат.

 В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. в поддержку системных преобразований.

После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство РФ взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели,что вызвало поддержку со стороны МВФ.

Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд.

Пакет соглашений с М ВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: