Потенциал устойчивости экономики региона

Категория «потенциал» в современном менеджменте трактуется по-разному. Распространенным является представление, что при этом речь идет о «совокупности чего-либо». Мы исходим из того, что ее содер­жанию больше соответствуют такие характеристики, как возможность, способность и т.п., так как они указывают на некие скры­тые резервы, которые при соответствующих условиях могут из возможных стать реальными.

Например, стратегия регионов, специализирующихся на добыче природных ресурсов, особенно невоспроизводимых, жестко связана с данными геологоразведки. Полученные новые сведения могут корен­ным образом изменить представления о минерально-сырьевой осно­ве и, соответственно, о перспективах экономики.

Потенциал устойчивости и устойчивого развития есть резуль­тат противоречивого взаимодействия множества факторов и усло­вий, векторы которых во многих случаях разнонаправлены.

Особое значение имеет инерция векторов развития, заданная объективно сложившимся территориальным разделением труда и характерная, в частности, для российского Севера, Дальнего Во­стока, зоны Черноземья и др. В этом заключены не только пре­имущества (как и во всяком разделении и специализации обще­ственного труда), но и недостатки. Известно, в частности, что рыночные критерии эффективности делают весьма проблематич­ными цивилизованное хозяйственное освоение новых территорий страны, их ориентацию на комплексное социально-экономическое развитие, трактуемое традиционно. Основная причина кроется в удорожаниях и неконкурентоспособности, возникающей вследствие этого. Положительное же заключается в том, что можно использовать преимущества регионов – природно-ресурсные, эко­номические, инфраструктурные и т.п. Этим определяется потен­циал устойчивости и устойчивого развития, величина которого определяется параметрами этих преимуществ, прогнозными оцен­ками общественных потребностей, точкой на кривой жизненно­го цикла данных ресурсов и т.п.

Как пример, можно рассмотреть потенциал устойчивости развития применитель­но к разным экономическим районам и зоне Севера.

Перспективы устойчивости экономики регионов, входящих в Северный экономический район РФ, заключаются в имеющихся возможностях наращивать добычу ценнейших природных ресур­сов, развивать топливно-энергетический комплекс. Потенциал такой территории определяется минерально-сырьевой базой, ди­намикой цен на внешних рынках, ситуацией и платежеспособно­стью регионов-потребителей, экологической безопасностью гео­лого-разведочных и эксплуатационных работ и др.

Перспективы устойчивости экономики областей Северо-Запад­ного экономического района связаны с реализацией их особого геополитического положения, развитием инфраструктуры, транспорта и связи, осуществлением конверсии мощностей ВПК, перестройкой структуры лесоперерабатывающего комплекса, уве­личением доли изделий высокой готовности в общем объеме про­изводимой продукции.

Текущие и перспективные проблемы устойчивости регионов Центрального экономического района специфические. Здесь нет возможности наращивать генерирующие мощности, затруднен сбыт продукции отраслей специализации на внешних и внутрен­них рынках. Стагнация обрабатывающей промышленности, затя­нувшаяся сверх меры, сохранилась и в начале XXI столетия.

Устойчивость экономики здесь во многом обусловлена наличи­ем столицы, привлекательной для инвесторов. Стабилизацию про­изводства в ней специалисты обусловливают поддержкой предпри­ятий посредством предоставления налоговых и кредитных льгот и других мер; созданием условий для получения работающими достаточных доходов; надежностью инфраструктурных систем города; комплексным решением транспортных проблем; переключением финансовых ресурсов на стимулирование секторов экономики, гарантирующих надежную отдачу от затрат и форми­рующих благоприятные условия для иностранных инвесторов, и др.

В Волго-Вятском районе отсутствуют высокоэффективные топ­ливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы, поэтому устойчивость экономики можно обеспечить посредством:

• относительного сокращения потребления топлива и энер­гии;

• стабилизации и развития агропромышленного производства и улучшения социально-экономических условий жизни на селе;

• развития предприятий путем их технологического перево­оружения и реконструкции;

• повышения конкурентоспособности продукции.

В Центрально-Черноземном экономическом районе имеются уникальные запасы железных руд, создан мощный промышлен­ный потенциал, развитый агропромышленный комплекс. Поэто­му потенциал улучшения социально-экономической обстановки здесь включает реструктуризацию оборонных отраслей и граждан­ского машиностроения; стабилизацию горно-металлургического комплекса[3] и предприятий химической промышленности; устойчивое энергоснабжение района, в том числе посредством разви­тия атомной энергетики; укрепление агропромышленного комп­лекса; улучшение условий жизни населения, обеспечение его эко­логической безопасности и др.

Поволжский экономический район является крупным регио­ном, с промышленной и сельскохозяйственной специализацией. Переход к устойчивому экономическому росту здесь возможен за счет привлечения дополнительных финансовых ресурсов, разви­тия экспорта (предприятиями химической и нефтехимической промышленности), наращивания мощностей машиностроения, а также конверсии предприятий ВПК.

Гарантами оживления экономики являются развитие сырьевой базы нефтяной промышленности, доразведка и ввод в эксплуатацию новых месторождений, сокращение потерь попутного газа и др.

Северный Кавказ играет важную роль в экономике страны, обеспечивает защиту ее стратегических интересов. Здесь имеются уникальные природные ресурсы и благоприятные климатические условия. Рекомендуется реструктуризация экономики региона со снижением доли тяжелого машиностроения, химии и нефтехи­мии, а также развитием производства оборудования для аграрно­го сектора, мощностей пищевой и перерабатывающей промыш­ленности, стройиндустрии.

Уральский экономический район отличается значительным промышленным и научным потенциалом, наличием высококвалифицированных кадров, достаточных природных ресурсов. Однако большинство субъектов Федерации, входящих в этот эконо­мический район, являются дотационными.

Износ производственных фондов достиг критического уров­ня. Потенциал устойчивости экономики региона определяется прежде всего перспективами модернизации производственных комплексов, конверсией предприятий ВПК, осуществлением крупных инвестиционных проектов. В перспективе рационально также осуществлять производство электроэнергии темпами, пре­восходящими среднероссийские, доведя ее до 15,5% всей электроэнергии, производимой в стране.

На Западно-Сибирский экономический район приходится боль­шая часть добычи нефти, более 90% природного газа. Нефтегазо­вый комплекс Западной Сибири и Кузбасса в значительной сте­пени гарантирует энергетическую безопасность Российской Фе­дерации и обеспечивает большую часть валютных поступлений.

Повышение устойчивости, темпов и качества развития регио­на, согласно оценкам специалистов, обусловлено:

• обеспечением топливно-энергетического комплекса (ТЭК) высокоэффективным оборудованием, в том числе посред­ством развития партнерства предприятий ВПК, машино­строения, структур нефтяной и газовой промышленности;

• внедрением технологий глубокой переработки топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов;

• вводом мощностей по добыче и производству железной и свинцовой руды;

• стабилизацией производства электроэнергии и покрытием ее дефицита посредством перегона из Восточной Сибири;

• развитием машиностроительного комплекса темпами, превышающими средние по РФ;

• усилением специализации региона по выпуску прогрессив­ных полимерных материалов.

Восточно-Сибирский экономический район обладает уникаль­ными месторождениями цветных металлов – никеля, меди, мо­либдена, кобальта, свинца, цинка, железных руд, угля, в том числе коксующегося, и др. Здесь производится 17% всей вырабатыва­емой в стране электроэнергии, 74% алюминия и т.д.

В силу ряда причин регионы Восточной Сибири не могут ориентироваться на крупные инвестиции извне. Проблемы наращи­вания потенциала устойчивости функционирования экономики предстоит разрешать с учетом того, что, по прогнозам, в ближай­шие несколько лет в хозяйственном комплексе усилятся диспро­порции – степень изношенности основных фондов и увеличится отставание региона от среднероссийского уровня по основным показателям социальной сферы.

Дальневосточный экономический район продолжительное вре­мя находится в глубоком кризисе. Попытки реконструировать его хозяйство, переориентировать экономику с учетом постиндустри­ального типа развития стран «Тихоокеанского кольца» успехом не Увенчались. Принимавшиеся неоднократно ранее программы не выполнялись. Экономическая устойчивость этого региона возмож­на, если удастся провести комплекс неотложных мер по суще­ственному улучшению ситуации: обеспечение региона топливно-энергетическими ресурсами, регулированием энергетических и транспортных тарифов, снятие проблемы неплатежей, оптимиза­ция межбюджетных отношений и т.п.

Дальнейшее наращивание экономического потенциала связа­но с использованием резервов:

• относительное снижение энергетической и транспортной составляющих в себестоимости производимой продукции, в том числе посредством развития собственного ТЭК и до­ведения его доли в общем объеме потребляемого топлива и энергии до 30—40% в 2005 г. против 7—8% в 1990-х гг.;

• увеличение рыбодобычи и морепродуктов;

• развитие транспортной инфраструктуры, в том числе повы­шение эффективности портов и портового хозяйства, про­пускной способности железных дорог, расширение и улуч­шение сети автодорог и др.;

• форсирование организации финансово-промышленных групп и компаний на ключевых и базовых направлениях хо­зяйственной деятельности в регионе;

• многократное расширение сети предпринимательского сек­тора, прежде всего для производства товаров и услуг;

• приостановление оттока населения и др.

Исследователи с тревогой отмечают ослабление связей Дальневосточного региона с Центральной Россией и Сибирью. Ори­ентация Дальнего Востока на Азиатско-Тихоокеанский регион может, конечно, дать некоторые выгоды дальневосточникам, од­нако чрезмерное развитие этих тенденций чревато политически­ми и иными издержками в долгосрочном плане и для Дальнего Востока, и для России в целом[4].

Калининградская область имеет особые геополитические усло­вия. За последние годы экономическая ситуация здесь существен­но ухудшилась.

Этот полуанклав не имеет общей границы с остальной терри­торией России и в наибольшей степени интегрирован в экономи­ку других республик бывшего СССР.

Область на 80% зависит от поставок основных продуктов пи­тания, медикаментов, горючесмазочных материалов из Литвы, Германии и государств Скандинавии. При неконтролируемом изменении курса доллара во второй половине 1998 г. регион ока­зался перед реальной угрозой массового голода. Однако принятые меры со стороны Центра РФ по поставке в Калининградскую об­ласть продовольствия из других регионов России предотвратили эту угрозу. Вместе с тем в случае ориентации на продовольствен­ную безопасность области за счет местного производства следует учитывать, что затраты на производство продовольственных ресурсов в самой области значительно выше, чем в странах-постав­щиках (Литва, Германия, страны Скандинавии и др.). Поэтому угрозы продовольственной безопасности Калининградской обла­сти сохраняются и могут усилиться, так как политики и предпри­ниматели Калининграда, Германии и других государств весьма активно лоббируют идею создания здесь «Балтийской Республи­ки» – под совместным протекторатом РФ, Германии и Европей­ского союза, наподобие Триеста, Танжера и т.п., выступают за восстановление старых названий этой местности и т.п.

Однако твердая и последовательная политика России, направ­ленная на территориальную целостность и неприкосновенность границ РФ, сдерживает их претензии.

В целом Калининградская область обладает достаточным по­тенциалом саморазвития, особенно в промышленности и социаль­ной сфере: здесь крупный морской порт, развитая сеть транспор­тных коммуникаций; уникальные запасы янтаря (80% мировых), поваренной соли, месторождения нефти, бурого угля, торфа, стро­ительных материалов.

Стабилизация и обеспечение устойчивости социально-эконо­мической ситуации в этом регионе связаны с созданием собствен­ной энергетической базы, реконструкцией рыбохозяйственного комплекса, организацией экспортно-ориентированных произ­водств, реструктуризацией целлюлозно-бумажной, легкой и пи­щевой промышленности, развитием туризма, улучшением жизне­обеспечения населения и др.

Зона Севера, занимающая почти 60% территории страны, в экономике играет особую роль. Системный кризис в этой части России проявляется особенно остро. Переход ее на модель устой­чивого функционирования и развития предполагает осуществле­ние ряда принципиально новых решений[5].

Приведенные данные, характеризующие потенциал устойчи­вости и перспективы устойчивого развития зон и экономических районов, содержат ориентиры для региональной макрополитики – Федерального Центра и межрегиональных ассоциаций, субъектов Федерации и т.п.

Все это объективно позволяет ослабить угрозы, обусловленные геополитическими, национально-государственными и другими причинами, развертывающимися в значительном временном ин­тервале и требующими постоянных совместных усилий государ­ства и регионов для преодоления их негативных последствий.

Однако надо иметь в виду, что районирование и территори­альная специализация страны формировались продолжительное время, причем на ином экономическом и геополитическом про­странстве. Регулирование материальных потоков – межотрасле­вых и межрегиональных – осуществлялось преимущественно неэкономическими методами, к тому же у Центра были возмож­ности концентрировать ресурсы для осуществления крупномас­штабных проектов и хозяйственного маневрирования.

Существенно также то, что основной смысл хозяйствования на территории страны сводится к тому, чтобы: а) организовать об­щественное производство как единую большую фабрику, где все работают на всех; б) минимизировать общие затраты за счет ра­ционального размещения производительных сил, приближения потребителя к источникам сырья, энергии и т.п.; в) обеспечить сдвиг хозяйственных комплексов на Урал и в Сибирь; г) гаранти­ровать самодостаточность экономики страны, ее независимость от внешних влияний и т.п.

Как видно, основные ориентиры были связаны с экономичес­ким направлением, социальное же направление было не самоце­лью экономического развития, а его ресурсом.

В настоящее время складывается принципиально иная ситуа­ция. Собственно экономический расчет будет продолжительное время доминировать, однако у Центра крупных материальных и финансовых ресурсов для оптимизации территориальных пропор­ций и осуществления крупномасштабных проектов нет и в обо­зримом будущем не будет.

Все это побуждает соответствующим образом оценивать перс­пективы устойчивого развития регионов на основе сложившейся специализации, в полной мере учитывать не только достоинства, но и недостатки.

Оснований для немедленного пересмотра и реконструкции экономического районирования или административно-государст­венного устройства РФ в настоящее время не существует. Однако это не означает, что данные конструкции вечны и неизменны. Рано или поздно возникают новые условия и существующее де­ление придет в противоречие с потребностями экономики и го­сударственного строительства.

Оценка перспектив устойчивого развития регионов, сделанная на основе типологизации субъектов Российской Федерации, пред­ложенной специалистами Совета Федерации Федерального Собра­ния России, позволила выделить по уровню экономического раз­вития, структуре производства, уровню развития инфраструкту­ры и обеспеченности квалифицированными кадрами и другим показателям следующие группы областей, краев и республик[6].

Первая группа (республики Башкортостан и Татарстан, Белго­родская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябинская области) отличается относительно диверсифицированной структурой производства, высоким произ­водственным потенциалом, развитой инфраструктурой и квали­фицированными кадрами. Спад производства в них был относи­тельно ниже, чем в других регионах, что свидетельствует о боль­шей устойчивости их экономики к кризисным явлениям.

В немалой степени это обусловлено интенсивным формиро­ванием рыночной инфраструктуры, обслуживающей данные ре­гионы.

Экспортеры и предприятия, ориентированные на внутрироссийский потребительский рынок, особенно те, у которых доля импортной комплектации или сырья была незначительной, понес­ли относительно меньший урон.

Те же экономические структуры, которые сильнее связаны с зарубежными поставщиками, при повышении цен на импорт в наибольшей степени ощутили тяготы финансового кризиса2.

Переход к устойчивому развитию регионов этой группы свя­зан с недопущением утраты имеющихся преимуществ, развитием эффективных секторов экономики и отраслей специализации.

Немаловажное значение имеет также оптимизация отношений «Центр – регионы».

В Нижегородской области, например, функционируют 75 крупных федеральных структур, которые финансируются и управляются напря­мую из Москвы, и сбои в этом отрицательно сказываются на ситуа­ции в регионе.

Республики Коми, Саха (Якутия), Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Магаданская, Омская, Оренбургская, Томская, Тюменская области условно составляют вторую группу субъектов Федерации. Перспективы устойчивости и устойчивого развития их экономики в значительной степени связаны с действием внешне­экономических факторов. Дело в том, что преимущественно экстенсивная эксплуатация отечественных месторождений при­родных ресурсов при значительной удаленности мест их распо­ложения от регионов потребления обостряет проблемы эффектив­ности, рентабельности и др.

Известно, в частности, что добыча углеводородного сырья в За­падно-Сибирском нефтегазовом комплексе (ЗСНГК) – одна их самых дорогих в мире. Согласно оценкам, нефть, добываемая в Персидском заливе, в 10 раз дешевле тюменской.

В результате по мере открытия России внешним экономичес­ким механизмам, сближения внутренних и мировых цен перспек­тивы устойчивого развития экономики перечисленных субъектов РФ все более будут связаны с возможностями России конкуриро­вать на международных рынках энергоресурсов, минерального сырья, металлов и т.п. При этом предстоит во все большей степе­ни учитывать, что конкурентное преимущество, основанное на использовании природных ресурсов, низкой стоимости труда и т.п., зачастую сопровождается низкой производительностью, по­вышенной чувствительностью экономики регионов к таможенной политике, протекционизму, лоббированию и т.п.

В третью группу регионов входят Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленская, Тульская, Ульяновская и Ярославская области. Все они отличаются высокой степенью хо­зяйственной освоенности территории, развитой инфраструктурой и наличием квалифицированных работников. Здесь относитель­но высока емкость региональных рынков продукции производ­ственно-технического назначения и товаров народного потребле­ния. Поэтому перспективы формирования здесь устойчивых экономических структур можно оценить как хорошие. Это справедливо и в отношении инвестиционного климата.

Республика Карелия, Архангельская, Вологодская, Воронеж­ская, Калужская, Камчатская, Костромская, Ленинградская, Мур­манская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Пермская, Ря­занская, Сахалинская, Тверская области и Санкт-Петербург со­ставляют четвертую группу регионов; ситуация в их экономике близка к среднероссийским показателям, поэтому их перспективы в наибольшей степени связаны с преодолением угроз (т.е. воз­можного ущерба), имеющих прежде всего общенациональное зна­чение: недостаток инвестиций в человеческий потенциал; низкое качество управления и общее ослабление управленческого потен­циала; чрезмерная затратность экономики, труда, капитала, мате­риалов и энергии; возрастающая роль теневого сектора; ослабле­ние научно-технического потенциала; деформации структуры эк­спорта и импорта и как следствие – зависимость страны от конъюнктуры мирового рынка; утечка капталов за рубеж и моно­польное поведение иностранных производителей на внутреннем российском рынке; неурегулированность межбюджетных отноше­ний и др.

Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область составляют пятую группу регионов. Здесь специфически опережа­ющим был спад в сельском хозяйстве и сельскохозяйственном машиностроении. В сочетании с неблагоприятной ценовой дина­микой это обусловило существенное ухудшение экономического положения. Неким балансом стала пищевая промышленность, относительно более устойчивая к кризису.

Надежды динамичного развития данного региона связывают­ся с эффективным развитием сельскохозяйственного производ­ства, реализацией стратегии России на обеспечение своей продо­вольственной независимости, а также расширением услуг бальнео­логического комплекса Кавказских Минеральных Вод.

Шестая группа регионов включает Республику Марий Эл, Мордовию, Удмуртскую, Чувашскую республики, Хабаровский край, Брянскую, Кемеровскую, Курганскую, Псковскую и Сара­товскую области. К началу 1990-х гг. их экономика в значитель­ной степени определялась ситуацией в ВПК. Кризис резко обо­значил диспропорции между производствами оборонной промыш­ленности, имеющими высокие технологии и передовую организацию, и другими секторами народного хозяйства. Отста­лость последних не смогла компенсировать резкий спад производ­ства на оборонных предприятиях. Поэтому проблемы устойчиво­сти и устойчивого развития экономики здесь могут быть решены при значительной помощи извне.

Республики Алтай, Бурятия, Калмыкия, Тыва, Алтайский и Приморский края, Амурская, Астраханская, Тамбовская и Читин­ская области составляют седьмую группу, попадая, согласно оцен­кам экспертов, одновременно и в разряд подверженных наиболее глубокой депрессии, и в число наиболее отсталых по уровню со­циально-экономического развития.

Здесь первостепенное значение имеет преодоление рисков нарастания неустойчивости, угроз целевой государственной под­держке. Осуществить это непросто – в частности потому, что не­которые перечисленные регионы являются приграничными. В си­лу этого особо сильным является и будет впредь обостряться меж­дународный фактор.

Республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Кара­чаево-Черкесская, Ингушетия, Северная Осетия – Алания состав­ляют восьмую группу регионов. Устойчивое развитие здесь во мно­гом зависит от урегулирования острейших политических, нацио­нальных, пограничных и других проблем.

При всех несомненных достоинствах такого подхода к анали­зу предпосылок устойчивости и ее потенциалу применительно к группам регионов, сходным по характеру производственной базы, особенностям проявления кризиса, такую позицию можно поддер­жать не во всем. Нетрудно заметить, что здесь превалирует отрас­левой подход, хотя и спроецированный особым образом на тер­ритории, ибо вне ее пространства производство невозможно.

Как и в других сходных по методологии случаях, здесь речь идет о производственной системе, где население по-прежнему рассматривается лишь как источник трудовых ресурсов, а не как самоцель и самоценность территориального развития. Это сдер­живает разработку модели социально ориентированной организа­ции территориальных хозяйственных комплексов.

Таким образом, рассмотренные попытки вычленить резервы устойчивости и устойчивого развития регионов, городов и райо­нов, опирающиеся на ранее выполненные теоретические разработ­ки региональной экономики, концепции территориального раз­мещения производительных сил, единого народно-хозяйственного комплекса, упрощенное понимание целостности экономическо­го пространства и т.п. должны быть обогащены современными представлениями о потенциале устойчивости регионов как специ­фических социально-экономических систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: