Особености формирования рынка ценных бумаг, и перспективы его развития

Рынок ценных бумаг Республики Бе­ларусь представляет собой совокупность законодательной базы, специализированной инфраструктуры, опреде­ленных видов ценных бумаг, выпускае­мых эмитентами Республики Беларусь и обращающихся на биржевом и вне­биржевом рынках, а также эмитентов и владельцев этих бумаг.

Основу инфраструктуры рынка со­ставляют ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", депозитарная система для регистрации прав собственности на ценные бумаги, состоя­щая из унитарного государственного предприя­тия 'Республиканский центральный депозита­рий ценных бумаг" и депозитариев второго уров­ня (функции центрального депозитария по го­сударственным ценным бумагам выполняет Национальный банк), а также профессиональ­ных участников рынка ценных бумаг[13,с.10].

Рынок ценных бумаг Республики Беларусь представлен следующими основны­ми сегментами:

- корпоративные ценные бумаги (акции юридических лиц);

- государственные ценные бумаги (ГКО, ДГО);

- муниципальные ценные бумаги (жилищ­ные облигационные займы);

- векселя юридических лиц;

- векселя банков;

На текущий момент в Беларуси создано более 1,5 тысячи акционерных обществ открытого типа. Акционеров насчитывается свыше 100 тысяч.

В переходный период в акционерные общества трансформируются государственные предприятия. За последние годы таким же способом поменяли свой первоначальный статус и «народные предприятия» (долевая собственность трудовых коллективов). Создаются также и новые акционерные общества, включая совместные предприятия с иностранными инвесторами, дочерние структуры крупных предприятий и т.д. [9, с.612].

Основным документом, регулирующим органи­зованное обращение акций и облигаций на территории Республики Беларусь, является За­кон Республики Беларусь "О ценных бумагах и фондовых биржах" от 12 марта 1992 г. № 1512-ХН [1,с.10]

Рынок акций в Беларуси все еще редко используется как источник финансирования, сегодняшний рынок акций - рынок для установления контроля за "стратегическими" предприятиями (в сравнении со сформированными рынками, где в большинство сделок включены инвесторы, заинтересованные в получении дивидендов и прибыли от торговли акциями Капитализация рынка акций в Беларуси остается на низком уровне, но является относительно приемлемой для стран с переходной экономикой [13,с.11] (Приложение 1).

Действующие акционерные общества практически не прибегают к повторной эмиссии ценных бумаг с целью привлечения дополнительных денежных средств. Исключение составляют лишь так называемые системообразующие белорусские банки, которые таким способом стремятся нарастить уставный капитал и выполнить соответствующие нормативные требования Национального банка.

Позитивный опыт по привлечению акционерного капитала накоплен на ОАО «Амкодор-Ударник», которое является одним из лидеров по объёму сделок с акциями на вторичном рынке.

После ряда административных отмен результатов дополнительных эмиссий (например, Минский маргариновый завод) в законодательство было введено правило, согласно которому подписка на акции дополнительного выпуска возможна лишь после переоценки имущества, включённого в уставный фонд, а продажа акций по более низким ценам запрещена.

Изменён порядок обращения ценных бумаг открытых акционерных обществ. Обращение таких ценных бумаг после прохождения процедуры листснга осуществляется только через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», за исключением акций, принадлежащих государству (постановление СМ РБ от 10.07.2002г. №932). Ранее сделки с фондовыми бумагами можно было совершать и на внебиржевом рынке. 

В то же время нельзя сказать, что фондовый рынок в Беларуси абсолютно мёртв. По состоянию на 1.01.2003г. к обращению на бирже были допущены акции 106 эмитентов. Всего было продано акций на 805,7 млн. BYR.[9, с.613-614]

Государственные ценные бумаги (ГКО. ДГО)

Выпуск указанных ценных бумаг осуществля­ется в целях привлечения временно свободных денежных средств юридических лиц, в том числе иностранных, для финансирования дефицита рес­публиканского бюджета.

В соответствии с Законом "О внутреннем госу­дарственном долге" от 07.05.1993 г. № 2328-ХИ право привлечения заемных средств у юридичес­ких и физических лиц принадлежит только Мини­стерству финансов Республики Беларусь. Поста­новление Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.1997 № 1673 "Об утверждении основных условий выпуска государственных ценных бумаг в Республике Беларусь" конкретизирует статус Ми­нистерства финансов в качестве эмитента госу­дарственных облигаций. Выпуск государственных облигаций осуществляется Министерством финан­сов от имени Правительства Республики Беларусь[1,с.9].

Наиболее распространенной формой первич­ного размещения государственных облигаций яв­ляется их продажа на закрытом аукционе, прово­димом Национальным банком Республики Бела­русь.

Правила заключения сделок с гос.облигациями на бирже, регламент торгов, расчетов и депозитарного обслуживания регулируются соответствующи­ми документами Белорусской валютно-фондовой биржи, Национального банка и Центрального де­позитария Национального банка Республики Бела­русь. В частности, основным внутренним норматив­ным документом биржи, регламентирующим поря­док заключения сделок является ’’Порядок заклю­чения сделок по купле-продаже государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального бан­ка Республики Беларусь’’ № 1219 от 23.11.1999 [1,с.9].

Динамику развития рынка ГКО можно увидеть в приложении 2 и приложении 3.

Векселя банков.

Следует заметить, что рынок векселей банков наиболее динамично раз­вивающийся сегмент фи­нансового рынка. Отмеча­ется постоянное снижение объемов выпуска векселей хозяйствующих субъектов (исключая выпуск векселей ГП "Белтрансгаз") и увеличение ис­пользования в хозяйственном обороте вексе­лей банков, как более ликвидного и платежес­пособного инструмента.

Именные приватизационные чеки "Имущество".

Именные приватизационные чеки "Имущество" введены в Республике Беларусь в 1994 году в целях осуществления безвозмездной передачи час­ти государственной собственности только гражданам Республики Беларусь. Этот процесс определен Законами Республики Беларусь "О разгосударств­лении и приватизации государственной собственности в Республике Бела­русь" и "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь"[20,с.332].

В соответствии со статьей 1 Закона «Об именных приватизационных чеках имущества Республики Беларусь», приватизационные чеки обеспечивают госсобственностью, подлежащей безвозмездной передаче гражданам РБ и свидетельствуют о праве его владельца на долю в приватизируемой госсобственности [14,с.32].

Сроки начис­ления, выдачи и обращения чеков неоднократно продлевались. Делалось это, конечно, с благими целями: чтобы как можно больше жителей респуб­лики получили сертификаты. Сегодня граждане Республики Беларусь используют начисленные им ИПЧ "Имущество" следующим образом:

- обменивают чеки на акции специализированных инвестиционных фондов;

- продают чеки при посредничестве профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- приобретают за чеки акции первой эмиссии акционерных обществ, со­зданных в процессе разгосударствления и приватизации государственных предприятий. [18,с.15].

Тот факт, что процесс формирования фондового рынка в Беларуси уже за­тянулся на десять лет, позволяет сделать вывод о том, что на пути белорус­ского рынка ценных бумаг стоит очень сложная и тяжело преодолимая проблема. Она заключается в том, что руководящие лица государственных органов и предприятий, а вообще говоря, подавляющая часть населения не понимают сути фондового рынка, тех механизмов, которые этот рынок предлагает экономике. И то, что за десять лет в этом направлении не прои­зошло существенных изменений, не внушает большого оптимизма по поводу бурного развития фондового рынка в ближайшем будущем [12,с.165].

Однако сейчас готовится новый закон по образцу аналогичного Российской Федерации, и на это есть свои причины. На сегодняшний день в республике действует введенный в 1998 году указом президента мораторий на операции с акциями: заблокирована движение ценных бумаг, приобретенных за чеки «Имущество» и по льготной продаже. По всей видимости, выход нового закона будет совпадать по срокам с окончанием и чековой приватизации, и мораторий на операции с акциями. Тогда и начнется огромное движение на рынке ценных бумаг, не совместимый с тем что мы имеем сегодня. Практически нет сомнений что с приходом российского капитала в Беларусь будут формироваться новые крупные пакеты акций, появляться новые владельцы предприятий. Можно спрогнозировать, что те акции, которые были приобретены населением за чеки «Имущество», будут скупаться новыми потенциальными инвесторами. Тогда и начнется очень резкое оживления рынка [4,с.6].

Что касается перспектив развития рынка ценных бумаг, то его можно охарактеризовать исходя из основных направлений деятельности Комитета по его совершенствованию.

- Организация повышения уровня информационного и аналитического обслуживания уча­стников рынка ценных бумаг на основе со­временных информационных технологий.

-  Реализация мер по внедрению программы развития электронной торговли на фондовом рынке республики. В настоящее время на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" функ­ционирует информационная котировальная система "БЕКАС", на основе которой разрабатыва­ется электронная торговая система типа РТС". Нормативно-правовое обеспечение органи­зации биржевой торговли производными ценны­ми бумагами. Осуществляется разработка сис­темы организованной торговли производными ценными бумагами (фьючерсами и опционами), призванными хеджировать риски участников фондового рынка. Первыми шагами в этом на­правлении являются установление на законно дательном уровне норм определяющих понятие производных ценных бумаг, которые отражены в Положении о производных ценных бумагах, утвержденном Комитетом по ценным бу­магам. Кроме того, биржей подготовлен ряд документов, необходимых для организации бир­жевой торговли производными ценными бумагами, а именно: Правила Секции срочного рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа"; Программа обучения трейдеров для рабо­ты в Секции срочного рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа": Порядок проведе­ния расчетов по сделкам, совершаемым в Секции срочного рынка ОАО ''Белорусская валют­но-фондовая биржа".

- Разработка механизмов корпоративного управления, действенного перераспределения собственности и защиты прав инвесторов,

-  Разработка нормативных документов по стимулированию участия на рынке ценных бу­маг Республики Беларусь институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний и инвестиционных фондов). Предсто­ит серьезная работа, связанная с разработкой законодательства для деятельности стратеги­ческих инвесторов - пенсионных, инвестицион­ных, паевых фондов, страховых компаний являющихся основными инвесторами на разви­тых фондовых рынках.

- Реализация программы по активизации выпуска краткосрочных, среднесрочных и дол­госрочных долговых ценных бумаг. Комитетом по ценным бумагам разработана правовая база для выпуска облигаций без обеспечения зало­гом для финансирования инвестиционных про­ектов, что приведет к активизации инвестици­онной деятельности юридическими лицами на территории Республики Беларусь.

 Известно, что ценные бумаги являются ча­стью национального богатства, которые увели­чиваются как в абсолютном выражении, так и по удельному весу. Поэтому хранение этой формы национального богатства является го­сударственной задачей[6,с.6-7].

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что в настоящее время рынок ценных бумаг в Республике Беларусь, по-прежнему находится в начале своего формирования. За прошедшие десять лет тенденции развития рынка ценных бумаг не всегда были положительны­ми. И тот факт, что процесс формирования фондового рынка в Беларуси уже за­тянулся на десять лет, позволяет сделать вывод о том, что на пути белорус­ского рынка ценных бумаг стоит очень сложная и тяжело преодолимая проблема. Она заключается в том, что руководящие лица государственных органов и предприятий, а вообще говоря, подавляющая часть населения не понимают сути фондового рынка, тех механизмов, которые этот рынок предлагает экономике. И то, что за десять лет в этом направлении не прои­зошло существенных изменений, не внушает большого оптимизма по поводу бурного развития фондового рынка в ближайшем будущем.

Фондовый рынок является наиболее приближенной реализацией к моде­ли рынка с совершенной конкуренцией. Государство должно выступать толь­ко в качестве гаранта законности действий участников рынка. Его присутствие должно ощущаться, а не быть видимым. Любое вмешательство государ­ственных органов равносильно нарушению естественного баланса сил спро­са и предложения. Последствия таких вмешательств тяжело предсказуемы. Тем не менее, можно с достаточной уверенностью утверждать, что государ­ственное регулирование экономики будет носить скорее негативный, т.е. ограничительный, характер, что особенно справедливо для развивающихся экономик, где отсутствуют сильные экономические традиции и устои.

Создание фондового рынка в Республике Беларусь сдерживалось по различным причинам, среди которых можно выделить следующие:

- отсутствие широкомасштабной приватизации;

- неполная и не всегда адекватно совершенная нормативная база;

- недостаточная технологическая оснащенность (несовершенна тех­нология торговли на вторичном рынке);

- незащищенность инвесторов от необоснованного риска;

- нестабильность законодательства;

- трудности с реализацией права собственности граждан на долю государственной собственности и т.д.

Только с устранением этих и ряда других причин можно связывать дальнейшее развитие рынка ценных бумаг и говорить о перспективах его развития.

По вопросу о развитии рынка государственных ценных бумаг необ­ходимо отметить следующее. Беларусь может дестабилизировать финан­совый рынок, поэтому государственный долг нужно сокращать или, по крайней мере, остановить темпы его наращивания. Необходимо разрабо­тать правительственную программу, но снижению объемов заимствова­ний, увеличению среднего срока заимствований и прекращению на этой основе роста государственного долга. Вместе с тем необходима программа повышения доходной части бюджета.

       

 

    


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аксенов А. Нормативные аспекты функционирования биржи ценных бумаг // Белорусский фондовый рынок.2002г.,№1.

2. Бердинова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. М.,2000.

3. Буреник А.Н. Рынок ценных бумаг и производство финансовых институтов. М.,1998.

4. Гончаренко С. Готовность номер один // Белорусская деловая газета.2002.,№149.

5. Калимов Д.А. Фондовое право: Правовое регулирование рынка ценных бумаг. Мн.,1996

6. Калтынюк Б.А. Рынок ценных бумаг: учебное пособие для экономических ВУЗов. С-пб.,2000.

7. Котлер Ф. Управление маркетингом. Мн 1999.

8. Кравцова Г.И. Деньги. Кредит. Банки: учебник, Минск, 2003 г.

9. Лемешевский И.М. Микроэкономика, учебное пособие, часть 2, Мн.,2003 г.

10. Лякин А.Н. Лапинский А.А. Рынок ценных бумаг: учебное пособие.

С-пб.,2001.

11. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Мн. 1992

12. Новик С.В. Рынок ценных бумаг: белорусские перспективы. Мн.,2001.

13. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь в 2001г // Белорусский фондовый рынок. 2002г.,№2.

14. Рынок ценных бумаг: приватизация, нормативно-правовая база, регулирующая выпуск и обращение ценных бумаг в Республике Беларусь. Часть 2. Мн.,1997.

15. Статистический ежегодник Республики Беларусь, Минстат.2004г.

16. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: курс лекций. Мн., 1997

17. Тихонов Р.Ю. Рынок ценных бумаг. Мн.,1999.

18. Шапиров В. Будут ли чековые аукционы? // НЭГ.2002.,№84.

19. Шелег Е.М. Рынок ценных бумаг. Мн.,2000

20. Шухно В.М. Семенова А.Ю. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь и темпы его развития. Мн.,2001.

  

 

                                                                

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 [13,с.12].

 

 

Оборот

(в процентах к рыночной капитализации акций)

 

Беларусь (оборот в бел руб.)   1  
Украина   85  
Чехия   81  
Венгрия   93  
Польша   69  
Словакия   25  
Словения   22  
Германия   167  
Португалия   127  
США   141  
Рыночная капитализации (в процентах) к ВВП    акций  
Беларусь   6  
Украина   5  
Чехия   25  
Венгрия   34  
Польша   21  
Словакия   3  
Словения   12  
Германия   51  
Португалия   59  
США   163  

Количество компаний, прошедших листинг

 

Беларусь   68  
Украина   200  
Чехия   154  
Венгрия   65  
Польша   221  
Словакия   863  
Словения   34  
Германия   851  
Португалия   125  
США   3025  

 

  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 [15,с.458]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: