Дата договоренности о предоставлении кредита | Виды договоренности | Сумма | Период использования | Сроки погашения | Использование страной квоты, % | Условия договоренностей | ||||
Млн. СДР | Млрд. дол. | |||||||||
5 августа 1992 г. | Первый транш резервного кредита («стэнд-бай») | 719,00 | 1,0 | 5 месяцев | 5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев | 16,7 | Удержание дефицита государственного бюджета в определенных рамках (до 5% ВВП); контроль за приростом денежной массы; темпы инфляции – менее 10% в месяц. | |||
6 июля 1993 г. | Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований | 1078,27 | 1,5 | Единовременно, в полной сумме | 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года | 25 | Сокращение дефицита государственного бюджета наполовину – до 10% ВВП; контроль за приростом денежной массы, однако в существенно смягченном, по сравнению с предыдущем кредитом, варианте; ежемесячные темпы инфляции – не выше – 7-9% | |||
25 апреля 1994 г. | Второй транш в рамках механизма финансирования системных преобразований | 1078,27 | 1,5 | Единовременно, в полной сумме | 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года | 25 | Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации в основном аналогичны тем, которые являлись условиями предыдущего кредита; либерализация внешнеэкономической деятельности, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта | |||
11 апреля 1995 г. | Резервный кредит («стэнд-бай») | 4313,10 | 6,8 | 12 месяцев | 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу | 100 | Параметры макроэкономической политики существенно детализированы и ужесточены: сокращение почти вдвое (с 11% ВВП в 1994 г. до 6%) дефицита государственного бюджета; уменьшение объема чистого кредита органов денежно-кредитного регулирования «расширенному правительству» с 8% ВВП в 1994 г. до менее 3% в 1995 г.; снижение инфляции до среднемесячного уровня в 1% во второй половине года. Прекращение финансирования бюджетного дефицита за счет прямых кредитов Центрального банка. В области внешнеэкономической деятельности взяты обязательства по устранению внешнеторговых льгот, окончательной ликвидации количественных ограничений в отношении экспорта и импорта, а также ограничений на участие во внешнеторговой деятельности, по либерализации нефтяного экспорта и отмене до 1 января 1996 г. всех экспортных пошлин. Проводится ежемесячный мониторинг выполнения Россией своих обязательств. | |||
26 марта 1996 г. | Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования | 6901,00 | 10,1 | 3 года | 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года по каждому отдельному траншу | 160 (первый год –65%; второй год – 55%; третий год – 40%) | Продолжение и углубление макроэкономической, финансовой стабилизации: дефицит государственного бюджета сокращается с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.; существенно уменьшаются темпы общей кредитной экспансии стране; инфляция снижается к концу 1996 г. до среднемесячного уровня приблизительно в 1%, а в 1998 г. выходит на уровень однозначной величины (6,9%) в годовом исчислении. МВФ в 1996 г. ежемесячно, а сначала 1997 года ежеквартально проверяет с помощью количественных показателей ход выполнения бюджетно-налоговой и денежно-кредитной программ | |||
20 июля 1998 г. | Договоренность о кредитном пакете: 1) Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996 г. 2) Кредит в рамках механизма финансирования дополнительных резервов 3) Кредит в рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования | 2313,07 3992,50 2156,60
ИТОГО: 8462,17 | 3,0 5,3 2,9
ИТОГО: 11,2 | Предполагалось предоставление тремя траншами: 20 июля, 15 сентября 15 декабря 1998 г. Единовременно в полной сумме | 1,5 года с отсрочкой погашения на 10-й год по каждому отдельному траншу 5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев | 50- 90 | Правительство должно осуществить объявленную антикризисную программу. Финансовая и денежно-кредитная политика: ускоренное достижение финансовой стабильности, сокращение дефицита федерального бюджета с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% в 1999 г.; увеличение доходов бюджета с 10,7% ВВП в 1998 г. до 13% в 1999 г., перестройка налоговой системы и улучшение механизма сбора налогов. Структурные реформы: предпринимаются дальнейшие меры по решению проблемы неплатежей и содействию развитию частного сектора; власти осуществляют меры по реструктурированию банковской системы, включающие совершенствование законодательства, выяснение ситуации со слабыми и неплатежеспособными банками, улучшение банковской отчетности, усиление контроля за деятельностью банков. | |||
28 июля 1999 г. | Резервный кредит («стэнд-бай») | 3300,0 | 4,5 | 17 месяцев. Предоставление семью равными траншами по 471,4 млн. СДР (640 млн. дол.) каждый | 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу | 55,5 | Бюджетно-налоговая политика: первичный профицит федерального бюджета в 1999 г. – 2% ВВП (улучшение по сравнению с соответствующим показателем 1998 г. на 3 ½ процентных пункта ВВП); с целью увеличения доходов вводятся новые налоги и повышаются ставки действующих налогов, расширяется налогообложение потребления; используется широкий выбор мер для улучшения сбора налогов, противодействия уклонению от уплаты налогов, устранения налоговых зачетов, в частности предусматривается прекращение доступа к нефтепроводам нефтедобывающим компаниям, уличенным в уклонении от уплаты налогов; власти определяют очередность бюджетных расходов и строго контролируют расходы министерств; темп инфляции снижается с 84,5% в 1998 г. до 50% в 1999 г. (декабрь к декабрю); сокращение в 1999 г. реального ВВП – на 2%. В валютной области сохраняется режим плавающего валютного курса: власти осуществляют интервенции с целью сглаживания колебаний. Структурные реформы: реформирование финансового сектора, включая реструктурирование банковской системы; стимулирование частного в промышленности; совершенствование управления государственным бюджетом; улучшение конкурентоспособности, прозрачности и отчетности монополий в сфере инфраструктуры; повышение прозрачности операций Центрального банка и отношений между властями и коммерческими банками; меры по устранению неплатежей. Дальнейшая либерализация прямых иностранных инвестиций и внешней торговли. |
Комментарий к таблице:
В январе 1992 г. Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации.
Первое соглашение о помощи было подписано между Россий и МВФ в начале июля 1992 г.
5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила.
Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем Валового Внутреннего Продукта (ВВП) уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.
В июне 1993 г. МВФ предложил России второй кредит в $3 млрд. в рамках только что созданного направления – «Помощи системным преобразованиям» (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений.
Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат.
В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. в поддержку системных преобразований.
После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство РФ взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели,что вызвало поддержку со стороны МВФ.
Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд.
Пакет соглашений с М ВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.