Нормативно – правовое регулирование учета реализации продукции

Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности определила 4-уровневую систему нормативного регулирования бухгалтерского учета. Первый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета представлен Гражданским кодексом, Налоговым кодексом и Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 24.11.96 г. № 129 – ФЗ.

Второй уровень системы нормативного регулирования отечественного бухгалтерского учета – это система национальных стандартов. Бухгалтерский стандарт – это свод основных правил, устанавливающих направления учета определенного объекта или их совокупности на длительную перспективу. В настоящее время издано 20 положений по бухгалтерскому учету.

Третий уровень – методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы, учитывающие отраслевую специфику. А также к данному уровню относятся План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению.

Четвертый уровень – это положения по учету объектов на предприятии: учетная политика предприятия, рабочий план счетов, внутренние рабочие документы по планированию, учете и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и другие документы.

Систему законодательного и нормативного обеспечения бухгалтерского учета производства и продажи продукции составляют:

- федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ;

- положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ);

- методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

- план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению;

- другие нормативные акты.

Эти законодательные и нормативные документы обязательны для исполнения всеми организациями.

Первый (законодательный) уровень составляют законы Российской Федерации, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в организациях. Документами этого уровня являются:

Налоговый кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2006 г.)). Рассматривает различные режимы налогообложения для коммерческих организаций, закрепляет ведение налогового учета для правильного расчета налоговой базы по продаже готовой продукции. На основе Налогового кодекса (гл. 25) и ПБУ 10/99 министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны и др. разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости готовой продукции (работ, услуг) для подведомственных организаций.

Основным актом 1-го уровня является Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 17 сентября 2005 г.). Устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета на территории Российской Федерации для всех юридических лиц, а также определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской информации пользователям.

Учетный стандарт (2-й уровень) можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки опреде­ленного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отече­ственном бухгалтерском учете — положения) призваны конкретизи­ровать Закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учету и отчетности. Второй (нормативный) уровень представлен положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, в которых содержатся базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к порядку учета затрат на производство продукции и калькулирования себестоимости готовой продукции, такие как:

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н;

2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н;

3. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» от 9 декабря 1998 г. № 60н;

4. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» от 6 июля 1999 г. № 43н;

5. ПБУ 10/99 «Расходы организации» от 6 мая 1999 г. № 33н;

6. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» от 19 ноября 2002 г. № 114н и др.

Задача документов этого уровня сводится к установлению обязательных правовых норм бухгалтерского учета готовой продукции, которые могли бы быть однозначно интерпретированы всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

Третий (методический) уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета определяется документами, в которых возможные бухгалтерские приемы приведены с примерами раскрытия конкретного механизма их применения к определенному виду деятельности. К ним относятся методические указания по ведению учета, инструкции, рекомендации, принимаемые Министерством финансов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти. Одними из важнейших документов этого уровня при учете готовой продукции на предприятиях всех форм собственности являются:

1. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95г. № 49.

2. Методические указания по бухгалтерскому учету материаль­но-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.02.02г. № 119н.

3. «Об уточнении норм расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц». Приказ Минфина РФ от 06.07.01 г. № 50н.

4.  «О порядке выплаты суточных работникам, направленным в краткосрочную командировку за границу». Письмо Минтруда Рос­сии и Минфина России от 17.05.96 г. № 1037- ИХ.

5. «Об установлении норм расходов организаций за выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией». Постановле­ние Правительства РФ от 08.02.02 г. № 92.

6.  «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных и полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации такие расходы от­носятся к прочим расходам, связанным с производством и реализаци­ей». Постановление Правительства РФ от 08.02.02 № 93 и др.

Вопросы налогообложения прибыли организаций, осуществ­ляющих производство и реализацию продукции (товаров, ра­бот, услуг), регулируются гл. 25 «Налог на прибыль организа­ций» НК РФ.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: