Идея «Малой Родины» (духовно-нравственные основания воспитания)

Целевой компонент данного воспитательного направления – духовно-нравственное мировосприятие личности, укорененное в национальных традициях, ментальных началах добра, правды, патриотизма, сострадания и т.д.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» (т. 3. – М., 1955. – С. 24). Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине.

«Малая Родина» В.М. Шукшина стала живительным источником всех видов искусства, присущих творчеству писателя, кинорежиссера, актера. Опыт и мудрость земляков, любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, нес Василий Макарович в душе до последнего часа: «Родина... И почему же живет в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда? Когда? Ведь непохоже по жизни-то... Отчего же? Может потому, что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива и я буду счастлив».

У каждого человека в жизни есть его «малая родина». Но в жизни наших воспитанников – особый случай: у каждого ученика школ Алтайского края его малая родина совпадает с малой родиной В.М. Шукшина.

Основная идея – воспитание чувства патриотизма на основе осознанной принадлежности к малой Родине великого земляка.

Реализации данной идеи в школе способствуют разнообразные формы экологического, трудового, патриотического воспитания, историко-краеведческая работа и музейная педагогика, а также деятельность научного общества учащихся.

2. Идея «Человек – это звучит достойно!» (философско-антропологические основы воспитания)

Целевой компонент данного воспитательного направления – осознание высокой гуманной сущности человека, его возможностей и назначения в мире.

В основе философско-антропологического подхода в воспитании лежат методологические положения:

- имеющие своим предметом реальное бытие субъектов воспитательного процесса во всей его духовной целостности и полноте;

- рассматривающие способность человека к самопознанию, саморазвитию, самоопределению, самовоспитанию в качестве средства и механизма обучения и воспитания;

- являющиеся онтологией человеческого бытия, содержащие в своём арсенале методы постижения этого бытия в его эмоционально-душевной целостности посредством понимания и взаимопонимания на основе диалогического взаимодействия;

- рассматривающие воспитание, самовоспитание, обучение и учение в качестве способов бытия субъектов воспитательного процесса, требующих адекватных методов, средств, форм воспитания и исследовательской деятельности;

- утверждающие ценностно-смысловое равенство участников воспитательного процесса, диалогический стиль общения и взаимодействия, а отношения между ними – по типу «субъект-субъект».

Принципы философско-антропологического подхода:

- антропологический;

- онтологический;

- принцип диалогизма;

- принцип рассмотрения способности человека к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания;

- принцип креативности;

- принцип рассмотрения основных компонентов воспитательного процесса с позиции соответствия их сущности человека.

В.М. Шукшин вглядывался в человека, в свои персонажи и описывал их как художник досконально, открывая их душевную многослойность, многогранность.

В.М. Шукшин – писатель глубоко социальный. Он исследовал новые социальные явления, «протаптывал» свою тропку в искусстве, обращаясь к неизведанным пластам жизни. Его привлекала обычная жизнь обыкновенных людей, где в повседневности он мог видеть особенное – те черты, которые в совокупности создавали русский национальный характер.

Для нашего великого земляка характерно глубокое осмысление нравственных проблем, неутомимый интерес к сокровенным глубинам человеческой души. Писатель чувствовал потаенный смысл правды, назвав одну из лучших своих публицистических статей «Нравственность есть Правда».

В великом современном споре о человеке он всегда на стороне оптимизма, но и не благостен, – он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую душу. В.М. Шукшин предостерегал и современников, и потомков от карьеризма и корыстолюбия, от хамства и невежества.

Одна из главных тем писателя – тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях.

Таким образом, в реализации данной идеи необходимо подготовить учащихся к восприятию творчества В.М. Шукшина, к пониманию того, что же такое счастье и как оно достигается, что дает человеку честный труд, какова та жизненная позиция, то миропонимание, тот кодекс нравственности, что помогает достигнуть высокого удовлетворения и подлинного счастья.

3. Идея «Я – гражданин России!» (социокультурные основания воспитания)

Целевой компонент данного воспитательного направления – активная гражданская позиция учащихся, установка на деятельность, направленная на благо Отечества, формирование гуманных межличностных отношений.

Воспитывая россиянина, гражданина своего Отечества необходимо опираться на:

- осознание учащимися как нравственной ценности своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему;

- сохранение национальной самобытности, поддержание чувств национальной гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;

- знание и использование своих гражданских прав и добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

В.М. Шукшин – писатель национального масштаба. Его жизненный путь – пример бескорыстного служения России. Изучение биографии нашего земляка само по себе имеет большое воспитательное значение. Он всегда ощущал боль за Россию. В.М. Шукшин одну из центральных идей своего литературного, и актерского творчества определил как «собирание русского человека».

Главные направления реализации данной идеи:

- формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;

- поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей;

- воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны;

- стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы.

 

Реализация образовательных программ и мероприятий, посвященных Году Шукшина на Алтае, предусматривает использование различных форм и методов работы с учащимися: в первую очередь, это коммуникативно-деятельностные формы обучения, которые должны быть направлены на развитие критического и творческого мышления учащихся. Рекомендуется использование таких нетрадиционных форм, как «литературные гостиные», «уроки-концерты», «читательские конференции», «литературные мастерские», которые не только разнообразят учебную деятельность, но и привлекают внимание учащихся как занятия, на которых в большей степени могут быть реализованы личностные запросы учащихся и их потенциальные возможности.

Предполагаемая результативность обучения может быть выражена в создании ученических проектов, в формировании учебно-тематических материалов, которые могут быть созданы в совместном труде преподавателей и учащихся, в постановке спектаклей, концертов, литературно-музыкальных композиций, в создании выставок, музеев и др.

Изучение творческого наследия В. М. Шукшина направлено на воспитание духовно зрелой личности, знающей и любящей культуру родного края – нашей Малой Родины.



ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: