Новые методы экономического механизма

В числе новых методов экономического механизма управления природопользованием рассмотрим следующие:

Разные цены на экологически чистую и экологически грязную продукцию

Экологическое состояние окружающей природной среды влияет на формирование рыночных цен на производимую продукцию. Такое влияние обусловлено возросшим вниманием общества к состоянию окружающей природной среды и возможности альтернативного выбора потребляемой продукции. Мировым сообществом выработана система сертификации самых разнообразных продуктов, начиная со сложных производственных процессов и кончая продуктами питания. Мерилом здесь служит степень влияния потребляемого продукта на природную среду в целом и на человека в частности. Предприятия, выпускающие экологически чистую продукцию, заботящиеся об охране природной среды получают преимущества в формировании рыночных цен, их продукцию покупают более охотно и по более высоким ценам. И наоборот продукция, произведенная из экологически грязного сырья, с нарушением природоохранного законодательства, не предусматривающая охрану и восстановление природной среды, не пользуется спросом. На рынке ее продают по заниженным ценам. Например, древесина архангельской сосны, не имеющая экологического сертификата на мировом рынке, стоит значительно ниже, чем скандинавская, гораздо худшая по качеству.

Аналогичным образом осуществляется ценообразование на рынке товаров общего потребления, пищевых продуктов, потребительских услуг.

Законом «Об охране окружающей среды» определено, что в России экологическая сертификация может быть обязательной и добровольной. Порядок обязательной экологической сертификации определен Правительством Российской Федерации.

Экологический аудит

Экологический аудит – один из видов экологических услуг. «Это систематически проводимый и документированный процесс проверки, заключающийся в объективном получении и оценке сведений о товарах, услугах, технологических процессах и пр., с целью определения соответствия проверяемых характеристик конкретным экологическим нормативам и условиям»[7].

Экологический аудит включает в себя следующие виды анализа:

· проверка соблюдения экологического законодательства, экологических нормативов и правил;

· анализ экологической деятельности;

· проверка заявления (или отчета) об экологической деятельности;

· проверка сертификации;

· проверка системы природопользования.

Экологический аудит выполняется независимыми организациями, имеющими высококвалифицированных экспертов-экологов, по заказу заинтересованных лиц – специально уполномоченных органов управления, промышленных предприятий, общественных организаций, акционеров компаний и т.д.

 

Продажа прав на загрязнение

«Продажа прав на загрязнение – еще один из видов экологических услуг, отражающий принципы территориального регулирования в области охраны окружающей природной среды. В основе научных предпосылок рынка прав на загрязнение лежат нормативы предельно допустимых нагрузок на природную среду региона и жесткое административное регулирование этих нагрузок»[8].

Продажа прав на загрязнение преследует следующие цели:

· стимулирует природоохранную деятельность за счет уменьшения загрязняющего воздействия на окружающую природную среду региона;

· перераспределяет лимиты загрязнений среди загрязнителей природной среды. Предприятия, допускающие превышения лимитов, могут использовать излишние лимиты других предприятий, не подвергаясь штрафным санкциям. Проблема состоит в том, чтобы точно регистрировать объемы выбросов по каждому предприятию;

· интенсифицирует работу вновь созданных предприятий, которые не сумели приобрести лимиты на сбросы-выбросы вредных веществ.

 

Экологическая паспортизация

Экологический паспорт промышленного (или любого другого) предприятия является основным нормативно-техническим документом, включающим данные об использовании ресурсов и воздействия его на окружающую среду (ГОСТ 17.0.0.04-90).

Экологический паспорт предприятия является документом, в котором должны быть отражены:

· сведения о технологиях, используемых предприятием;

· количественные и качественные характеристики используемых ресурсов (сырья, топлива, энергии);

· количественные характеристики выпускаемой продукции;

· количественные и качественные характеристики выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ предприятия;

· результаты сравнения используемых предприятием технологий с лучшими зарубежными и отечественными.

Информация, содержащаяся в экологическом паспорте, предназначена для решения следующих природоохранных задач:

· оценка влияния выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ и выпускаемой продукции на окружающую среду и здоровье населения и определение размера платы за природопользование;

· установление предприятию предельно допустимых норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;

· планирование предприятием природоохранных мероприятий и оценка их эффективности;

· экспертиза проектов реконструкции предприятия;

· контроль за соблюдением предприятием законодательства в области охраны природной среды;

· повышение эффективности использования природных и материальных ресурсов, энергии и вторичных продуктов.

Для проектируемого (реконструируемого) предприятия экологический паспорт разрабатывает организация-проектировщик на стадии разработки соответствующего проекта. «Экологический паспорт составляется на основе согласованных основных показателей производства, проектов ПДВ (предельно-допустимые выбросы), разрешения на природопользование, норм ПДС (предельно-допустимые сбросы), паспортов газо- и водоочистного оборудования и сооружений, установок по утилизации и использованию отходов, данных Госкомстата, инвентаризации источников загрязнения и др. нормативно-технических документов»[9]. Экологический паспорт согласовывается с местным комитетом по охране природы Администрации и утверждается руководителем предприятия. Экологический паспорт заполняется в 2-х экземплярах: один хранится на предприятии, другой в местном комитете по охране природы с грифом «для служебного пользования».

В общих сведениях (первый раздел паспорта) указывается расположение предприятия с граничащими характерными объектами. Приводится карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками загрязнения атмосферы и поверхностных вод, водозаборами, местами складирования отходов, указываются границы санитарно-защитной зоны, жилых массивов, промышленных зон, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей, зон отдыха (санатории, дома отдыха, территории заповедников, памятников культуры, музеев, кинотеатров и др.).

В разделе паспорта «Краткая природно-климатическая характеристика района размещения предприятия» даются сведения о метеорологических характеристиках и коэффициентах, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ, и характеристика источников водоснабжения и приемников сточных вод (наименование, код, месторасположение, минимальный среднемесячный расход и показатели качества воды). Все эти данные предприятие может получить в территориальных органах Росгидромета и Минприроды.

В разделе «Краткая характеристика производства, сведения о продукции» приводится информация о видах и количестве исходного сырья и промежуточных продуктах, о производственной программе, о видах и объемах выпускаемой продукции и др. По каждому виду производства составляется балансовая схема материальных потоков.

«Номера источников загрязнения атмосферы, указанные на схеме, не должны меняться. При появлении нового источника загрязнения ему присваивается номер, ранее не использованный в отчетности. При ликвидации источника его номер в дальнейшем не используется. Все организованные источники загрязнения атмосферы нумеруются в пределах 0001 до 5999, а неорганизованные — в пределах 6001 до 9999»[10].

В разделе «Расход энергоресурсов по видам продукции» приводятся данные о расходах газа, угля, других видов топлива, а также тепловой энергии по производствам, видам продукции, всего на единицу продукции.

В разделе «Характеристика выбросов в атмосферу» приводятся все данные о выбросах, устройствах для газоочистки и др. в соответствии с проектом норм ПДВ.

В разделе «Характеристика водопотребления, водоотведения и очистки сточных вод на предприятии» приводится вся информация, связанная с балансовыми схемами водопотребления и водоотведения, характеристика источников водоснабжения, а также информация о потребителях воды, сточных водах, очистных сооружениях, водооборотных системах (адекватно данным паспорта водного хозяйства предприятия производственной или непроизводственной сферы).

В разделе «Характеристика отходов, образующихся на предприятии» указывается точное название отходов в соответствии с действующим классификатором, их класс опасности и количество, основные химические элементы (соединения) и их пожароопасность и взрывоопасность (способность к горению, самовоспламенению, взрыву), агрегатное состояние (шлакообразный, порошкообразный, крупнокусковой, гранулированный, жидкий, вязкий и т. д.), растворимость, влажность. В этом разделе также указывается: количество отходов, находящихся в местах организованного складирования (захоронения) как на территории предприятия, так и за ее пределами; количество отходов, использованных за отчетный период из мест их организованного складирования; количество отходов, переданных другим организациям с целью их дальнейшего использования; количество отходов, использованных предприятием для проведения работ (отсыпка и отмостка дорог, наращивание дамб накопителей, засыпка отработанных пространств) и выпуска продукции; количество уничтоженных отходов.

В разделе «Характеристика полигонов и накопителей, предназначенных для захоронения (складирования) отходов», находящихся на балансе предприятия, указывается их количество, район размещения, занимаемая площадь, мощность объекта и размер санитарно-защитной зоны, год открытия и планируемый срок закрытия. Указываются типы (конструкции) противофильтрационных экранов (грунтовые, пленочные, бетонные, железобетонные и др.), приводится краткое описание системы контроля за состоянием окружающей среды в районе размещений объекта (наблюдательные скважины, их количество и расположение, периодичность контрольного отбора грунтовых вод) и затраты, связанные со складированием или захоронением отходов и содержанием объекта.

Раздел «Рекультивация нарушенных земель и снятие нарушенного слоя почвы» заполняется по данным статистической отчетности. Непосредственно это касается предприятий добывающей промышленности и при строительстве, развитии и реконструкции предприятия. В разделе указывается общая площадь нарушенных за год земель и рекультивированных, в том числе, под пашню, сельхозугодья, лесные насаждения, водоемы и другие цели.

В разделе «Транспорт предприятия» приводится информация о транспорте и выбросе основных компонентов вредных для окружающей среды в расчете за год.

Раздел «Плата за выбросы, сбросы, размещение отходов загрязняющих веществ в окружающую среду» оформляется в соответствии с действующим положением по взиманию платежей за различные виды загрязнения окружающей среды.

Составленный предприятием экологический паспорт по требованию местных комитетов по охране природы может быть направлен на экспертизу.

Экологическая паспортизация населенных мест связана с нагрузкой на окружающую природную среду в местах проживания людей.

Величина и глубина техногенной нагрузки города на природную среду для разных регионов различна и обуславливается зонально-климатическими условиями, темпами урбанизации, формами организации хозяйств и расселения. На данный период пока не разработана универсальная классификация городов, основанная на учете их воздействия на окружающую среду, а также не создана единая стандартизированная система оценки состояния окружающей природной среды городов. Наиболее сложным в такой оценке является установление «порогов» граничных условий, при которых состояние природной среды из нормального переходит в деградированное, критическое.

Неравномерное распространение источников загрязнения в пределах городской территории приводит к тому, что уровень воздействия техногенной нагрузки на природную среду, биосферу, растительность и человека в различных функциональных зонах не одинаков.

В случае нормального состояния природной среды дополнительные меры для создания оптимальных экологических условий не требуются. При удовлетворительном состоянии – мероприятия для нормализации экологических условий не выходят за рамки обычной инженерной подготовки территории. При неудовлетворительном состоянии окружающей природной среды требуются специальные мероприятия, разрабатываемые для каждого конкретного случая, определяемые видом и интенсивностью техногенного воздействия. Реальный ущерб, понесенный городским хозяйством, вследствие непринятия своевременных природоохранных мер или их недостаточность, соответствует величине необходимых затрат на защиту окружающей среды.

Экологическая паспортизация города, как показала практика, является настоятельной необходимостью и качественно новой ступенью оценки и обобщения информации о состоянии и по прогнозированию развития природно-техногенной системы города. Составленный на основе паспортизации документ «Экологический паспорт города» должен состоять из следующих разделов:

· оценка современного состояния физико-химических параметров окружающей природной среды городской территории и состояния здоровья горожан;

· изучение, прогноз и контроль за состоянием окружающей городской среды, изменяющейся под воздействием инженерно-хозяйственной деятельности и коммунального хозяйства в системе мониторинга;

· оптимизация различных этапов городского хозяйствования: планирования, управления, строительства, эксплуатации природно-техногенной системы во взаимосвязи с природоохранными мероприятиями.

Первый раздел экологического паспорта города включает оценку современного состояния всех параметров окружающей среды (атмосферы, гидросферы, геологической среды) и техносферы. «Процесс выявления направленности изменения состояния в окружающей среде и экологических последствий состоит из 3-х этапов:

1. Создание специальных аналитических карт города, отражающих комплекс условий, факторов и компонентов природно-техногенной среды.

2. На основе таких аналитических карт разрабатывается комплект синтетических карт с последующим анализом всех данных по антропогенному воздействию.

3. На основе анализа синтетических карт выделяются кризисные в экологическом отношении районы, и дается интегральная (обобщающая) оценка города по степени опасности природных и техногенных условий для жизнедеятельности населения города»[11].

Экологическая паспортизация касается и продукции массового потребления. Пример этому вы можете разглядеть на этикетке газированного напитка, на обвертке шоколада и т.д., где указано какие потенциально опасные ингредиенты содержатся в их составе.

Договорные отношения на рынке экологических услуг

Стремление создать рынок природных ресурсов без ущерба для состояния окружающей природной среды и с надеждой на ее возможное улучшение, породило за последние годы целую серию новаций в сфере природопользования.

К сожалению, эти попытки не идут дальше деклараций и не реализуются на практике, но они уже претендуют на реализацию в качестве рыночных элементов экологических структур.

 Так, были попытки в Горно-Алтайской Республике внедрить в практику тезис о статусе эколого-экономической зоны, где бы экономическая эксплуатация природных ресурсов сочеталась с их экологической охраной на основе иностранных инвестиций. Но эта попытка не состоялась из-за недостаточной заинтересованности иностранных инвесторов. Дело в том, что сейчас расходы на охрану использования ресурсов в этом регионе больше, чем доходы от них.

В литературе длительное время обсуждаются идеи экологического маркетинга, суть которых сводится к тому, чтобы меры по охране окружающей среды сделались объектом прибыли или наоборот, прибыль, получаемая от использования природных ресурсов, одновременно обеспечивала их охрану и воспроизводство.

Дебатируется вопрос о развитии рынка экологических услуг на базе широких договорных связей с привлечением частного капитала и с расширением частнопредпринимательской деятельности.

«Для рассмотрения экологических услуг в качестве предмета договорных связей следует уточнить, что входит в определение понятия «экологические услуги». В одном из докладов Минприроды по поводу структуры рынка экологических услуг в Российской Федерации приводится перечень этих услуг. В него вошли такие виды деятельности, как экологическое страхование, эколого-правовое обеспечение, деятельность экологических фондов, учебно-консультативная работа, издательское дело, нормирование и оценка качества окружающей среды и т. д»[12].

Если понимать экологические услуги в качестве такого широкого спектра деятельности, осуществляемого в помощь государству предпринимательским сектором экономики, то сфера договорных отношений здесь довольно разнообразна. В то же время она поддается унификации на основе единого типового договора на оказание экологической услуги. Сторонами в таком договоре могут являться административные органы Минприроды, выступающие в роли заказчика, обычные природопользователи - государственные, кооперативные, общественные, частные, иностранные, международные, действующие в качестве заказчика, и предприятия-исполнители экологических услуг, действующие в качестве подрядчиков. Причем подрядчиком может выступать и отдельное лицо, обязующееся по договору выполнить конкретную услугу: прочитать лекцию, написать методическую разработку, составить проект нормативного акта, написать учебник и т. д.

Назрела необходимость подумать о целесообразности подготовки типового договора на экологическую услугу, где наряду с общими нормами подрядного договора, предусмотренного Гражданским кодексом, следует отразить специфические черты, характерные для экологической деятельности в период формирования рынка.

 

Договор комплексного природопользования

Под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом охраны окружающей природной среды и соблюдением требований рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Договорные обязательства при оформлении комплексного природопользования обусловлены тем, что практически всегда использование одних природных ресурсов неизбежно затрагивает интересы охраны и рационального использования других. Например, хозяйственная деятельность по добыче полезных ископаемых влияет на характер землепользования, особенно в части охраны земель, вод, лесов. Поэтому заключение и исполнение договора по комплексному природопользованию позволит устранить этот пробел. Такому заключению предшествует решение всех вопросов, связанных с пользованием конкретными ресурсами и его конечными результатами будущей деятельности. Завершающим этапом продвижения договора является выдача лицензии.

На основе лицензии природопользователь ставит перед компетентными органами вопрос о заключении договора. Территориальный орган Минприроды изучает все документы, характеризующие намерения природопользователя по эксплуатации природного ресурса, и назначает экологическую экспертизу.

Таким образом, лицензия и положительное заключение экологической экспертизы являются основными документами, которые требуются для заключения договора о комплексном природопользовании. Заключение договора осуществляется исполнительной властью города, района, края, республики в зависимости от того, кто владеет природными ресурсами. Орган исполнительной власти может распоряжаться только теми ресурсами, в отношении которых он выполняет полномочия собственника либо владельца.

Договор возлагает на природопользователя обязанности по рациональному использованию природных ресурсов и соблюдению требований охраны окружающей природной среды, а также норм экологической безопасности. За невыполнение условий договора или нарушение их природопользователь несет ответственность и обязан возместить причиненный вред.

Договор на комплексное природопользование является пока еще новым видом договорных связей в области природопользования. К сожалению, еще не разработаны типовые формы договоров, не решены окончательно вопросы, касающиеся наличия связей с данным договором других договорных отношений по одному и тому же предмету.

 

Заключение

 

Таким образом, экономический механизм охраны окружающей среды имеет определенные инструменты воздействия на материальные интересы природопользователей.

В настоящее время необходимо совершенствование механизма платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, разработка и внедрение нормативов платы на компенсацию ущерба от различных видов вредного воздействия на окружающую среду – шумового, теплового, электромагнитного, радиационного и.т.д. Также необходима разработка системы экономического механизма рационального природопользования.

Система экономического регулирования природопользования должна содержать три составляющие:

- нормативы ресурсосбережения, чистоты продукции и загрязнения окружающей среды

- систему платежей, санкций и льгот за соблюдение нормативов и отклонение от них.

- систему контроля за соблюдением экономический условий природопользования.

Необходим новый подход к самому понятию природных ре­сурсов как к специфической экономической категории, что в практическом плане требует их классификации, учета, оценки, слежения за состоянием и использованием, охраной и воспро­изводством.

Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации яв­ляются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воз­действия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучше­ния качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

 

Список использованной литературы

1.Арустамов Э.А. и др. Природопользование: Учебник. – 5-е изд., перераб и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. –

2.Экологическое право: Сборник нормативных актов по использованию и охране природных ресурсов// Составители канд. юрид. наук прфессор И.А. Еремичев, канд. геогр. наук доцент В.И. Решетников.- М.: Щит-М, 2002.- 416с.

3.Сборник нормативных актов по охране природы. М.: ИНФРА-М, 2000.- 321с.

4.Мизюн Н.В., Степанов А.Г. Природопользование.- СПб.: Питер, 2005.- 224с.

5.Бринчук М.М. Природопользование. М.: ИНФРА-М, 2001.- 381с.

6.Комментарии к Закону РФ об охране окружающей природной среды (по разделам) / Под. ред. Боголюбова С.А.- М.: Щит-М, 2001,-230с.

7.Экологический менеджмент предприятия/Белов Г.В.: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2006. – 240 с.

8.Экологический менеджмент/Н.В.Пахомова, А.Эндерс, К.Рихтер. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.

 

 


[1] Экологический менеджмент / Н.В.Пахомова, А.Эндерс, К. Рихтер. – СПб.: Питер, 2003. – С. 320.

[2] Арустамов Э.А. и др. Природопользование: Учебник. – 5-е изд., перераб и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – С. 197.

[3] Арустамов Э.А. и др. Природопользование: Учебник. – 5-е изд., перераб и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – С. 307.

[4] Бринчук М.М. Природопользование. М.: ИНФРА-М, 2001.- С. 128.

[5] Экологическое право: Сборник нормативных актов по использованию и охране природных ресурсов// Составители канд. юрид. наук прфессор И.А. Еремичев, канд. геогр. наук доцент В.И. Решетников.- М.: Щит-М, 2002.- С. 56.

[6] Экологический менеджмент / Н.В.Пахомова, А.Эндерс, К. Рихтер. – СПб.: Питер, 2003. – С. 207.

[7] Экологический менеджмент предприятия/Белов Г.В.: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2006, С. 200.

[8] Экологический менеджмент предприятия/Белов Г.В.: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2006, С. 210.

[9] Экологический менеджмент предприятия/Белов Г.В.: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2006, С. 212.

[10] Комментарии к Закону РФ об охране окружающей природной среды (по разделам) / Под. ред. Боголюбова С.А.- М.: Щит-М, 2001. – С. 194.

[11] Экологический менеджмент предприятия/Белов Г.В.: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2006, С. 194.

[12] Там же, С. 194.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: