Подготовка расследования - это, прежде всего поиск информации. Со стороны оно ничем не отличается от обычной журналистской работы - ведь информацию ищет и комментатор и репортёр, и рецензент, и обозреватель и др. Но получить нужную информации именно в расследовании становится порой исключительно трудной задачей. Ведь журналисты ищут при этом не просто чрезвычайно актуальные и значительные для общества сведения, а те, которые малодоступны или вообще скрываются от них и от общества в целом. И те "драконы", которые этим "владеют", порой готовы пойти на любые преступления, лишь бы информация осталась нераскрытой так, что расследователю приходится иногда мучительно долго добиваться до истины и при этом понимать, что избранный путь - не один-единственный: каждая "уходящая в сторону" тропинка может оказаться не менее важной!
Многие ответы журналист-расследователь может получить, обращаясь к "носителям" базовой информации - различным специалистам, политикам, государственным деятелям, используя для этих целей наиболее распространённые родственные методы добычи информации - интервью и беседу. При этом он ни в коем случае не должен обольщать себя надеждой, что сможет с помощью каких-либо "приёмчиков" заигрывания, лести выведать некую тайну у лица, которое хочет её скрыть. Тем не менее, определённое представление о позиции, об отношении того или иного человека к расследуемому вопросу журналист вполне может получить. При этом надо знать, что результативная беседа "один на один", особенно с известным человеком - дело достаточно непростое, особенно для начинающего журналиста. Одна из труднейших задач в данном случае - предстать перед интервьюированным в образе человека, компетентного в том вопросе, о котором идёт речь. Но когда речь идёт о компетентности интервьюера, то имеется в виду не только знание им особенностей интервью. От журналиста ждут и компетентности другого плана - профессионализма коммуникатора. То есть умение точно и оперативно ставить вопросы, направлять разговор в нужное русло, акцентировать внимание собеседника на самом главном, интересном для аудитории. Такого рода компетентность журналиста проявляется на всех этапах подготовки и проведения им интервью. Естественно, её приобретению способствует опыт.
|
|
Из потока информации, с которым может столкнуться журналист в ходе расследования, ему необходимо уметь отбирать в первую очередь то, что может быть максимально полезно для достижения цели. А для этого важно умение оценивать значимость получаемых сведении. Значимость информации определяется, прежде всего, её содержанием, то есть, фактологической насыщенностью, а также достоверностью этого содержания. Определение значимости информации необходимая ступенька в работе любого ведомства и отдельного работника, имеющего с ней дело. С точки зрения значимости, должна оцениваться в первую очередь информация, которая тем или иным способом "проталкивается" в прессу с целью, выгодной её создателю или создателям. Такая информация часто существует в документальной форме, что, однако, вовсе не гарантирует её истинности. На деле информация может быть достоверной и недостоверной. Именно последнее обстоятельство должно предостерегать журналиста от безоглядного доверия "документам", в опубликовании которых некто бывает очень заинтересован. Он должен быть в состоянии суметь отделить достоверные сведения от ложных, хотя сделать это порой очень трудно. Первое, что должно насторожить журналиста - отсутствие у информации авторства, то есть выходных данных. Подобного рода сообщения на журналистском жаргоне называются "сливом" отличие от поступающих в редакцию в установленном порядке и принятом оформлении, например, пресс-релизов, то есть форме, имеющей авторов, необходимые реквизиты, информация этого типа - "документы", "письма", "доклады" - выступает безымянной. Авторами такой информации на деле могут быть отдельные лица или группы людей, преследующих определённые цели, которые готовят различные "разработки" и без подписи, без заголовка направляют их по нужным адресам, включая прессу. Такие материалы обычно содержат компрометирующие сведения против тех или иных учреждений, отдельных деятелей. Цель может быть разной.
|
|
Конечно же, "слив" иногда может оказаться настолько интересным и важным, что журналист может не выдержать "искушения" и использовать его в качестве отправной точки в своём расследовании, или просто изложить полученные сведения, с определёнными оговорками, в своей публикации. В любом случае, используя "слив", журналист обязательно вступает в какую-то игру, о которой может иметь смутное представление или не иметь его вообще. И, конечно же, вряд ли он может представить себе, чем это может закончиться для него и его издания.
Выявление полной картины событий, которое стало предметом журналистского расследования, невозможно без достоверной информации о разных сторонах этого события. Получение нужной информации - это самый трудный этап любого расследования. Поиск социально важного журналистского расследования могут быть обозначены так: делать явной ту информацию, которая необходима, жизненно важна для народа, но от него скрывается; бороться со злоупотреблениями сильных мира сего; противостоять беззаконию, с тем, чтобы изменялось к лучшему и всё общество. Анализируемые предметы расследований могут оказаться исключительно актуальными в тот или иной момент жизни общества. А это предполагает немедленное вмешательство журналиста, с тем, чтобы выяснить, как и почему возникло некое явление, что оно представляет собой при ближайшем рассмотрении и какие следствия вытекают из него для общества. Подобная информация необходима любому социуму, ибо без этого картина действительности будет неполной, что помешает реализации его многочисленных целей и задач. Но самое главное для журналиста-расследователя - творческий подход к реализации своих замыслов, постоянный поиск, пробы и ошибки, применение нестандартных, своих приёмов и методов, не выходя при этом за рамки закона, разумеется. И совершенствоваться стоит не только непосредственной практикой, но и чтением расследований людей, имеющих непосредственное отношение к такому роду деятельности сотрудниковправоохранительных органов.