Научные революции и смена типов рациональности

Рассматривая закономерности развития науки как целостной системы, основоположник критического рационализма К. Поппер пришел к выводу, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и не сводимы к наблюдениям, то есть они не верифицируемы. Поэтому науке нужен не принцип верификации (так как всегда есть соблазн учесть факты, подтверждающие теорию, и не учитывать факты, опровергающие ее), а нужен принцип фальсификации, то есть не подтверждение на истинность, а опровержение истинности.
Принцип фальсификации — это не способ эмпирической проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Поппер утверждает, что наука — постоянно меняющаяся система, в которой постоянно происходит процесс перестроек теории, и это процесс нужно ускорять
Далее эту идею развил Т. Кун, подчеркнувший, что развитие науки производится сообществом ученых-профессионалов, действующих по неписанным правилам, которые регулируют их взаимоотношения.
Главным объединяющим началом сообщества ученых является единый стиль мышления, признание данным сообществом определенных фундаментальных теорий и методов исследования. Эти положения, объединяющие сообщества ученых, Кун назвал парадигмой. «Под парадигмой я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения». Каждая научная теория создается в рамках той или иной научной парадигмы.
Развитие науки Кун представляет как скачкообразный революционный процесс, сущность которого выражается в смене парадигм.

Период «нормальной науки» с определенной парадигмой сменяется периодом научной революции, в процессе которой утверждается новая научная парадигма и наука вновь на некоторое время находится в состоянии «нормальной науки». Переход от старой парадигмы к новой не может основываться на чисто рациональных доводах, хотя это элемент значителен. Здесь необходимы также волевые факторы — убеждение и вера. Необходимо верить, что новая парадигма достигнет успеха в решении большего круга проблем, чем старая.
Наиболее радикальную позицию в критическом рационализме занимает американский философ П. Фейерабенд. Основываясь на положениях о том, что старая теория рано или поздно опровергается новой, он выдвинул методологический принцип пролиферации (размножения) теорий, который по его мнению должен способствовать критике и ускорять развитие науки: новые теории не должны сопоставляться со старыми и каждая из них должна устанавливать свои собственные нормы. Он утверждает также принцип методологического анархизма, согласно которому развитие науки иррационально и побеждает та теория, пропагандистская деятельность сторонников которой выше.

основные функции философии в научном познании

 

1. Интегративная(синтетическая) функция философии — системное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры — всего опыта человечества в целом. Философское обобщение — это не простое механическое, эклектическое объединение частных проявлений этого опыта, а качественно новое, всеобщее и универсальное знание. Для философии, как и для всей современной науки, характерны именно синтетические, интегративные процессы — внутридисципли-нарные, междисциплинарные, между естествознанием и социально-гуманитарными науками, между философией и наукой, между фор­мами общественного сознания и т. п. 2. Критическая функция философии, которая в этой своей функции ориентирована на все сферы человеческой деятельности, — не только на познание, но и на практику, на общество, на социальные отношения людей. Критика — способ духовной деятельности, основная задача кото­рого состоит в том, чтобы дать целостную оценку явления, выявить его противоречия, сильные и слабые стороны. Существуют две основ­ные формы критики: а) негативная, разрушительная, «тотальное от­рицание», отвергающее все и вся; б) конструктивная, созидательная, не уничтожающая все «до основания», а сохраняющая все позитивное старого в новом, предлагающая конкретные пути решения проблем, реальные методы разрешения противоречий, эффективные способы преодоления заблуждений. В философии встречаются обе формы кри­тики, но наиболее продуктивной является критика конструктивная. Критикуя идеи существующего мира, философ критикует вольно или невольно — сам этот мир. Отсутствие критического подхода неизбеж­но оборачивается апологетикой — предвзятой защитой, восхвалением чего-либо вместо объективного анализа.   3.Философия разрабатывает определенные «модели» реальности, сквозь «призму» которых ученый смотрит на свой предмет иссле­дования (онтологическаяфункция). Философия дает наиболее об­щую картину мира в его универсально-объективных характерис­тиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов. Эта целостная система представлений об общих свойствах и зако­номерностях реального мира формируется в результате обобще­ния и синтеза основных частно- и общенаучных понятий и прин­ципов. Философия дает общее видение мира не только в том виде, каким он был прежде (прошлое) и каков он теперь (настоящее). Философия, осуществляя свою познавательную работу, всегда предлагает челове­честву некоторые возможные варианты его жизненного мира. И в этом смысле она обладает прогностическими функциями. Таким образом, важнейшее предназначение философии в культуре — понять не толь­ко, каков в своих глубинных структурах и основаниях наличный чело­веческий мир, но каким он может и должен быть.   4. Философия «вооружает» исследователя знанием общих закономер­ностей самого познавательного процесса, учением об истине, пу­тях и формах ее постижения(гносеологическая функция). Филосо­фия (особенно в ее рационалистическом варианте) дает ученому исходные гносеологические ориентиры о сущности познаватель­ного отношения, о его формах, уровнях, исходных предпосылках и всеобщих основаниях, об условиях его достоверности и истин­ности, о социально-историческом контексте познания и т. д. Хотя все частные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна из них не имеет своим непосредственным предметом изучение закономерностей, форм и принципов познания в целом. Этим специ­ально занимается философия (точнее — гносеология, как один из ос­новных ее разделов), опираясь на данные других наук, анализирую­щих отдельные стороны познавательного процесса (психология, со­циология, науковедение и др.). Кроме того, любое познание мира, в том числе научное, в каждую историческую эпоху осуществляется в соответствии с определенной «сеткой логических категорий». Переход науки к анализу новых объек­тов ведет к переходу к новой категориальной сетке. Если в культуре не сложилась категориальная система, соответствующая новому типу объектов, то последние будут воспроизводиться через неадекватную систему категорий, что не позволяет раскрыть их сущностные харак­теристики. Развивая свои категории, философия тем самым готовит для есте­ствознания и социальных наук своеобразную предварительную про­грамму их будущего понятийного аппарата. Применение разработан­ных в философии категорий в конкретно-научном поиске приводит к новому обогащению категорий и развитию их содержания. Однако, как отмечает современный американский философ Р. Рорти, «мы дол­жны освободиться от представления, что философия (со всей своей«сеткой категорий». —В. К.) может объяснить то, что наука оставляетнеобъясненным»*.   5. Философия дает науке наиболее общие методологические прин­ципы, формулируемые на основе определенных категорий. Эти принципы реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, требований, которые субъект по­знания должен реализовать в своем исследовании(методологи­ческая функция). Изучая наиболее общие закономерности бытия ипознания, философия выступает в качестве предельного, самого общего метода научного исследования. Этот метод, однако, не может заменить специальных методов частных наук, это не уни­версальный ключ, открывающий все тайны мироздания, он не определяет априори ни конкретных результатов частных наук, ниих своеобразных методов. Философско-методологическая программа не должна быть жест­кой схемой, «шаблоном», стереотипом, по которому «кроят и перекра­ивают факты», а лишь «общим руководством» для исследования. Не являются философские принципы и механическим «набором норм», «списком правил» и простым внешним «наложением» сетки всеобщих категориальных определений и принципов на специально научный материал. Совокупность философских принципов — гибкая, подвиж­ная, динамическая и открытая система, она не может «надежно обеспечить» заранее отмеренные, полностью гарантированные и заведомо «обреченные на успех» ходы исследовательской мысли. В наши дни все большее число специалистов начинают осознавать, что в условиях информационного взрыва, который переживает наша цивилизация, значительное внимание следует уделять методам ориентации в огром­ном фактическом материале науки, методам его исследования и при­менения.   6. 0т философии ученый получает определенные мировоззренчес­кие, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, ко­торые — иногда в значительной степени (особенно в гуманитар­ных науках) — влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты (аксиологическая функция).Философская мысль выявляет не только интеллектуальные (рациональные), нотакже нравственно-эмоциональные, эстетические и другие чело­веческие универсалии, всегда относящиеся к конкретным истори­ческим типам культур, и вместе с тем принадлежащие человече­ству в целом (общечеловеческие ценности).   7. В наибольшей степени философия влияет на научное познание при построении теорий (особенно фундаментальных). Эта селектив­ная (отборочная) функциянаиболее активно проявляется в перио­ды «крутой ломки» понятий и принципов в ходе научных револю­ций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным — в зависимости от того, какой философией — «хорошей» или «плохой» — руководствуется ученый, и какие имен­но философские принципы он использует. Известно в этой связи высказывание В. Гейзенберга о том, что «дурная философия ис­подволь губит хорошую физику». А. Эйнштейнсправедливо по­лагал, что если под философией понимать поиск знания в его наи­более полной и широкой форме, то философия, несомненно, яв­ляется «матерью всех научных знаний».   Если говорить более конкретно, то влияние философии на про­цесс специально-научного исследования и построение теории заклю­чается, в частности, в том, что ее принципы при переходе от умозри­тельного к фундаментальному теоретическому исследованию выпол­няют своеобразную селективную функцию. Последняя заключается, в частности, в том, что из множества умозрительных комбинаций ис­следователь реализует только те из них, которые согласуются с его мировоззрением. Но не только с ним, а также с философско-методологическими ориентациями ученого. История науки дает тому массу примеров. Философские принципы в качестве селекторов «работают», разу­меется, только тогда, когда встает сама проблема выбора и есть из чего выбирать (те или иные умозрительные конструкты, гипотезы, теории, различные подходы к решению задач и т. п.). Если имеется множество вариантов решения какой-либо частнонаучной проблемы и возникает необходимость выбора одного из них, то в нем «участву­ют» опытные данные, предшествующие и сосуществующие теорети­ческие принципы, «философские соображения» и др.*   8. Существенное влияние на развитие познания философия оказывает сутьумозрителъно-прогнозирующей функцией. Речь идет о том, что в рамках философии (а точнее — в той или иной ее форме) вырабатываются определенные идеи, принципы, представления и т. п., значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. Особенно богатой в этом отношении была натурфилософия, но не только она. Таковы, в частности, идеи античной атомистики, которые стали ес­тественнонаучным фактом лишь в XVII—XVIII вв. Таков развитый в философииЛейбница категориальный аппарат, выражающий некото­рые общие особенности саморегулирующих систем. Таков и гегелев­ский аппарат диалектики, «предвосхитивший» сущностные характерис­тики сложных саморазвивающихся систем — в том числе и идеи синер­гетики, не говоря о квантовой механике (дополнительность, активность субъекта и др.). Указывая на это обстоятельство, М. Борн подчерки­вал, что «многое, о чем думает физика, предвидела философия». Вот почему очень полезным делом является изучение философии (в ее самых различных формах и направлениях) представителями ча­стных наук, что и делали великие творцы науки.   9. Философско-методологические принципы — в их единстве — выполняют в ряде случаев функцию вспомогательного, производно­ го от практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют его — особенно когда обращение к ней, в силу целого ряда обстоятельств, невозможно. Так, например, если замечены нарушения со стороны исследователя таких принципов диалектики, как объективность, всесторонность, конкретность, историзм и др., то никакой практики не нужно, что­бы убедиться в том, что выводы, сделанные на такой «основе», вряд ли будут истинными.   Воздействие философских принципов на процесс научного иссле­дования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а слож­ным опосредованным путем — через методы, формы и концепции «ни­жележащих» методологических уровней. Философский метод не есть «универсальная отмычка», из него нельзя непосредственно получить ответы на те или иные проблемы частных наук путем простого логи­ческого развития общих истин. Он не может быть «алгоритмом от­крытия», а дает ученому лишь самую общую ориентацию исследова­ния, помогает выбрать кратчайший путь к истине, избежать ошибоч­ных ходов мысли. Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе ис­следования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеоб­щего значения (например, законы, категории, понятия, принципы и т. д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой». В каж­дой из них «властвует философия», ибо всеобщее (сущность, закон) есть всюду (хотя всегда оно проявляется специфически). Наилучшие результаты достигаются тогда, когда философия является «хорошей» и применяется в научном исследовании вполне сознательно. Следует сказать, что широкое развитие в современной науке внутринаучнойметодологической рефлексии не «отменяет» философские методы, не элиминирует их из науки. Эти методы всегда в той или иной мере присутствуют в последней, какой бы степени зрелости ни достигли ее собственные методологические средства. Философские ме­тоды, принципы, категории «пронизывают» науку на каждом из эта­пов ее развития. Реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Тем самым путь реализации методологической функции философии есть не толь­ко способ решения фундаментальных проблем науки, но и способ раз­вития самой философии, всех ее методологических принципов.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: