Какие же задачи могут решаться в рамках информационно-психологической безопасности? Прежде всего, это следующие.
1. Минимизация риска, связанного с макроэкономическими факторами, куда можно отнести: экономическую политику государства, бюджетную и денежно-кредитную политику, внешнеэкономическую политику, нормативно-правовую ситуацию в конкретной сфере бизнеса, ситуацию в конкретной отрасли, специфику конкретного региона.
2. Осуществление комплексного многоуровневого обследования персонала по направлениям:
а) исследование личностно-поведенческих составляющих:
° построение карты интересов и мотивационных профилей;
° прогноз поведения персонала в экстремальных ситуациях;
° определение ведущей ориентации сотрудника (на поставленную задачу, на собственные интересы, на межличностные отношения);
° выявление лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением;
° анализ ведущих потребностей персонала (например, потребности в достижениях, во власти и статусе, в признании, в защищенности, в общении и т. д.);
|
|
° определение у персонала стремления к лидерству или к подчинению;
° определение степени личной конфликтности и построение профиля стратегий поведения в конфликтной ситуации;
° определение типа поведения и принятия решения в ситуации неопределенности (при наличии альтернатив);
° выявление уровня конформности (степени подверженности внешним влияниям и искушениям);
° выявление индивидуальной «рисковой» стратегии;
° исследование внутриличностных проблем;
° прогноз алкогольно-наркотической зависимости;
б) индивидуально-психологические и психофизиологические составляющие:
° построение «эмоционально-волевого» портрета сотрудника;
° выявление фобий (страхов, комплексов, психологических проблем, выявление «комплекса неудачника»);
° определение уровня стрессоустойчивости;
° выявление степени волевого самоконтроля;
° определение характеристик внимания, памяти, интеллектуальных особенностей персонала;
° определение скорости реакции;
° определение степени обучаемости;
в) социально-психологические составляющие:
° построение комплексного социально-психологического профиля персонала;
° выявление семейно-бытовых проблем;
° построение психологической «карты связей»;
° построение профиля социальных потребностей;
° определение места сотрудника в социально-психологической структуре коллектива — «социометрический статус личности»;
° определение меры «влиятельности» сотрудника в коллективе с целью выявления ключевых точек для воздействия на коллектив;
° построение профиля «социальной некомпетентности» персонала;
|
|
г) исследование специфики системы принятия решений и степени ответственности менеджеров структуры:
° личностная управленческая концепция, стиль;
° стиль взаимодействия;
° ситуационные особенности принятия решений (комфортная, дискомфортная, угрожающая, неопределенная);
° система распределения ответственности.
В контексте информационно-психологической безопасности возможно решение и таких задач, как минимизация рисков, связанных со степенью психологической надежности персонала:
° подбор персонала высокой степени надежности по заданным критериям;
° создание высокоэффективной команды с ярко выраженной корпоративной культурой, снижающей вероятность «двойной игры», предательства, саботажа и пр.;
° прогнозирование реакции и способов поведения персонала в экстремальных ситуациях;
° проведение психологической подготовки к переговорам, совещаниям, конференциям.
Не менее важным является также диагностика и коррекция психологического климата в коллективах:
° определение формальной и неформальной структуры;
° составление социометрических матриц, построение коммуникограмм;
° выявление зон «повышенной опасности»;
° определение конфликтогенных зон;
° исследование эффективности взаимоотношений «по вертикали»;
° исследование групповой динамики;
° разработка эффективной дифференцированной системы поощрения персонала;
° выработка предложений по нейтрализации негативных тенденций и локализации вредных последствий их проявления.
С точки зрения информационно-психологической безопасности может представлять интерес и проблема сбора информации о партнерах или конкурентах, в которой необходимо выделить прежде всего:
° фирменный стиль;
° внедряемый имидж;
° рекламную деятельность;
° уровень подготовки персонала;
° особенности интерьера офиса;
° особенности организационной культуры;
° внешние ожидания;
° стратегию конкурентной борьбы;
° стратегию PR.
Одной из значимых задач информационно-психологической безопасности можно выделить обеспечение психологически грамотных контактов с существующими и потенциальными партнерами: сбор и анализ информации о потенциальном партнере, психологическую подготовку участников переговоров, психологическое сопровождение переговоров, защиту от манипулятивного психологического воздействия.
Психологическая подготовка персонала к действиям в условиях «форс-мажорных» обстоятельств позволяет решать многие вопросы, связанные с обеспечением безопасности в экстремальных условиях.
Хотелось бы просто перечислить еще некоторые из задач, решаемых в контексте информационно-психологической безопасности:
° определение надежности сервизного персонала;
° исследования «фирменных» страхов и опасений;
° выработка психологических стратегий в отношении конкурентов;
° безопасность и имидж структуры;
° психологическая диагностика восприятия фирменного стиля, политико-психологический консалтинг;
° психологические технологии лоббирования;
° психологическое сопровождение карьеры;
° психологическое консультирование руководителя по вопросам управления персоналом.
Мы в постановочном плане остановились на некоторых узловых проблемах информационно-психологической безопасности. Каждая из этих проблем заслуживает отдельного и более детального рассмотрения.