М.М. Сперанский правило высшего красноречия(1792)

 

Михаил Михайлович Сперанский(1772-1839) – знаменитый государственный деятель, реформатор российского законодательства. Сын поповича, он окончил Владимирскую духовную семинарию, при чем в списке учащихся класса риторики за 1784 г. возле его фамилии помечено: «доброго успеха», за 1785 г. – «понятен». Добившегося блестящих успехов выпускника семинарии 1788г. отправили в Санкт-Петербургскую семинарию для продолжения учебы. По окончании Михайле Сперанскому была предложена должность учителя математики, а три месяца спустя преподавании физики и красноречия. В1795 г. в дополнение к должности учителя философии Сперанский назначен префектом семинарии.

Сперанский поступил в гражданскую службу в 1797 г. и за четыре года сделал блестящую карьеру, став в 1801 г. действительным статским советником. «Действительно Сперанский был совершенно исключительным явлением в насей высшей администрацией первой половины XIX в. Без особого преувеличения он может быть назван организатором бюрократии в России… Сперанский был своего рода Пушкиным для бюрократии; как великий поэт владел думами и чувствами поколений, так точно над развивавшимся бюрократизмом долго парил образ Сперанского», - писал М. С. Середонин в очерке «Граф М. М. Сперанский».

 

А.С. Никольский. Основание российской словесности(1892)

Концепция словесности и составляющих ее наук сложилось у Никольского(1755-1834), видимо в начале 90-х годов XVIII столетия, когда им были написаны «Логика и риторика» (1790г.; впоследствии 5 изданий) и «Основание российской словесности» (1792г.; впоследствии 7изданий до 1830 г.). В предуведомлении к изданию 1807 г. А.С. Никольский пишет, что в риторике он многое заимствовал из изданной им в1790 г. «Краткой риторики» и перепечатанной без его согласи в Москве под заглавием «Краткая логика и риторика для учащихся в Российских духовных училищах». Окончивший духовную семинарию и служивши в бегколлегии, а затем в адмиралтейском департаменте, А.С. Никольский, тем не менее, был одним из наиболее влиятельных филологов своего времени.

А.С. Никольскому принадлежат несколько значительных переводов в частности 1834 г. были изданы «Двенадцать книг риторических наставлений» Марка Фабиа Квинтиллиана, ссылки на которого имеются в любом учебнике риторики.

«Основания российской словесности» представляют собой классический вид учебного руководства по простоте и ясности материалов.


 


Раздел IV. Риторики первой половины XIX века.

 

Слово составляет важнейшее орудие, посредством которого человек содействует счастию ближнего.

(И.И. Давыдов. Чтения о словесности)

Слово есть воплощенная мысль: посему объясняя, украшая выражения, придаем чрез то самое и мыслям ясность, красоту и совершенство. Следовательно, наука словесности непосредственно содействует образованию всех душевных способностей, особливо ума, воображения и чувствования.

(Я.В. Толмачев. Правила словесности)

А.Ф. Мерзляков. Краткая риторика(1809г.)

Алексей Федорович Мерзляков (1778-1830) профессор Московского университета, занимавший кафедру русского красноречия и поэзии с 1804 по 1830 гг., литературный критик, поэт. Его «Краткая риторика» выдержала 4 стереотипных издания с 1809 по 1828 г. Влиятельность Риторики Мерзлякова обусловлена его мастерской стилистикой, образностью и выразительностью языка. В основу своей теории Мерзляков положил учение о слоге или стиле, отказавшись от изобретения и полога найти в стилистических характеристиках речи общие правила для всех родов сочинений. Его частнориторические описания наиболее интересны точным нахождением содержательно-стилистических качеств каждого рода и вида словесности. Именно Мерзляков первым представил роды и виды словесности в таком разнообразии:

1.письма;

2.диалоги;

3.учебные сочинения;

4.история (характеры, биография, романы, подлинная история);

5.речи (духовные, политические, судебные, похвальные, академические).

 

Л.Г. Якоб. Умозрение словесных наук(1813)

 

Людвиг Генрих(Людвиг Генрихович) Якоб(1759-1827) – немецкий философ, филолог, социолог, правовед, деятель Просвещения. Деятельность Л.Г. Якоба в России ознаменована выходом энциклопедического «Курса философии для гимназии Российской империи» (1811-1817 гг.) в 8-и частях содержащего начертания всеобщей логики, всеобщей грамматики, психологии, нравоучительной философии эстетики, словесных наук естественного и народного права, народного хозяйства.

 

Н.И. Греч. Учебная книга российской словесности (1819-1922)

риторика красноречие словесность русь

Николай Иванович грач 1787-1867-русский писатель, журналист, филолог, издатель, педагог. Греч учился в Юнкерской школе при Сенате и Педагогическом университете. С 1804 г. преподавал в частных школах, Петропавловском училище, Пажеском корпусе, будучи одновременно членом цензурного кабинета. Греч стал рано известен как издатель.

В 20-30 гг. «известность Н.И. Греча не только литературная, но и просто личная, была почти всеобщая» (М.В. Логинов). В доме Греча на знаменитых «четвергах» собирались известные художники и литераторы.

Греч был широко известен как беллетрист: романы «Поездка в Германию»(1831) и «Черная женщина»(1834), «Литературные путешествия» с идеей защиты российского социального строя.

Как филолог Греч знаменит своими грамматическими трудами: Практическая русская грамматика; Просторная русская грамматик; Чтение о русском языке.

Труды по теории и истории словесности – более ранние: Учебная книга российской словесности или избранные места из русских сочинений и пер. в стиха и прозе с присовокуплении кратких правил риторики и пиитики и истории словесности. Сочинения Греча имело большое влияние на современников. О влиятельности «Учебной книги словесности» Н.И.Греча говорят ее неоднократные переиздания.

Греч был замечательным педагогом методистом, умевшим отобрать, систематизировать и кратко описать литературный и грамматический материал.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: