Причины создания организаций

Современное представление о создании организаций как целенаправленных объединений людей выдвигает на первый план проблему мотивации. Исходным моментом, побуждающим людей объединяться в организации, является распространенное представление о том, что путем сотрудничества можно достичь более высоких результатов как с точки зрения отдельной личности, так и сообщества в целом. Важно, чтобы каждый член коллектива делал все от него зависящее для достижения общей цели организации. С этой целью создается система стимулов, ориентирующих человека на выбор определенных форм деятельности, необходимых для достижения целей организации. Вопервых, следует выяснить потребности и мотивы, которыми руководствуется человек, когда приходит трудиться в организацию. Необходимо также понять, каких вознаграждений он ждет за проделанную работу, и оценить, заслуживает он этих вознаграждений или нет. Вознаграждение – это все то, что человек считает ценным для себя. Мотив связан с определенной потребностью и является побуждением к деятельности, на правленной на удовлетворение этой потребности.

Современные мотивы и потребности определяют мотивационную сферу человека. Потребность – это состояние человека, определяемое необходимостью в чемлибо. Потребности разделяются на первичные (физиологические потребности организма) и вторичные (проявления психологического характера).

Мотивация в широком понимании – это комплекс мотивов, определяющих расположенность человека к определенным действиям и поступкам. Мотивы, по которым люди объединяются в организации, можно условно разделить на две группы: достижение общих целей через достижение индивидуальных целей и достижение индивидуальных целей через достижение общих целей.

Первый тип мотивации характерен в основном для организаций делового типа – фирм, предприятий, финансовых учреждений ит.д. Человек, который устраивается на работу, например, на крупное торговое предприятие или в сферу услуг, будет трудиться ради удовлетворения своих личных потребностей в зарплате, в человеческом общении, в реализации своих способностей, в продвижении по служебной лестнице и признании со стороны коллег.

Второй тип мотиваций более характерен для организаций общественного типа – партий, союзов и т. д. Организация успешно развивается только в том случае, когда достижение общих целей осуществляется одновременно с удовлетворением индивидуальных целей всех членов коллектива и когда достижение личных целей осуществляется с учетом интересов всей организации.

 

 

В каких случаях возникает организация как социальный объект?Есть два механизма образования организаций как форм социальной общ-ности. Чаще всего они возникают тогда, когда достижение, каких либо об-щих целей признается возможным только через достижение индивидуаль-ных целей или когда достижение индивидуальных целей оказывается воз-можным только через выдвижение и достижение общих целей. В первомслучае создаются трудовые организации (предприятия, учреждения), вовтором акционерные общества и так называемые массовые союзные орга-низации. Таким образом, определяющим признаком социальной организа-ции выступает целевая общность. Именно коллективное целедостижениевызывает необходимость вводить иерархию и управление.  Проанализируйте социальные свойства организации:1) Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей, поэтому на первом плане при ее изучении стоят такие проблемы, как выяснение её целей и функций, эффективно- сти результатов, мотивации и стимулирования персонала;2) Организация складывается как человеческая общность, т.е. совокуп- ность социальных групп, статусов норм, отношение лидерства, спло- ченности/конфликтности;3) Организация объективируется как безличная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. Предметом анализа организации в этом смысле выступает агрегирован- ная целостность, построенная иерархически и взаимодействующая с внешней средой. Эффективность организационных норм объясняется возникновениемэффекта синергии. Проявление синергии в социальных организациях озна-чает прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивиду-альных усилий их участников. Причём в организациях это явление оказы-вается управляемым, его можно усиливать, видоизменять. Типология организаций 3. Типология организаций. Различные организационные образованияшироко распространены в любом обществе. Встречаются, например, соци-альные общности, обладающие конкретными признаками организаций(разделение функций, иерархия, принятие решений, фиксированное член-ство). Наличием подобных признаков организации отличаются от такихсоциальных общностей, как классы нации и т.п. В обществе образуютсяследующие организационные формы:1. Деловые организации – фирмы и учреждения, которые либо возника- ют сами для коммерческих целей, либо создаются более широкими ор- ганизационными системами для решения отдельных задач. Цели наем- ных работников не всегда связаны с целями владельцев или государст- ва. Членство в них обеспечивает средства к существованию. Основа внутреннего регулирования - административный порядок.2. Общественные союзы, массовые организации, цели которых выраба- тываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается зависимостью руко- водства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение полити- ческих, социальных, экономических, любительских потребностей.3. Существуют промежуточные формы организаций, например коопе- ративные (сельскохозяйственные, рыболовецкие колхозы, старатель- ские артели), которые соединяют в себе основные признаки союзов, но выполняют роль потребительских, кооперативных организаций.4. Ассоциативные организации – семья, научная школа, неформальная группа. В них заметны некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительно устойчивое распределение участников (по ролям, престижу) принятию общих решений. Регулятивные функции осуществляют спонтанно скла- дывающиеся в них коллективные нормы и ценности. Степень формали- зации незначительна. Но более важное их отличие от организаций пер- вых двух типов заключается в особенностях целевых свойств: они стро- ятся на взаимном удовлетворении интересов, когда не общая цель явля- ется фактором объединения, а цели друг друга.Все указанные организационные формы взаимосвязаны и пересека-ются между собой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: