Религиозный экстремизм

 

В конце 70-х - начале 80-х годов в мусульманском мире наметилась тенденция к

усилению позиций исламского экстремизма и фундаментализма, что в целом было

обусловлено общей политизацией ислама (равно как и исламизацией политики).

Усилению позиции ислама в странах мусульманского Востока способствовал также

ряд объективных факторов:

1) Особую роль сыграли изменения геополитической ситуации в мире в целом

после распада мировой социалистической системы и СССР. Усиления позиции США в

качестве единственного мирового «гегемона» стали также своего рода

катализатором отхода от европейских образцов и поиска путей самобытного

развития.

2) Конфликт различных типов цивилизаций – мусульманской и европейской,

проявившийся практически во всех сферах мусульманского общества и показавший

невозможность слепого копирование западного общества на исламскую почву.

Исторически большинство стран Ближнего Востока переживают в настоящее время

сложный этап. Недавний опыт прошедших десятилетий показал несостоятельность

заимствование как «капиталистического», так и «социалистического» путей

развития, неприемлемость их механического копирования.

3) Современная социально-экономическая ситуация в странах Арабского Востока

характеризуется рядом общих особенностей: аграрное перенаселение и наличие

большого количества не задействованных в сельском хозяйстве рабочих рук;

слишком быстрая урбанизация городов за счёт выходцев из деревень;

невозможность обеспечить работой городское население, рост безработицы;

сильное имущественное расслоение в обществе.

Говоря о современном "исламском" терроризме и его угрозе, необходимо

подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в

регионе следует считать распад социалистической системы и развал Советского

Союза. В результате распада СССР с предшествовавшим ему банкротством идей

социализма во многих государствах Ближнего и Среднего Востока (Египет, Ирак,

Сирия, Ливия, Афганистан и др.), идеологический вакуум там, а затем и в

мусульманских регионах России быстро стал заполняться исламом. Последний

предстает прежде всего в его самой воинствующей форме — в форме радикального

ваххабизма, требующим с помощью "священной войны" вернуть мусульманский мир к

халифату. Фиксируя активизацию ислама на мусульманском Востоке и в России,

эксперты отмечают, что ислам, которому присуще враждебное отношение к

либеральным ценностям и который может привести только к тирании и обнищанию,

стремится заполнить вакуум, образовавшийся после коллапса коммунизма.

Основной целью исламского радикализма является изменение места и роли религии

в жизни общества, в результате чего представители данного течения отвергают

господствующую идеологию, политическую практику существующего светского

режима и государственное устройство как не соответствующее нормам

мусульманской религии.

Таким образом, исламские экстремисты преследуют следующие цели: установление

в обществе основ исламского теократического государства, введение в

общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в

качестве единого государственного образования всех мусульман.

Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам не

остановится в фиксированных границах географического проживания определенной

общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении

всей мусульманской уммы мира в рамках единого политического государственного

образования - халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс

"растекания" исламской радикальной идеологии и практики на другие

"мусульманские" территории, как в рамках России, так СНГ и других государств

мира.

    

Может ли не быть терроризма?

 

В публицистике и научной литературе распространены попытки напрямую увязать

рост политического экстремизма с бедностью, социальным неблагополучием и

низким культурным уровнем неких региональных, этнических или религиозных

групп. Однако в замкнутых, застойных обществах, например у бушменов Южной

Африки или у индейцев майя в Мексике, находящихся на крайне низких уровнях

экономического и социального развития, нет ничего похожего на политический

экстремизм, а тем более терроризм. Вместе с тем эти явления заметны в

обществах, вступивших на путь трансформаций, и концентрируются в социальных

слоях социума, характеризующихся причудливым сочетанием традиционных и новых

черт культуры, неполным изменением статуса и условий жизни. Проявления

экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершенных исторических

перемен, модернизаций.

    

Заключение

 

Сейчас появляется особая, новая функция террористических актов. Классический

терроризм всегда был формой шантажа властей или мирового сообщества и открыто

(и даже демонстративно) выдвигал свои требования, например, выплатить выкуп,

освободить из тюрем единомышленников, прекратить военные действия и т.п. Но в

последнее время все чаще совершаются анонимные террористические акты с

неявными целями. Одной из них может быть сплочение или расширение собственных

рядов в ответ на спровоцированные акции возмездия. В этом случае государство

(или группа государств), проводя подобные акции, играет по сценарию,

навязанными ему (или им) экстремистами.

По мнению Хантингтона, «главная проблема, стоящая перед Западом – это не

исламский фундаментализм, - это ислам, иная цивилизация, народы который

убеждены в превосходстве своей культуры и удручены тем, что их мощь гораздо

ниже. А проблема для ислама – это Запад, иная цивилизация, народы которой

убеждены в универсальном характере своей культуры и полагают, что их

превосходящая, пусть и уменьшающаяся мощь налагает на них обязанность

распространять эту культуру по всему миру».

      

Использованная литература

 

1. «Страх терроризма» http://psyfactor.by.ru/terror.htm 10.12.02 (По

материалам книги С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» М., 2001)

2. Мирский Г. Дракон встаёт на дыбы//Мировая экономика и международные

отношения. – 2002. – №3.

3. Паин Э. А. Социальная природа экстремизма и терроризма//Общественные

науки и современность. – 2002. - №4.

4. Хорос В. «Крона», «корни» и «климат» терроризма// Мировая экономика и

международные отношения. – 2002. – №3.

5. Хлобустов О. Средства массовой информации и насилие в

обществе//Власть. – 1999. - №10.

6. Рыбаков В. К вопросу о терроризме, или две стороны одной медали//

Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – №3.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: