Управление природопользованием и охраной природы

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….…..3

1. Управление природопользованием и охраной природы………………….5

2.  Плата за загрязнение окружающей среды………………………………12

3. Кадастры…………………………………………………………………….14

4. Экономическая оценка природных ресурсов…………………………….15

5. Новые методы экономического механизма………………………………18

Заключение…………………………………………………………………….26

Список использованной литературы………………………………………...27

 

Введение

Мы не допустим, однако, чтобы глаза хоть слегка

ошибались. Не будем, поэтому винить их в том,

в чем повинен разум.

Лукреций. О природе вещей, гл. IV 

Экологический ущерб – это изменение полезности окружающей среды вследствие ее загрязнения.

Рациональное использование природных ресурсов, в отличие от потребления, является осознанной формой общественной и государственной деятельности, направленной на сохранение и воспроизведение природных ресурсов. Охрана окружающей природной среды включает в себя комплекс как экономических, так и административных мер, подчиненных задаче охраны окружающей природной среды.

Экономический способ воздействия на общественные отношения стал приобретать значение в последние годы в результате роста рыночных отношений в сфере природопользования.

Рыночный механизм хозяйствования расширяет границы прибыльных вложений в сбережение природных ресурсов с ростом их дефицитности, чем и объясняются, в конечном счете, достижения стран с развитой экономикой в области снижения природоемкости общественного производства.

Главным направлением выхода Российской Федерации из социально-экономического и экологического кризиса является создание новых экономических отношений в обществе, с по­мощью которых можно будет осуществить структурную пере­стройку народного хозяйства на базе ресурсосбережения, вне­дрения более совершенной и экологически чистой техники и технологии. Без этого нельзя существенно повысить эффектив­ность общественного производства, а также решить социаль­ные и экологические проблемы.

Основная черта регулирования природопользования на современном этапе – это научно обоснованное сочетание административно-правовых и экономических методов, причем, экономическим методам в последнее время уделяется все большее внимание.

Преимущество экономических методов состоит в том, что они опираются на создании материальной заинтересованности пользователей в рациональном природопользовании.

В составе экономического механизма управления выделяют две группы методов:

1. Постоянно действующие – без которых экономический механизм функционировать не может, включают в себя:

· природные кадастры;

· финансирование и материально-техническое снабжение;

· платность пользования природными ресурсами;

· льготы по кредитованию и налогообложению.

2. Новые – возникающие в рыночных отношениях, или при переходе к ним составляют:

· экологические фонды;

· экологическое страхование;

· повышенные нормы амортизации на основные природоохранные производственные фонды;

· различные цены на экологически чистую и экологически грязную продукцию;

· появление рынка экологических услуг;

· появление рынка по продаже прав на загрязнение и соответствующих банков;

· договорные виды природопользования.

Цель работы: Дать характеристику   механизма компенсации экологического ущерба.

 

 

Управление природопользованием и охраной природы

Система финансирования природопользования и охраны окружающей природной среды начала формироваться в период плановой экономики и была подчинена логике экономических и общественных отношений, характерных для социалистической формации общества. Она характеризовалась централизованным распределением материально-технических и финансовых ресурсов. Основным источником финансирования этих мероприятий был государственный бюджет, а кроме него, финансирование осуществлялось из фондов министерств и собственных средств предприятий.

Для обеспечения надежного финансирования природоохранной деятельности в Российской Федерации была создана система внебюджетных экологических фондов, включающая федеральный, региональные и местные экологические фонды.

Средства фондов формировались, в основном, за счет платежей:

· за загрязнение окружающей среды;

· за сверхнормативное использование природных ресурсов (также потери);

· платы по искам в возмещение ущерба;

· штрафов за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм, правил и стандартов;

· средств от реализации конфискованных орудий охоты рыболовства, а также продажи незаконно добытых с их помощью продукции и природных ресурсов;

· добровольных взносов.

Также в эти фонды поступали:

· отчисления на природоохранные мероприятия из государственного и местного бюджетов;

· средства, получаемые в виде дивидендов, процентов по вкладам от долевого участия в деятельности совместных предприятии, иных юридических лиц и кредитов;

· доходы от издательской, хозяйственной, коммерческой иной деятельности;

· средства от проведения денежно-вещевых лотерей и различных благотворительно-экологических мероприятий;

· прибыль от средств, размещенных в качестве депозитов в банках;

· средства из иных источников, не противоречащих существующему законодательству.

«10 % всех платежей перечислялись в федеральный бюджет, а 90 % - на счета экологических фондов. Поступившие на счет экологических фондов средства распределись следующим образом:

· 10 % - в федеральный экологический фонд;

· 30 % - в региональный экологический фонд;

· 60 % - в местный экологический фонд»[1].

Характеризуя каждый из перечисленных фондов необходимо отметить следующее:

1. Федеральный экологический фонд сформирован Минприроды и осуществлял свою деятельность под общим руководством Правления фонда. Основной задачей фонда являлось финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющей общефедеральное и межрегиональное значение. Однако, Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год» в статье 7 определяет упразднить с 1 января 2001 года следующие фонды экологической направленности:

· федеральный экологический фонд Российской Федерации;

· федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

· фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных био-

логических ресурсов;

· федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;

· фонд по охране озера Байкал;

Средства, перечисляемые в эти фонды, поступают в федеральный бюджет, а дальнейшее целевое финансирование федеральных и межрегиональных программ экологической направленности осуществляется из бюджета.

2. Региональные экологические фонды (республиканские, краевые и областные) организуются соответствующими комитетами по экологии и природным ресурсам. Эти экологические фонды являются юридическими лицами и действуют самостоятельно в пределах утвержденных смет и имеют самостоятельный баланс. Средства этих фондов являются источником финансирования территориальных природоохранных мероприятий, в том числе:

· строительства, технического перевооружения, рекон­струкции и капитального ремонта объектов природоохранного назначения, включая городские очистные сооружения, канализа­цию, и других природоохранных мероприятий территориально­го назначения;

· создания и усовершенствования автоматизированных си­стем мониторинга и технических средств для них, разработки, приобретения и аренды приборов, оборудования и техники для осуществления контроля;

· развития собственной материально-технической базы местных комитетов по экологии и природопользованию (при­обретение машин, приборов, и т. д.);

· создания местной информационной системы сбора, хранения систематизации и обработки экологической информации и информации по территории;

· создания и развития заповедников, заказников, националь­ных парков и сохранения памятников природы;

· научных и практических работ по созданию ресурсосберегающих и природоохранных видов техники и технологии;

· исследовательских работ по изучению территории и раз­вития рынка экологических услуг;

· проведения работ по экологической экспертизе объектов;

· создания предприятий с целью решения экологических проблем;

· проведения мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения, охраны и воспроизводства нарушенных хозяйственной деятельностью отдельных природных экосистем;

· организации экологического образования и воспитания пропаганды экологических знаний, издательской деятельности по экологии и природопользованию.

3. Местные экологические фонды (фонды муниципальных образований) формируются муниципальными органами управления и расходуются на природоохранные мероприятия под контролем региональных органов Минприроды. Отметим виды природоохранной деятельности, которая финансируется из местных экологических фондов:

1.Совершенствование технологических процессов:

· более полное использование сырья;

· разработка и выпуск новой продукции, связанной с уменьшением пресса на окружающую природную среду;

· утилизация отходов и выпуск новой продукции на их основе;

· улучшение качества обезвреживания производственных отходов.

2.Проведение экспертизы выпускаемой продукции;

3.Снятие с производства экологически опасной продукции;

4.Закрытие наиболее опасных и вредных производств;

5. Строительство и оборудование ресурсосберегающих и природоохранительных объектов:

· очистных сооружений;

· систем водо- и воздухоснабжения с замкнутым циклом;

· складов, отвалов, прочих сооружений для хранения готовой продукции и отходов производства;

· установок и цехов комплексной переработки сырья.

6.Содержание и эксплуатация очистных сооружений, отвалов и т.д.;

7.Повышение эффективности и мощности процессов очистки;

8.Контроль за работой природоохранных объектов:

· разработка новых и совершенствование старых технологий контроля и соответствия природоохранного оборудования;

· приобретение и изготовление контрольно-измерительного оборудования, его установка и эксплуатация.

9.Обработка и удаление твердых производственных отходов, включающая их сбор, сортировку, хранение, складирование, обезвреживание, подготовку, транспортировку и утилизацию;

10.Содержание зеленых зон;

11.Рекультивация земель;

12.Управление природоохранной деятельностью:

· содержание соответствующих служб;

· контроль за состоянием окружающей природной среды;

· подготовка специалистов и повышение их квалификации.

Кроме средств экологических фондов организации и предприятия для финансирования природоохранных затрат могут использовать собственные средства, которые аккумулируются на специальных счетах. Они формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений по природоохранным сооружениям, кредитов банка, иных источников.

Новый закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. прямо не указывает на источники финансирования экологических мероприятий, оставляя пробел в экологическом законодательстве, но указывает, что порядок разработки, финансирования и реализации экологических программ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации или субъектов Федерации.

Природоохранные затраты представляют собой выраженную в денежной форме совокупность всех видов ресурсов, необходимых для осуществления природоохранной деятельности. Общая сумма затрат складывается из капитальных вложений (инвестиций) и текущих затрат.

К капитальным вложениям относятся затраты на создание, реконструкцию, техническое перевооружение, в том числе:

· станций для очистки сточных вод до категории нормально очищенных;

· отдельных (локальных) очистных сооружений;

· систем оборотного водоснабжения;

· опытных цехов и установок по разработке методов очистки;

· газо-пылеулавливающих установок и цехов, имеющих чисто санитарное значение;

· установок для сбора, транспортировки, утилизации жидких отходов;

· рекультивация земель;

· мероприятия по повышению извлечения полезных ископаемых и основных компонентов при обогащении руды;

· мероприятия по комплексному использованию минерального сырья, и пр.

К текущим, относятся затраты на:

· материалы, топливо, энергию, химреактивы, связанные с работой природоохранного оборудования;

· основную и дополнительную зарплату обслуживающего персонала;

· ремонт и обслуживание основных производственных фондов, контролирующей аппаратуры и т.д.;

· управление природоохранительной деятельностью;

· услуги сторонних организаций.

Текущие затраты включаются в себестоимость произведенных товаров и услуг, возмещаются из собственных и заемных средств, из централизованных источников.

К источникам финансирования природоохранных мероприятий относятся также техническая помощь и кредиты международных финансовых организаций. Льготное кредитование связано с минимальной учетной банковской ставкой кредита. Специфика этого источника финансирования заключается в ограниченности выбора получателя кредита в направлении его расходования и жестком контроле со стороны кредитора. Долгосрочное и краткосрочное кредитование природоохранных мероприятий основано на его прибыльности, т.е. деньги могут расходоваться только на те мероприятия, которые дадут реальное улучшение качества окружающей среды в доступном измерении.      

Своеобразным источником финансирования природоохранных мероприятий можно считать систему налоговых льгот. Закон «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) в ст. 24 определял налоговые и иные льготы как элемент экономического стимулирования охраны окружающей природной среды. Предусматривалось, что «система налоговых льгот должна включать:

· уменьшение суммы дохода, облагаемого налогом;

· прямое сокращение налогов (с использованием коэффициентов, дифференцированных по системе льготного налогообложения);

· исключение отдельных видов расходов из валового дохода;

Льготное налогообложение применяется для:

· объектов, использующихся для охраны окружающей природной среды;

· предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы и оборудование для экологического мониторинга, а также оказывающих производственные услуги экологического характера (эксплуатация городских водоочистных сооружений, сбор, утилизация и захоронение бытовых отходов, строительство, реконструкция природоохранных объектов и т. п.);

· предприятий, осуществляющих производство, переработку и хранение сельскохозяйственной продукции, выращивание, вылов и переработку рыбы»[2].

При расчете облагаемой налогом суммы дохода может быть предусмотрена ускоренная амортизация основных фондов при условии выполнения всех требований охраны окружающей среды. Ее суть в списании части стоимости средств, заключенных в основных производственных фондах и переноса их в стоимость произведенных товаров и услуг. Это позволяет снизить налогооблагаемую прибыль за счет того, что от налогов освобождаются суммы дохода, равные разности между амортизационными отчислениями, принятыми в системе бухгалтерского учета, и нормативами вводимой налоговой амортизации. При ускоренной амортизации основные суммы списываются за первые годы эксплуатации природоохранного оборудования.

Экологические критерии, по которым регулируется система налогообложения, следующие:

· степень соответствия фактического уровня природопользования и ресурсосбережения региональным предельным нормативам;

· нормативные нагрузки на окружающую природную среду;

· территориальные лимиты природопользования;

· необходимые темпы перестройки народнохозяйственных структур на экологической основе;

· уровень основных капитальных вложений в природоохранные мероприятия, оцениваемый с учетом эколого-экономической эффективности этих мероприятий;

· природоохранная ценность территории.

Экологические льготы предоставляются в зависимости типа предприятий, размеров и направления их развития, видов потребляемых (охраняемых) ресурсов, характера конечной продукции во взаимосвязях с лимитом техногенной нагрузки территорию.

Регулирование системы налогообложения по экологически критериям осуществляется на республиканском, краевом, областном уровнях, в соответствии с компетенцией соответствующих органов управления. Потери бюджетных доходов за счет внедрения налоговых льгот могут компенсироваться за счет поступлений по дополнительному налогообложению продукции предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию или применяющих экологически опасные технологии или оборудование.

В перспективе, одним из ведущих источников финансирования компенсационных потерь в природной среде должно стать экологическое страхование.

Экологическим страхованием следует считать отношения, направленные на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологически неблагоприятных обстоятельств за счет денежных фондов, создаваемых страхователями.

Понятие экологического страхования предусмотрено в ст. 18 Закона РФ «Об охране окружающей среды». Закон допускает две формы страховых отношений — обязательную и добровольную, но называет лишь один вид страховых отношений страхование физических и юридических лиц, объектов, их собственности и доходов на случай экологического или стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Формирование фондов экологического страхования осуществляется за счет взносов страхователей. При обязательном экологическом страховании страховые суммы относятся на себестоимость выпущенной продукции или оказанных услуг. При добровольном страховании страховые суммы выплачиваются из чистой прибыли страхователя.

В настоящее время основная роль экологического страхования заключается в компенсационном финансировании природоохранных издержек, связанных с аварийным загрязнением природной среды. Развитие экологического страхования сдерживается объективными и субъективными причинами – отсутствие надежной методики оценки страховых рисков, финансовая неустойчивость страховщиков, слабой нормативно-правовой базой. Например, компенсируя убытки источника аварийного загрязнения в рамках имущественного страхования, страховщик не создает заинтересованности у страхователя в предотвращении загрязнения.

Следовательно, при разработке стратегии социального и экономического развития страны, распределения финансовых и других ресурсов между различными сферами деятельности не­обходимо учитывать особенности оценки экономической эф­фективности вложения средств в охрану окружающей среды. Эти особенности заключаются прежде всего в том, что сниже­ние загрязнения природной среды за счет указанных средств приводит к улучшению здоровья населения, уменьшению изно­са основных фондов, повышению урожайности и экологиче­ской чистоты сельскохозяйственной продукции, приросту дре­весины и улучшению других показателей состояния раститель­ного и животного мира. В итоге это уменьшает экономический ущерб от загрязнения природной среды и увеличивает нацио­нальный доход. Улучшая экологическую обстановку, мы тем самым обеспечиваем повышение эффективности общественно­го производства, так как в большинстве случаев вложение средств в решение проблем экологии с избытком окупается экономией их в народном хозяйстве за счет сокращения ущерба.

Платность природопользования — плата за использование практически всех природные ресурсов, за загрязнение окружающей среды, размещение в ней отходов производства и за другие виды воздействия. Внесение платы за использование и загрязнение не освобож­дает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения ущерба.

«Финансирование природоохранных мероприятий предос­тавление денежных средств на природоохранные мероприятия. Ис­точниками финансирования могут быть собственные средства предприятии (в основном прибыль), бюджетные средства, банковские кредиты, экологические фонды и другие источники»[3].

Создание экологических фондовявляется одним из новых экономических методов управления в природопользовании. Под фондами понимаются как учреждения, призванные оказывать какую-либо материальную помощь так и сами денежные материальные средства, а также их источник. Например, в экологические фонды поступают платежи всех предприятий за природопользование, а потом эти средства выдаются на проведение самых неотложных и дорогостоящих природоохранных мероприятий. Кроме того, предприятия могут делать взносы в фонды экологического страхования. В этом случае, если произойдет какое-либо экологическое ЧП, и предприятие должно будет платить большой штраф и возмещать нанесенный ущерб, страховой фонд поможет ему.

Материальное стимулирование природоохранной деятель­ности— обеспечение выгодности для природопользователей приро­доохранной деятельности. Материальное стимулирование предпола­гает применение не только мер поощрения, но и наказания.

Меры материального поощрения:

- установление налоговых льгот (сумма прибыли, с которой взима­ется налог, уменьшается на величину, полностью или частично со­
ответствующую природоохранным затратам);

- освобождение от налогообложения экологических фондов и
природоохранного имущества;

- применение поощрительных цен и надбавок на экологически
чистую продукцию (овощи с пониженным содержанием нитратов,
пестицидов, ядохимикатов и других вредных веществ могут стоить
дороже, а значит, их выгоднее будет продавать и выращивать);

- применение льготного кредитования предприятий, эффективно
осуществляющих охрану окружающей среды (снижение процента
за кредит или беспроцентное кредитование).

Меры материального наказания:

-     введение специального добавочного налогообложения экологи­
чески вредной продукции и продукции, выпускаемой с применени­ем экологически опасных технологий (т.е. такой продукции, по­требление или производство которой опасно для здоровья людей и окружающей среды);

- штрафы за экологические правонарушения.

«Экономическое стимулирование эффективно в том случае, если соблюдаются следующие условия:

3 = (Рут + Нл + Кл + Цн),  (1)

3 = (Пс.и. + Пс.з. + Пс.р. + Ш + Ндоп), (2)

где З — затраты природопользователя на природоохранную деятель­ность;

Рут — прибыль от утилизации отходов;

Нл — льготы по налого­обложению;

Кл — кредитные льготы;

Цн — надбавка к цене;

Пс.и. — плата за сверхнормативное использование ресурсов природы;

Пс.з. — плата за сверхнормативное загрязнение окружающей среды;

Пс.р. — плата за размещение отходов в окружающей среде (складирование уловленных в природоохранных аппаратах вредных веществ);

Ш — штра­фы;

Ндоп — дополнительное налогообложение»[4].

Элементы формулы (1) должны увеличивать доход, остающийся в распоряжении предприятия в случае проведения эффективной при­родоохранной деятельности, а элементы формулы (2) - снижать его, когда предприятие пытается экономить на природоохранных затра­тах. То и другое должно превышать затраты, необходимые для осу­ществления природоохранной деятельности в достаточном объеме.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: