Предлагаемые формы уроков

· Практикум по анализу текстов (урок-исследование). Основной отличительный принцип формы практикума – работа под руководством учителя на уроке с предложенными текстами (отрывками текста, эпизодами). Учащиеся могут получить задания, предложенные учителем, могут самостоятельно выбрать круг тем или проблем, отраженных в данном тексте. Работа может строиться в индивидуальном или групповом режиме и обязательно заканчивается обсуждением.

· Урок контекстного типа. Главной отличительной чертой урока является групповая деятельность учащихся, целью которой является осмысление текста, предложенных учителем тем или проблем. Затем группы предлагают свое выступление, на которое могут откликнуться оппоненты, дополнить содокладчики. Таким образом формируется контекст читательского восприятия.

· Семинар. Главной отличительной особенностью семинара является то, что учащиеся к нему готовятся заранее и выступают с подготовленными сообщениями, на которые рефлексивно откликается класс (задаются вопросы, составляются мнения, суждения и др.);

· Урок аналитического чтения (урок-беседа, урок-размышление). Логика урока такова: предлагается текст (читает учитель или ученики), задаются вопросы, учащиеся отвечают, формируются выводы, которые могут быть записаны или предложены для самостоятельной творческой рефлексии (мини-эссе). Это урок в традиционной парадигме беседы, диалога, целью которого является осмысление прочитанного;

· Урок выразительного чтения. Целью такого урока является отработка навыков выразительного чтения, техники чтения и т.п. Учащимся тексты могут быть предложены заранее, может быть создана ситуация мониторинга техники и выразительности чтения, понимания и осмысления текстов;

· Урок-концерт (спектакль, поэтическая или литературная гостиная). Урок традиционного типа, на котором вполне успешно может быть реализована современная концепция сотворчества учителя и учащихся. В системе уроков такой урок может быть итоговым, может быть открыт для школы, других гостей. Урок готовится и продумывается заранее. На нем могут быть представлены творческие проекты учащихся;

· Интегрированный урок. Урок современного, инновационного типа, на котором реализуется интеграция предметов, смежных областей знания. Урок может проводится в режиме диалога (2 учителя), полилога (учителя, родители, учащиеся других классов). Такой урок может быть подготовлен и спроектирован заранее, может быть также задана ситуация неожиданности, импровизации, дискутивности;

· Урок-диспут (дискуссия).  Урок проблемного типа. Как правило, заранее или прямо на уроке формулируется проблема, на которую предлагается откликнуться, аргументировав ответ выдержками из текста;

· Урок-путешествие. Урок отличается элементами театрализации (сценарий, наглядные средства, ИКТ, видеосопровождение и др.). Учитель, как правило, выполняет роль ведущего, организует деятельность учащихся (в груповом или индивидуальном режиме). Урок деятельностного типа. Результатом и продуктом деятельности учащихся, как правило, являются творческие проекты (подготовленные заранее или на уроке) и выступления;

· Урок-суд. Урок нетрадиционного типа. Как правило, используется для театрализованной интерпретации проблемного урока. В качестве «подсудимых» могут быть герои литературных произведений, различные жизненные ситуации, нравственные решения, поступки и др. Целью такого урока является стремление учителя заострить заявленную автором проблему, выявить ее возможные решения, продемонстрировать неоднозначность суждений.

2. Предлагаемые виды работ и заданий:

Учебная деятельность учащихся на уроке

Чтение и анализ текста Комментированное чтение – понимание проблемы, ассоциации с имеющимся опытом, дополнения фонового контекста (исторические справки, отдельные сведения и т.д.)
  Аналитическое чтение – выявление и формулирование основных проблем и мотивов
  Исследовательское чтение –выявление и характеристика главных образов, средств художественной выразительности
Выступления учащихся Монологические –как правило, подготовленные заранее выступления и доклады (допускается использование справочной и дополнительной литературы, текстов)
  Рефлексивные –выступления в качестве отклика на заданные вопросы, поставленные задачи, отличаются импровизационностью, творческим решением
  Групповые –выступления творческих групп, выполнивших задания заранее (проекты) или подготовивших выступления заранее
  Творческие выступления, проекты –результаты творческой деятельности учащихся по подготовке к урокам-концертам, спектаклям, «гостиным» и др.
Письменные творческие работы Сочинения –контрольные работы, к которым, как правило, учащиеся готовятся заранее. Могут быть работы на уровне зачетных или экзаменационных, которые предполагают минимум предварительной информации, могут быть тренировочные, когда заранее известен круг тем и отработаны конкретные формы.
  Эссе, мини-эссе.Такие сочинения, как правило, не готовятся заранее, а предлагаются в качестве рефлексивного задания на уроке, выполняя одновременно и контролирующую функцию

Учебная деятельность учащихся вне урока

Подготовка домашних заданий Чтение и анализ текста
  Домашние сочинения
  Выучивание наизусть
  Подготовка докладов и сообщений
  Написание рефератов
Самостоятельная исследовательская, творческая и поисковая деятельность Самостоятельные и групповые проекты– творческое решение заданий, исследование темы, подготовка концерта, спектакля, выпуск альбома, газеты, экспедиция, др.


ЧАСТЬ ПЯТАЯ

МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОДА В.М. ШУКШИНА

В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Манышева Наталия Юрьевна

канд. пед. н., доцент Алтайской

 государственной педагогической академии,

г. Барнаул

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: