Формирование цен методом стандартных издержек

 

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Основные элементы Стан­дарт Откло­нение Стан­дарт Откло­нение Стан­дарт Откло­нение
Прямые затраты — всего 750 +30 525 +7,5 645 -45
В том числе:            
сырье и материалы 375 +15 225 -22,5 300 -7,5
Заработная плата основных производственных рабочих 300 +7,5 225 +7,5 195 -15
прочие прямые затраты 75 +7,5 75 +22,5 150 -22,5
Косвенные затраты 300 +15 450 -15 555 +30
Всего затрат 1050 +45 97,5 -7,5 1200 -15
Прибыль 105 +45 97,5 -7,5 120 -15
Выручка от реализации (цена изделия)

1155

1072,5

1320

Примечание ‘+’ – Экономия, '-' - перерасход

стандартов затрат. Для формирования экономически обоснован­ных стандартов необходимо детальное изучение методов производ­ства, технических характеристик и цен аналогичной продукции конкурентов, требований к данным изделиям, предъявляемых на мировом рынке, и т. п. Метод стандартных издержек, в отличие от простого отражения затрат, дает возможность пофакторного их ана­лиза.

Метод прямых издержек — способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожида­емых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые резуль­таты. Поэтому данный метод называют также методом формиро­вания цен по сокращенным затратам (табл. 20.4).

 

Таблица 20.4

Формирование цен методом прямых издержек

Основные элементы цены Изделие А Изделие В Изделие С
Выручка от реализации (цена изделия) 1055 1072,5 1320
Сырье и материалы 360 247,5 307,5
  Заработная плата основных производст­венных рабочих 292,5 217,5 210
Прочие прямые затраты 67,5 52,5 172,5
Итого прямые затраты 720 517,5 690
Покрытие (валовая прибыль) 435 555 630
  Рентабельность (валовая прибыль к прямым затратам), % 60 107 91
Косвенные затраты 285 465 525

 

Основное преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. Предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных преде­лах масштаба производства. Поэтому чем больше разница между ценой изделия и сокращенными затратами, тем выше валовая прибыль (покрытие), а соответственно и рентабельность. Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные изделия, в целом по предприятию они должны быть покрыты за счет валовой прибыли.

Разновидностью метода прямых издержек является метод стан­дартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых затрат. Этот метод позволяет управлять со­кращенными затратами по отклонениям и требует проведения ана­лиза сокращенной номенклатуры затрат, на основе которого мож­но определить «узкие места» производства и принять необходимые меры по повышению его рентабельности (табл. 20.5).

 

 

Таблица 20.5

 

Формирование цен методом стандартных прямых издержек

 

 

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Основные элементы цены Стан­дарт Откло­нение Стан­дарт Откло­нение Стан­дарт Откло­нение
  Выручка от реализации (цена продукции) 1155   1072,5   1320  
Сырье и материалы 375 +15 225 -22,5 300 -7,5
  Заработная плата основных производственных рабочих 300 +7,5 225 +7,5 195 -15
Прочие прямые затраты 75 +7,5 75 +22,5 150 -22,5
Итого прямых затрат 750 +30 525 +7,5 645 -45
Покрытие (валовая прибыль) 405 +30 547,5 +7,5 675 -45
Рентабельность (валовая прибыль к затратам), %

54

104

105

 

Примечание «+» прибыль (экономия), «-» убыток (перерасход)

 

Параметрические методы. Параметрические методы ценообра­зования основаны на учете технико-экономических параметров то­варов. К ним относятся методы удельной цены, баллов и регрес­сии (табл. 20.6). Метод удельной цены используется лишь для ори­ентировочных оценок во избежание грубых ошибок. Метод баллов целесообразно применять при формировании цен на товары, па­раметры которых разнообразны и не поддаются непосредственно­му количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т. д.). Метод регрессии позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, стро­го определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимо­связанная система цен на товары.

Обоснование цен в условиях рынка опирается на использова­ние всей совокупности ценовых методов.

 

 

Параметрические методы ценообразования

 

Таблица 20.6

 

 

Наименование метода Содержание метода Методика расчета
  1. Метод удельной цены   Основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара   Удельная цена рассчитыва­ется как частное от деления цены на основной параметр качества товара
  2. Метод баллов

 

Основан на использовании экспертных оценок значимости параметров товаров по следующему алгоритму:

Отбор основных параметров

                   à

Начисление баллов по каждому параметру

                  à

Суммирование баллов по базовому и исходному товару

 

                  à

Расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов

  Цена на новый товар (ЦH) определяется по формуле                i    i   Цнб (ЕБn \ EБi             N=1 n = 1 где Цб — цена базисного товара; Бн — балльная оценка /-го параметра нового товара; Б& — балльная оценка /-го параметра базисного товара (эталона)
   
  3. Метод регрессии   Состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от вели­чины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров   Цена выступает как функция от параметров:        ц = f(x1x2,x3,...,xn), где X1, Х2, Х3…......... Хп основные параметры качества товара

 

 

20.3. Ценовая система

 

Ценовая система — это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и миро­вого рынков (рис. 20.2). Цены дифференцируются по ряду признаков.

Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания эконо­мики. Строится на основе учета особенностей отдельных отраслей национального хозяйства и включает следующие виды цен:

оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по кото­рым промышленная продукция реализуется всем категориям по­требителей (независимо от формы собственности);

 

 

 

закупочные цены на продукцию сельского хозяйства — цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных подсобных хозяйств);

цены на строительную продукцию — представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строи­тельство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ и т.д.)

тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за пере­мещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;

цены на потребительские товары — используются для реализа­ции товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;

внешнеторговые цены — это цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Фор­мирование цен этой группы принципиально отличается от опреде­ления национальных цен. Внешнеторговые цены подразделяются на экспортные и импортные. Экспортные цены — цены, по кото­рым российские производители или внешнеторговые организа­ции продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке. Импортные цены — цены, по которым российские фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного то­вара с учетом таможенных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги (акциз и налог на добавленную стоимость).

 

Дифференциация цен по степени участия государства в ценооб­разовании. Характеризуется влиянием государства на ценовую политику. В соответствии с этим признаком классификации цены подразделяются на рыночные и регулируемые (табл. 20.7).

Дифференциация цен по стадиям ценообразования. Отражает количественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере дви­жения товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии. Выделяют опто­вые цены изготовителя, отпускные оптовые цены, оптовые цены закупки и розничные цены.

Оптовые цены изготовителя формируются на стадии произ­водства товара (услуги), носят промежуточный характер, призваны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: