Ценные бумаги: понятие, виды

Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту). Кроме того, это инструмент привлечения денежных средств, объект вложения финансовых ресурсов [10, c.6].

Основными видами ценных бумаг являются:

1)акция; 2)вексель; 3)облигация; 4)опцион; 5)варрант; 6)казначейский вексель; 7)депозитный сертификат; 8)муниципальные облигации; 9)фьючерсные контракты; 10)приватизационный чек; 11) залоговая и др.

Акция — ценная бумага, удостоверяющая долевое участие владельца в капитале деловой единицы бизнеса, имеющего статус юридического лица в форме корпорации. Акция есть доля акционера во всем том, что имеет компания, его узаконенное право на часть капитала, имущества, дохода.

Существует несколько классификаций акций.

 Именные акции — акции, владельцы которых обязательно должны быть зарегистрированы в реестре корпорации. Акционерами считаются лишь те владельцы, о которых в книге акционеров имеется соответ­ствующая запись с указанием времени и количества приобретенных акций.

Акции на предъявителя не регистрируются корпорацией. Как правило, она не знает, кто является их владельцем. Лишь фактическое владение этими акциями служит юридическим основанием того, что перед нами акционер компании.

 Обыкновенные акции удостоверяют участие в акционерном капи­тале, предоставляют возможность управления акционерным обще­ством, дают право голоса (одна акция = один голос), право на получение дивидендов, части имущества акционерного общества при его ликвидации после удовлетворения

требований кредиторов и отсутствия иной задолженности.

Привилегированные акции дают преимущественное право на по­лучение дивидендов. В случае ликвидации предприятия владелец привилегированной акции имеет преимущественное право (по от­ношению к держателю обыкновенной акции) на получение части имущества общества в соответствии с долей совладения предприя­тием, выраженной стоимостью акций. Устав акционерного обще­ства может предусматривать право голоса по привилегированным акциям определенного типа, если им допускается возможность кон­вертации акций этого типа в обыкновенные акции. Акционеры — владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганиза­ции и ликвидации общества[10,с.36].

Привилегированные акции различаются по характеру выплаты дивидендов:

§ с фиксированным доходом;

§ с плавающим доходом;

§ с участием (в прибыли сверх установленного дивиденда);

гарантированные;

- экс-дивидендные (купленные в срок, например, меньше 10 дней до официального объявления даты выплаты дивидендов);

- кумулятивные (по этим акциям невыплаченный или не пол­ностью выплаченный дивиденд, размер которого определен в уста­ве, накапливается и выплачивается впоследствии).

Дивиденды выплачиваются акционерам по итогам деятельности акционерного общества за квартал или год. Дивидендом является часть чистой прибыли акционерного общества, подлежащая рас­пределению среди акционеров, приходящаяся на одну обыкновен­ную или привилегированную акцию. Чистая прибыль, направляе­мая на выплату дивидендов, распределяется между акционерами пропорционально числу и виду принадлежащих им акций.

Размер окончательного дивиденда не может быть больше рекомендован­ного советом директоров акционерного общества, но может быть уменьшен общим собранием акционеров. Величина дивиденда по обыкновенным акциям не фиксирована. Она зависит от суммы по­лученной прибыли и решения общего собрания акционеров по вы­делению доли средств на выплату дивидендов. Фиксированный ди­виденд по привилегированным акциям устанавливается акционер­ным обществом при их выпуске. Выплата дивидендов по таким ак­циям производится независимо от полученной прибыли в соответ­ствующем году.

"Золотая "акция, или акция "вето", обычно выпускается на срок 3 года и дает право приостанавливать действие решений, принятых на общем собрании акционеров на 6 месяцев. Она дает право сни­мать вопросы с повестки дня общего собрания акционеров.

Одной из характеристик акции, хотя и не самой важной, явля­ется ее номинал — условная величина, выражаемая обычно в де­нежной форме и определяющая долю имущества акционерного общества, которая приходится на одну акцию. На основе номинала рассчитывается сумма дивидендов, выплачиваемая акционеру. Ос­новной характеристикой акции является ее курсовая стоимость (курс акции) — величина, показывающая, во сколько раз текущая цена акции (цена, по которой ее можно приобрести в настоящее время па рынке) выше номинала.

Важным свойством акции, отличающим ее от других ценных бумаг, является то, что акция дает ее владельцу право на управле­ние предприятием, которое реализуется на общем собрании акци­онеров. Влияние акционера прямо пропорционально размеру средств, вложенных им в уставный капитал акционерного обще­ства.

Вексель — специфическая ценная бумага, свидетельство, в котором воплощено право на определенный денежный доход. Под векселем понимают составленное по установленной законом форме письменное долговое абстрактное денежное обязательство выплатить определенную сумму денег через установленный срок предъявителю векселя или лицу, указанному в нем, или оплатить их долговые обязательства.

Векселя подразделяются на коммерческие и финансовые. За ком­мерческим векселем стоит конкретная товарная сделка. Финансовый вексель есть своеобразная расписка о получении займа. Это простое долговое обязательство, которое не является ценной бумагой ввиду отсутствия вторичного рынка.

 Наряду с этим различают:         

Простой вексель (соло-вексель) представляет собой ценную бу­магу, содержащую простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в опре­деленный срок и оговоренном месте конкретному лицу или по его приказу. Он предполагает, что физическое или юридическое лицо, выставившее вексель, является одновременно и плательщиком по нему. Простой вексель выдается покупателем продавцу при реализации последним товаров с отсрочкой платежа.

Переводной вексель (тратта) выставляет не заемщик, а кредитор (трассант). Он представляет собой приказ заемщику (трас­сату) об уплате в установленный срок определенной суммы денег третьему лицу (ремитенту) или предъявителю векселя, если он не именной, а предъявительский. С помощью переводного векселя кредитор может рассчитаться по своим собственным долгам.

Переводной вексель представляет приказ совершить платеж, исхо­дящий от лица, выдавшего вексель, но это еще не обязательство совершить платеж со стороны трассата. Поэтому переводной вексель должен быть подтвержден или акцептован им. Акцепт есть письменное согласие на оплату указанной в векселе суммы, т. е. принятия обязательства по нему. Акцепт есть одностороннее, безус­ловное и абстрактное обязательство. На лицевой стороне векселя должна появиться запись «согласен» или «принято к оплате». Акцеп­тант или векселедатель простого векселя является главным ответчиком за его оплату в установленный срок.

Это должники «первого порядка».

В целях повышения надежности векселя в обращении на нем ставится также подпись специального поручителя (гаранта). Она на­зывается авалем. Причем аваль может касаться как всей суммы долга, так и ее части. Тем самым лицо, совершившее аваль (авалист), принимает на себя ответственность за осуществление платежа, если трассат, трассант или индоссант не смогут это сделать.

Вексель до истечения своего срока может быть учтен в коммер­ческом банке по индоссаменту, что представляет собой выдачу его бывшему владельцу специального дисконтного кредита. В результате такой операции банк становится законным владельцем векселя, к нему переходят все права на предъявление его должнику[6,с.46].

Облигацией называется письменное долговое обязательство, в котором эмитент обязуется выполнить опреде­ленное условие — обратной выплаты полученной денежной суммы и установленного процентного вознаграждения. Это безусловное обяза­тельство эмитента данной ценной бумаги.

Облигация — это ценная бумага, которая:

1) вы­ражает заемные, долговые отношения между облигационером и эмитентом;

2) самостоятельно обращается на фондовом рынке вплоть до ее погашения     эмитентом и имеет собственный курс;             

3) обладает свойствами ликвидности, надежности, доходности и другими ин­вестиционными качествами.

Облигация имеет базовые характеристики — номинал, курс, пункт, купон (купонный процент), дата погашения, дисконт и др. Курс облигации определяется в процентах к номиналу. Дисконт (как и премия) — это разница между продажной ценой и номиналом облигации; в случае с премией эта разница положительна, а в слу­чае с дисконтом — отрицательна. Другое название дисконта — скидка. Купон (купонный процент} — это фиксированный процент, кото­рый устанавливается в момент эмиссии облигации. Исходя из этого процента облигационер получает регулярные платежи по облига­ции. Купон оформляется обычно как отрывная часть облигации. Чем выше размер купонного процента, тем выше ее инвестиционная привлекательность. Величина купона зависит от имиджа, надежно­сти эмитента. На него влияет также и срок обращения облигации. Чем длиннее срок, тем больше купон, так как рыночный риск прямо пропорционален сроку обращения облигации.

Облигация относится к основным ценным бумагам, активно используется на фондовом рынке и представляет собой срочную долговую бумагу, которая удостоверяет отношения займа между ее владельцем и эмитентом. Она выпускается, как правило, на срок от одного года и более. Эмитент обязуется выкупить облигацию в установленный срок[10,с.53].

Облигации выпускаются с целью привлечения дополнительных средств для проведения каких-либо мероприятий, способствующих увеличению прибыли или объема производства товаров. Средства от продажи облигаций государственных займов используются для покрытия дефицита государственного бюджета. Облигации имеют право вы пускать только юридические лица (предприятия и их объе­динения, акционерные общества, кооперативы, банки, государ­ство). Облигации бывают следующих типов:

§ именные — владельцы этих облигаций регистрируются в осо­бой книге, поэтому такие облигации обычно бескупонные;

§ на предъявителя — имеют специальный купон, являющийся свидетельством права держателя облигации на получение процен­тов по наступлении соответствующего срока;

§ обычные (неконвертируемые) — часто предусматривают воз­можность досрочного погашения посредством выкупа;

§ конвертируемые — выпускаются под заемный капитал с пра­вом конверсии (через определенный срок по заранее установлен­ной цене) в обыкновенные или привилегированные акции;

§ обеспеченные — выпускаются под залог и обеспечиваются недвижимостью эмитента или доверительной собственностью дру­гих компаний. Требования владельцев таких облигаций как креди­торов подлежат первоочередному удовлетворению;

§ необеспеченные — не обеспечиваются недвижимостью, по­этому владельцам таких облигаций не предоставляются преимуще­ства по сравнению с другими кредиторами. Ввиду этого они обла­дают действительной ценностью только в том случае, если эмитент имеет прочное финансовое положение и высокий "облигацион­ный" рейтинг;

§ с полным купоном — продаются по номиналу и характеризу­ются доходом по купону, равным текущей рыночной ставке;

§ с нулевым купоном — доход по ним выплачивается при по­гашении путем начисления процентов к номиналу без ежегодных выплат.

Опцион представляет собой ценную бумагу, являющуюся результатом опционного контракта, в соответствии с которым один из его участников приобретает право покупки или право продажи какого-то количества ценных бумаг по оговоренной цене в течение некоторого периода времени, а другой участник за денежную премию обязуется при необходимости продать или купить ценные бумаги по определенной договором цене. Как правило, опцион выставляется на обыкновенную акцию.

Под опционным контрактом подразумевают контракт, обязыва­ющий предлагающего держать предложение в силе в течение огово­ренного периода времени. Владелец опциона имеет право выбора купить (продать) его или отказаться от этого. Он не несет по нему никаких других обязательств, кроме уплаты премии. Целесообразность этого действия определяет сам покупатель, исходя из своих собствен­ных коммерческих интересов.

Варрант является специфическим видом ценных бумаг. Его появление связано с обязательством, которое продавец дает поку­пателю в отношении права собственности на уже обращающиеся ценные бумаги корпорации, обычно — обыкновенные акции. Как и с опционом, в отношении варранта существует гарантия права собст­венности, т. е. обязательство продавца передать право собственности без сохранения права на его удерживание продавцом.

Владелец варранта имеет право обменять эту ценную бумагу на указанное в нем количество обыкновенных акций по твердой цене в течение определенного периода времени, если курс этих акций достиг оговоренного порога.

Варрант — долгосрочная ценная бумага. Она выпускается, как пра­вило, вместе с облигациями корпорации и с ее привилегированными акциями, составляя одно целое. Это делает первичное размещение этих ценных бумаг, с одной стороны, более привлекательным, а с другой — уменьшает эмиссионные затраты корпорации. Если это рас­тущая, с четко выполняемыми планами компания, то варранты могут привлекать интерес будущих инвесторов.

В отличие от опционов, выпуск которых может осуществлять как эмитент, так и собственник портфеля ценных бумаг, эмиссия варрантов осуществляется эмитентом долговых обязательств.

После выпуска ценной бумаги с варрантом он отделяется от нее. Когда варрант отделяется от ценной бумаги, ее продажная цена уменьшается на цену варранта. При этом, попадая на вторичный рынок, варрант приобретает собственный рыночный курс. Цена, по которой варрант может быть обменен на новую ценную бумагу, называется ценой исполнения варранта[6,с.43].

Казначейские векселя представляют собой крат­косрочные облигации казначейства (министерства финансов). Они выпускаются в счет управления внутренним государственным долгом. Данный вид ценных бумаг обладает высокой ликвидностью, он занима­ет видное место в портфеле ценных бумаг корпорации, не случайно эти бумаги называют иногда «вторыми деньгами».

Казначейские векселя продаются со скидкой (дисконтом), т. е. ниже номинала, а выкупаются по номиналу. Полученная разница представляет собой капитализированный процент. Казначейские векселя выпускаются в форме векселей на предъявителя, платеж после окончания срока действия этого долгового обязательства производится его владельцу.

Депозитный сертификат является бан­ковской ценной бумагой, свидетельством о получении эмитентом сроч­ного вклада. Он представляет собой банковский депозит определенной деноминации с фиксированным сроком и фиксированным вознаграж­дением. Он выпускается, как правило, на предъявителя. Депозитный сертификат — перепоручаемая ценная бумага, имеющая активный вто­ричный рынок. Это высоко ликвидная ценная бумага.

Муниципальные облигации представляют со­бой ценные бумаги местных органов власти и предназначены для финансирования различных общественных проектов. Эти бумаги дол­госрочны и имеют купонные платежи. Оплата процентов и погашения основной суммы долга производится, как правило, из налоговых пос­туплений данного муниципалитета.

Фьючерсные контракты представляют собой ценные бумаги, причиной появления которых является договор о поставке оговоренного количества ценностей в течение известного периода времени по цене, установленной в момент заключения сделки. Фьючерсные контракты могут выставляться на товары, продаваемые на товарных биржах, а также на ценные бумаги государства в виде казначейских векселей и казначейских обязательств. Последние на­зываются процентными фьючерсами.

Ценовая определенность и обязательность исполнения — главные характеристики фьючерсов. Они не предусматривают немедленной передачи права собственности на приобретаемые по контракту цен­ности из одних рук в другие. На фьючерсном рынке приобретается гарантированное законом обязательство, которое может быть оформ­лено как сделка, учитывающая права на собственность. Еще одной спецификой фьючерсов является то, что они продаются независимо от того, существуют ли эти ценности в данный момент времени или нет.

Фьючерсы по своей сути схожи с опционами: и те, и другие дают возможность приобретать в будущем определенные фондовые ценности. Однако, в отличие от опциона, фьючерсы, во-первых, не являются актами купли-продажи, это твердое обязательство поставки ценности. Во-вторых, фьючерсный контракт включает требование обязательного расчета после окончания его срока. Невыполнение контракта предпо­лагает компенсацию или возмещение. В-третьих, риск, связанный с фьючерсной сделкой, гораздо выше, ибо исполнение сделки обяза­тельно. Если цена фондовой ценности понизится, то покупатель фью­черса может потерять гораздо больше, чем размеры премии по опциону. То же самое относится к продавцу фьючерса в случае, если цена возрастает.

Условия фьючерсного контракта стандартны. В нем указываются размер поставки, место и время поставки. Цена фьючерсного контракта определяется как результат соотношения спроса и предложения на биржевых аукционах. Расчеты по фьючерсным контрактам организо­ваны через клиринговые палаты бирж, связывающих между собой счета брокерских компаний-участников фьючерсных торгов.

Чек — вид ценной бумаги, денежный документ строго установленной законом формы, содержащий приказ владельца те­кущего счета в финансовом институте (чекодателя) о выплате вла­дельцу чека по его предъявлении суммы денег, обозначенной в этом обязательстве. Он предназначен для упрощения платежного оборота.

Чек является основным распорядительным документом по теку­щему счету. Его владелец может выписать какое угодно число чеков в пределах остатка по своему текущему счету. Выдача так называемых «безвалютных» чеков, т. е. оплата которых не обеспечена остатком на текущем счете или специальным кредитным соглашением с банком, карается по закону. Чек можно передать в уплату вместо денег, но это не сами деньги, а лишь требования на них.

Выставление чека предполагает взаимодействие трех сторон: че­кодателя — лица, выписавшего чек; чекодержателя — лица, получившего чек.

Приватизационные чеки представляют собой особый вид государ­ственных ценных бумаг, опосредующих механизм безвозмездной передачи гражданам государственной и муниципальной собственности в ходе ее приватизации. Поэтому они рассчитаны на сравнительно короткий период и подлежат погашению после обмена чека на акцию или на долю в имуществе приватизируемого предприятия[10,с.64].

Залоговые ценные бумаги выпускаются под уже существующие закладные. Закладная есть долговое обязательство, появление которого связано с получением кредита под развитие не­движимости (чаще всего — жилья). При этом последняя служит его обеспечением.

Одним из видов деятельности на вторичном рынке закладных является создание пула закладных. В этой связи создатели пула закладных выпускают специальные ценные бумаги, которые представ­ляют на рынке определенную долю этого пула, и их владельцы становятся совладельцами этого пула. Взносы по закладным распре­деляются между держателями этих ценных бумаг. Основными эмитен­тами этих ценных бумаг являются банки.

В случае невозможности выплаты по этим ценным бумагам их владелец имеет право на собственность в виде недвижимости и может продать их в счет погашения долга[6,с.49-51].

 


2 Специфика становления и функционирования рынка ценных бумаг в странах с переходной экономикой

Фондовый рынок в странах с развитым рыночным хозяйством развивался на протяжении многих десятилетий. В Республике Беларусь этот процесс протекает особенно трудно, поскольку формирование рыноч­ных отношений, начавшееся не более 10—15 лет назад, связано с преодоле­нием многих препятствий, созданных старой экономической системой [12,с.141]

В любой развитой стране основу рынка ценных бумаг формирует акцио­нерная собственность. В этих странах около половины рынка ценных бумаг (за исключением срочного рынка) в терминах рыночной капитализации составляют долевые ценные бумаги — акции. Одной из основных причин по­явления акционерного капитала является приватизация государственной собственности. Явление приватизации стало одним из наиболее значитель­ных экономических событий XX века. Под ее влиянием морально устаревшие и убыточные государственные предприятия превращались в прибыльные и мощные частные производства. Даже в немногочисленных государствах, ко­торые все еще сопротивляются ей, уже начинает формироваться понимание неизбежности этого процесса.

На протяжении большей части XX века в мире доминировали идеологии государственного планирования и управления, начиная с полностью центра­лизованного планирования в социалистических странах и нацистской Герма­нии и заканчивая сторонниками и последователями Джона Кейнса, поощряю­щими вмешательство государства в естественные рыночные процессы. И только в последние два десятилетия волна огосударствления экономики схлынула, причем с такой силой, что эти двадцать лет практически полностью перевернули устои предыдущих восьмидесяти.

Давно прошло то время, когда экономисты должны были приводить дово­ды в пользу приватизации. В настоящее время нет необходимости анализи­ровать ее успехи. Мир уже на собственном опыте убедился в ее преимущес­твах.

На данном этапе перед экономистами стоят следующие проблемы: ка­ким образом провести приватизацию? как минимизировать вероятность про­вала? как увеличить шансы на успех?

Согласно первоначальным планам программа массовой приватизации в Беларуси должна была быть завершена к середине 2000 года. Именно этой датой ограничивался срок действия именных приватизационных чеков. Одна­ко сначала срок выдачи чеков был продлен до 1 июля 1997 года. Затем срок обращения чеков был увеличен на три, а срок погашения отодвинут на четыре года. Факт неоднократного продления сроков является убедительным дока­зательством вялости процессов изменения форм собственности в Беларуси. Предпринимавшиеся государством попытки реанимирования программы массовой приватизации не принесли успеха. Доля погашенных к настоящему времени приватизационных чеков свидетельствует о том, что сама ее схема не была жизнеспособной.

Процессами приватизации движут экономические законы. Централизо­ванное планирование и управление не могут превзойти рыночные механизмы. Управляемая государством экономика вызывает искажения, которые снижают эффективность хозяйственных процессов. Она разрушает стимулы и подавляет способность предприимчивых людей к использованию благопри­ятных возможностей, размывает сигналы, которые свободные цены посыла­ют производителям и потребителям.

Но, пожалуй, самым важным является то, что государственная экономика политизирует промышленность, деятельность которой должна зависеть исключительно от экономических факторов. Она не в состоянии столь же эффективно распределять ограниченные ресурсы, как это делает частный бизнес, по причине того, что для государства не существует конкуренции. Чи­новник, отвечающий за какое-либо государственное предприятие (сектор, отрасль) или курирующий его, преследует свои собственные (или государ­ственные) интересы, которые не обязательно соответствуют экономическим потребностям общества. Следствие этого — появление убыточных предпри­ятий, находящихся в государственной собственности и лежащих тяжелым бременем на бюджете. Приватизация позволяет ослабить это бремя, а также влияние государственных чиновников и сделать экономические процессы бо­лее эффективными.

Таким образом, экономической целью приватизации является создание эффективной хозяйственной структуры. Рынок сам расставит все точки над «I» и приведет в соответствие структуру производства и структуру обществен­ных потребностей. В этом отношении существующая в настоящее время иде­ология приватизации, являющаяся, видимо, новой государственной полити­кой, представляется неверной. В частности, данная схема предполагает про­дажу частигосударственных пакетов акций предприятий, не относящихся к списку так называемых «голубых фишек», за иностранную валюту. Выручен­ная таким образом валюта пойдет на пополнение золотовалютных резервов страны, которые будут использоваться для поддержания обменного курса бе­лорусского рубля. Первый этап по реализации этой модели приватизации, а именно определение спроса инвесторов на ценные бумаги, уже начался в но­ябре 2000 года при помощи Белорусской котировочной автоматизированной системы (БЕКАС) на Белорусской валютно-фондовой бирже. До начала 2001 года успешно прошло несколько пробных торгов.

Данная схема на первый взгляд обладает некоторыми достоинствами. Очевидно, предполагается, что в качестве покупателей государственных па­кетов акций выступят иностранцы. Однако иностранные инвесторы, инвести­ровавшие валюту в акции, окажутся «повязанными» с нашей экономикой, поскольку продать эти акции они вряд ли смогут. У нас отсутствует фондовый рынок, да и валютное регулирование меняется чуть ли не каждый час, что не позволяет быть уверенным в возможности репатриации не только прибыли, но и самих инвестиций. [12,с.35-36]

Такая модель приватизации эквивалентна тому, что помимо определен­ной суммы, необходимой для покупки самих акций (эти деньги пойдут в доход государства), инвесторам придется найти ресурсы для инвестиций в само производство или его реструктуризацию хотя бы для того, чтобы окупить свои первоначальные инвестиции. Для многих потенциальных отечественных инвесторов такая финансовая ноша окажется просто неподъемной. Это первый и весьма существенный недостаток.

Более того, прогнозы относительно заинтересованности иностранных инвесторов в белорусских предприятиях чрезмерно оптимистичны. В реаль­ности, как показывает опыт приватизации в странах Центральной и Восточной Европы, на это могут рассчитывать лишь считанные единицы. Понятно, что это будут наиболее успешно развивающиеся предприятия, которые сумели провести реструктуризацию производства самостоятельно либо занимают ключевые позиции в определенных хозяйственных процессах. Следователь­но, в большинстве случаев государственные пакеты акций будут покупать отечественные инвесторы. Если государство действительно заинтересовано в продаже доли своей собственности, рано или поздно оно будет вынуждено смягчить условия продажи собственных пакетов акций. Процесс приватизации не должен быть самоцелью, напротив, приватизация должна рассматриваться как один из наилучших инструментов проведения реструктуризации экономики и, как следствие, повышения экономической эффективности и роста.

    Второй недостаток рассматриваемой модели заключается в том, что сам подход к приватизации вызывает сомнения в своей жизнеспособности. Непо­нятно, почему потенциальный инвестор должен предоставлять предприятию два«кредита»: первый раз это произойдет, когда инвестор приобретет акции предприятия, а второй раз—при модернизации производства. Вполне доста­точно второго кредита. При практически полном отсутствии иностранных инвестиций в белорусскую экономику, поскольку их объем, по оценкам экспертов, составляет менее процента от необходимого уровня, вряд ли иностранные инвесторы соблазнятся такими условиями. В противном случае в стоимость акций приватизируемых предприятий необходимо заложить поправку на затраты по приобретению самих акций. Но и тогда средства, направляемые на покупку акций, не могут рассматриваться в качестве инвес­тиций, поскольку носят непродуктивный характер и представляют собой ско­рее налог на участие в деятельности акционерного общества. Продажа акций государством в процессе приватизации (при наличии существенной доли го­сударства в акционерном капитале) объективно отличается от обращения акций на вторичном рынке, поскольку государство продает акции по причине того, что оно не всостоянии обеспечить эффективность деятельности предприятия.

В подавляющем большинстве приватизируемых предприятий контроль­ный пакет остается в руках государства. Очевидно, что этот факт в совокуп­ности с неудовлетворительным уровнем корпоративного управления, осу­ществляемого государственными органами, не позволит инвесторам прово­дить собственную экономическую и хозяйственную политику на предприяти­ях, что еще больше снижает инвестиционную привлекательность последних.

Под сомнение можно поставить еще многие аспекты данной модели при­ватизации. Например, идея пополнения валютных резервов за счет продажи государственной доли в уставных фондах акционерных обществ очень спорна. Существует множество других механизмов монетарной природы, направленных на поддержание обменного курса. При отрицательном сальдо торгового баланса, уже долгое время превышающем 1 млрд. долларов США в год, поощрение «бегства» капитала за границу посредством интервенций на внутреннем, а как показывает история, и на внешнем валютном рынке стано­вится государственной задачей исключительной важности — само государ­ство стимулирует этот процесс.

Более того, можно с уверенностью утверждать, что активы приватизируе­мых акционерных обществ не имеют реальной рыночной стоимости и, скорее всего, недооценены в силу отсутствия действующего вторичного рынка корпоративных ценных бумаг. Как показывает мировая практика, капитализа­ция фондовых рынков развивающихся стран растет опережающими темпами по отношению к фондовым рынкам развитых стран. Во многих странах с пере­ходной экономикой за период проведения ключевых реформ в экономике ка­питализация рынка ценных бумаг увеличивалась в десятки раз. Поскольку в соответствии с указанными выше документами единственной целью продажи пакетов акций, принадлежащих государству, является пополнение золотова­лютных резервов, то очевидно, что она противоречит механизму их пополне­ния (или времени реализации этого механизма).

Все использовавшиеся или использующиеся схемы приватизации можно свести к двум типам — массовой (ваучерной) и «поименной» приватизации. Выбор ме­тода, как правило, обусловлен государственными приоритетами в отношении условий продаж, прозрачности приватизации, расширения и углубления рынков капитала, улучшения корпоративного управления на предприятиях, а также прямым влиянием технологических и управленческих ноу-хау.

Программы массовой приватизации (ПМП) разрабатываются с целью справедливого распределения богатства страны и широкогоучастия населе­ния в приватизации. Однако ПМП не гарантируют эффективность приватиза­ции, поскольку они не вовлекают новый капитал или опыт, не создают меха­низмов контроля и управления администрацией предприятий со стороны акционеров, не приносят государству доход.

Суть схемы «поименной» приватизации, обычно применяемой в странах с развитым фондовым рынком, заключается в продаже предприятий стратеги­ческому инвестору за деньги (например, выкуп предприятий работниками или администрацией) или с помощью механизма IPO. Эта схема обеспечивает эффект — она приносит государству доход, создает условия для контроля над администрацией предприятий, открывает доступ к финансовым ресур­сам и опыту.

Однако этот подход не способствует широкому участию населе­ния в процессах приватизации и является достаточно медленным.

Приватизация, проводимая с помощью публичного предложения акций, представляет собой наиболее прозрачный механизм смены собственности. Однако он требует определенной степени развития финансовых рынков, а также хорошо развитой законодательной инфраструктуры. Этот метод боль­ше всего подходит для приватизации некоторых крупных компаний, которые не требуют проведения немедленной реструктуризации. Метод IPO является инструментом расширения и углубления рынков капитала, он также содей­ствует распространению корпоративной культуры среди населения, посколь­ку предполагает участие в приобретении акций достаточно широкого круга инвесторов.

Одной из модификаций метода IPO является продажа значительного па­кета акций стратегическому инвестору параллельно с размещением публич­ного предложения. Объединяя два подхода, правительство извлекает преи­мущества обоих методов. Приватизированные таким образом компании по­лучают стабильную администрацию, а также определенную гарантию от «враждебного слияния компаний» в течение нескольких лет после проведе­ния приватизации.

Во многих странах задача выбора схемы проведения приватизации еще не решена. Некоторые страны с переходной экономикой (например, Россия) выполнили ПМП, однако сохранили государственную долю во многих частич­но приватизированных компаниях и оставили в государственной собствен­ности огромные неприватизированные отрасли экономики (обычно это инфраструктурные отрасли — транспорт, энергетика, телекоммуникации, а также финансовый сектор — банки и страхование). Этот путь избрали страны Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Основной причиной такого выбора было стремление к равенству: объем частного капитала, способного приобретать приватизируемую собственность, был крайне низким по сравне­нию с ее стоимостью.

В других крупных странах (например, в Китае), где государственный сектор экономики продолжает существовать в значительных масштабах, ши­рокий переход прав собственности к населению при условии получения мини­мальных доходов (как это предусматривается в ПМП) может быть политичес­ки неприемлем. Более того, программа приватизации может быть недоста­точно большой для поддержки действительно массовой приватизации. В то же время потенциальная роль продаж с аукциона ил и с помощью IPO являет­ся также ограниченной, поскольку покупательная способность частного сектора очень низка, а финансовая инфраструктура недостаточно развита.

Низкий уровень благосостояния сам по себе не является проблемой для приватизации (в отличие от задачи получения государством доходов), так как всего лишь означает установление низких цен на приватизируемые активы. Более существенной проблемой является распределение частно­го капитала, что обусловлено существованием черного рынка и ангажиро­ванностью государственных чиновников. В странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза поименная приватизация была политически не­допустимой, поскольку она создавала угрозу перехода государственной собственности в руки правящей партии, мафии и иностранцам по низким ценам.

Большие нарекания вызывает также эффективность ПМП. В связи с тем что собственность распределяется «бесплатно», акционеры не несут никако­го реального риска, что становится причиной равнодушия по отношению к де­ятельности компании. В результате вместо того, чтобы создать для акционе­ров рычаги влияния на администрацию предприятий, ПМП приводит к росту беспредела и произвола руководящей верхушки компаний.

Из вышесказанного следует, что применение программы массовой прива­тизации или поименного метода приватизации с теми или иными незначи­тельными вариациями нецелесообразно и скорее всего не приведет к желае­мым результатам. Выход, как всегда, находится посередине. Этот метод по­лучил название «IPO+» и является существенным развитием метода IPO.[12,с.127-128]

В нашей стране фондовый рынок только начинает свое развитие. Однако на данном этапе существует критическая потребность в целенаправленной государственной поддержке. В условиях острейшей необходимости модер­низации производств белорусских предприятий развитие фондового рынка может стать тем источником финансовых ресурсов, который позволит прео­долеть существующий кризис недостаточного инвестирования. Тем не менее развитие фондового рынка нельзя проводить обособленно. Даже при усло­вии существования полноценного рынка ценных бумаг вполне возможно, что средства потенциальных инвесторов не поступят на фондовый рынок. Это может происходить по трем причинам, которые являются следствием взаи­мосвязи трех составляющих финансового рынка.

Во-первых, средства могут быть использованы на потребление. Основ­ную часть инвестиций на фондовый рынок поставляет население. Если насе­ление имеет доходы, превышающие его расходы на потребление, то инвести­ции увеличиваются и наоборот. Увеличение занятости, рост заработной пла­ты, снижение налогов способствуют притоку капитала на фондовый рынок. Однако высокий уровень инфляции может привести к тому, что практически все средства населения будут использованы на потребление.

Во-вторых, инвесторы вместо биржевых активов могут отдать предпочте­ние любым другим способам использования средств. Конкуренция существу­ет не только между реальными инвестициями и финансовыми вложениями, но и внутри секторов финансового рынка, например вложение средств в ва­люту, на депозиты в банк или для приобретения биржевых активов.

В-третьих, доходы могут быть инвестированы за границей, а такой инвес­тор становится международным. Выбор страны для инвестиций определяет­ся базовыми рыночными законами и обусловлен социально-политическим или экономическим климатом в рассматриваемой стране, налоговой полити­кой правительства и т.д.

Рынок ценных бумаг не является местом финансовых спекуляций или уза­коненным способом скупки отечественных предприятий. Спекулянты столь же необходимы фондовому рынку, сколь фондовый рынок необходим спеку­лянтам. Только благодаря спекулянтам создается ликвидность рынка, которая и обеспечивает ему существование. Безусловно, ценовые флуктуации на фондовом рынке определяются балансом спроса и предложения на конкрет­ные инструменты. Однако более фундаментальной причиной ценовых коле­баний являются совокупные ожидания рынка по поводу будущих доходов компаний или изменение общего направления движения рынка.

Существенный дисбаланс между рынками государственных и корпора­тивных ценных бумаг в сторону государственных ценных бумаг обычно приво­дит к финансовым пирамидам на государственном уровне. Для примера можно отметить, что до кризиса в России в августе 1998 года объем рынка российских государственных ценных бумаг превышал объем рынка корпора­тивных бумаг более чем в 10 раз. Последствием такого дисбаланса, как известно, явилась невозможность российского правительства платить по своим обязательствам. Наша страна пока далеко от такого развития событий, но только «благодаря» низкой емкости отечественного фондового рынка, кото­рая не превышает считанных процентов по отношению к ВВП.

Тот факт, что процесс формирования фондового рынка в Беларуси уже за­тянулся на тринадцать лет, позволяет сделать вывод о том, что на пути белорус­ского рынка ценных бумаг стоит очень сложная и тяжело преодолимая проблема. Она заключается в том, что руководящие лица государственных органов и предприятий, а вообще говоря, подавляющая часть населения не понимают сути фондового рынка, тех механизмов, которые этот рынок предлагает экономике. И то, что за девять лет в этом направлении не прои­зошло существенных изменений, не внушает большого оптимизма по поводу бурного развития фондового рынка в ближайшем будущем.

Фондовый рынок является наиболее приближенной реализацией к модели рынка с совершенной конкуренцией. Государство должно выступать только в качестве гаранта законности действий участников рынка! Его присутствие должно ощущаться, а не быть видимым. Любое вмешательство государ­ственных органов равносильно нарушению естественного баланса сил спро­са и предложения. Последствия таких вмешательств тяжело предсказуемы. Тем не менее можно с достаточной уверенностью утверждать, что государ­ственное регулирование экономики будет носить скорее негативный, т.е. ограничительный, характер, что особенно справедливо для развивающихся экономик, где отсутствуют сильные экономические традиции и устои.

Причиной потенциально негативного характера государственного регули­рования является так называемая «диалектика регулирования». Предпосыл­ками противостояния участников рынка и государственных органов являются различные цели их деятельности. Деятельность регулирующих органов, как правило, направлена на обеспечение безопасности, стабильности, в то вре­мя как участники рынка ставят своей целью максимизацию каких-либо показа­телей: доходов, размера и т.д. При условии ограничения свободы действий участники рынка пытаются обойти эти ограничения и ищут «дырки» в законах. Регулирующие органы реагируют на эти действия, закрывая существующие недостатки законодательства. Несмотря на тот факт, что эта борьба стимулирует финансовые инновации, выгоды и стоимость регулирования очень тяже­ло оценить, поскольку выгоды очевидны в краткосрочном периоде, а полная оценка убытков и потерь от регулирования требует намного больше времени. Более того, чрезмерное количество различных проверяющих и контролирую­щих органов не позволяет экономическим субъектам заниматься своей не­посредственной деятельностью.

Основополагающей первопричиной инвестиций и экономического роста являются сбережения субъектов экономики. В начале процесса реформ во всех странах с переходной экономикой норма сбережений резко упала. Этому способствовали несколько факторов. Во-первых, в условиях широкого контроля за ценами и объемом товаров, существовавших при коммунисти­ческом режиме, потребители были не в состоянии определить свой опти­мальный уровень потребления, что приводило к искусственно завышенным нормам сбережений. Во-вторых, доходность инвестиций была крайне низкой.

Для стимулирования сбережений и вложений денежных средств в инвес­тиции (реальные или финансовые) должны выполняться два основных пра­вила. Во-первых, государство на уровне макроэкономической политики не должно допускать инфляцию, т.е. отвлечение средств от инвестиций на спе­куляции с товарами, валютой и недвижимостью. Во-вторых, владельцы де­нежных средств должны иметь право максимального непосредственного участия в определении направлений вложения капитала и контроля над ним. Наиболее эффективный способ увеличения нормы сбережений, доступный правительствам переходных экономик, состоит в сокращении дефицита бюджета.

Для оздоровления экономики необходимы смена экономических приори­тетов и переход к использованию стимулирующих методов, таких, как налого­вые льготы для инвесторов, бюджетная поддержка при развитии стратегичес­ких направлений экономики и т.д. очень важно также предоставить возмож­ность населению легализировать денежные средства в иностранной валюте. Для успешного решения данного вопроса целесообразно разрешить гражда­нам зарегистрировать свои валютные средства без указания на источник их поступления, т.е. без налоговых и штрафных санкций.

На начальном этапе своего развития фондовый рынок, безусловно, будет иметь спекулятивный характер. Это объективный закон, свойственный чело­веку, а не каким-либо искусственным механизмам. Лишь после появления у участников рынка доверия к системе рынка, его организации, качеству госу­дарственного контроля и т.д., рынок ценных бумаг начнет приобретать инвес­тиционный характер.

В целом проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что бело­русский фондовый рынок испытывает большое количество разнообразных по своему характеру и влиянию проблем. Фактически единственным полноцен­ным финансовым инструментом на белорусском рынке ценных бумаг являются государственные облигации. Однако и этот сегмент рынка испытывает достаточно серьезные трудности.

Последние несколько лет государственные органы власти и управления занимают более активную позицию в отношении национального фондового рынка по сравнению с предыдущим периодом существования рыночной эко­номики. Целенаправленная государственная поддержка позволяет ожидать в ближайшее время существенных изменений в сфере ценных бумаг. Однако только после разрешения целого комплекса проблем рынок ценных бумаг мо­жет стать полноценным механизмом привлечения и заимствования финансо­вых ресурсов субъектами хозяйствования различных форм собственности, а также государственными органами власти и управления.

Приток международного капитала в страны с переходной экономикой име­ет фундаментальную важность для процесса экономической трансформа­ции. Он может внести существенный вклад и помочь правительствам исполь­зовать потенциал роста. Национальные финансовые системы все еще не мо­гут предложить достаточную поддержку инвесторам — сбережения крайне ограничены, особенно на этапе восстановления после рецессии переходного периода, когда ожидание будущих доходов стимулирует потребление. Кроме того, приток международного капитала значительно способствует снижению затрат финансирования инвестиций и является ключевым источником фи­нансирования возрастающих инвестиционных потребностей особенно на поздних этапах трансформации.

Как показывают исследования Европейского банка реконструкции и развития, ряд стран бывшего СССР достигли большего уровня реформ в первые четыре года перехода к рыночной экономике (с 1991 по 1995 год) по сравнению с наиболее успешными странами-реформаторами Восточной Европы — Венгрией и Польшей (с 1988 по 1992 год), хотя в реальном времени первые значительно отстают. Однако во многих странах бывшего СССР лица, выигравшие от частичной либерализации и приватизации, часто стремились заблокировать дальнейший ход реформ и сохранить за собой преимущества, созданные частично либерализованной экономикой.

Хотя процесс реформ иногда и приобретает обратный характер, в целом в регионе наблюдается поступательный прогресс. Тем не менее для достиже­ния дореформенных объемом производства в странах СНГ потребуется как минимум десять лет сравнительно высоких темпов экономического роста. Бо­лее того, темпы экономического роста должны превышать рост в странах Центральной и Восточной Европы на протяжении нескольких поколений, что­бы страны СНГ смогли достичь тех же уровней доходов, что и наиболее успешные переходные экономики. Развитие рынка ценных бумаг является жизненно необходимым элементом в этом процессе [12,с.143-144]





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: