Семья как хранитель культурных ценностей и традиций у таджиков

Семья у мусульман среднеазиатского региона, как и в других странах зарубежного Востока, не автономная самодовлеющая единица, а ячейка стоящего над ней социального института — патронимии (семейно-родственной группы, ведущей свое происхождение от общего памятного предка, жившего семь — чаще пять поколений тому назад). Неразделенная семья включает в свой состав всегда две или более брачных пар, чаще супругов с одним или более женатыми сыновьями, их не состоящих в браке малолетних детей и других родственников или семьи двух и более женатых братьев, иногда и живущих с ними вместе других родственников. Глава семьи обычно отец, во втором случае один из братьев, теперь не обязательно старший, а наиболее предприимчивый. Следует всегда помнить, что каждая отдельная семья не представляет собой застывшую форму: неразделенная при выделе женатого сына или одного из двух женатых братьев превращается в малую, затем при женитьбе следующего сына (в отцовской семье) или следующего брата (в семье братьев) снова становится неразделенной. Полная малая семья после смерти одного из супругов становится неполной малой, а при женитьбе одного из сыновей — снова полной малой и т.п.

Хранителем культурных ценностей является старшее поколение патронимии. Старшее поколение передает хранимые им традиционные культурные ценности среднему и младшему поколению. Роль старшего поколения патронимии в этом велика.

У таджиков сохраняются (частью модернизируясь в соответствии с преобразованиями общества) многие традиционные особенности, уходящие своими корнями в глубокую древность.

Процесс преобразований противоречив. Стремясь сохранить традиции, семьи, входящие в одну патронимию, под влиянием изменяющихся социально-экономических отношений и культуры вынуждены в той или иной мере впитывать инновации. Патронимия в лице ее старшего поколения, стремясь сохранить этнические особенности, выступает против многих инноваций в семейно-бытовой сфере, создавая общественное мнение, осуждающее их, оказывая тем самым часто негативное влияние на молодое поколение.

При проведении семейных обрядов, учитывая близость родства и дружеских отношений, стараются назначать на выполнение наиболее престижных ролей самых близких родных жениха и невесты, чтобы они получили более дорогие подарки. Джура отца жениха и отца невесты также активно помогают при проведении хозяйственных работ и обрядов. Активны и джура жениха, особенно при совершении обрядов в его доме. У памирских народов отсутствует обряд общественного удостоверения девственности невесты, у горных и равнинных таджиков в этом убеждаются две старухи (по одной со стороны жениха и невесты). Очень интересен этот обряд у таджиков долины Сох. В настоящее время его уже не выполняют. Но еще в 40-60 годах публичное удостоверение девственности невесты первыми совершали джура жениха. Другой обряд, исполняемый по традиционному обычаю также в долине Соха — праздничное угощение, устраиваемое в доме жениха утром в день свадьбы только для незамужних сверстниц невесты. Это свидетельствует о наличии традиционных народных обычаев и обрядов в свадебном цикле. Все эти обычаи и обряды воспринимаются с детства. Старшее поколение передает их содержание и очередность ритуальных действий в обрядах младшему поколению

Общественность кишлака и городского квартала играет большую роль в поддержании традиции негативного отношения к разводам. Примирить супругов кроме членов их патронимии, друзей мужа и подруг невесты стремится и квартальный комитет. Семья у таджиков прочна. Негативное отношение к разводам воспитывается с детства. Под воспитательными действиями семьи, членов патронимии, джуры отца, общественности квартала в селе и городе формируется личность, закладываются ориентации, определенные общественным мнением окружающей микроэтнической среды, передающиеся от старшего младшему поколению.

Браки в Таджикистане заключаются в раннем возрасте. Разводы редки, быть может, потому, что свадьбы здесь обходятся очень дорого. Больше 60% населения живут за чертой бедности. Люди копят на свадьбу годами или берут в долг, а потом годами не могут расплатиться. Высокая цена брачной церемонии обусловлена количеством гостей (необходимо позвать всех друзей и родственников жениха и невесты) и количеством обрядов. Таджикская свадьба состоит из семи ритуалов, среди них:

- помолвка

- туйбарон - проводы жениха в дом невесты и обратно

- оши нахор - утренний плов для гостей и соседей

- вечеринка

- приглашение жениха в дом родителей невесты, а позже и невесты - в дом жениховых родителей.

  В Таджикистане очень распространена практика ранних браков. Наибольшее количество ранних браков в республике было зарегистрировано в годы гражданской войны в Таджикистане. Чтобы уберечь дочерей от изнасилования, родители старались как можно скорее выдать их замуж. А теперь ранний возраст невесты дает ей возможность быстрее найти жениха. В некоторых регионах страны наиболее удачный “брачный возраст” — 15—16 лет.

Процент безбрачия в Таджикистане достаточно низок, к тому же имеет свои отличия. Если в европейских регионах среди лиц, никогда не вступивших в брак, преобладают мужчины, то в Таджикистане в основном остаются без семьи женщины. Возможно, потому что женщины традиционно были лишены права выбора, в том числе в браке. К тому же следует отметить, что уровень образованности влияет на перспективу семейных отношений. То есть образованные девушки на рынке невест имеют меньше шансов быть выбранными женихами. Поскольку предпочтение отдается девушке воспитанной в традиционной среде.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: