Совершенствование учета и анализа основных статей издержек обращения

 

В торговых организациях все расходы по содержанию предприятия рассматриваются как расходы на продажу. Организации, осуществляющие торговую деятельность, учитывают затраты на продажу продукции, товаров, выполненных и сданных работ, оказанных услуг на активном балансовом счета 44 "Расходы на продажу".

По дебету счета 44 ''Расходы на продажу' накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.

При формировании расходов на продажу (коммерческих расходов) в учете делаются следующие записи.

Д 44 - К 10 - израсходованы материалы на упаковку

продукции на складе;

Д 44 - К 23 - списаны расходы вспомогательных производств по изготовлению тары, доставке товаров на станцию (пристань) отправления;

Д 44 - К 02, 10, 70, 69 - в расходы на продажу включены расходы на ремонт и амортизацию оборудования, используемого при погрузке продукции в транспортные средства ситами самого предприятия;

Д 44 - К 76 начислены коммерческие сборы (отчисления);

Д 44 - К 60, 76 - в расходы на продажу включена стоимость услуг транспортных организаций за доставку продукции на станцию (пристань) отправления, счета подрядчиков за отгрузку продукции в вагоны (суда), рекламных агентств, хранителей по договорам хранения и др. (без НДС);

Д 44 - К 70, 69 начислены заработная плата, единый социальный налог и другие отчисления на заработную плату рабочим за упаковку, затаривание готовой продукции на складе, погрузку ее на транспортные средства;

Д 44 - К 71 отнесены расходы подотчетных лиц по транспортировке готовой продукции, ее выгрузке, представительские расходы;

Д 44 - К 76 по экспортируемым товарам суммы экспортных таможенных пошлин и таможенных сборов включены в состав коммерческих расходов;

Д 44 - К 76/"Расчеты по имущественному и личному страхованию" отчисления на страхование готовой продукции, товаров и др.

В составе расходов, связанных с продажей, учитываются также дополнительные расходы поставщика при возникновении ситуации, указанной в ст. 496 ГК РФ. Договором розничной купли-продажи может быть предусмотрено условие, заключающееся в том. что покупатель принимает товар, который в определенный договором срок не может быть продан другому покупателю. Неявка покупателя, а также отказ от получения товара в определенный договором срок являются отказом покупателя от исполнения договора что влечет за собой расходы поставщика на обеспечение передачи товара другому покупателю. Эти расходы продавца являются для него расходами на продажу и включаются в цену товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором Проблемы бухгалтерского учета в торговых организациях.

При установлении цены продажи продукции на условиях их доставки до пункта назначения за счет поставщика расходы по доставке до пункта назначения включаются в нее и учитываются поставщиком в составе расходов на продажу. Счет-фактуру и накладную на поставленную продукцию поставщик выставляет с учетом транспортных расходов в цене поставки.

Продажа товаров (продукции) по отпускной (договорной) цене, в которой предусмотрены расходы на доставку товаров (продукции) до пункта отправления, предполагает, что расходы по доставке товаров (продукции) от пункта отправления до пункта назначения оплачиваются покупателем. Соответственно расходы, компенсируемые покупателем, в продажные цены товаров и в выручку у поставщика не включаются. В накладных и счетах-фактурах, выставленных продавцом, сумма транспортных расходов указывается отдельно с выделением отдельной строкой налога на добавленную стоимость.

В этом случае в учете продавца делаются записи:

Д 76 - К 60 отражена стоимость транспортных расходов, возмещаемых покупателем;

Д 51 - К 76 отражено получение от покупателя денежных средств в возмещение транспортных расходов согласно условиям договора.

По правилам бухгалтерского учета расходы на продажу (коммерческие расходы) включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (пп. 5 и 7 положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № ЗЗ-н; с изм. и доп.) Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № ЗЗ-н; с изм. и доп.. Накопленные на счете 44 суммы списываются на себестоимость продаж в дебет счета 90 «Продажи» полностью или частично в зависимости от варианта, предусмотренного учетной политикой организации.

Расходы на упаковку и транспортировку, учитываемые в расходах на продажу, включаются в себестоимость отгруженных товаров (продукции) или других показателей, предусмотренных учетной политикой организации. Если договором поставки обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права собственности на отгруженную продукцию от предприятия к покупателю (например, по оплате продукции), то в этом случае в организации по отгруженной в отчетном месяце продукции не может быть признана в установленном порядке выручка от продажи и в учете делается запись: с кредита счета 43 "Готовая продукция" в дебет счета 45 "Товары отгруженные". Учтенные за этот месяц расходы на упаковку и транспортировку распределяются между продукцией отгруженной, списанной с кредита счета 43 в дебет счета 45, и реализованной, списанной с кредита счета 43 в дебет счета 90.

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, списываются ежемесячно на себестоимость проданной продукции - в дебет счета 90, субсчет ''Себестоимость продаж".

Для целей обложения налогом на прибыль все суммы расходов на продажу, осуществленные предприятием в течение отчетного (налогового) периода (согласно ст. 318 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ), относятся к косвенным расходам и в полном объеме списываются на уменьшение доходов от реализации этого отчетного (налогового) периода.

В соответствии с главой 25 НК РФ расходы признаются в целях налогообложения только в том случае, когда они экономически оправданы, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определение экономически оправданных затрат дано в Методических рекомендациях по применению главы 25 'Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утв. приказом МНС России от 26.02.02 № 5Г-3-02/98. Это затраты (расходы), обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Наряду с рассмотренным выше способом списания расходов на продажу на себестоимость организациями может применяться и другой способ. В соответствии с п. 9 ПБУ 10/99 коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

При переходе организаций с начала отчетного года в соответствии с принятой учетной политикой на порядок признания расходов на продажу (коммерческих и управленческих расходов) полностью в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности не списанные в прошлом отчетном году расходы на продажу подлежат включению в себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг на начало отчетного года.

Организация имеет право принять решение о равномерном включении этих сумм в себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг в течение определенного периода времени (например, квартала, полугодия) (п. 27 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утв. приказом Минфина России от 28.06.00 № 60н).

Если в учетной политике в целях бухгалтерского учета будет предусмотрено включение расходов на продажу в себестоимость проданной продукции полностью, то в этом случае данные бухгалтерского и налогового учета совпадут.

Эти расходы принято обособленно показывать и в отчете о прибылях и убытках (п.23 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 4/99).

В соответствии с ПБУ 10/99 организации торговли имеют право выбрать один из двух вариантов списания расходов по продажам:

полностью в текущем отчетном периоде;

пропорционально стоимости реализованных товаров.

В бухгалтерском учете и в целях налогообложения подлежат только транспортные расходы. Издержки обращения распределяются следующим образом:

При первом способе, после перехода права собственности на отгруженные товары к покупателю в бухгалтерском учете отразиться записью:

1) Отражена выручка от продажи товаров

Дебет 62 кредит 90-1

2) Списана фактическая себестоимость проданных товаров

Дебет 90-2 кредит 41

3) Списаны расходы на продажу

Дебет 90-2 кредит 44

4) Начислен НДС с выручки от продажи

Дебет 90-3 кредит 68

В конце месяца определяется финансовый результат от продажи (прибыль или убытки):

Прибыль от продажи товаров

Дебет 90-9 кредит 99

Убыток от продажи товаров

Дебет 99 кредит 90-9

При втором способе расходы на продажу со счета 44 "Расходы на продажу" списываются на счет 90 "Продажа" пропорционально стоимости товаров, проданных в отчетном периоде, таким способом могут списываться только расходы на транспортировку товара. Сумму транспортных, которую нужно списать, рассчитывают по формуле:

Тр 1 + Тр 2 - Тр 3 = Тр 4, где (2)

Тр 1 - расходы на упаковку и транспортировку продукции составляющие сальдо по счету 44 на начало месяца;

Тр 2 - коммерческие расходы, произведенные за отчетный месяц;

Тр 3 - расходы на упаковку и транспортировку продукции остающейся не реализованной на конец отчетного месяца;

Тр 4 - расходы на продажу, подлежащие списанию в отчетном месяце на реализованные товары.

Конкрет­ные решения по управлению ресурсами предприятия могут быть приняты на основе анализа издержек по статьям и элементам расходов. Анализ издержек по статьям начинается с оценки структурных сдвигов в составе издержек,по результатам которого выявляются статьи, являющиеся объектом наиболее при­стального внимания управленцев и предпринимателей и оказы­вающие наибольшее влияние на совокупное отклонение издер­жек от сметы издержек или в динамике. Алгоритмы аналитиче­ских расчетов по отдельным статьям различаются по причине их разной зависимости от товарооборота. Поэтому, прежде всего, следует сгруппировать статьи издержек по степени их зависимо­сти от товарооборота.

При анализе условно-переменных издержек определяется отклонение издержек в сумме и по уровню, а так­же отклонение издержек под влиянием товарооборота в сопоста­вимых или текущих ценах под влиянием цен на услуги и прочих факторов. При анализе условно-постоянных издер­жек, кроме отклонений, рассчитывается изменение издержек под влиянием цен на услуги и прочих факторов.

Влияние товарооборота рассчитывают как разность между суммой издержек, пересчитанных на отчетный товарооборот, и издержками за базисный период; влияние прочих факторов мо­жет быть рассчитано тремя способами:

- как разность издержек за отчетный период и издержек, пересчитанных на отчетный товарооборот;

- как произведение величины изменения уровня издержек на отчетный товарооборот;

- как разность между отклонением издержек и величиной влияния товарооборота на издержки.

Влияние прочих факторов составляет сумму относи­тельной экономии или перерасхода издержек. В ОАО «Оренбургоптторг» относительный перерасход издер­жек допущен по статьям «транспортные расходы», «расхо­ды на рекламу», «прочие расходы». Перерасход свидетель­ствует, что рост издержек по этим статьям обусловлен не только увеличением товарооборота, но и влиянием других факторов. Рост транспортных расходов может быть следст­вием влияния факторов, не зависящих от деятельности предприятия, например, увеличением транспортных тари­фов. Перерасход, допущенный по статье «расходы на рек­ламу», свидетельствует о низкой эффективности програм­мы рекламных коммуникаций.

При анализе условно-постоянных издержек рассчитывают отклонение издержек в сумме и по уровню. Считается, что из­менение суммы и уровня издержек происходит под влиянием прочих факторов. Анализ условно-постоянных издержек по статьям также позволяет установить, по каким статьям допущен перерасход или достигнута наибольшая экономия.

В рассматриваемом примере перерасход допущен по ста­тье «аренда и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря» и по статьям «износ малоцен­ного инвентаря» и «прочие расходы». Перерасход издержек по аренде и содержанию основных средств в сумме сопро­вождается снижением уровня издержек, что говорит о по­вышении эффективности использования арендуемого по­мещения, т. е. рост товарооборота опережает рост расходов по этой статье.

На абсолютную сумму и относительный уровень издержек обра­щения торговых предприятий оказывают влияние различные фак­торы внешней и внутренней среды. Традиционно из всей совокуп­ности факторов, влияющих на издержки обращения, выделяют наи­более значимые:

- изменение объемов товарооборота;

- изменение состава и структуры товарооборота;

- изменение времени и скорости товарного обращения;

- изменение цен на товары, тарифов и ставок за услуги, цен на материальные ресурсы;

- изменение производительности труда торговых работников;

- эффективность использования материально-технической базы;

- развитие и применение прогрессивных торговых технологий;

- изменение условий завоза товаров, совершенствование про­цесса товародвижения;                                 

- организационно-структурные изменения в составе торговых предприятий.

Дальнейшее углубление анализа требует совершенствования постановки учета издержек по отдельным товарным группам.

Результатом анализа издержек по отдельным товарным группам является разработка гибкой ценовой политики, обоснованное применение методов стимулирования сбыта, формирования ассортимента.

 

Заключение

 

В целом анализ структуры издержек обращения в ОАО «Оренбургоптторг» показал рост расходов на оплату и единому социальному налогу, на амортизацию, на посреднические услуги, а снижение доли наблюдалось по транспортным и другим расходам. 

Чистая прибыль В ОАО «Оренбургоптторг» снизилась на 4 тыс. рубля в 2009 году по сравнению с 2007 годом и возросла на 23 тыс. рубля по сравнению с 2008 годом.

Рентабельность возросла в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 0,02 процентных пункта, а по сравнению с 2007 годом снизилась на 0,02 процентных пункта.

Уровень прибыли составил в 2009 году 0,032%, что на 0,02 процентных пункта ниже, чем в 2007 году, и на 0,01 процентных пункта выше, чем в 2008 году. Но этот уровень очень низкий.

Оптовый товарооборот составил в 2009 году 70909 тыс. руб., что на 30648 тыс. руб. меньше, чем в 2007 году или на 30,18% и по сравнению с 2008 годом меньше на 53788 тыс. руб. или на 43,13%.

Себестоимость и издержки обращения снизились в 2009 году по сравнению с 2007 и 2008 годами, что явилось следствием снижения товарооборота. Валовой доход составил в 2009 году в сопоставимых ценах 5432 тыс. руб., что на 6456 тыс. руб. меньше по сравнению с 2007 годом или на 54,30% и меньше на 5280 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом или на 49,29%.

Убыток в 2009 году составил 27 тыс. руб., но положительный результат прочих операций позволил предприятию получить чистую прибыль в 2009 году в размере 10,35 тыс. руб.

В результате анализа можно сделать вывод, что предприятие работает нестабильно. В ОАО «Оренбургоптторг» велики издержки обращения и прочие расходы.

Синтетический учет расходов в ОАО «Оренбургоптторг» ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета 44 «Расходы на продажу» собираются все производственные расходы, а по кредиту осуществляется их списание. При этом дебетовое сальдо показывает остаток издержек обращения на остаток товаров на конец отчетного периода. В конце отчетного периода издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары, списы­ваются на счет 90 «Продажи». При частичном списании в торговых орга­низация подлежат распределению расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).

В ОАО «Оренбургоптторг» бухгалтерский учет автоматизирован, используется программа 1С: Торговля и 1С: Зарплата и кадры.

В качестве рекомендаций для повышения качества учета издержек обращения предприятию необходимо приобрести и внедрить программу фирмы 1С – «Управление торговлей», в которой автоматизированы как учетные, так аналитические торговые операции.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: