Этап 1. Способ переработки лыка

Лапти плели только из лыка. Сырьё добывали в близ лежащем лесу. Но, ни в коем случае нельзя было трогать одиноко растущие липки. Липа - хорошее и полезное дерево, любимое пчелами. Липовый цвет - прекрасное лекарство из лесной аптеки. Губить липу потому, что она вам показалась подходящей для лыка, нельзя. Выбирались деревья молодые с длинными ветками. Именно лыко такого дерева отличается крепостью, лапти из него прочны, удобны, красивы.

По рассказам Александра Николаевича драть не разрешалось, если замечали, налагали штраф, поэтому днём ходили в лес и примечали деревья, а ветки собирали поздним вечером. На заготовку материалов уходило много времени, собрать надо было до июня месяца, когда в липовых деревьях проходило наибольшее сокодвижение и не распустились листья. Ободрать липку, чтобы она годилась на лыко для лаптей, надо с толком. Ствол срезается низко. Древесина липы мягкая. Если ножик острый и удалось слегка наклонить липку, то она срезается с одного - двух взмахов. Затем кочедыком или заточенным концом трехгранного напильника вспарывают луб от комля к вершине. Самые лучшие лапти получались из только что сорванного материала. Но весенне-летние полевые работы не позволяли этим заниматься. Поэтому материал заготавливали летом, а лапти плели после того как ляжет снег и работы будет меньше. Для этого лыко сушили на солнышке и поливали водой два раза в неделю, чтобы лыко было крепче и гнулось лучше. После чего его складывали в темное место.

Перед началом работы липовые ветки замачивали на ночь (8-10 часов), чтобы стали мягче, а затем разрезали на лыко – полоски шириной от 1 до 2 сантиметров, длинной 1,5 – 2 метра (зависит от размера лаптя) и только после этого снимали верхний слой коры. Толщину выбирали на глаз, как возьмет нож. Драть начинали с корня.

Этап 2. Цинование.

Циновать лыко начинали сразу, придя из леса, а также спустя некоторое время. На один лапоть требовалось пять лык шириной, примерно, 12 мм и длиной около полутора метров. Сначала нарезалось лыко, начиная от комля, главное соблюдать и выдержать заданную ширину. Александр Николаевич не мерил линейками, а держал ширину на глаз. Нож, попадал в трещины и резал плохо, а из-за трещины шёл не всегда туда, куда надо. Поэтому нож в руках нужно было держать твердо, чтобы он не срывался. При циновании встречаются дырки от сучков или впадины от скрытых почек. Иногда на середине длины получается дырка от сучка, которая рвет лыко пополам, то приходилось делать два коротких лыка.

Этап 3. Плетение.

Орудия, использовавшиеся при плетении, были несложными: нож, кочедык и деревянная колодка. Лапоть плести начинали с пятки. Подошву чаще делали двухслойной для прочности. С боков и с пятки плели специальные петли для обор. Сами оборы делались тканевые и оплетали ногу до колена.

Когда плели носок лаптя, то выплетали специальный узор, по которому можно было определить правый или левый.

Характерной особенностью плетения Александра Николаевича было украшение на носке в виде треугольников из перевернутого лыка. Помимо декоративного, оно имело практическое значение - показывало, на какую ногу надо надевать лапоть. От русских лаптей они отличаются количеством лык, их плели из семи лык и называли лапти семилычками. Александр Николаевич начинал плести лапти с пятки. Для плетения использовалось только пять лык. Плетение простое, при котором одно лыко попеременно сначала прижимает своей плоскостью соседнее, оставаясь сверху, но далее само прижимается последующим лыком и располагается под ним и так по всей своей длине. Когда все лыки переплетутся и достигнут края своими концами, то они перегибаются назад и переплетаются дальше, продолжая длину образующейся при этом плоскости. Пятку начинают плести, перегнув лыки пополам через «говенник» - ссученное в шнур лыко. «Говенник» представлял собой связанный в виде круга лыковый шнурок, образующий край проёма будущего лаптя, в который просовывается нога. После того, как пятка сплетена и подтянута по колодке, с обеих сторон вплетаются последние два лыка и продолжают плестись сначала подошва, а потом и нос лаптя. Когда длины подошвы хватает для того, чтобы загнуть её наверх и закрыть пальцы стопы до подъёма, то подошва огибается через говенник, а остальные концы лык продолжают плестись сверху в обратном направлении по длине подошвы, образуя тем самым второй, внешний, слой лаптя. Именно на этой стадии плетения и начинает применяться кочедык. Им приподнимаются уже сплетённые петли для просовывания в них концов лык. Ручкой кочедыка приподнятая петля прибивается назад. Дойдя до краёв подошвы, некоторые из лык, симметрично с правой и с левой сторон, также огибаются через говенник, притягивая подошву к нему и придавая бокам лаптя вертикальное положение, а самому лаптю форму, похожую на туфлю. Двухслойный лапоть отличался особой прочностью и после того как первый, внешний слой износится лапоть чинили.

Второй вид обуви – ступни, также плелись из лыка. Они значительно глубже и шире лаптей, не имели ушек для обор и носились с шерстяными носками либо на голую ногу во дворе или дома.

Онучи (портянки). С лаптями сельчанки носили онучи. Ткали льняные или холщевые портянки потолще и накручивались от носка до колена. Закреплялись на ноге и соединялись с лаптями оборами, которые скручивали из ткани. Признаком женской красоты считались ноги, ровно и толсто обёрнутые онучами. Онучи должны были быть белого цвета, поэтому прежде чем их носить их отбеливали.

Оборки. Оборки изготавливали из ткани, ткали тонкую полосу. Они закреплялись за петлю на пятке, а затем за боковые петли и переплетались крест- накрест через всю ногу до колена.

Раньше для цвета лаптей не использовали красители, лапти были натурального цвета.

Сейчас мы с иронией относимся к этому виду обуви, а раньше без лаптей редко какая семья могла обойтись, их носили все жители независимо от уровня благосостояния. Лапти с белыми онучами, перетянутые тканевыми повязками, придавали своеобразный шик парням и девушкам.

Глава II. Технология изготовления валенок.

Важным промыслом, во многом обеспечивающий жизнедеятельность крестьян, было валяние валенок. Широкое распространение валенки получили в конце ХIХ века. Их изготавливались на дому, в примитивных мастерских, а ещё непосредственно в жилом помещении или в бане, так как была необходима горячая вода.

Для валяния бралась шерсть осенней стрижки. Валенки из них получались более прочными. Шерсть после весенней стрижки была длинная и жирная из неё пряли пряжу на носки и перчатки.

Этап 1. Начёска.

Изготовление валяной обуви начиналось с чёски шерсти. Шерсть разбиралась по сортам и щипалась, чтобы не было слежавшихся клочков и колючек от репейника. После начёски шерсть укладывается полотном, примерно 1 метр шириной и накручивается на барабан куделью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: