Объект и предмет социологии

 

В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфера объективного и субъективного мира. Предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Следовательно, объект – это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки – это результат исследовательских действий.

Объектом социологического познания является вся совокупность связей, отношений, свойств, которые носят название «социальные». Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы (общности) – независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.

Вывод, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования. Предмет социологии не может быть определен однозначно, поскольку является результатом исследовательских действий. Понимание предмета социологии на протяжении истории развития этой науки менялось. Представители школ и направлений высказывают различное понимание предмета социологии, потому что предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

 

Структура и уровни социологического знания

 

Структура социологического знания – совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах; упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Структура социологического знания предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней. Социологические представления и научные знания, равно как и их структура, формируются в зависимости от ряда факторов, включая круг объектов, изучаемых социологией, глубины и широты научных обобщений и выводов, делаемых в рамках социологических теорий.

Выделяют макро- и микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Микросоциология - повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Эти уровни взаимосвязаны.

Различные уровни социологического анализа пересекаются в разных плоскостях человеческого взаимодействия.

Уровень Элементы Примеры
Межличностный Типовое взаимодействие (по правилам) Ролевое поведение Социальный статус Межличностные связи Игра в футбол   Тренер – игрок Адвокат – собственник Студенты института  
Групповой Первичная группа Организация Групповое отношение Компания друзей Больница Труд – управление
Социетальный Институт Социальный порядок Класс и слой Город и общность Религия Монархия Дворянство Москва
Мировые системы Международные отношения Межнациональные организации Глобальный институт Мировая взаимосвязь ООН   GreenPeace (Гринпис)   Ислам Производство нефти

 

Из этой таблицы видно, что группа – люди, объединенные взаимными интересами или зависимые друг от друга и отличающиеся от других групп и отношениями и целями. В этом смысле речь идет и о группе, и о системе (семья, соседи, нация). Государство – также группа, рассматриваемая на социетальном уровне. На уровне мировых систем (макроуровне) рассматриваются отношения между государствами.

Все научные представления, понятия, взгляды и теории о различных социальных явлениях и процессах связаны между собой и образуют единую и достаточно сложную структуру социологического знания, отражающего все стороны общественной жизни в их связи и взаимодействии и, в конечном счете, научно воспроизводит общество как целостную социальную систему.

В структуре социологического знания можно выделить отдельные уровни:

1) уровень фундаментальных исследований. Это общесоциологические теории, или общетеоретическая социология;

2) уровень прикладных исследований. Это специальные социологические теории, которые нередко характеризуются как частные; исследования, имеющие практическую ценность;

3) конкретные социологические исследования. Социальная инженерия – уровень внедрения научных знаний с помощью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Существуют и такие структурные элементы социологии как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология семьи и др.

Конкретные социологические исследования составляют важную область эмпирической социологии, направленной на изучение каждодневной практической деятельности людей, ее объективных и субъективных сторон. Они заключатся в сборе фактов и материалов, наблюдениях и экспериментах, других способах получения данных о социальной действительности и их осмыслении. Эмпирическое, опытное знание совершенствуется благодаря развитию образования, культуры, науки, технических средств.

 

Функции социологии

 

Познавательная. Прежде всего это приращение нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат фундаментальные теоретические изыскания и эмпирические исследования.Познавательная функция заключается и в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в различных сферах жизни общества.

Прикладная. Для социологии характерной чертой является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем.

Функция социального контроля. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов.

Прогностическая (практическая) состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации. Эти рекомендации направлены на улучшение механизма социального управления – от управления коллективом до управления делами общества.

Важное практическое значение имеют социологические прогнозы относительно ближайшего и отдаленного будущего общества.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области – от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов до социального планирования городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Идеологическая. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание служит и средством манипулирования поведением людей, создания системы ценностных и социальных предпочтений.

Гуманистическая. Социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: