Для применения на практике представленной в первой части информации рассмотрим цены в Тюменской области за период с 1996 по 2004 годы.
Для потребительских цен (всего)
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | ||
Tускор | 0,92 | 1,63 | 0,73 | 0,90 | 0,98 | 1,00 | 0,97 | 1,07 | |
Δ Tускор. | 0,92 | 0,72 | -0,91 | 0,18 | 0,07 | 0,03 | -0,03 | 0,10 | |
Δ Тр | -10 | 71 | -50 | -13 | -3 | 0 | -4 | 8 | |
Оу | – | 81 | -121 | 37 | 10 | 3 | -4 | 12 | |
Тр = 124 % Т пр = 24 %
Для цен производителей (всего)
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Тускор. | 0,95 | 1,22 | 1,20 | 0,84 | 0,95 | 0,92 | 1,01 | 1,07 |
ΔTускор. | 0,95 | 0,28 | -0,02 | -0,36 | 0,12 | -0,04 | 0,09 | 0,06 |
Δ Тр | -6 | 23 | 25 | -25 | -6 | -10 | 1 | 8 |
Оу | – | 29 | 2 | -50 | 19 | -4 | 11 | 7 |
Тр = 121 Тпр = 21 %
Не трудно заметить, что наибольший прирост у потребительских цен был в 1998 году. Это связано со знаменитым дефолтом. У производителей же наибольший прирост произошёл после вышеуказанного события. Это связано с тем, что спрос, а он представлен потребительскими ценами, всегда реагирует на экономические события стихийно, а предложение – позже, тем более, что обвал рубля произошёл во второй половине 1998 года. Поэтому у производителей сначала цены подскочили, но через год ещё больше выросли.
|
|
Замечу, что если бы не было обвала курса рубля (расчет без 1998 года), то Тр потребительских цен составил бы 119 %, а у цен производителей – 118 %. То есть дефолт сильнее сказался на динамике потребительских цен, разница между Тр в первом случае = 124–119 = 5 (%), а у производителей – 121–118 = 3(%).
Особое место занимает сфера услуг. Эта сфера экономической жизни у нас находится ещё в становлении. Поэтому там и происходит наибольший рост цен, то есть уместно говорить о неудовлетворённом спросе, который порождает рост цен. В то же время в «историческом» 1998 году именно на услуги цены выросли меньше всего. Это связано с тем, что в условиях ограниченного выбора люди отдают предпочтение товарам первой необходимости (большинство услуг к ним не относится), именно на них в первую очередь люди тратят деньги. В условиях всеобщего повышения цен услуги, по большей части, остались «на периферии» потребительского выбора.
Среди производителей наибольший рост в рассматриваемый период (1996–2004 г г.)был в топливной промышленности, почти в 3,5 раза. Этой отрасли свойственны резкие скачки цен, что объясняется ценовой политикой производителей. Последняя же зависит в конечном итоге от внешних обстоятельств, как Российских, так и зарубежных, в том числе экономических и политических.
Наименьший рост цен в 1996–2004 годах происходил в отраслях, получивших слабое развитие в нашей области. К ним относятся лёгкая, лесная, целлюлозно–бумажная промышленности, и др.
|
|
Темп ускорения был самым большим в 1998 году, после чего наблюдается замедление ускорения – после резкого скачка рост цен замедлился.
Скачок цен производителей в 1998 как бы «распался» на двое – в 1998 и 1999 году были последовательные повышения, но в районе 20–22 %. Это объясняется тем, что в области есть предприятия с производственными циклами разной длины. Производства с длинными периодами оборота «затормаживают», сглаживают рост, он не такой резкий. У потребительских цен скачок был единожды, но зато он был 71 % (Что ещё раз подчёркивает стихийный характер такой категории как «спрос»).
Через год, в 1999–м у потребительских цен произошло резкое замедление темпов роста – на 50 %, а у производителей в 2000–м – на 25 %. В принципе, так оно и всегда бывает, после резкого скачка цен наблюдается замедление темпов роста.
По выборочным данным построим уравнение тренда. Как для цен производителей, так и для потребительских цен самое целесообразное уравнение – в форме линейной зависимости. Для построения уравнения были использованы общие данные «декабрь к декабрю 1996 г.», т. к. они дают очень хорошее качество уравнений, и остатки соответствуют критерию Дурбина–Ватсона, их коэффициент корреляции примерно = 0. Если брать цепные данные, т. е. «декабрь к декабрю предыдущего года», то зависимости практически нет.
Рис. 1.
Рис. 2
Таким образом, графики наглядно показывают, что потребительские цены росли больше, чем цены производителей. Первые за 9 лет выросли в среднем в 7 раз, в то время производители в среднем увеличили цены лишь в 5 раз. Более того, коэффициенты b говорят, что в среднем ежегодно потребительские цены росли на 75 %, цены производителей – на 52 % к уровню 1995 года. Уместно говорить о сохранении тенденции, скорее всего, рост потребительских цен будет опережать рост цен производителей.
Из всех отраслей самый большой рост был в топливной промышленности. Для интереса рассмотрим динамику цен важнейших энергоносителей в сравнении с ценой на нефть (см. Рис. 3 ниже, Табл. 5 в Прил.).
Рис. 3
Как видно из диаграммы, набольший рост цен происходил на бензин и дизельное топливо. Это и является основой инфляции во всех других отраслях. Более того, нефть является основой для топливной промышленности, и здесь ясно видно, что цены на конечный продукт в несколько раз выше цены на сырьё. На лицо ценовая политика производителей. К тому же топливо необходимо, чтобы довезти продукцию до потребителя, это порождает немалые расходы, и является одной из причин того, что темп роста потребительских цен опережает рост цен производителей.
В нашем случае речь идёт, конечно, открытой форме инфляции. Есть несколько методов борьбы с ней.
Во–первых, очень опасно сбивать инфляционные ожидания введением новых ценовых ограничений, даже на время. Фиксирование цен в рыночной экономике вызывает резкий дефицит товаров и загоняет инфляционные ожидания вглубь. Поэтому эффективнее сокращать денежную массу, а не фиксировать цены. Так же необходимо заняться проблемами реального сектора – балансировкой темпов роста производства, платежеспособного спроса и темпов роста цен, например политика доходов и заработной платы. При этом не следует допускать роста бюджетного дефицита.
Профилактика инфляции – это создание экономических стимулов и повышение производительности труда, внедрение новых технологий, преобразование старых отраслей на новой технологической базе, и т. п.
Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления. Антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно. Нарушение алгоритма антиинфляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо противоположным результатам.
|
|
Заключение.
Статистика цен образует самостоятельный блок в статистике рынка. Ее показатели помогают исследовать действие рыночного механизма и вместе с тем органично входят в систему показателей уровня жизни, финансовой деятельности, служат в качестве дефляторов любых стоимостных показателей. Анализ цен - важное условие статистического обеспечения ценообразования в маркетинге.
Основная задача статистики цен - отразить и проанализировать состояние и поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику. Этой цели соответствует и система показателей статистики цен.
Современная методология регистрации цен соответствует международной статистической практике и базируется на использовании выборочного метода. Регистрируются цены товаров-представителей, входящих в стандартизованный набор - потребительскую корзину. Цены регистрируются в отобранных поселениях, а в их пределах - по выборочной сети предприятий.
Анализ динамики цен увязан с задачами оценки инфляционного процесса, показаны методы изучения инфляции.
В целях создания инструмента ценообразования и регулирования цен предпринято моделирование влияния комплекса факторов на уровень и динамику цен. На этой основе разрабатываются методы изучения тенденций и прогнозирования цен.
Все вышеперечисленное применено на практике при анализе цен и инфляции в Тюменской области. К сожалению, реальность и перспективы неутешительны – инфляция всё–таки больше запланированной: средний темп роста – более 20%, рост цен производителей отстаёт от цен потребителей. Но самые большие темпы роста – в сфере услуг, за 9 лет цены выросли более чем в 10 раз. Не должна оказаться без внимания и ценовая политика производителей топлива.
Эффективность борьбы с инфляцией – дело государства на макроэкономическом уровне, которое зависит от экономической компетенции и сознания власти.
Решению одной из общенациональных задач – снижения издержек производства – способствует повышение ответственности предприятий за эффективность использования производственного аппарата, увеличив, в частности, ставку налога на имущество в отношении неиспользуемых мощностей и площадей – для стимулирования их вовлечения в хозяйственный оборот и в целях облегчения доступа малого предпринимательства к технологиям крупного бизнеса.
|
|
На макроуровне императив снижения издержек проявляется, в частности, как вышеупомянутая проблема контроля за деятельностью реформируемых естественных (инфраструктурных) монополий, в том числе и за их ценовой политикой. Так, практикуемое в последнее время регулярное повышение тарифов на электроэнергию, стало одним из основных факторов наблюдающегося в последнее время снижения темпов экономического роста, особенно в обрабатывающих отраслях промышленности. Среди макроцелей реформирования естественных монополий – снижение тарифов, причём реализация этой цели – ключевой аспект контрольной деятельности государства.
Приложения
Таблица 1.