Информационно-методические ресурсы

ПРИМЕРНОЕ ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗОВ ШУКШИНА

 

Рекомендуется при работе над текстами рассказов обратить внимание на следующие ключевые проблемы:

· многообразие характеров: «чудик» и его чудачества, «маленький человек», «крепкий мужик», «сильный характер, не имеющий высокой цели» и др.;

· картина мира: дума о жизни и образ мира; мудрость жизни и ее хранители, естественная связь человека с миром, разрушение цельности «простого человека»; «духовный вакуум» сильной натуры, поиски смысла жизни и веры, тема города и деревни, уход от приоритетов «деревенской прозы»: отдаленность от истины «чудиков»;  быт и бытие;

· поэтика рассказов: диалогизм, «драма в «ореоле» эпоса» (Н.Лейдерман), карнавальность, мифопоэтичность, интертекстуальность, открытый финал рассказов, противоречивость, многомерность оценки писателем героев и событий.

Внутрипредметные связи: Образ русского мужика в фольклоре и литературе (русские народные сказки, былины, Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», образы маленького человека у А.С.Пушкина («Станционный смотритель»), Ф.М.Достоевского (Макар Девушкин, Мармеладов), образы простых людей в творчестве писателей-шестидесятников (Андрей Соколов М.А.Шолохова, Иван Денисович А.И.Солженицына).

Межпредметные связи: МХК (художественные кинофильмы и спектакли по произведениям В.М.Шукшина), русский язык, история.

.      Аннотации к отдельным рассказам

«Мастер»

Тема мастера и его судьбы. Духовное, нравственное прозрение героя. Роль «разных книг про старину», «старых икон» в обретении новой точки зрения. Открытие красоты как начало перерождения ремесленника в мастера. Семка Рысь – «дурак своего времени», находящий в «дурацком поведении «хоть какой-то смысл». Исход судьбы мастера.

 

    «Верую!»

Образ «простого человека», лишенного цельности, внутреннего стержня. Душевный разлад Максима Ярикова как причина его «дурачества». «Особенная тоска» - «по воскресеньям». Поиск духовника «для разговора». Воплощение в рассказе представлений о добре и зле, жизни и боге. Карнавальность - особенность поэтики рассказа.

 

    «Беседы при ясной луне»

Желание «исповеди», «покаяния» героев рассказа. Смысл жизни в понимании старика Баева. Отношение авторов к героям. Позиция Марьи. Противопоставление разлада в душе героя ладу в бытии, окружающем его в круговороте природы, в бесконечности жизни.

 

«Миль пардон, мадам»

Человек из реальности, возжаждавший идеального и не знающий, где его искать. Переживание несостоятельности, недовоплощенности как побуждение к созданию красивой фантазии, где человек предстает идеальным героем. Мифопоэтичность рассказа: мифотворчество героя, образы библейской и бытовой мифологии в рассказе героя, невольное цитирование. Карнавальность - особенность поэтики рассказа.

 

«Алеша Бесконвойный»

Сопряжение привычных реалий деревенского быта с философской думой. Трепетная чуткость Алеши к жизни во всех ее проявлениях. Осознанность любви к жизни. Противопоставление образов покоя и суеты в рассказе. Поэтика имени героя. Символика бани.

 

    «Чудик»

«Чудачество» героя как попытка заполнить духовный вакуум, утвердить себя в собственных глазах и глазах окружающих. Карнавальность поступков «чудика» в первородном значении этого слова («… он жаждет творить добро, а приносит зло, его нелепый с точки зрения здравого смысла поступок оказывается мудрым и добрым … он ищет праздника, а приходит к беде, он занимается совершенно беспросветным делом, вроде изобретения вечного двигателя, а на самом деле живет радостной, веселой жаждой творчества». Н.Лейдерман).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ФОРМЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ

Необходимо подчеркнуть важность и значимость юбилейного мероприятия. С этой целью рекомендуется провести «шукшинские» уроки в нетрадиционной форме: семинары, лекции, в том числе подготовленные учащимися, урок-диспут, круглый стол, урок-исследование, урок-размышление, урок-диалог, урок поиска истины, урок-концерт, литературная гостиная, бинарные уроки, интегрированный урок. Нетрадиционные формы уроков стали одним из успешных способов мотивации учащихся.

Активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию творческих способностей, ключевых и предметных компетенций способствуют различного рода творческие задания, например:

*сочинение-миниатюра (на выбор):

· Герой рассказов Шукшина, затронувший мою душу;

· Герой рассказов Шукшина, который запомнится навсегда;

· Разгадал ли В.М.Шукшин загадку души русской?

*составление презентации:

· Роли В.М.Шукшина;

· Кинофильмы Шукшина;

· Театральные постановки по произведениям В.М. Шукшина;

· Наш великий земляк В.М.Шукшин.

*рецензия

на один или несколько рассказов Шукшина (по выбору).

*постановка спектакля.

*составление литературной карты Алтая, мест, связанных с творческой биографией В.М.Шукшина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: