Аналитический учет, контроль расходов на продажу

 

На данном предприятии кроме расходов, связанных с производ­ством продукции, возникают также расходы, связанные с ее отгрузкой и реализацией. Эти расходы называются коммерческими (внепроизводственными)   и вместе с производ­ственной себестоимостью составляют полную себестоимость продукции.

В соответствии с типовой номенклатурой к коммерческим расходам относятся:

· расходы по организации сбыта (маркетинговые опера­ции);

· расходы на тару и упаковку изделий на складах гото­вой продукции (упаковочная бумага, древесина, шпагат, ус­луги своих вспомогательных цехов по изготовлению тары и упаковки, оплата затаривания и др.). Затраты на тару (упа­ковку) входят в коммерческие расходы, когда готовая продукция упаковывается на общезаводском складе. Если же упаковка (затаривание) осуществляется в производственных цехах до сдачи продукции на склад, то ее стоимость относится на производственную себестоимость;

· расходы по доставке продукции на станцию или при­стань отправления, погрузке в вагоны и на суда, автомобили и другие транспортные средства, оплата железнодорожного тарифа или водного фрахта в тех случаях, когда цены на продукцию установлены франко-станция назначения, а так­же оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор;

· комиссионные сборы торговым и сбытовым организациям за продажу ими продукции, которая на может быть реали­зована самим предприятием в общем порядке и передается этим организациям дляреализации на комиссионных началах;

· затраты на рекламу: объявления в печати, на радио и телевидении, проспекты, каталоги, буклеты, участие в вы­ставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с договором покупателям или посредническим организациям бесплатно, и др.;

· прочие расходы, связанные со сбытом продукции (хра­нение, подработка, подсортировка, анализ продукции и др.).

Затраты по упаковке и транспортировке продукции, воз­мещаемые покупателями, в состав коммерческих расходов не включаются.

Для учета коммерческих расходов используют синтетический активный счет 44 «Расходы на продажу». Аналитический учет их ведется по статьям расходов в соответствии с утвержденной сметой.

Коммерческие расходы в бухгалтерском учете отража­ютсяпо дебету счета 44 "Расходы на продажу" и кредиту счетов:

10 «Материалы»- на стоимость израсходованных ма­териалов и тары на упаковку продукции на складе;

23 «Вспомогательные производства»- на стоимость услуг вспомогательных производств по изготовлению тары, доставке продукции на станцию (пристань, аэропорт) отправления;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, ока­занных сторонними организациями;

69 «Расчеты по социальному страхованию иобеспечению» - на сумму отчислений на социальные нужды от заработной платы работников, занятых упаковкой, сбытом и сопровождением продукции;

70«Расчеты с персоналомпо оплатетруда»- на оплату труда работников, связанных с упаковкой, погрузку ее на транспор­тные средства и сопровождением груза;

71 «Расчеты с подотчетными  лицами» - на сумму расходов, оплаченных подотчетными лицами за транспортировку товаров и ее выгрузку;

76 «Расчетыс разными дебиторами и кредиторами»- на сумму расходов по рекламе, а также услуг транс­портных организаций (железнодорожных и водных), опла­ченных расчетными чеками за перевозку готовой продукции, и др.

Расходы на продажу присоединяют к производствен­ной себестоимости отдельных видов реализованной и отгруженной продукции по прямому признаку. И лишь в тои их части, которая не может быть отнесена по прямому признаку, она распределяется между отдельными видами реализованной и отгруженной продукции пропорциональ­но ее массе, объему и производственной себестоимости или стоимости по отпускным ценам. В связи с этим в те­кущем учете коммерческие расходы необходимо подраз­делять на прямые расходы,относимые на отдельные виды продукции по прямому признаку, и косвенные,распре­деляемые между отдельными видами продукции пропорционально той или иной условной базе. При этом база для распределения различных видов косвенных расходов, как правило, не может быть одинаковой, поэтому они долж­ны распределяться по каждой статье коммерческих рас­ходов в отдельности.

Присоединение косвенных расходов к прямым дает воз­можность определить общую величину коммерческих расхо­дов по отдельным видам реализованной и отгруженной про­дукции.

Все выявленные коммерческие расходы распределяют между реализованной продукцией и остатком неотгруженной (нереализованной) продукции. При этом коммерческие рас­ходы, относящиеся к реализованной продукции, в бухгал­терском учете списываются записью:

Дебет счета 90 «Продажи»

Кредит счета 44 «Расходы на продажу»

Коммерческие расходы, относящиеся к остатку неотгру­женной (нереализованной) продукции, остаются на счете 44 «Расходы на продажу», а при составлении баланса отража­ются по статье "Прочие запасы, затраты". Таким образом, на предприятии всегда возникает пере­ходящий остаток коммерческих расходов, который необхо­димо учитывать при последующем их распределении. Вмес­те с тем в распределении коммерческих расходов возникают две стадии: на первой стадии производится распределение их между отдельными видами продукции, а на второй - меж­ду реализованной продукцией и остатком неотгруженных, еще нереализованных изделий. [7,с.421]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: