Конкурентная стратегия

Конкурентная стратегия компании определяет действия, которые должны обеспечить ей получение конкурентных преимуществ на рынке в каждом из бизнесов. Она разрабатывается, исходя из поведения продавцов (компания плюс конкуренты) и покупателей (потребителей). В не отражаются подходы и закладываются будущие действия компании по отношению к таким вопросам, как ценовая политика, открытые и тайные соглашения между поставщиками, стратегия в области добычи и переработки углеводородов, продуктовая (ассортиментная) и рекламная стратегии, затраты на геолого-разведочные работы и бурение, лицензионная и патентная политика, научные исследования и разработки, инвестиции в производственное оборудование и т.д. поведение компаний отрасли, в свою очередь, зависит от структуры соответствующего рынка.

На структуру отрасли оказывают влияние сложившиеся условия предложения и спроса. В нефтяном бизнесе на предложение влияют такие факторы, как размещение месторождений и структура собственности, применяемая технология добычи и переработки, затраты на добычу, транспортировку, переработку и т.д. на величину спроса влияют эластичность спроса по цене, доступность товаров-заменителей и перекрестная эластичность спроса на них, темпы роста и временные колебания спроса, способы осуществления поставок (спотовый рынок или долгосрочные контракты), рыночные характеристики продукта (состав нефти, торговые марки, используемые для нефтепродуктов). К другим условиям могут быть отнесены:

- законодательная база;

- состояние внешней и внутренней политики стран-экспортеров и стран-импортеров нефти;

- природный (климатический) фактор;

- преобладающие тенденции в отношениях между компаниями отрасли (поиск компромиссных решений, агрессивность и т.д.)

понимание структуры рынка, характера поведения компаний и базовых условий в отрасли позволит предсказать итоговую результативность рынка. Кроме того, существуют и эффекты, возникающие от действия обратных связей. Например, технологию нефтегазовой отрасли могут изменить реализуемые в ней инновации и технологии других отраслей, что, в свою очередь, окажет влияние на уровень издержек и степень дифференциации продукта. В зависимости от существующих цен может изменяться и структура рынка: при выгодных условиях могут появиться новые компании, при низких ценах число компаний сокращается вследствие их выхода из данной отрасли, слияний или поглощений. Появляются параметры, определяющие условия и структуру отрасли, являются эндогенными, т.е. определяются всей системой отношений, а не устанавливаются внешними силами.

Конкурентная стратегия дает ответ на вопрос о способах увеличения стоимости конгломерата за счет получения и использования конкурентных преимуществ в каждом из бизнесов, находящихся в составе его портфеля. Она определяет внутренние и внешние источники, с помощью которых холдинг может добиться увеличение стоимости группы принадлежащих ему компаний, без изменения состава своего бизнес-портфеля. Для этого могут быть использованы следующие методы:

1. эффект масштаба – расширение производства, основанного на создании нового или присоединения других производств в результате реструктуризации бизнес-портфеля;

2. вертикальная диверсификация – изготовление комплектующих, производства или переработки сырьевых материалов на собственном производстве, а также на других производствах после реструктуризации бизнес-портфеля;

3. сегментация рынка за счет удовлетворения потребностей потребителей в каждом из сегментов рынка;

4. дифференциация продукции – производство продукции, отличающейся по сортам, свойствам, использование рекламы, маркетинга и т.п.

5. горизонтальная диверсификация – производство продукции из однородного сырья или с использованием одного и того же оборудования, в том числе за счет снижения постоянных затрат компании при увеличении общего объема реализации;

6. инновации – использование ноу-хау, лицензий, патентов, управленческих подходов, новизна которых позволяет снизить затраты, повысить качество, предложить рынку товары с новыми свойствами или новые решения, достичь большого отрыва во времени от ближайших конкурентов;

7. получение отраслевых преимуществ (льгот, скидок, отсрочек платежей и т.д.) за счет взаимодействия (переговоры, публичные акции и т.д.) с бизнес-средой, социальной средой (PR), государственными органами и т.д.

8. создание барьеров для входа на рынок компаний-конкурентов за счет обладаниями лицензиями, патентами, ноу-хау, уникальным оборудованием, а также существование высокой капиталоемкости и трудоемкости бизнеса, лоббирования установления государственными органами специальных пошлин, квот или других требований, ограничивающих доступ на рынок компаниям-конкурентам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: