Глава 2. Работа редактора над иллюстрациями

 

Оценка иллюстраций редактором

 

Редактирование иллюстраций следует начинать с принципиальной оценки необходимости ее помещения в издании. Каждая иллюстрация должна служить убедительным подтверждением авторской мысли, дополнять текст, помогать читателю яснее представить себе ход процесса или действие какого-либо механизма. Но прежде всего остановимся на проблеме количества иллюстраций в издании. Этот вопрос решается обычно на подготовительном этапе, т.е. на стадии заключения авторского договора, в котором указываются отдельно объем текста и объем иллюстраций. В современной издательской практике, как правило, в авторском договоре указывается лишь общий объем произведения.

Проблема иллюстрирования разных изданий существует, она отражается в вопросе каково должно быть соотношение текстового и иллюстративного материала. Существовавшие ранее технические условия содержали следующие рекомендации, определяющие отношение площади иллюстраций к площади набора: для научных изданий 4-30%; для производственных 10-35%; для учебных 10-40%; для научно-популярных 10-50%. Естественно, эти цифры весьма условны и могут считаться лишь как исходные. Фактическое количество иллюстраций уточняется при редактировании и определяется числом объектов иллюстрирования в зависимости от темы, читательского назначения издания.

Прежде всего в иллюстрировании нуждаются места текста, содержащие информацию о новых предметах, объектах, зрительное представление о которых сделало бы эту информацию более полной. Кроме того, через изображение (иллюстрацию) информация читается в 15 раз быстрее, чем посредством текста.

В одной брошюре, например, речь шла о высокопроизводительной работе в животноводстве: доярка получила небывало высокие результаты, надоив за год 710 т молока от трех коров. Такие результаты были достигнуты благодаря особому устройству скотного двора. Далее на трех страницах идет описание особенностей планирования скотного двора. Схемы не было, хотя редактор должен был предложить поместить в брошюру схему этого скотного двора, чтобы читатель смог оценить ее, тогда текст стал бы более понятным, да и расходы на издание, хотя и не намного, но снизились бы.

Иногда автор приводит иллюстрации не потому, что они нужны, а просто потому, что они у него имеются.

 

Редактирование сюжетов иллюстраций

 

При работе над иллюстрациями важно оценить точность передачи содержания сюжета. Отредактировать технический рисунок – значит выявить и подчеркнуть то, что особенно важно для данного произведения. Для этого используют кадрировку, позволяющую выделить малозаметную деталь на общем изображении, утолщение линий, штриховку. Фотографии должны быть освобождены от случайных деталей, не имеющих отношения к теме и отвлекающих внимание читателя. Редактирование сюжетов чертежей, схем, графиков требует знания основ чертежной техники.

Приведем примеры редактирования графиков.[5] График помогает понять главное, существенное в экспериментальных или статистических данных, на основе которых он построен. Графическое изображение предполагает его зрительный анализ, соотношение различных показателей. Читатель, полагающийся лишь на зрительное восприятие, может прийти к неверным выводам. Умение обнаружить некоторые ошибки в иллюстрациях – залог успеха будущего издания.

Иногда в графиках выбирают неверный масштаб, что является причиной ложных представлений о сути явления. Как правило, графики приводят с сеткой. Ее не приводят на графиках, поясняющих только характер изменения функции, в этом случае на осях числовые значения не указывают. На графиках указывают наименование и единицу величины, числовые значения которой помещены у делений шкалы на осях. Буквенное обозначение или развернутое наименование величины, написанное вдоль оси с прописной буквы отдельной строкой, отделяют от единицы величины запятой. При наличии нескольких шкал по вертикальной оси их проводят рядом с основной осью, т.е. слева от вертикальной оси или под горизонтальной осью. При этом числовые значения пишут слева от вертикальных осей и ниже горизонтальных осей. Буквенное обозначение наименования и единицу величины отделяют запятой и указывают над числовыми значениями для вертикальных осей и рядом с числовыми значениями для горизонтальных осей.

Для справочников или других изданий, содержащих большое количество иллюстраций в виде графиков, допускается буквенное обозначение наименования величины писать на поле графика вверху, справа от вертикальной оси, и в конце над горизонтальной осью, единицу величины – над числовыми значениями по вертикальной оси и за числовыми значениями по горизонтальной оси.

Если шкалы осей координат начинаются с одной и той же цифры (или нуля), то эта цифра у их пересечения ставится один раз, если с разных числовых значений, то ставятся оба значения.

Характерные точки графиков изображают кружками. Их оставляют на графике в минимальном количестве или исключают, если в тексте не приведены подробности опыта.

Кривые графиков различаются тем, что либо вычерчиваются разными линиями, либо обозначаются цифрами – порядковыми номерами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: