Закономерность подражания

Значительную роль в обучении воспроизводить манеры, действия, поступки, образцы поведения, в усвоении доминирующих социаль­ных установок и ценностных ориентации играет социально-психологическая закономерность подражания.

Подражание так же, как заражение и внушение, идет стихийно. В то же время оно обладает некоторыми особенностями: во-первых, выполняет иные социальные функции - не усиления социальных установок и ценностных ориентации, а приобщения к ним, усвоения их; во-вторых, характеризуется и сопровождается определенной эмо­циональной и рациональной направленностью. Являясь одним из средств приобщения членов социальной группы к системе групповых ценностей, оно позволяет им избавиться от тяжести персональной ответственности и мук выбора за счет предпочтения той или иной манеры поведения.

Современная наука различает по крайней мере два плана усвое­ния новых образцов поведения и ориентации: подражание какому-либо конкретному человеку и подражание нормам поведения, выработанным социальной группой.

Стихийный и подчас бессознательный характер закономерности подражания может привести к довольно причудливым и неожидан­ным результатам. Так, наблюдения за жизнью и деятельностью ныне класть имущих в России, пришедших на волне популистских лозун­гов борьбы с «партгоспривилегиями», коррупцией и т.д., показывают, что они начинают подражать нормам бывших проклинаемых ими предшественников.

В русле рассматриваемой закономерности лежит и так называе­мая мерседесовская болезнь, охватившая определенную и значитель­ную часть людей, причисляющих себя к деловым людям, бизнесу, к «новым русским». Все это говорит о том, что закономерность под­ражания не такая уж безобидная вещь в общественной жизни.

 

Закономерность моды

Существует и еще одна закономерность — закономерность моды, часто не воспринимаемая серьезно. И тем не менее, заинтересовав­шись таким явлением, как мода, взглянув на нее как на одну из форм социально-психологического общения людей, как на стихийно, изменяющуюся форму всеобщего вкуса, можно выявить ряд инте­ресных и важных моментов.

Прежде всего оказывается, что надо расстаться с привычным представлением о моде как о смене форм и образцов одежды, и то­гда она предстанет перед нами как временное господство опреде­ленного вкуса в какой-либо сфере жизни и культуры, а следователь­но, и в деловом общении.

Сопротивляться веяниям моды почти всегда бесполезно. Как остроумно заметил американский социолог Д. Шибутани, «в поли­тической революции имеется некто, представляющий правительст­во и определяемый как враг, но в движении моды свергать некого. Если нарушение конвенциональных норм приводит к возмущению и наказанию, то нарушение моды вызывает скорее смех и состра­дание. Отказываясь подчиниться, человек причиняет вред самому себе, но не моде».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: