Перспективы инновационного роста Мокроусовского района связаны с модернизацией агрокомплекса, развитием территориальной инновационной и социальной системы.
Внутренние возможности перехода Мокроусовского района к инновационному пути развития оцениваются как весьма скромные.
Мокроусовский район не располагает собственным мощным инновационным потенциалом, в этой связи перспективы его развития при реализации инновационного сценария будут определяться в большей мере привлечением инноваций в традиционные для района виды деятельности, чем развитием собственного инновационного потенциала. Вместе с тем, сложившиеся к настоящему времени в районе элементы районной инновационной системы могут стать самостоятельным фактором инновационного роста, прежде всего, инновационных технологий в агробизнесе, сфере высокотехнологичных медицинских и образовательных услуг.
В этой связи стратегическим приоритетом для перехода Мокроусовского района к инновационному пути развития является встраивание района в инновационную модель развития Курганской области, активизация и повышение эффективности внутрирегиональных взаимодействий как механизм для аккумулирования инновационных эффектов через их региональное перераспределение. Этот путь не исключает формирования и развития районной инновационной системы, модернизации социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающих значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения.
В целом сценарий инновационного развития Мокроусовского района предполагает
сохранение традиционной аграрной специализации района с учетом модернизации базовых отраслей экономики, модернизацию и инновационное развитие сектора социальных услуг.
В рамках инновационного сценария предполагается рост и повышение экономической устойчивости агропромышленного производства и уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельского населения, создание условий для формирования конкурентоспособных хозяйствующих субъектов, рост инвестиций в агропромышленное производство путем привлечения средств финансово-промышленных структур, укрепление сотрудничества сельскохозяйственных товаропроизводителей с заготовительными, перерабатывающими и торговыми структурами; увеличение темпов роста производства продукции в пищевой и перерабатывающей промышленности, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, уровня использования производственных мощностей, внедрение инновационных технологий переработки сырья, модернизация и техническое перевооружение организаций, продвижение продукции АПК на рынки других регионов.
В прогнозе предполагается снижение безработных и увеличение занятости в экономике, в результате чего среднесписочная численность занятых работников организации может составить к 2020 году 4,2 тыс. человек с уровнем зарегистрированной безработицы 3,4%.
Таблица 11 - Среднегодовые темпы роста показателей социально-экономического развития Мокроусовского района в инновационном варианте (%)
| Показатели | 2008-2010 | 2011-2015 | 2016-2020 | 2008-2020 |
| Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций | 120,7 | 112,4 | 112,7 | 113,5 |
| Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования | 94,5 | 108,5 | 109,5 | 110,5 |
| Производство и распределение теплоэнергии, газа и воды | 130,2 | 104,7 | 104,5 | 109,9 |
| Продукция сельского хозяйства | 103,9 | 103,9 | 104,0 | 148,0 |
| Оборот розничной торговли | 113,3 | 1113,6 | 112,8 | 112,5 |
Соотношение средней заработной платы населения района к областной среднемесячной заработной плате в 2000-2008гг. составила 57%, при инновационном варианте прогноза к 2020г. соотношение может составить 72%, среднемесячная заработная плата в 2020г. достигнет 25,1 тыс. руб. или увеличится более чем в 5 раз.
Объем инвестиций в основном капитале за счет всех источников финансирования при реализации федеральных и областных программ и вложении средств финансово-промышленных структур в экономику района к 2020г. может достигнуть 168 млн. руб. или увеличится к 2007г. в 2,6 раза.
Перечень всех основных инвестиционных проектов проведен в приложении № 2 Стратегии социально-экономического развития Мокроусовского района до 2020г.
Таблица 12 - Среднегодовые темпы роста показателей социально-экономического развития Мокроусовского района в инерционном варианте (%)
| Показатели | 2008-2010 | 2011-2015 | 2016-2020 | 2008-2020 |
| Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций | 117,7 | 109,5 | 111,7 | 112,5 |
| Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования | 80,8 | 105,4 | 101,3 | 100,0 |
| Производство и распределение теплоэнергии, газа и воды | 120,0 | 101,6 | 102,0 | 104,4 |
| Продукция сельского хозяйства | 104,0 | 101,6 | 100,2 | 101,5 |
| Оборот розничной торговли | 107,3 | 106,6 | 107,4 | 106,3 |
Инновационный вариант обеспечивает наиболее высокие темпы роста показателей социально-экономического развития района, вместе с тем, для его реализации требуетсяболее жесткие условия по динамике эффективности производства и ресурсному обеспечению роста, более высокие темпы роста инвестиций в основной капитал и обновление основных фондов.
Переход к инновационной модели развития Мокроусовского района позволит реализовать конкурентные преимущества района и упрочить позиции района в экономике области.
Анализ прогнозных вариантов экономического роста Мокроусовского района позволил определить условия и основные параметры развития района, на базе которых возможно достижение стратегических целей и решения задач, стоящих перед районом в долгосрочной перспективе. Эти условия предъявляют жесткие требования к мобилизации источников экономического роста, привлечение в район инвестиционных ресурсов, проведению активной социальной, агропромышленной, инновационной, инвестиционной политики.
Важнейшая роль в реализации инновационного сценария развития Мокроусовского района отводится развитию малого бизнеса в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, услугах строительства, а также инновационных сферах.
Мокроусовский район располагает значительным потенциалом для развития туристско-рекреационного комплекса. Создание в районе туристско-рекреационного кластера позволит решать задачи социального развития района, развитие въездного туризма обеспечит дополнительные источники доходов для населения района и местных бюджетов.
Реализация инновационного варианта развития Курганской области предполагает осуществление ряда институциональных преобразований, касающихся повышения инвестиционной привлекательности региона в целом, формирования создания новых эффективных моделей взаимодействия власти и бизнеса, повышения качества человеческого капитала, формирования новой социальной структуры общества. Для Мокроусовского района помимо решения общенациональных проблем институционального характера первоочередное значение имеют меры по развитию и поддержке сельскохозяйственного производства, решению социальных проблем, развитию межрегионального сотрудничества с Тюменской областью, регулированию миграционных процессов. Проведение институциональных преобразований является необходимым условием реализации инновационного сценария.






