Розничная торговля - один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики России. С каждым годом доля розничных магазинов современных форматов увеличивается, вытесняя такие каналы продаж, как рынки и магазины с прилавочной формой торговли. Такая тенденция продолжится и в ближайшие годы, поскольку потребность населения в торговых площадях высока, а рынок далек от насыщения.
В 2009 году оборот розничной торговли составил 8627,5 млрд. руб., что по сравнению с 2008 годом больше на 13%.
Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) в 2010г. планирует разработать закон о розничной торговле. Как сообщил заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Белоусов, выступая на 9-й международной конференции "Торговля в России", недавно МЭРТ провел встречу с представителями крупных розничных сетей, по итогам которой был направлен доклад в правительство.
По словам А.Белоусова, правительство дало министерству поручение разработать соответствующий закон, так как назрела необходимость регулировать отрасль для того, чтобы оптимизировать розничную торговлю.
|
|
Оборот розничной торговли в октябре 2010г.составил 990,5 млрд.рублей, что в товарной массе на 14,6% больше, чем за соответствующий период предыдущего года, в январе-октябре 2010г. - 8501,5 млрд.рублей и больше на 14,8%.
Таблица 2
Оборот розничной торговли в России в 2009-2010гг.
| Млрд.рублей | В % к | |
соответствующему периоду предыдущего года | предыдущему периоду | ||
2009г. | |||
Январь | 593,1 | 111,2 | 76,1 |
Февраль | 598,2 | 110,5 | 99,3 |
Март | 661,2 | 111,8 | 109,8 |
I квартал | 1852,5 | 111,1 | 87,3 |
Апрель | 677,1 | 111,9 | 102,1 |
Май | 687,3 | 113,0 | 101,1 |
Июнь | 698,5 | 115,2 | 101,4 |
II квартал | 2062,9 | 113,3 | 109,6 |
I полугодие | 3915,4 | 112,3 | |
Июль | 723,7 | 115,5 | 103,1 |
Август | 749,9 | 115,2 | 103,1 |
Сентябрь | 758,1 | 114,3 | 100,8 |
III квартал | 2231,7 | 115,0 | 107,0 |
Январь-сентябрь | 6147,1 | 113,3 | |
Октябрь | 791,6 | 115,3 | 104,1 |
Январь-октябрь | 6938,7 | 113,6 | |
Ноябрь | 796,9 | 114,6 | 100,1 |
Декабрь | 954,5 | 115,4 | 119,1 |
IV квартал | 2543,0 | 115,0 | 112,5 |
Год | 8690,1 | 113,9 | |
2010г. | |||
Январь | 720,3 | 113,8 | 75,0 |
Февраль | 721,1 | 114,1 | 99,5 |
Март | 793,5 | 113,7 | 109,5 |
I квартал | 2234,9 | 113,9 | 86,4 |
Апрель | 817,8 | 114,2 | 102,5 |
Май | 838,3 | 115,0 | 101,9 |
Июнь | 860,3 | 115,4 | 101,7 |
II квартал | 2516,4 | 114,9 | 110,6 |
I полугодие | 4751,3 | 114,4 | |
Июль | 890,3 | 114,8 | 102,6 |
Август | 929,3 | 116,0 | 104,2 |
Сентябрь | 940,1 | 115,4 | 100,3 |
III квартал | 2759,7 | 115,4 | 107,5 |
Январь-сентябрь | 7511,0 | 114,8 | |
Октябрь | 990,5 | 114,6 | 103,4 |
Январь-октябрь | 8501,5 | 114,8 | |
1) Данные уточнены. |
Рисунок 1 - Динамика оборота розничной торговли
В октябре 2010г. оборот розничной торговли на 84,8% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), доля розничных рынков и ярмарок составила 15,2% (в октябре 2009г. - соответственно 80,3% и 19,7%).
|
|
Таблица 3
Динамика оборота розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами
| Продовольственные товары | Непродовольственные товары | ||||
млрд. | в % к | млрд. | в % к | |||
соответст- вующему периоду пре- дыдущего года | предыдущему периоду | соответст- вующему периоду пре- дыдущего года | предыдущему периоду | |||
2009г. | ||||||
Январь | 274,5 | 110,4 | 76,9 | 318,6 | 112,0 | 75,3 |
Февраль | 276,6 | 108,0 | 97,8 | 321,6 | 112,8 | 100,4 |
Март | 303,6 | 108,3 | 108,6 | 357,7 | 115,0 | 110,9 |
I квартал | 854,7 | 108,9 | 87,6 | 997,9 | 113,3 | 87,1 |
Апрель | 308,3 | 107,8 | 101,3 | 368,8 | 115,6 | 102,8 |
Май | 316,1 | 109,6 | 101,9 | 371,2 | 116,2 | 100,5 |
Июнь | 318,6 | 112,4 | 100,8 | 379,9 | 117,7 | 101,9 |
II квартал | 943,0 | 110,0 | 107,8 | 1119,9 | 116,5 | 111,2 |
I полугодие | 1797,7 | 109,4 | 2117,8 | 114,9 | ||
Июль | 329,1 | 112,2 | 102,6 | 394,6 | 118,4 | 103,6 |
Август | 334,6 | 112,0 | 101,8 | 415,2 | 118,2 | 104,2 |
Сентябрь | 338,8 | 111,1 | 101,5 | 419,3 | 117,1 | 100,2 |
III квартал | 1002,5 | 111,8 | 105,5 | 1229,1 | 117,9 | 108,1 |
Январь-сентябрь | 2800,2 | 110,3 | 3346,9 | 116,0 | ||
Октябрь | 350,4 | 111,8 | 103,3 | 441,1 | 118,3 | 104,8 |
Январь-октябрь | 3150,6 | 110,4 | 3788,0 | 116,3 | ||
Ноябрь | 355,7 | 111,8 | 100,7 | 441,3 | 116,9 | 99,6 |
Декабрь | 433,5 | 113,1 | 120,7 | 521,0 | 117,5 | 117,8 |
IV квартал | 1139,6 | 112,3 | 112,7 | 1403,4 | 117,6 | 112,4 |
Год | 3939,8 | 110,8 | 4750,3 | 116,4 | ||
2010г. | ||||||
Январь | 326,9 | 109,8 | 74,7 | 393,4 | 117,4 | 75,2 |
Февраль | 332,1 | 113,0 | 100,8 | 389,0 | 115,1 | 98,5 |
Март | 364,5 | 113,5 | 109,0 | 429,0 | 114,1 | 109,9 |
I квартал | 1023,5 | 112,1 | 87,5 | 1211,4 | 115,5 | 85,5 |
Апрель | 372,3 | 113,6 | 101,4 | 445,5 | 114,7 | 103,4 |
Май | 382,1 | 113,3 | 101,7 | 456,2 | 116,6 | 102,0 |
Июнь | 392,3 | 113,4 | 100,9 | 468,0 | 116,9 | 102,3 |
II квартал | 1146,7 | 113,4 | 109,1 | 1369,7 | 116,1 | 111,8 |
I полугодие | 2170,2 | 112,8 | 2581,1 | 115,8 | ||
Июль | 402,0 | 111,7 | 101,0 | 488,3 | 117,4 | 104,0 |
Август | 413,1 | 112,9 | 102,8 | 516,2 | 118,7 | 105,3 |
Сентябрь | 417,9 | 111,4 | 100,1 | 522,2 | 118,8 | 100,4 |
III квартал | 1233,0 | 112,0 | 104,2 | 1526,7 | 118,3 | 110,2 |
Январь-сентябрь | 3403,2 | 112,5 | 4107,8 | 116,7 | ||
Октябрь | 441,4 | 110,3 | 102,3 | 549,1 | 118,2 | 104,3 |
Январь-октябрь | 3844,6 | 112,3 | 4656,9 | 116,9 | ||
1) Данные уточнены. |
Рисунок 2 - Динамика оборота розничной торговли за три года
По методу самообслуживания в Карталах работают 5 магазинов. Это в основном сеть современных магазинов под торговой маркой "Губернский", "Магнит", магазин "Апельсин", и др. А фирменная торговля представлена 45 магазинами и 44 объектами стационарной мелкорозничной сети (киоски, павильоны). Большой популярностью у горожан пользуются магазины "низких цен", организованные ОАО "Карталыторг", "Царь-мясо", "Пищевик", ОАО СПК " Агрофирма "Культура".
Развитие материально-технической базы торговли осуществляется на основе рационального размещения вновь вводимых предприятий и реконструкции уже имеющихся площадей за счет частных инвестиций отдельных предпринимателей и коммерческих структур. Это предусматривает соблюдение принципа необходимости и достаточности стационарных предприятий торговли в каждом конкретном жилом массиве. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей города в 2008 году составила 364,6 кв.м. при нормативе 230 кв.м [в 2004 году составляла 280 кв.м.). По отношению к прошлому году обеспеченность торговыми площадями увеличилась на 30%. За 2008 год сеть предприятий торговли и сферы услуг увеличилась на 36 предприятий, в том числе на 23 магазина (18 непродовольственных и 5 продовольственных), 8 павильонов, 5 предприятий бытового обслуживания. Вместе с тем, на 17 единиц уменьшилось количество киосков.
Магазин "Магнит" входит в сеть магазинов закрытого акционерного общество "Тандер", которое создано в соответствии с Гражданским Кодексом и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.2003 г. Общество является коммерческой организацией, является собственником принадлежащего имущества и денежных средств. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков связанных с деятельностью в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Место нахождения магазина: г. Карталы, ул. Пушкина, 27.
|
|
Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Предметом деятельности - торгово-закупочные услуги, в том числе с организацией розничной торговли. Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и на момент учреждения составляет 10,0 тыс. рублей. Имущество Общества образуется за счет вкладов в уставный капитал, а также за счет иных источников, предусмотренных действующим законодательством РФ. В частности, источниками образования Общества являются Уставный капитал, доходы от оказываемых услуг, кредиты банков, вклады участников, безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования. Резервный фонд образуется за счет ежегодных отчисленной в размере не более 5 % от чистой прибыли до тех пор, пока сумма резервного фонда не достигнет 15% Уставного капитала Общества.
На первом этаже находится магазин «Магнит», который занимается реализацией продовольственных товаров и является магазином самообслуживания. Магазин функционирует 3 года. График работы с 9 по 22 часов без перерыва и выходных. В магазине работает 2 бригады продавцов, по 15 человек в смену, по трое суток. Среди продавцов различают кассиров и консультантов. Каждый продавец- консультант закреплен за определенным участком или отделом для лучшего изучения ассортимента. Каждый продавец-кассир закреплен за кассой и открывает ее своим паролем. Всего в магазине 6 касс. За 4 месяца 2009г. товарооборот магазина составил 284,5 млн. руб., в 2010г.-302 млн. руб.
Таблица 4
Отчет о прибылях и убытках за 2009-2010г (тыс. руб.)
Наименование показателя | Код стр. | 2009г. | 2010г. | |
Выручка от реализации товаров, продукции, услуг (без НДС, акциза и др. платежей) | 10 | 207852 | 223287 | |
Себестоимость реализации продукции | 20 | 87655 | 93432 | |
Коммерческие расходы | 30 | 10 | 24 | |
Управленческие расходы | 40 | 20 | 33 | |
Прибыль(убыток) от реализации | 50 | 126675 | 13244 | |
Проценты к получению | 60 | 0 | ||
Проценты к оплате | 70 | |||
Доходы от участия в других организациях | 80 | |||
Прочие операционные доходы | 90 | 148 | 146 | |
Прочие операционные расходы | 100 | |||
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности | 110 | 126824 | 132667 | |
Прочие внереализационные доходы | 120 | 165712 | 165889 | |
Прочие внереализационные расходы | 130 | 104119 | 105444 | |
Прибыль (убыток) отчетного периода | 140 | 188417 | 198768 | |
Налог на прибыль | 150 | 0 | ||
Отвлеченные средства | 160 | 0 | ||
Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода | 170 | 188417 | 198767 | |
Товарооборот | 1011251 | 1201400 | ||
Чистая прибыль | 142893 | 167622 |
Что касается финансовой устойчивости, то положение стабилизировалось - это видно из динамики долей собственных и заемных средств в активах (табл.6). Об улучшении финансового состояния говорит и рост доли собственных средств в оборотных активах.
|
|
Магазин расположен в здании общей площадью 1500м2, в котором торговая площадь занимает 900м2 или 60 %. Производственная площадь составляет 600м2 или 40 %. В соответствии с классификацией магазин относится к крупным магазинам. В зависимости от типа здания магазины делятся на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы. В этом случае магазин расположен в отдельно стоящем здании. С учетом особенностей объемно планировочного решения торговые организации делятся на одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без. По функциональным особенностям - стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные и др. По видам - магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, автомагазины.
В магазине есть необходимые условия для проведения разгрузочно-погрузочных работ и обработки всех поступающих грузов в закрытом помещении. С торца здания имеется закрытая рампа на одновременную разгрузку одной большегрузной двадцати тонной машины. Разгрузка грузов производится с помощью рокл, непосредственно на рампу или находящийся рядом склад-накопитель. Перемещение грузов в складские помещения нулевого уровня производится при помощи 2-х грузовых лифтов и механических тележек. На первом этаже, возле рампы, расположены промежуточные склады, использующиеся для формирования сборных грузов, палетирования и кодировки товара.
Все складские площади оборудованы стеллажами в соответствии с нормами пожарной безопасности и санитарными требованиями. В магазине применяется компьютерная система складского учета. Товар поступает на промежуточный склад, где кодируется, по прейскуранту определяется его розничная стоимость, а затем распределяется по складам торгово-операционных секций универсама, что позволяет отслеживать внутреннее перемещения товара, его отпуск по безналичному и наличному расчету. Данная система позволяет усилить оперативность в снятии остатков товарно-материальных ценностей на любое время и число каждого месяца, как всего универсама, так и по каждому поставщику. Все складские помещения оснащены сигнализацией. Охрану помещения осуществляет специальный персонал.