Социология как наука о системном познании общества

Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

 

Социология – это наука об обществе. Термин «социология» образовывается из двух слов: латинского societas - общества и греческого logos – учение. Поэтому этимологически социология – наука об обществе.

Впервые этот термин ввел в науку французский ученый Огюст Конт (1798 – 1857). Ранее о развитии общества, проблемах политики, науки, религии, искусства высказывались древнеиндийскими, древнекитайскими, древнегреческими философами и европейскими мыслителями средних веков, Нового времени.

Различные концепции функционирования и развития общества выступали как составные части общефилософского знания, хотя по своей сути социология касается всех сторон развития общества – проблем государства, права, политики, экономики, морали, религии, культуры, впоследствии ставших предметом изучения отдельных наук.

Среди общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем, наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда, Н.Данилевского, Питирима Сорокина, Максима Ковалевского и др.

Немецкий философ Гегель поставил и по-своему решил проблему обнаружения «объективных оснований исторического процесса». «Интересы, воля, желания, действия людей, как правило, разнонаправленны, но хаос случайностей – только внешний рисунок истории, за которым скрывается внутренняя логика исторического процесса, его объективная закономерность» - пишет Гегель (Введение в философию: В 2 ч. Ч.2 – М.: Политиздат, 1989. С.420). Важнейший принцип вышеобозначенного «контура научной методологии» заключался в том, чтобы идти «не от субъективных намерений участников исторического процесса, в том числе самых выдающихся, а от внутреннего объективного основания, которое делает историю единым, в самом себе упорядоченным процессом и определяет характер индивидуальный целей и субъективных воль.

Карл Маркс творчески продолжил гегелевский подход к обнаружению и анализу объективного основания исторического процесса, преодолевая гегелевскую мистификацию исторической закономерности как саморазвития абсолютной идеи.

На закономерный характер развития общества указывали французские мыслители Сен-Симон и Конт. Они описывали общество как единый социальный организм, развивающийся по объективным естественным законам. Также они показали роль сознания, в особенности позитивного научного мышления, в развитии общества.

Французский социолог Э.Дюркгейм отождествлял социальное с коллективным. По его мнению, предметом социологии является все коллективное во всех его проявлениях.

Немецкий социолог М.Вебер представляет социологию как науку о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. По М.Веберу социальное поведение – это отношение человека, т.е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на совершение поступка или не совершение его. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

Представители социального дарвинизма (Спенсер, Самнер, Вольтман и др.) переносили действие законов естественного отбора и борьбы за существование на развитие общества.

При всех различиях направлений социологии их объединяют идеи объективной обусловленности развития общества природными и социальными факторами, а также закономерного характера исторического процесса.

Современная социология являет собой самостоятельную науку об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление предстает как элемент социальной системы (общества). В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии. Как системное образование общество олицетворяет собой некие особые качества по сравнению с его элементами и любой их суммой. Древние говорили, что целое больше суммы входящих в него частей. «Это значит, что целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме его элементов, обнаруживают некий «интегративный» эффект». Эти новые качества, присущие целому, обычно обозначаются как системные, или интегративные качества (Уч. пособие по Социологии Г.В.Осипов и др. – М.: Наука, 1990, С.52) В силу присущих ему интегративных качеств общество обладает собственной определенностью и самостоятельностью по отношению к составляющим его субъектам, социальным институтам, сферам общественной жизни и т.д.

Социология изучает прежде всего механизмы функционирования общества, взаимодействие между различными субъектами, организациями и социальными институтами. Она изучает законы общественного развития. Ее можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем, о проявлениях данных законов в деятельности субъектов – больших и малых социальных групп и общностей людей, а также отдельных личностей.

Таким образом, социология – наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личность, социальные общности, институты.

Особенность социологии как науки состоит в том, что социальные связи и отношения изучаются на уровне социальных законов и закономерностей.

Социальный закон – это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего, связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Социальные законы складываются в различных сферах деятельности человека, прежде всего в сфере материальной деятельности, и осуществляются через посредство деятельности людей.

Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы – это предмет изучения философии, а специфические изучаются именно социологией и составляют ее методологическую основу.

В социологии выделяют пять категорий социальных законов.

1. Законы, констатирующие сосуществование социальных явлений.

2. Законы, устанавливающие тенденции развития.

3. Законы функциональные, устанавливающие связь между социальными явлениями, выражающие связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования.

4. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями.

5. Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями.

Любой социальный закон или тенденция проявляются на практике не вообще, а в конкретной форме – в деятельности одного человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: