Круг задач решаемый по обеспечению информационной безопасности

Какие же задачи могут решаться в рамках информационно-психологической безопасности? Прежде всего, это следующие.

1. Минимизация риска, связанного с макроэкономическими факторами, куда можно отнести: экономическую политику государства, бюджетную и денежно-кредитную политику, внешнеэкономическую политику, нормативно-правовую ситуацию в конкретной сфере бизнеса, ситуацию в конкретной отрасли, специфику конкретного региона.

2. Осуществление комплексного многоуровневого обследования персонала по направлениям:

а) исследование личностно-поведенческих составляющих:

° построение карты интересов и мотивационных профилей;

° прогноз поведения персонала в экстремальных ситуациях;

° определение ведущей ориентации сотрудника (на поставленную задачу, на собственные интересы, на межличностные отношения);

° выявление лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением;
° анализ ведущих потребностей персонала (например, потребности в достижениях, во власти и статусе, в признании, в защищенности, в общении и т. д.);

° определение у персонала стремления к лидерству или к подчинению;
° определение степени личной конфликтности и построение профиля стратегий поведения в конфликтной ситуации;

° определение типа поведения и принятия решения в ситуации неопределенности (при наличии альтернатив);

° выявление уровня конформности (степени подверженности внешним влияниям и искушениям);

° выявление индивидуальной «рисковой» стратегии;

° исследование внутриличностных проблем;

° прогноз алкогольно-наркотической зависимости;

б) индивидуально-психологические и психофизиологические составляющие:
° построение «эмоционально-волевого» портрета сотрудника;

° выявление фобий (страхов, комплексов, психологических проблем, выявление «комплекса неудачника»);

° определение уровня стрессоустойчивости;

° выявление степени волевого самоконтроля;

° определение характеристик внимания, памяти, интеллектуальных особенностей персонала;

° определение скорости реакции;

° определение степени обучаемости;

в) социально-психологические составляющие:

° построение комплексного социально-психологического профиля персонала;

° выявление семейно-бытовых проблем;

° построение психологической «карты связей»;

° построение профиля социальных потребностей;

° определение места сотрудника в социально-психологической структуре коллектива — «социометрический статус личности»;

° определение меры «влиятельности» сотрудника в коллективе с целью выявления ключевых точек для воздействия на коллектив;

° построение профиля «социальной некомпетентности» персонала;

г) исследование специфики системы принятия решений и степени ответственности менеджеров структуры:

° личностная управленческая концепция, стиль;

° стиль взаимодействия;

° ситуационные особенности принятия решений (комфортная, дискомфортная, угрожающая, неопределенная);

° система распределения ответственности.

В контексте информационно-психологической безопасности возможно решение и таких задач, как минимизация рисков, связанных со степенью психологической надежности персонала:

° подбор персонала высокой степени надежности по заданным критериям;

° создание высокоэффективной команды с ярко выраженной корпоративной культурой, снижающей вероятность «двойной игры», предательства, саботажа и пр.;

° прогнозирование реакции и способов поведения персонала в экстремальных ситуациях;

° проведение психологической подготовки к переговорам, совещаниям, конференциям.

Не менее важным является также диагностика и коррекция психологического климата в коллективах:

° определение формальной и неформальной структуры;

° составление социометрических матриц, построение коммуникограмм;

° выявление зон «повышенной опасности»;

° определение конфликтогенных зон;

° исследование эффективности взаимоотношений «по вертикали»;

° исследование групповой динамики;

° разработка эффективной дифференцированной системы поощрения персонала;

° выработка предложений по нейтрализации негативных тенденций и локализации вредных последствий их проявления.

С точки зрения информационно-психологической безопасности может представлять интерес и проблема сбора информации о партнерах или конкурентах, в которой необходимо выделить прежде всего:
° фирменный стиль;

° внедряемый имидж;

° рекламную деятельность;

° уровень подготовки персонала;

° особенности интерьера офиса;

° особенности организационной культуры;

° внешние ожидания;

° стратегию конкурентной борьбы;

° стратегию PR.

Одной из значимых задач информационно-психологической безопасности можно выделить обеспечение психологически грамотных контактов с существующими и потенциальными партнерами: сбор и анализ информации о потенциальном партнере, психологическую подготовку участников переговоров, психологическое сопровождение переговоров, защиту от манипулятивного психологического воздействия.

Психологическая подготовка персонала к действиям в условиях «форс-мажорных» обстоятельств позволяет решать многие вопросы, связанные с обеспечением безопасности в экстремальных условиях.

Хотелось бы просто перечислить еще некоторые из задач, решаемых в контексте информационно-психологической безопасности:

° определение надежности сервизного персонала;

° исследования «фирменных» страхов и опасений;

° выработка психологических стратегий в отношении конкурентов;

° безопасность и имидж структуры;

° психологическая диагностика восприятия фирменного стиля, политико-психологический консалтинг;

° психологические технологии лоббирования;

° психологическое сопровождение карьеры;

° психологическое консультирование руководителя по вопросам управления персоналом.

Мы в постановочном плане остановились на некоторых узловых проблемах информационно-психологической безопасности. Каждая из этих проблем заслуживает отдельного и более детального рассмотрения.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: