Туристско-рекреационный комплекс

Богатство, разнообразие и привлекательность рекреационных ресурсов, значительные природно-климатические, исторические и социокультурные активы обуславливают в перспективе опережающий рост туристско-рекреационного бизнеса и превращение его в одну из базовых отраслей специализации субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ. Хотя в настоящее время вклад туриндустрии в экономику макрорегиона не превышает 1,2 процента, туристско-рекреационный комплекс округа имеет значительный потенциал роста, полноценное раскрытие которого сдерживается целым рядом общесистемных проблем.

На пути становления новых, высокодоходных видов регионального туристско-рекреационного бизнеса округа существует ряд принципиальных ограничений: нечёткость концепций и стратегий долгосрочного развития субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, ограничивающая возможности принятия стратегических решений; венчурность этого вида деятельности, не позволяющая осуществлять надёжное планирование; сравнительно более низкая инвестиционная привлекательность туризма на фоне иных секторов экономики, в первую очередь, на фоне добычи высоколиквидных природных ресурсов; неопределённость экономических гарантий по банковским займам или крупным контрактам; недоиспользование перспективных механизмов привлечения дополнительных средств и инвестиций в развитие туристско-рекреационного комплекса в рамках государственно-частного партнерства, в частности концессионных соглашений.

Текущее состояние дорожных и коммунальный сетей, неразвитость системы коммуникаций и информационных технологий, энергодефицитность большинства регионов, частые перебои в водоснабжении в период пиковой нагрузки обусловливают инфраструктурные ограничения устойчивому росту туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа. При этом Правительством Российской Федерации совместно с региональными органами исполнительной власти осуществляется ряд масштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры.

Катализатором начатых процессов выступает подготовка и проведение в г. Сочи ХХII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр, а также создание сети особых экономических зон туристско-рекреационного типа (в частности, на территориях Апшеронского района Краснодарского края и Майкопского района Республики Адыгея). Кроме того, в Южном федеральном округе недостаточно развита собственно туристско-рекреационная инфраструктура. При ее существующем уровне регионы округа малопривлекательны для обеспеченных туристов с высокими доходами. Наиболее значимыми ограничениями для устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса выступают дефицит качественных мест размещения, соответствующих международным стандартам, и неразвитость сектора развлечений. Оставляет желать лучшего и качество сервиса. Низкий уровень развития деловой инфраструктуры, отсутствие профессиональных организаторов бизнес-поездок, а также общий невысокий имидж России в мировых деловых кругах препятствуют развитию бизнес-туризма. Существенным ограничением устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа является низкая маркетинговая активность, а также отсутствие выстроенной системы дистрибуции.

Регионы-лидеры туристско-рекреационной активности в округе, как правило, узко специализируются исключительно на пляжном отдыхе. К тому же, в качестве основной целевой группы потребителей предлагаемых туристических услуг традиционно рассматриваются преимущественно российские рекреанты. В совокупности эти факторы свидетельствуют о высокой структурной неустойчивости туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа. Узкий спектр существующих услуг и их сравнительно невысокое качество, вследствие недостаточной квалификации персонала и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, требуют диверсификации использования разнообразного туристско-рекреационного потенциала и расширения предложения с ориентацией на высокодоходные специализации.

Производительность труда в туристско-рекреационном комплексе Южного федерального округа со значительным отрывом отстает от среднестатистических отраслевых показателей по России. Еще больший разрыв фиксируется при сравнении с развитыми странами. Во многом это связано с низкими расходами туристов, отдыхающих в Южном федеральном округе.

Отмечается и наличие растущих диспропорций в туристско-рекреационном секторе экономики Южного федерального округа, к числу которых относятся:

- увеличение пространственной асимметрии в развитии туризма между отдельными территориями и регионами (в частности, в Краснодарском крае сконцентрировано около 50 процентов всех гостиничных номеров и более 65 процентов номеров в санаторно-курортных организациях);

- усугубляющийся структурный дисбаланс по степени и приоритетам развития между видами туристско-рекреационного бизнеса, а также между туризмом и другими видами экономической деятельности. Обеспечивая занятость 2,2 - 2,5 процентов населения округа, туристско-рекреационный комплекс Южного федерального округа генерирует заработную плату работающим в нем на уровне, существенно уступающем прочим секторам экономики, что в совокупности с отсутствием стабильных условий труда приводит к оттоку высококвалифицированных кадров в другие отрасли региональной экономики, иные субъекты Российской Федерации и за рубеж;

- сегментная несбалансированность присутствия в региональных туристско-рекреационных комплексах крупного бизнеса, с одной стороны, среднего и малого – с другой. В сфере услуг, наиболее привлекательной для малого и среднего бизнеса, зачастую доминируют крупные компании, а там, где требуется высокая капитализация (морские, речные круизы и т.д.), наоборот, происходит распыление потенциала, ресурсов, флота между значительным числом частных малых и средних собственников.

В совокупности перечисленные проблемы обуславливают невысокую конкурентоспособность регионального туристско-рекреационного комплекса и производимых им продукции и услуг на мировых рынках, нивелируя объективные конкурентные преимущества, присущие Южному федеральному округу. Одновременно происходит усугубление кризиса системы подготовки кадров для региональных туристско-рекреационных комплексов. Усугубление дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы фиксируется и в территориальном, и в профессиональном разрезе. Отмечается также неполное соответствие содержания образования и технологий обучения потребностям туристских сегментов региональных рынков труда.

Не в полной мере реализуется в настоящее время потенциал трансграничного взаимодействия в сфере туризма регионов Южного федерального округа с прилежащими странами. Так, например, возможности подключения портов азово-черноморского бассейна к средиземноморским круизным маршрутам, а также развития «Каспийской круизной линии» по странам прикаспийских государств (Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран, Азербайджан), практически не используются.

Для полноценного использования объективных конкурентных преимуществ туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа необходимо сконцентрировать организационные, интеллектуальные и материальные усилия и средства на приоритетных стратегических направлениях:

- развитие институциональной среды и институциональной инфраструктуры, включающее механизмы стимулирования и согласования интересов, что предполагает совершенствование нормативной правовой базы, налоговой системы, кредитной политики, а также межведомственную и межрегиональную координацию турбизнеса; поддержку региональных производителей на мировых рынках;

- обновление инфраструктуры и обеспечение ее эффективной загрузки после проведения в г. Сочи ХХII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр, то есть в период после 2014 года;

- подготовка высококвалифицированных кадров;

- диверсификация туристско-рекреационного бизнеса, включая разработку новых эксклюзивных маршрутов и турпродуктов под узнаваемыми в мире брендами (например, территория исторической реконструкции «Сарай-Бату – Столица Золотой Орды», территория экологического и культурно-познавательного туризма «Парк рыбного периода» и зона лечебно-оздоровительного туризма на территории озера Баскунчак в Астраханской области и прочие), а также адресных персональных туров, ориентированных на высокодоходные сегменты потенциального рынка Западной Европы, Китая и др.;

- организация продвижения региональных турпродуктов и туруслуг на внутренний и международный рынки;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества в области морского туризма и рекреации;

- кластеризация туристско-рекреационного пространства, в рамках которого предполагается создание диверсифицированного бизнес-портфеля регионов и туристско-рекреационных кластеров Южного федерального округа, поскольку привлекательные туристические активы различных категорий встречаются в макрорегионе повсеместно.

После проведения в городе Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года регион наследует значительное количество спортивных объектов и сооружений, а также будет соответствовать мировому стандарту горноклиматических курортов. После 2014 года в городе Сочи наряду с горнолыжными спортивно-туристическими комплексами, находящимися в собственности различных инвесторов, будут созданы федеральные центры по подготовке спортсменов как по летним, так и по зимним видам спорта.

Южный федеральный округ обладает также значительными ресурсами для развития бальнеологии. В настоящее время этот ресурс используется недостаточно. Создаваемый гостиничный фонд в сочетании с природными активами может дать возможность для круглогодичного лечения и будет служить одним из факторов выравнивания сезонного колебания потока туристов.

В целях устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса в Южном федеральном округе, необходимо обеспечить активное развитие, как минимум, пяти туристических кластеров:

пляжный туризм (Черноморское побережье Кавказа, Приазовье, Каспий);

горный туризм (Красная Поляна, Лагонаки (Республика Адыгея, Краснодарский край));

оздоровительный туризм (Горячий ключ, Озеро Эльтон);

экологический туризм (Дельта Волги, Майкоп);

культурно-познавательный туризм (Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Майкоп, Элиста и другие этнографические зоны в Республике Калмыкия, Туапсе, Сочи и др.).

Кроме того, значительные перспективы устойчивого развития туризма в Ростовской области открываются с созданием двух туристско-рекреационных кластеров: «Всплеск» и «Донской».

Как показывает правоприменительная практика, многие положения, содержащиеся в российском законодательстве в части развития туристической инфраструктуры, в настоящее время не реализуются в Южном федеральном округе в полной мере. Вместе с тем, на региональном уровне необходимо дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы международного и трансграничного сотрудничества в области туризма и рекреации, а также в части, касающейся стимулирования развития государственно-частного партнерства, кластерной политики и др.

Задачей первостепенной важности в современных условиях становится разработка системы мер привлечения инвесторов к развитию туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа, что предполагает разработку перечня приоритетных комплексных инвестиционных проектов, обладающих наиболее значительным мультипликативным эффектом, их увязывание с общегосударственными, отраслевыми и корпоративными стратегиями, программами и планами, а также объединение в стратегические направления, агрегированные до уровня компетенции федеральных органов исполнительной власти (Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации и др.).

Для обеспечения реализации перспективных направлений развития туризма и рекреации, а также приоритетных комплексных туристско-рекреационных проектов в Южном федеральном округе необходима разработка конкретных механизмов и схем привлечения дополнительных инвестиций за счет интенсификации межрегионального и международного сотрудничества, использования ресурсов государственных, федеральных и региональных целевых программ, действие которых может быть распространено на туристско-рекреационный комплекс округа, а также расширение возможностей тех федеральных и региональных целевых программ (ФЦП и РЦП), в рамках которых уже в настоящее время реализуются мероприятия и проекты по развитию туризма и рекреации в Южном федеральном округе: «Программа строительства олимпийских объектов и развитие города Сочи как горноклиматического курорта», ФЦП «Юг России (2008-2013 годы)», РЦП «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея на 2007-2011 годы», РЦП «Развитие территориального и межтерриториального туризма в Республике Калмыкия на 2007-2011 годы» и др. Помимо средств федерального и региональных бюджетов, целесообразно активное использование различных механизмов государственно-частного партнерства (концессий, аренды или лизинга, контрактов на обслуживание, управление, строительство, а также инвестиционных и риск-сервисных контрактов и т.д.), предполагающих использование потенциала государственных институтов развития, различных финансовых и нефинансовых институтов, а также иностранных инвестиций.

Реализация предлагаемых мер в указанных приоритетных направлениях позволит достичь к 2020 году (по отношению к 2009 году) следующих общественно значимых конечных результатов: туристские услуги вырастут в 3,5 раза и составят в ценах соответствующего года 15,9 млрд. рублей; услуги гостиниц и аналогичных средств размещения вырастут в 2,9 раза и составят в ценах соответствующего года 50,3 млрд. рублей. При этом по отношению к 2009 году количество рабочих мест должно увеличиться в 4,5 раза. Средняя заработная плата в отрасли с учетом роста производительности труда в 6,5 - 7,5 раз возрастет к 2020 году в 8 раз и составит около 30 тыс. рублей в месяц. Загрузка туристической инфраструктуры в среднем превысит 67 процентов, а доля изношенных основных фондов снизится до 4,5 - 5,0 процентов. Вклад туриндустрии в экономику Южного федерального округа может превысить 5 процентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: