Экономическая характеристика деятельности на примере магазина «Птица»

Магазин «Птица» находится по адресу г. Саранск ул. Лихачева 24а, является структурным подразделением и входит в разветвленную сеть розничных магазинов Агрофирма «Октябрьска».

 Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в учреждениях банков.

Предприятие руководствуется в своей деятельности законом о государственных и муниципальных унитарных предприятий и Гражданским кодексом российской Федерации. Государство не отвечает по обязательствам предприятия. Предприятие не отвечает по обязательствам государства.

Предприятие регистрируется в районной администрации в порядке, установленном действующим законодательством для предприятия.

Имущество предприятия составляет основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия.

Предприятие занимается следующими видами деятельности:

1. Производство молока и молочной продукции (кефир, ряженка, сметана, творог, йогурт и другие кисломолочные продукты);

2.Разведением птицы и другой деятельностью, изготовление колбасных изделий;

3. Реализация произведенной продукции через сеть собственных розничных магазинов;

Магазин осуществляет розничную реализацию следующих групп товаров:

- мясо птицы, колбасные изделия, субпродукты;

- молочная продукция;

- алкогольная продукция с содержанием спирта до 40% (водки, вина, коньяки, шампанские вина, настойки, слабоалкогольные напитки),- вино в розлив, пиво;

- табачные изделия;

- безалкогольные напитки (минеральные воды, газированные воды, соки и сокосодержащие напитки);

- кондитерские изделия (конфеты, печенье, рулеты), чай и кофе;

- консервы (рыбные, мясные, овощные и фруктовые);

- рыба свежая и сушеная, замороженные полуфабрикаты и мороженое.

- чипсы картофельные, сухарики;

- быстрорастворимые супы и приправы;

- крупы, мука, хлеб;

Таблица 2.1

Поступление товаров по отдельным товарным группам

№ п/п

Товарные

группы

2006 г.

2007 г.

Отклонение

Темп

изменения,

%

Сумма, т. р. Уд. вес,% Сумма, т. р. Уд. вес,% Сумма, т. р. Уд. вес,%
  1 2 3 4 5 6 7 8
1. Колбасные изделия 1193,8 10,84 1215,8 9,80 22,0 -1,04 101,8
2. Рыбная продукция 689,6 6,26 704,9 5,68 15,3 -0,58 102,2
3. Хлеб и х/бул. изделия 1392,9 12,64 1570,6 12,65 177,7 0,01 112,8
4. Молочные товары 1287,3 11,69 1301,8 10,49 14,5 -1,20 101,1
5. Кондитерские товары 1189,5 10,80 1421,8 11,45 232,3 0,66 119,5
6. Маргариновая продукция 20,1 0,18 20,7 0,17 0,6 -0,02 103
7. Мясо птицы 2251,6 20,44 2581,3 20,80 329,7 -0,36 114,6
8. Безалкогольные напитки 524,7 4,76 571,5 4,60 46,8 -0,16 108,9
9. Яйцо 197,1 1,79 199,5 1,61 2,4 -0,18 101,2
10. Сахар 251,9 2,29 278,6 2,24 26,7 -0,05 110,6
11. Крупы 131,8 1,19 131,4 1,06 -0,4 -0,13 99,7
12. Макаронные изделия 132,3 1,20 130,8 1,05 -1,5 -0,15 98,9
13. Детское питание 31,5 0,29 33,7 0,27 2,2 -0,02 107,0
14. Алкогольные напитки 52,5 0,48 57,2 0,46 4,7 -0,02 109,0
15. Прочие товары 1830,7 16,62 2192,6 17,66 361,9 1,04 119,8

 

Анализируя данные таблицы, мы видим, что в 2007 году товаров поступило на 1396,4 тыс. руб. больше, чем в 2006 году, темп изменения составил 112,7%. Несмотря на увеличение суммы поступления товаров, удельный вес по отдельным товарным группам уменьшился. Так, снижение по удельному весу наблюдается по таким товарным группам как, колбасные изделия, рыбная продукция, молочные товары, маргариновая продукция, макаронные изделия, детское питание и др. Это происходит за счет увеличения удельного веса хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских и прочих товаров. Наибольший темп роста поступления наблюдается по хлебу и хлебобулочным изделиям, кондитерским, алкогольным товарам, сахару: 112,8%, 119,5%, 114,6%, 110,6% соответственно. Также мы видим, что в 2007 году снизился объем поставок круп и макаронных изделий на 0,3% и 1,1% соответственно. По сравнению с 2006 годом в 2007 году улучшилась ритмичность поставки товаров в магазин.

Для оценки поступления товаров в натуральном выражении, в магазине составляются специальные аналитические таблицы, по данным которых можно изучить степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары. Выявим соотношение между объемами поставок для определения потребностей покупателей в товарах, для легкости восприятия, представим этот материал наглядно (Рисунок 2.1)

Деятельность любого предприятия оценивается системой экономических показателей, в которых основное место принадлежит товарообороту. Исключительная экономическая роль товарооборота связана с тем, что он определяет уровень и динамику многих других показателей работы.

Анализ динамики товарооборота магазина «Птица» по годам представлен в таблице 2.1.                                                                                         

 

 

Таблица 2.2

Анализ динамики товарооборота магазина

«Птица» за 2006-2007 годы

Показатели

Ед. измерения

2006г.

20067.

Отклонение

Темп изменения, %

А Б 1 2 3 4
Товарооборот  руб. 2995145 3987381 992236 133,1
Торговая площадь м2 198 198 - -
Товарооборот на 1 м2 торговой площади руб. \м2 15127 20138,2 5011,2 133,1
Численность работников чел. 7 8 1 114,3
Производительность труда 1-го работника руб./ чел. 427877,9 498422,6 70544,7 116,5

           

В 2007 году оборот розничной торговли магазина «Птица» составил 2995145 руб., увеличившись по сравнению с 2006 годом на 992236 руб. или на 33,%. Торговая площадь в отчетном периоде оставалась неизменной - 198 кв.м. Однако, товарооборот на 1 кв.м. торговой площади увеличился на 70544,7 руб., что обусловлено ростом товарооборота при неизменной торговой площади. Производительность труда одного работника выросла на 14,3% за счет увеличения численности работников. Проведем анализ факторов, влияющих на товарооборот по таблице 2.2.

Таблица 2.3

Анализ влияния цен и физического объема продаж на розничный товарооборот магазина «Птица» в 2005-2006 годах

Годы

Объем товарооборота,

Абсолютное изменение товарооборота, тыс. руб.

Темп изменения, %

тыс. руб.

в действующих ценах

индекс цен

в сопоставимых ценах

Всего

в т.ч. за счет изменения

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

физического объема цен на товары

А

1

2

3

4

5

6

7

8

2006

2995145

1,1

 -

-

-

-

-

 

2007

3987381

-

3624892

992236

629747

362489

133,1

121

 

В 2007 году товарооборот магазина в действующих ценах составил 3987381 руб., увеличившись по сравнению с прошлым периодом на 33,1%. На данную динамику повлияло два фактора: физический объем реализации и уровень цен.

Под воздействием этих факторов объем товарооборота в действующих ценах увеличился на 922326 руб. или на 33,1%, а в сопоставимых – увеличился на 21 %.

Причем физический объем реализации положительно сказался на динамике товарооборота. Увеличение товарооборота в действующих ценах происходило полностью за счет роста цен.

Также важными показателями деятельности любого торгового предприятия является прибыль и рентабельность продаж. Анализ динамики этих показателей за 2005-2006 гг. приведен в таблице 2.3.

 

Таблица 2.4

Анализ динамики прибыли и рентабельности торгового предприятия за 2006-2007 гг.

Показатели

Ед. измерения

2006г.

2007г.

Отклонение

Темп изменения, %

А

Б

1

2

3

4

Товарооборот

 руб.

2995145

3987381

992236

133,1

уровень к товарообороту

%

66,3

53,3

-13

80,4

уровень в % к товарообороту

%

18,4

14,4

-4

78,3
Чистая прибыль

руб.

613070

638694

25624

104,2

  Рентабельность продаж

%

16,7

20,5

3,8

122,8

                           

 

Как видно из данной таблицы, сумма валовой прибыли магазина увеличилась на 139848 руб. или на 7% в 2007-ом году по сравнению с 2006-ым. Этот рост связан, прежде всего, с увеличением суммы товарооборота. Отрицательно на показатель прибыли сказалось увеличение суммы издержек обращения на 24660 руб. (4,5%), однако уровень издержек к товарообороту снизился на 21,7%, а это положительный результат. Сумма налогов увеличилась на 3112 руб., т.к. выросла налогооблагаемая база – прибыль валовая. Чистая прибыль возросла в 2007-ом году по сравнению с 2006-ым на 25624 руб. или на 4,2%.

В магазине работают 16 человек, из них директор, экономист, бухгалтер, 10 продавцов, уборщица и 2 грузчика; 3 человека имеют высшее образование.

Магазин расположен в отдельно стоящем здании.

Все основные и подсобные помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Занимаемая площадь -234 кв.м., в т.ч. торгового зала- 198 кв.м., складских помещений-36 кв.м.

Определим, насколько эффективно используется торговая площадь магазина:

 

                        К = 198/ 234 = 0,84

Таким образом, торговая площадь занимает 84 % общей площади, т.е. торговая площадь занимает более половины общей площади магазина, что говорит об эффективном использовании площадей магазина.

 Мебель для торгового предприятия играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приёмкой, хранением и продажей товаров. Торговая мебель представлена на складе разборными стеллажами. Важным дополнением торгово-технологического оборудования является торговый инвентарь, который представляет собой приспособления, инструменты и приборы, применяемые для обработки товаров в процессе приемки, хранения и отпуска товаров, а также для различных вспомогательных и хозяйственных операций. Рациональное использование инвентаря способствует ускорению торгово-технологического процесса, улучшению условий и повышению производительности труда работников, сокращению издержек обращения.

Для повышения эффективности использования оборотных средств необходимо отслеживать состояние дебиторской задолженности, произвести нормирование товарных запасов, не допускать затоваривания на складах.

В магазин «Птица» кроме ОАО «Елховская птицефабрика» поставляют также сваю продукцию ОАО «Ламзурь», как «ОАО Мордовспирт», «ООО Веда», «ООО Винный мир». Если говорить об условиях поставки, то в основном магазин работает с поставщиками с отсрочкой платежа за поставленные товары. (рис. 3.1) Данные условия оговорены в договоре поставки.

Рис. 3.1 Анализ условий оплаты за поставленный товар по договорам.

Рис. 3.2. Удельный вес различных видов договоров

Анализируя данные диаграммы (рис.3), мы видим, что наибольший процент (72%) составляют договоры поставки. Это объясняется тем, что эти договоры взаимовыгодны, т. е. поставщику возможность продавать товар регулярно, а магазину отсрочить платежи.

Рис.3.3. Удельный вес договоров по срокам действия

Проанализировав сроки заключения договоров (рис.3.3.), мы видим, что договоры заключаются в основном на один год. В условиях жесткой конкуренции многие поставщики не выживают на рынке, и поэтому долгосрочные договоры обычно не заключают. Покупатели и продавцы, заключившие договор, имеют право после истечения срока его действия пролонгировать свои договорные отношения при условии повторного согласования всех условий, что является более выгодным для обеих сторон.

В магазине проводится учет исполнения договорных обязательств при помощи специальных журналов, которые содержат информацию о поставщике, условиях оплаты по договору, сроке действия договора, реквизитах поставщика и других важных условиях договора. В данном журнале отражаются все факты исполнения или неисполнения договорных обязательств. В ходе анализа договорной работы за прошедший 2006 год было выявлено несколько не очень существенных нарушений условий договоров ни со стороны поставщиков, ни со стороны магазина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: