Велия ест сила царственная риторики и слава сея превыше небес по все земли величается.
(Козма Афоноиверский.
Риторика. 1710 г.)
Софроний Лихуд. О силе риторической
Братья Лихуды Иоанниский (1633-1717) и Софроний (1652-1730)– греки, монах, уроженцы острова Кефалони, получили образование в Венеции и Пдуанском университете. Прибыли в Россию в марте 1685 г. по рекомендации восточных патриархов. Здесь после успешного богословского диспута с Яном (Андреем) Белодобоцким приступили к преподаванию греческого языка в училище при Богоявленсом монастыре.
Лохудам принадлежит ряд богословско-полемических сочинений, с которыми они выступали в защиту православной веры: против «латинствующих ересий» - «Мечец духовный» (1690 г.), «Щит веры» и «Остен» (1690-е гг.); против старообрядцев – «Коллурий, или о страсти очеболения капитанского» (1700-е гг.). Лихуды вступали с торжественными орациями при дворе – из их слов сохранились, похвала царю Петру по случаю Азовской победы 1697г., в честь Полтавской победы 1709г., панегирики Петру I (между 1704 и 1711гг.) и др.
|
|
Жизнь Лихудов в России полна лишений и в тоже время наполнена напряженным ученым и учительским трудом. В1694 г. они были отстранены от преподавания и на службу в типографию. По доносу политического характера братья Лихуды были сосланы в 1704 – 1706 гг. в Ипатьевский Костромской монастырь, а с 1706 гг. благодаря ходатайству митрополита Иова переехали в Новгород. В Новгороде они вели религиозные диспуты со старообрядцем Семеном Денисовым, находившимся какое-то время под арестом.
В 1716 г. вернулись в Москву, где принимали участие в исправлении славянского перевода Библии.
Братья Лихуды оставили богатейшее филологическое наследие на греческом, латинском и русском языках. Известны в рукописях краткая и пространная греческие Грамматики, краткая латинская Грамматика, логика Софрония и ряд статей – большинство этих сочинений написаны на греческом языке.
Риторика Софрония переведена в 1698 г. греком Козмой Афоноиверским «за иждивение и тщание» его ученика купца Иоана Иоанновича Кратко.
Михаил Усачев. Риторика
Публикуемая «риторика» была авторизована Михаилу Усачеву на основании записи в конце списка ГИМ, собр. Щукина, №803: «Писаный сию книгу, глаголемую риторику, многогрешный книгописец Михаил Иоаннов сын Усачев в лето 7207(1699) год месяца в день». Впрочем, эта запись может говорить и о том, что Усачев является всего лишь переписчиком сочинения. О самом Усачеве известно также, что он переписал «Азбучный патерик» в1697 г..
Исследователи Д. С. Бабкин, В. П. Вомперский, А. С. Елеонская пишут о том, что «Риторика» М. Усачева заимствует схему расположение из первой русской «Риторики» 1620г. на наш взгляд, она вполне самостоятельна. Чтобы представить читателю содержание и композицию «Риторики» М. Усачева в обобщенном виде, предлагаемым его описанию по «книгам» и «главам».
|
|
Андрей Белобоцкий. Риторические труды
Ян Белобоцкий (Андрей Христофорович) – поляк по происхождению, в юные годы странствовал по Западной Европе «для научения философских и богословских наук». В 1681г. с епископом смоленским Симеоном прибывал в Москву в надежде получить место в создававшейся здесь академии, но был обвинен в ересях. Вызванный к патриарху, Белобоцкий обязался осудить католицизм и протестантство, в1682 г. принял православие, получив в крещении имя Андрей. После испытания в Посольском приказе в знании латинского, французского и итальянского языков взят туда в службу. В1685 г. участвовал в диспуте с братьями Лихудами и был уличен ими в ереси.
Белобоцкий оставил целый ряд значительных сочинений, пользовавшихся огромной популярностью в начале XVIII в. Риторические сочинения Андрея Белобоцкого дотируются А. Ф. Горфумкелем следующим образом: в середине 90-х гг. создана «Риторика»; в 1698 – 1699 гг. – «Великая наука Раймунда Люллия»; в1700-е гг. перевод «Краткой науки Раймонда Люллия» и «Книга сия философская…».
Стефан Яворский. Риторическая рука(1705)
Стефан Яворский(1658-1722) – митрополит рязанский и муромский, местоблюститель патриаршего престола и первый президент Святейшего Синода, один из замечательных иерархов русской церкви при Петре Великом. Окончил Киево – Могилянскую академию, затем учился в заграничных иезуитских коллегиях. После того как «прошел вся учение грамматическая, стихотворская, риторская и богословская», вернулся в Киев где был подвергнут испытанию. Яворский, приняв иноческий чин и был избран в митрополиты киевским, а в академии назначен преподавателем риторики. В1691 г. он уже профессор философии и префект академии, а через несколько лет – и профессор богословия.
Из сочинений Яворского наиболее известен «Камень веры» - полное систематическое изложение православного вероучения в тех пунктах, где оно расходится с протестантским.
«Риторическая рука» Стефана Яворского написана в 1705 г. и переведена на русский язык Феодором Полекарповым. Затем следует краткое предисловие посвященное памяти, из-за «немощи памятной» и предлагается запоминать 5 частей риторики, слово заключенное в «крепчайшей» риторической руке. Определение риторики написано на запястье, названия частей науки – на пальцах.
Рука риторическая,
Пятию частьми или пятию персты укрепленная. В шуице ея богатство и слава. Сочинена уба на латинском языце преосвященным Стефаном Яворским, митрополитом рязанскимь и муромскимь. Проведена же на словенский Феодором Поликарповым.
В риторическом руце вси перты имеют нечто особое:
Перст великой может силою.
Укозательный – указует ведение и путь ко звездам.
Средний – златому научит средству.
Перстневый – перстнем обручает премудрость.
Мизинец, или ушесник, ушеса оттирает и отверзает ко слышанию.