Методология выявлений правонарушений в таможенной деятельности на примере таможни г. Тюмень

    Выявляемость таможенных правонарушений определяется как

процентное отношение коэффициента выявления правонарушений в

таможенном органе, к его максимальному значению по всем сравниваемым. Коэффициент выявления - это отношение показателя, характеризующего правоохранительную деятельность таможенного органа, к сопоставимому показателю товаропотока.

Ежегодно в начале нового года в Тюменской таможни проходит совещание, в котором принимают участие начальник Тюменской таможни, начальник службы таможенной инспекции Уральского таможенного управления, Тюменский транспортный прокурор, заместители начальника таможни и начальники структурных подразделений таможни и др. На совещании анализируют работы по направлениям деятельности в минувшем году и определяют приоритетные задачи на следующий год.

За 2009 год Тюменской таможней возбуждено 20 уголовных дел (в 2008 году 12 дел), при этом все уголовные дела возбужденны в отношении установленных лиц. Из них по контрабанде наркотических средств, сильнодействующих веществ – за отчетный период возбуждено 3 уголовных дела. Наиболее часто предметами преступлений в 2009 году, как и в 2008 году, являются товары народного потребления, средства наземного и воздушного транспорта, наркотические средства и сильнодействующие вещества. Стоимость предметов преступлений по уголовным делам составила 139 680,2 тыс. рублей.

    На основе деятельности подразделений Тюменской таможни рассмотрим систему показателей динамики: относительные величины структуры и интенсивности административных правонарушений, а также рассчитаем на основе темпа роста и темпа прироста ожидаемое количество таможенных правонарушений в 2020 году.

Таб: № 2.2

Итоги деятельности отдела административных расследований за 12 месяцев 2009 года.

Показатель 12 месяцев 2008 г. 12 месяцев 2009 г.
Возбужденно дел об АП, из них: 555 535
- рассмотрено АП 554 535
- прекращено АП 66 51
Направленно дел об АП, всего 184 118
в том числе: в суд 65 70
в ТУ Финансово-бюджетного надзора  в Тюменской области 119 48
Наложено взысканий, всего (тыс. руб.) 21457,8 199354,6
в том числе: судом и таможенным органом 5019,7 5761,0
ТУ Финансово-бюджетного надзора в Тюменской области 16488,1 193593,6

Источник: рассчитано из первичных данных ФТС России [14].

По линии административных правонарушений в 2009 году было возбужденно 535 административных дел, что не значительно меньше 2008 года, 555 дел.  Доля административных правонарушений Тюмени от общего количества правонарушений по России составляет 0.6006 %.

Данные показатели по темпам роста и прироста общего числа административных правонарушений.

Тр = 535 * 100 = 96,39 %

    555

Тпр = 0,963963 – 100 = - 3,61 %

Прогнозирование на 2020 год:

Yi+n = Yi+ ∆Y * n

∆Y=Yn – Yn-1 =  535 – 555 =  - 20

     (n-1)          (2-1)

 

Y2020 = 535 – 20 * 11 = 315

           

Как видим, будет дальше происходить уменьшение таможенных правонарушений, что говорит об эффективности работы таможенных органов.

Все административные дела в 2009 году были рассмотрены, а прекращены 51 дело, и 66 дел из 554 рассмотренных в 2008 году. Значительно расходятся показатели направленных административных дел, в 2009 году 118 дел а в 2008 году 184 дел. Направленные дела в суд в 2009 году составили 70 дел (в 2008 году 65 дел), и в ТУ Финансово-бюджетным надзором в Тюменской области 48 дел (в 2008 году 119 дел. В результате за административные правонарушения наложено санкций материального характера в 2009 году на сумму 199354,6 рублей (за аналогичный период прошлого года 21457,8 рублей) субъектами нарушений, являются физические и юридические лица.

Изменение во времени относительных величин структуры может быть отражён в показателях динамики:

ОПД = 199354,6 = 9,29054

         21457,8

Общий показатель динамики показывает, что в 9,29054 раз превышает показатель 2009 года над 2008 г.  

Общее изменение цен за отчётный период составил 9.29 %, а индекс физического объёма правоотношений за 2009 год в соответствии с 2008 годом составил 0.963 %.

В том числе судом в 2009 году 5761,0 рублей (в 2008 году 5019,7 рублей), в ТУ Финансово-бюджетным надзором в Тюменской области в 2009 году – 193593,6 рублей (в 2008 году - 16488,1 рублей).

Проявления коррупции в органах государственной власти сегодня тревожат и будоражат общественность, вызывая недоверие к государственным институтам. Осуществляя государственную политику, Тюменская таможенная служба уделяет большое внимание противодействию коррупционным деяниям, предупредительно-профилактической и воспитательной работе. Особая роль в борьбе с проявлениями коррупции в таможенных органах отводится отделу собственной безопасности. Всего, в 2009 году, по материалам отдела собственной безопасности Тюменской таможни было возбуждено 4 уголовных дела в отношении должностных лиц Тюменской таможни с признаками состава преступлений, предусмотренных ст.285 УК РФ в 2008 году было возбужденно 6 уголовных дел.

2.3 Мероприятия по борьбе с коррупцией, которые проводятся в Тюменской таможни.

В целях анализа порядка и состояния перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, контроля за обложением таможенными платежами, порядок валютного контроля, таможенные органы ведут активные мероприятия для осуществления порядка законного перемещения товаров через таможенную границу.

Особое внимание уделяется разработке и внедрению передовых информационных технологий, оснащению таможенных органов современными техническими средствами контроля, в том числе мобильным инспекционно-досмотровым комплексом, затронуты вопросы обустройства границы, т.е. все то, что направлено на содействие внешней торговле, ускорение товарооборота и коренное улучшение таможенного администрирования.

Наиболее острой проблемой была и остаётся коррупция в рядах таможенных органов. В своих выступлениях президент Российской Федерации неоднократно поднимал вопрос, призывая активно бороться с проявлениями коррупции, реализовывая на практике целый комплекс мер по предупреждению и пресечению коррупции. Это и повышение уровня заработной платы госслужащих, жесткий отбор сотрудников, ротация кадров, принятие мер по минимизации контакта участника ВЭД с должностными лицами таможенных органов и автоматизация всех таможенных процедур.

Борьба с коррупционными проявлениями в Тюменской таможне ведется целенаправленно и на постоянной основе. Тюменская таможня активно применяет такие формы профессиональной подготовки - как изучение передового профессионального опыта, учебно-тематические семинары по различным направлениям деятельности таможенных органов, тестирование обучающихся на знание таможенного законодательства. Основные направления по борьбе с коррупцией заданы Аналитической программой ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на 2010 год, где определён перечень программных мероприятий. План по борьбе с коррупцией в Тюменской таможне на 2010 год, утвержденный начальником таможни 15.01.2010, в котором определен перечень конкретных мероприятий. Главным, из которых является осуществлять комплекс мер, направленных на соблюдение должностными лицами таможни государственных тайн. Сформировать перечень обязанностей должностных лиц таможни с высоким риском коррупционных проявлений, и следить за их исполнением. Осуществление комплекса оперативно – розыскных мероприятий совместно с правоохранительными органами. Проводить проверки правомерности предоставления преференций, освобождения от уплаты таможенных правонарушений. Разработать и внедрить систему мотиваций и материального стимулирования должностных лиц таможенных органов, обеспечивших пресечение недостоверного декларирования ввозимых товаров с целью занижения объема начисления и уплаты таможенных платежей. Также одним из основных направлений кадровой работы является организация и проведение воспитательно-профилактической и индивидуальной работы, направленной на поддержание служебной и трудовой дисциплины, недопущение должностных преступлений, в том числе коррупционной направленности. Организовывать проведение семинара-совещания с начальниками таможенных постов и структурных подразделений а также совместно с ФСБ РФ и МВД РФ для обсуждения проблем связанных с коррупцией.

 

Заключение

 

Таможенная статистика сегодня, пожалуй, самый достоверный источник того, что ввозится и вывозится из страны. Своеобразный индикатор развития экономики.

По статистике таможенных органов России, наибольшее количество подделок выявляется в отношении одежды и обуви, на втором месте стоят кондитерские изделия и продукты питания, третье место - это парфюмерия и косметика, алкогольная и табачная продукция. Четвертое место занимают CD- и DVD-диски, кожгалантерея, часы, аксессуары, бытовая техника. Следом идет фармацевтическая продукция.

      Таможенный кодекс сформулировал четыре состава правонарушений, которые по степени общественной опасности должны быть отнесены к преступлениям:

1. Контрабанда, за совершение которой лица привлекаются к уголовной ответственности, статья 403 Таможенного кодекса РФ контрабанда была и остаётся главной проблемой, существует много форм контроля за таможенным правонарушением, а также применяются новые технологии по выявлению скрытых товаров.  В России было возбужденно 5032 дела, что на 8% больше, чем в 2008 году.

По статье 188 «Контрабанда» в 2009 году были возбужденны дела, предметом нарушений которых являлись:

• средства наземного транспорта – 950 уголовных дел;

•наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества – 947 уголовных дел;

•товары народного потребления – 833 уголовных дела;

•лес и лесоматериалы – 456 уголовных дел;

•продукты питания – 186 уголовных дел;

•иностранная валюта – 133 уголовных дела;

•огнестрельного оружия – 102 уголовных дела.

За 2009 год Тюменской таможней возбуждено 20 уголовных дел при этом все уголовные дела были возбужденны в отношении установленных лиц. Из них по контрабанде наркотических средств, сильнодействующих веществ – за отчетный период возбуждено 3 уголовных дела. Стоимость предметов преступлений по уголовным делам составила 139 680,2 тыс. рублей. По-прежнему всё же удаётся перевозить запрещённые материалы через таможенную границу. Поэтому, основным резервом эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов является ускоренное освоение и внедрение методов оперативно-розыскной деятельности.

2. Второй состав нарушений это уклонение от уплаты таможенных платежей, статья 220 Таможенного кодекса РФ, по ней было возбуждено 257 уголовных дел в РФ.

3. Незаконные валютные операции и иные действия с валютными ценностями, статья 403 Таможенного кодекса РФ, по ним было возбужденно 420 уголовных дел, а стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, составила около 14 млрд. рублей. Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 76,7 млрд. рублей в 2009 году.        

4. Важный аспект нарушений, который не так прямо относится к преступлениям, но играет очень большую роль - это административные нарушения. В 2009 году таможенными органами Российской Федерации было возбуждено 89081 дел об административных правонарушениях по статьям 16 и 15 и частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Было принято 85707 решений, из них должностными лицами таможенных органов 55726 решений, судом или уполномоченным органом 29981 решение, в отношении:

● юридических лиц – 39416 решений.

 ● физических лиц – 41736 решений.

● должностных лиц – 4427 решений.

        Назначено наказаний по 78421 делу по административным правонарушениям на сумму более 131,8 млрд. рублей.

     В Тюмени по линии административных правонарушений в 2009 году было возбужденно 535 административных дел. Значительно расходятся показатели направленных административных дел, в 2009 году 118 дел, а в 2008 году 184 дел. Направленные дела в суд в 2009 году составили 70 дел, и в ТУ Финансово-бюджетным надзором в Тюменской области 48 дел. В результате наложено санкций материального характера на нарушителей правил в 2009 году на сумму 199354,6 рублей. Предметами правонарушений чаще всего являлись автотранспортные средства, электрические машины и оборудование, текстильные материалы и изделия, продукты растительного происхождения, продукция химической промышленности.

     Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, ее экономических интересов, являются одной из важнейших задач Федеральной таможенной службы. Таможенные органы, а именно отдел собственной безопасности активно борются с коррупцией, проводя различные мероприятия по улучшению.

Проявления коррупции в органах государственной власти сегодня тревожат и будоражат общественность, вызывая недоверие к государственным институтам. Осуществляя государственную политику, Тюменская таможенная служба уделяет большое внимание противодействию коррупционным деяниям, предупредительно-профилактической и воспитательной работе. Основные направления по борьбе с коррупцией заданы Аналитической программой ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на 2010 год, где определён перечень программных мероприятий. Главным, из которых является осуществлять комплекс мер, направленных на соблюдение должностными лицами таможни государственных тайн. Сформировать перечень обязанностей должностных лиц таможни с высоким риском коррупционных проявлений, и следить за их исполнением. Осуществление комплекса оперативно – розыскных мероприятий совместно с правоохранительными органами. Проводить проверки правомерности предоставления преференций, освобождения от уплаты таможенных правонарушений. Разработать и внедрить систему мотиваций и материального стимулирования должностных лиц таможенных органов, обеспечивших пресечение недостоверного декларирования ввозимых товаров с целью занижения объема начисления и уплаты таможенных платежей. Также одним из основных направлений кадровой работы является организация и проведение воспитательно-профилактической и индивидуальной работы, направленной на поддержание служебной и трудовой дисциплины, недопущение должностных преступлений, в том числе коррупционной направленности. Организовывать проведение семинара-совещания с начальниками таможенных постов и структурных подразделений а также совместно с ФСБ РФ и МВД РФ для обсуждения проблем связанных с коррупцией.

Правоохранительная деятельность таможенных постов Тюменской таможни направлена на усиление борьбы с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ; незаконное перемещенных товаров и транспортных средств, на противодействие контрабанде оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; товаров двойного и военного назначения; предметов антиквариата и культурных ценностей; делящихся радиоактивных материалов и опасных отходов; драгоценных металлов и драгоценных камней.

Однако на данном этапе перед таможенными органами стоят более масштабные и ответственные задачи по формированию доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению её экономической безопасности.

Успешное функционирование таможенной системы предполагает её реструктуризацию, внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенного дела, иностранных языков, психологии и этики взаимоотношений.

 

 

Список используемой литературы

 

1. А. М. Годин «Статистика» М: Дашков и К, 2002

2. А.Н. Козырина. Комментарий к Таможенному кодексу РФ (по главам). М., Юристъ, 2002.

3. В. С. Егиазарова Ответственность за нарушения таможенных правил. "Хозяйство и право", 1998.

4. И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев «Общая теория статистики» М: Финансы и статистика: 2008.

5. О. В. Дмитриева «Статистика» Учебное пособие - М: 2006.

6. Ю.Г. Кисловский История таможни государства Российского. М., 1995.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

7. Постановление Правительства РФ от 24.05.93 г. “О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации”. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993 г., №22, Ст. 2030.

8. Постановление Правительства РФ “О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих ядовитых веществ” от 16.03.96 г. // Собрание законодательства РФ. 1996г., №13, Ст. 1350.

 

Консультант плюс:

9. Гражданский кодекс Российской Федерации

     10. Уголовный кодекс Российской Федерации

     11.Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях.

 

 

Интернет сайты:

12. http://www.ada.ru

13. http://www.customs.ru

14. http://www.gks.

15. http://www.bibliotekar.ru

16. http://www.nakhodka-betta.ru

17. http://www.ural.customs.ru

18. http://mirslovarei.com

 

 

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: