Классификация трансакционных затрат

Трансакционные издержки сопровождают и производство, и

потребление. Товары и услуги имеют множество свойств, степень

проявления которых меняется от одного экземпляра к другому. Оценка проявления нужных свойств чревата затратами (в основном, свободного времени). В результате субъекты вынуждены затрачивать определенные усилия не только в процессе производительной деятельности, но и в процессе потребления. Поэтому правомерным будет деление трансакционных затрат на потребительские и «производственные», которые непосредственно несет на себе фирма.Трансакционные издержки фирмы бывают постоянными и переменными.

К переменным относят затраты, которые растут с увеличением числа трансакций: издержки контроля, принятия решений, а также затраты, связанные с переговорами и поиском информации, и т.д.

 Постоянные не зависят от объема трансакций и состоят, в первую очередь, из затрат на создание и поддержание структур управления сделками (setup and running costs). В их число входят издержки по организации новых отделов внутри компании, регистрация и «запуск» «дочерних структур» для развития нового бизнеса. На макроуровне примером постоянных трансакционных затрат может послужить создание рынка нового товара (услуги) либо (в еще более глобальном аспекте) переход экономики на рыночные рельсы. Иногда также говорят о существовании «трансакционного капитала».Он состоит из основного (инвестиционный трансакционный капитал) и оборотного. Первый необходим для создания свободных рынков, фирм, политических структур. Последний – для финансирования каждодневных затрат, возникающих в процессе работы рынков и политической системы.

        Относительно момента заключения контракта различают затраты, « предшествующие сделке » и « возникающие в ходе сделки». Первые включают в себя издержки на составление проекта контракта, проведение переговоров и обеспечение гарантий реализации соглашения. Вторые,

связанные с несовершенством механизма урегулирования споров, встречаются в нескольких формах. Во-первых, это затраты по адаптации контракта к непредвиденным событиям, во-вторых, – расходы на судебные тяжбы, частное улаживание споров, в третьих, – все прочие, связанные с точным выполнением контрактных обязательств. Главное отличие между ними заключается в том, что издержки « предшествующие сделке » планируются заранее и представляют собой приемлемую для сторон цену взаимодействия, а часто « возникающие в ходе сделки» возникают непредвиденно. Это потери сторон, которые ставят бизнес под угрозу срыва.

Определенная часть трансакционных издержек принимает форму «специфических активов». Эти активы отличаются тем, что необходимы именно в даннойтрансакции или в сделке с каким-то конкретным партнером (уникальное оборудование, не имеющее альтернативного применения, особые навыки работников и т.д.). Отличаясь более высокой производительностью, по сравнению с «активами общего назначения», они в то же время характеризуются повышенным риском (при ликвидации фирмы их невозможно продать по «реальной» стоимости). В этом случае говорят о возникновении «безвозвратных затрат». Их рыночная оценка будет гораздо меньше

изначальных инвестиций либо вообще равна нулю.

Особое место в классификации трасакционных затрат занимают агентские издержки. Агентские отношения возникают в том случае, когда одна сторона (агент) действует от имени и по поручению другой (принципал). При этом агент следует пословице «своя рубашка ближе к телу», то есть иногда может игнорировать интересы своего принципала.  Принципал, зная о теоретической возможности недобросовестного поведения наемного сотрудника, постарается ограничить свободу его действий. Наиболее испытанный метод – ценой известных затрат организовать систему контроля и принуждения наемного агента. Таким образом, агентские издержки – это сумма:

• остаточных потерь;

• издержек контроля со стороны принципала;

• издержек предоставления гарантий со стороны агента.

Трансакционные затраты интересны также тем, что они частично состоят из издержек, которые с трудом поддаются измерению: время на приобретение информации, стояние в очередях, дачавзяток, потери от недостаточного надзора и контроля и т.д. Поэтому необходимо иметь в виду, что вся

статистика, отражающая объем и динамику трансакционных затрат в экономике, опирается на данные о «видимой части айсберга». Какая-то доля затрат в любом случае остается неучтенной.

Практический блок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: