Этап 2.Укладка полки

Берётся полотно (ситец или бязь) 1.20 на 1.20, на него укладывается «полка» из шерсти по длине. Например: если валенки женские примерно 60 сантиметров длиной, 50 сантиметров шириной и начинают выкатывать. На «бадик» накручивают холст с подготовленной «полкой» и катают. Затем разворачивают, переворачивают, и всё повторяют с другого конца. Заготавливают сразу две «полки». После того как выкатали их взвешивают. На валенки 37 размера нужно 2.5 фунта, а в фунте 400 грамм. На пару нужно 1 килограмм шерсти. Делят две «полки» по 0.5 килограмма, сворачивают и взвешиваются на весах - коромыслах, чтобы они не перевешивали, а стояли ровно.

Этап 3. Запайка.

После взвешивания «полка» раскладывается, и ей начинают придавать форму валенка, загибая и вытягивая. Всё прощупывается руками и там, где получалось, что шерсти недостаточно, её добавляли небольшими клочками, при этом равномерно укладывая. Обязательно докладывали на носок и подошву. Это и есть запайка. Сверху укладывали ткань и крепко, прижимая руками, переворачивали и повторяли процесс запайки с другой стороны. Вторая сторонами на данном этапе называется «полочная». Полотно собирают складками, помогая создать форму валенка. Снова выкатывают, но теперь уже как бы предавая форму валенка. Выкатывать начинают с голенища. Далее катают в полотне, разворачивают, подтягивают полотно, и с носа заворачивают на пятку, катают её, снова подтягивают с голенища на подошву, затем закатывают её, расправляют, берется валенок, и переворачивают на другую сторону, и так повторяем этот процесс несколько раз. Валенок стал упругим, расправляют его, засовывают руку в валенок, расправляем нос, затем пятку, получается ромб и голенище, расправляют руками и проверяют, равномерно ли выкатали, если есть тонкие места, то подкладывают шерсть и снова выкатывают. Заготовка приобретает форму ромба. Этот ромб называется «плашкой».

Этап 4. Обваливание.

Валенок обливается кипящей водой, и начинается этап обваливания. Ромб закручивают к голенищу и руками его крутят. Затем каждую сторону как бы «стирают» сжимая руками, понемногу отжимая воду. Каждый раз заливают кипятком и повторяют сначала. Начинают делать перекосы, перекашивают в разные стороны, нос сдвигают в одну сторону, и снова отжимают. Делают все частями, чтобы было равномерно. Переворачивают и повторяют с другой стороны. От того как садится шерсть, зависит сколько раз делать перекосы. Если шерсть хорошая, то по два, если плохая три и более на каждую сторону.

Этап 5. Распластывание.

Рука заходит вовнутрь и расправляет изделие. После рапласта, «прутком» расправляют для равномерности и вставляют чушку по размеру. В валенок она должна попасть в нос и упереться в пятку, если не упирается, то продолжают валять. Дальше берется деревянная подбивалка, и подбивает в районе подъема. Потом снова делается перекос и закатывается на голенище. Берется валек с ручкой и, облив валенок кипятком, нажав на носок, как бы прижимая, перетягивается и повторяется с другой стороны. Обливают кипятком и катают до тех пор, пока валенок не станет упругим, гладким и без борок (складок). Если шерсть хорошая, то пара валенок валяется за 2-2,5 часа.

Этап 6. Оправка.

Вытаскивают «чушку» и начинают колотить. Колодка состоит из трех частей: передник с носом, задник с пяткой, клин между ними - чурбак. Когда клин забивают вальком, оправляют нос, пятку, подошву, подъем. Берется «рубель» - 1,20 длиной с дубовыми бороздочками и, одев валенок на руку водят по этому рубелю, разглаживая морщины, придавая упругость.

Этап 7. Опаливание.

Когда валенок стечет, его сушат в печи, угли выгребают и кладут валенки. Как только валенки высыхают, их отделывают: пемзой снимают все волоски, затем старым шерстяным носком, намоченным в солярке, отмазывают. Вынимают колодку и обпаливают, собранные пемзой волоски поджигают, и водят вокруг валенка. И снова обтирали соляркой. Раньше обпаливали керосином.

Вот валенки и готовы.

Красить валенки начала в конце ХIХ века. Для этого сначала шерсть обезжиривается, для этого на две пары берется 5 грамм серной кислоты и разводится в холодной воде и замачиваются заготовки валенок на 12 часов. Делали это перед валянием, а красили после того как вынимали «чушку», клали в кипящую воду с красителем на один час, затем отправляли на колодку. Но крашеные валенки, по мнению Александра Николаевича холоднее.

Медицина подтверждает огромнейшее благотворное влияние валенок на здоровье. Овечья шерсть не раздражает кожу, обладает положительной для человека энергетикой, способна поглощать и испарять влагу, аккумулировать тепло и, таким образом, помогает при простуде, ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов. При этом валенок охраняет стопу человека не только от холода, но и от жары. Стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний.

Именно такую обувь часто рекомендуют людям с нарушенной системой кровообращения, при аллергии, заболеваниях дыхательных путей. А еще валенки способны снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине. Улучшению циркуляции крови способствует носка валенок на босые ноги.

Валенки – обувь, сделанная из натуральных материалов без урона для природы и животных. Именно по этой причине валенки и стали популярны не только и России, но и в Европе, помешанной на экологии.

Биография А. Н. Незванкина.

Незванкин Александр Николаевич - ветеран с многолетним стажем, вырастивший троих достойных детей, построивший дом своими руками. Мастер, изделиями которого пользовался почти каждый сельчанин.

Он всегда стремился в жизни к светлому, чистому, уважительному отношению к себе, а это достигается делом, трудом, добром. По его мнению, именно работа играет важную роль в жизни человека. От неё многое зависит: благополучие человека и его семьи, окружение, деловые и дружеские связи. Всей жизнью он доказывает, что всякий человек есть творец своей судьбы.

Александр Николаевич родился 2 июля 1934 года, в селе Старая Селя Никольского района Пензенской области. По национальности мордвин - эрзя.

Мать Фёкла и отец Николай (к сожалению отчества родителей, он не помнит) были простыми сельскими тружениками. В семье, кроме Александра 1934 г.р., было еще двое детей: дочь Раиса 1928 г. р., сын Николай 1932 года.

В 1940 году от тяжелой болезни умер отец, примерно через год мать. Детей оставшихся без родителей взяла на воспитание тётя по отцовской линии Ефросинья Ивановна. Ему было 7 лет, когда началась Великая Отечественная война. Основное мужское население забрали на фронт, рабочих сил не хватало, и он пошел работать в колхоз. Выращенный хлеб отправляли на фронт, было голодно. Все лето Александр с братом и сестрой собирали листья орешника, желуди и лебеду. Все это сушили и толкли в ступах. Получалась мука, из которой пекли хлеб. По воспоминаниям Александра самый вкусный хлеб был из лебеды, но ее рвать было запрещено. Из орешника хлеб был зеленоватого цвета и быстро раскисал, из желудиной муки хлеб получался горьковатый. С ребятами по ночам Саша ходил рвать лебеду, чтобы поесть вкусный хлеб.

Александр совмещал работу в поле и дома с учёбой. Не хватало бумаги, писали на клочках между строк и старых газетных листах. Ученье Саше давалось легко, а если грамота даётся, то человеком станешь и профессию получишь. Уже тогда, несмотря на свой возраст, думал о том, что жизнь обязательно наладится, когда враг будет разбит и он будет как отец делать всё, что умеет, и своим трудом приносить пользу людям и стране.

В это время пришло известие об окончании войны. Местная ребятня с криками: «Победа! Победа!», неслись по селу, разнося радостную весть. Все сельчане собрались у сельсовета. Поздравляли друг друга, хлопали, смеялись. Кто-то радовался, кто-то плакал. Но вот заиграла гармонь, и все пустились в пляс. Александр тоже принёс отцовскую балалайку, и хотя он играть толком не умел, но старался как мог поддержать общее веселье и разделить со всеми радость победы. Гулянье продолжалось до самого утра.

Война закончилась, но очень многие сельчане не вернулись домой, мало было семей, кому не принесли похоронку. Более ста человек остались покоиться на чужбине.

Очень чувствовалась нехватка мужской силы. Александр к этому времени закончил 4 класса восьмилетней школы и пошёл работать подручным в сельскохозяйственную бригаду. Пахал, бороновал плугом, косил рожь, просо, пшеницу лобогрейками.

Ему было уже 14 лет, когда он заглянул к своему соседу дяде Ване (фамилии, к сожалению, он не помнит). Застал он его за работой, дядя Ваня плёл лапти. Саша сел и долго пристально следил за работой. Выйдя от соседа, он отправился в лес, за материалом, уж больно ему захотелось попробовать плести лапти самому.

Так Александр начал плести лапти. Сначала у него не получалось, но он упорно пробовал снова и снова. С тех пор Александр Николаевич плетёт лапти, но по своему, не повторяя за своим соседом Иваном. По его словам, лапти он изготавливал для нужд своей семьи, но не продавал.

Постепенно жизнь на селе налаживалась. В каждой семье появилось радио.

Когда Александру Николаевичу исполнилось 20 лет, его взяли скотником на ферму. Ферма была большой: более 500 голов рогатого скота, 1000 голов молодняка, 7000 овец. Но проработав совсем немного, в 1954 году уехал на заработки в Ивановскую область на торфодобывающее предприятие. Проработав полтора года, Александр возвращается домой и устраивается в городе Инза Ульяновской области на кирпичный завод, молоть глину для кирпича. Здесь он познакомился с Масенькиным Вячеславом Николаевичем. Увидев молодого человека в худой обуви, он подарил ему валенки самокатки. По тем временам это был «царский» подарок. Александр Николаевич был очень рад подарку и попросил Вячеслава Николаевича поделиться с ним секретами изготовления валенок. В те годы в Ульяновской области было развито производство валяния валенок, и мало было семей, где не занимались их производством. Вячеслав Николаевич пригласил его в гости и научил изготавливать валенки.

На кирпичном заводе Александр Николаевич проработал недолго, нужно было помогать тётушке Ефросинье, которая к этому времени уже стала немощной. Он возвращается в село, и его вновь принимают работать на ферму скотником. Не откладывая в долгий ящик полученные знания, он тут же принимается за изготовление валенок, чтобы обуть своих домочадцев в тёплую обувь. Конечно же, получилось не сразу. Приходилось начинать много раз сначала. Только шерсть была дорогим сырьём, поэтому он очень старался делать без брака. Хотя родные были рады и той обуви, что первоначально получалась и не очень ровной.

На ферме он познакомился со своей будущей женой Анной Максимовной. Она работала дояркой. Около года встречались. В 1957 году они поженились. Анна оказалась хорошей женой, работящей под стать мужу - труженику, отличной хозяйкой и любящей матерью. Анну Александр Николаевич полюбил за её весёлый нрав, за звонкий голос, за трудолюбие, а задорные частушки они вместе исполняют и сегодня. Александр Николаевич, несмотря на свой возраст, также виртуозно играет на балалайке.

Мир в семье женой держится, а всякий дом своим хозяином. Своими руками построил добротный дом, от фундамента до крыши, до всего доходил своим умом, учился по книгам, спрашивал у старших. Молодая семья жила в старом родительском доме, и одновременно строили свой новый дом. Строительство начали с рождения первого сына Виктора в 1958 году. В 1960 году родился сын Василий, а дочь Нина в 1962 году. Закончили строительство дома в 1961 году, старый дом сломали т. к. он был уже не пригоден для жилья.

Очень радовался Александр Николаевич своему дому. После переселения однажды выйдя на улицу и оглядевшись вокруг, обратил внимание, что его дом ничем не отличается от других. Вот тогда он решил украсить свой дом резьбой. Сначала придумал рисунок, потом нарисовал все карандашом, и перенес на дерево. Для резьбы брал сосну, дерево не обрабатывал, а перед тем как начать работу ждал, когда дерево подсохнет. Сначала высверливал дырки, чтобы прошла пилка, а затем выпиливал узор. Пилку он придумал и сделал своими руками сам, насадив часть тонкой пилы на длинную ручку. Ему очень нравился хвост павлина, и он сделал в виде павлиньего хвоста оформление лицевой части дома.

Затем он украсил наличники окон, перила для крыльца и даже ворота и штакетник забора. Так вплоть до 1973 года занимался оформлением дома, вложив в него всю душу.

Сыновья Александра работают в Никольске, дочь после окончания Пензенского культпросвет техникума работает в селе библиотекарем. Александр Николаевич имеет трёх внуков и одну внучку.

В нынешнее время он продолжает заниматься любимым делом: плетёт лапти по сегодняшний день и никогда не прекращал их плести. Но поскольку они вышли из обихода он делает их сувенирными и продаёт городским жителям.

Также Александр Николаевич поделился с нами техникой изготовления валенок, которой он научился в молодости и до нынешнего времени сам валяет валенки. Но всему своё время. Ему сегодня 76 лет, здоровье ослабло, а для валяния нужны силы и сноровка. Но, несмотря на это, он не сидит, сложа руки: держит кур и поросят, занимается садоводством, выращивает картофель, овощи, любит ходить в лес собирать ягоды и грибы. Своим трудолюбием подаёт пример молодым в ведении хозяйства.

Ездит в гости в город к детям и внукам, и к своему другу Вячеславу, которому он благодарен за секреты изготовления валенок. Вячеслав Николаевич полюбил девушку из соседнего села Пензенской области, а когда они поженились, переехали в город Никольск. При строительстве своего дома, он обращался за советами к своему другу Александру, который с удовольствием делился своим опытом и секретами.

В конце нашей беседы Александр Николаевич сказал: «Наше поколение столько всего пережило, так закалилось в жизненных битвах, что и очередной кризис, думаю, переживём с достоинством. Россия выйдет из него и станет ещё сильнее, только преодолеть его надо сообща. Многое зависит от молодого поколения, им строить будущее и возрождать Россию, а для этого надо много трудиться, и многому учится, чтобы применить всё на практике, в жизни».

Каждое новое поколение вплетает новые звенья в венок отцовской славы, ставит новые вехи на пути, что бережет память о прошлом. И мы, для своих потомков решили оставить сведения о жизни наших отцов и дедов. А они, в свою очередь, передадут своим детям. И история не будет забыта…

 

Заключение. В древности нельзя было обходиться без лаптей. Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требовало доказательств. Другое дело, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели - за четыре, летом, в страдную пору, - и вовсе за три. Материалом для изготовления лаптей служило лыко – внутренняя часть коры липы. Умельцы старались заготовить лыко заранее, но использовали в работе и осеннее лыко. Умению плести лапти мог не каждый. Одним из таких является житель села Старая Селя Никольского района Незванкин Александр Николаевич. Он мастером своего дела.

Пройдя много времени, лапти снова начинают плести. Но современные лапти уже отличаются от старинных. На современных лаптях можно отличить правый и левый лапоть. А Александр Николаевич плёл такие лапти давно, с рисунком и на разные ноги. Он понимал, что лапти на одну ногу практичнее. В трудное время плёл и такие. Но всем предпочитал свои, нарядные. Плелись они из пяти лык, а русские плелись из семи лык и назывались «семилычками».

Сама техника плетения так и не изменились. Не изменились также и инструменты. Отличие можно отметить в потребности населения в плетении лаптей: в сегодняшние дни мастера выполняют данную работу в качестве сувениров, подарков. Что касается старинных мастеров, то это было повседневной необходимостью. Умению плести лапти мог не каждый.

Испокон веков валенки были весьма дорогим удовольствием. Если в доме была одна пара валенок на всех – тогда их носили по старшинству. А семью, в которой валяную обувь носили все домочадцы, считали уже зажиточной. Раньше валенки были замечательным подарком, к ним относились с большой аккуратностью, чтобы сберечь для следующего поколения. Сегодня валенки остаются удобной, практичной и востребованной обувью, но только хороших и по всем этапам сваленных валенок не найти. Когда сельское хозяйство пришло в полный упадок, трудно найти овечью шерсть, без неё не изготовишь валенок. Да и сам процесс очень трудоёмкий, а после процесса обваливания всё тело и одежда пропитываются запахом шерсти.

В последнее время все чаще на прилавках магазинов можно увидеть валенки. Они ни в чем не уступают другим модным аксессуарам – их искусно украшают бисером, тесьмой, мехом и вышивкой, красят во всевозможные цвета, укрепляют на резиновой подошве с каблучком, изготавливают даже специальные домашние валенки. Очень хотелось бы, чтобы такая необычная, полезная и удобная обувь вновь стала любимой и уважаемой и была оценена в должной мере, так же, как ею восхищаются за границей.

Время идет, спешит постоянно… Часы жизни нельзя остановить. Оно не пожалело и мастеров. Уходят люди, а вместе с ними уходит в небытие уникальное мастерство которыми они владели. Что тому виной? Наверное, самый правильный ответ – это время. Стареют мастера. Нет у них и преемников, чтобы передать мастерство, унаследованное от дедов и отцов. По многим причинам отпала в этом необходимость. Да и часто ли мы в наше время видим людей, которые носят валенки? Опять же – нет! Тогда зачем же их изготовлять? Но чем может заработать себе на жизнь человек, который с детства постигал все тайны мастерства, а чуть позже кормил семью на заработанные этим трудом деньги? Поэтому для них это не просто работа, а призвание.

Хочется отметить, что современная молодежь заинтересована в сохранении такого трудного ремесла как плетение лаптей и валяния валенок, хотя в этом нет уже повседневной потребности, но есть еще та сторона, которая показывает, что молодежь заинтересована в сохранении древних традиций и обычаев, что очень и очень радует. Это значит, что культура, традиции и обычаи мордовского народа живы и живут в наших сердцах.

 

Список источников:

Интервью с Незванкиным Александром Николаевичем 1934 года рождения, записано Марининой Евгенией 5 июля, 24 октября 2010 года.

Интервью с Незванкиной Анной Максимовной 1928 года рождения, записано Марининой Евгенией 5 июля, 24 октября.

Интервью с Ниной Александровной 1962 года рождения, записано Марининой Евгенией 5 июля, 24 октября

Интервью с Масенькиным Вячеславом Николаевичем 1940 года рождения, записано Марининой Евгенией 4 сентября 2010 года.

Интервью с Масенькиной Людмилой Викторовной 1948 года рождения, записано Марининой Евгенией 4 сентября 2010 года.

Список литературы:

1. Бормотухи.НЕТ ( http://www.bormotuhi.net/index.php ) Что вы знаете о валенках, или История уникальной русской обуви.

2. Бусыгин Е. П. Русское сельское население Среднего Поволжья.- Казань, 1966;

3. Забылин М. Русский народ - обычаи, обряды, предания, суеверия. - М., 1996;

4. Лузгин А.С. Жизнь промыслов. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2007;

5. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах, 19 - начала 20 века.- М., 1984;

6. Осипова Д. Русские валенки. // Наука и жизнь,1999 № 5;

7. Прокина Т.П., Сурина М.И. Мордовский народный костюм. – Саранск: Мордовское книжное издательство,1990;

8. Редичев С. История с лаптями. //Наука и жизнь, 2000 № 6;

9. Редичев С. Не учась и лаптя не сплетешь. //Наука и жизнь, 2001 № 1;

10. Степанов В. Курские исторические миниатюры. Книга первая. - Курск, 2009;

11. Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры. - М., 1959.

12. Энциклопедия справочник. Все о Мордовии. – Саранск: Мордовское книжное издание, 2005, стр. 817;

13. Энциклопедия мордва. Мокша и Эрзя. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004, стр. 991.

Приложение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: