Строительный комплекс

Строительный комплекс занимает ключевое место в экономике Южного федерального округа, обеспечивая решение стратегических задач, стоящих перед округом, формируя около 16 процентов ВРП и до 10 процентов всех налоговых поступлений в бюджетную систему.

Объём работ, выполненных по виду деятельности «строительство» в 2009 году, составил 328 млрд. рублей (89 процентов к уровню 2008 года). Доля округа в общероссийском объёме работ по виду деятельности «строительство», выполненных собственными силами, составила 8,1 процента. По сравнению с 2005 года объём работ вырос в 1,7 раза, в том числе в Краснодарском крае - в 1,8 раза, в Ростовской области - в 1,6 раза, Волгоградской области - в 1,6 раза, в Астраханской области - в 1,3 раза, в Республике Адыгея - в 3,7 раза. В 2009 году предприятиями и организациями всех форм собственности введено 6,6 млн. кв. м общей площади жилых домов, что составило 90,4 процента к уровню 2008 года.

На развитие экономики и социальной сферы Южного федерального округа в 2009 году использовано 682,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (93,8 процента к уровню 2008 года). Объём инвестиций в округ составил 8,6 процента от общего объема инвестиций в основной капитал Российской Федерации. Более половины инвестиций в основной капитал округа (52,5 процента) было привлечено в Краснодарском крае.

Большое влияние на развитие экономики округа оказывают строительные и прочие работы, проводимые в связи с подготовкой и проведением Олимпиады 2014 года в г. Сочи. Однако влияние это неравномерно: в годы подготовки к Олимпиаде темпы роста инвестиций будут поддерживаться на сравнительно высоком уровне, а с 2015 года ожидается некоторое замедление инвестиционной активности.

Основными приоритетами государственного инвестирования в период до 2020 года в Южном федеральном округе будут:

- строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура);

- жилищное строительство для обеспечения отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством;

- модернизация и развитие стратегически важных инфраструктурных объектов и технически сложных систем жизнеобеспечения (транспорт, телекоммуникационные инфраструктуры, мощности оборонного комплекса и др.);

- поддержка развития фундаментальной науки и развития наукоемких технологий в строительстве и производстве строительных материалов.

В производственной сфере перед строительным комплексом Южного федерального округа поставлены задачи, связанные с развитием топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, промышленности, транспорта и связи.

Главными направлениями снижения стоимости, трудоемкости и материалоемкости строительства промышленных объектов в прогнозируемый период должны стать уменьшение площадей строительных объемов зданий, а также территорий предприятий в расчете на единицу производственной мощности, что может быть достигнуто за счет:

- массового внедрения в промышленное производство принципиально новых технологий, высокопроизводительного оборудования, гибких автоматизированных систем и роботокомплексов, а также применения качественно новых строительных материалов;

- дальнейшего совершенствования объемно-планировочных решений зданий при значительном повышении их гибкости и универсальности с целью обеспечения легкости приспособления зданий к частым изменениям технологических процессов с выполнением минимальных объемов работ по переустройству зданий при модернизации;

- разработки рациональных унифицированных параметров зданий и сооружений;

- применение одно- и двухэтажных сборных зданий (модулей) из легких металлических конструкций комплектной поставки, увеличения доли одноэтажных зданий из легких металлических конструкций;

- массовое развитие комплектно-блочного метода строительства из крупноразмерных объемных блоков с заранее установленным в них оборудованием или его узлами.

Задачи строительного комплекса по обеспечению перспектив развития агропромышленного комплекса Южного федерального округа связаны с реконструкцией и строительством объектов оросительных систем, животноводческих помещений. Для возведения объектов агропромышленного комплекса потребуется организовать выпуск лёгких строительных конструкций. Предусматривается укрупнение имеющихся в районах сельских строительных организаций, создание мобильных производственных баз.

Важная роль отводится строительному комплексу Южного федерального округа в решении задач развития транспортной системы округа, в числе которых увеличение грузооборота портов, увеличение пропускной способности железнодорожных линий и станционных узлов, реконструкция аэропортов, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования федерального, окружного, регионального и местного значения. Крупномасштабные инвестиционные проекты планируется реализовать по строительству автопаромных, контейнерных, перегрузочных, нефтеналивных терминалов и комплексов по перевалке жидкого углеводородного сырья. Одновременно с расширением припортовых железнодорожных станций будет осуществляться развитие путевого хозяйства, «расшивка» узких мест железнодорожных перегонов и объездов. Масштабные задачи ставятся и по развитию сети автомобильных автодорог, включая строительство платных магистралей. Значительные работы планируются по обустройству местных дорог, связывающих сельские населённые пункты.

Для решения задач в области жилищного строительства в Южном федеральном округе предусматриваются следующие меры:

формирование реестра земельных участков для строительства доступного жилья по предложениям органов местного самоуправления;

обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях строительства доступного жилья;

применение типовых проектов жилых домов, подготовка исходно-разрешительной документации;

развитие малоэтажного строительства;

развитие институтов долгосрочного жилищного кредитования;

создание условий для увеличения объёмов жилищного строительства, повышение его качества и эффективности.

Повышение эффективности жилищного строительства в Южном федеральном округе предполагает:

- привлечение прогрессивных технологий домостроения, включая быстровозводимые здания, широкое применение современных экономичных строительных материалов, таких как гипсокартонные и гипсоволокнистые листы, пенобетон, полистиролбетон, эффективные утеплители, сухие строительные смеси и другие;

- стимулирование проведения модернизации домостроительных предприятий в целях перехода к современным эффективным и энергосберегающим архитектурно-строительным системам, в том числе через механизм субсидирования из региональных бюджетов процентных ставок по кредитам, полученным на эти цели;

- развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;

- привлечение частного капитала в сферу развития инженерно-коммунальной инфраструктуры;

- реализация мер по устранению административных барьеров в строительстве.

Южный федеральный округ вносит значимый вклад в производство стройматериалов в Российской Федерации и имеет благоприятные условия для динамичного развития отрасли в перспективе. В округе производится 9 процентов от общего объема стройматериалов в Российской Федерации. На территории Южного федерального округа находится около 9 процентов запасов строительного камня, значительные запасы цементного сырья и известняков. Округ занимает ведущие позиции в производстве цемента, стеновых материалов и шифера. В то же время, Южный федеральный округ является одним из крупнейших потребителей строительных материалов с высоким потенциалом роста внутреннего спроса и благоприятными возможностями для экспорта.

Наиболее перспективными регионами для развития промышленности строительных материалов являются Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области и Республика Адыгея. Они же имеют наибольший потенциал для увеличения выпуска продукции отрасли. Конкурентоспособность указанных регионов для развития отрасли строительных материалов определяется наличием сырья и доступом к нему, наличием спроса на внутренних рынках, уровнем развития энергетической и транспортной инфраструктуры, доступом к земельным участкам и кадровым ресурсам, сложившимися традициями в развитии отрасли.

Выгодное географическое положение позволяет Южному федеральному округу осуществлять поставки строительных материалов не только в регионы Российской Федерации, но и в другие государства.

Основное направление развития промышленности строительных материалов Южного федерального округа на период до 2020 года определяется необходимостью обеспечения строительного рынка округа и России высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией.

Для достижения указанной цели в промышленности строительных материалов необходимо решение следующих задач:

- обновление основных фондов предприятий, выпускающих строительные материалы с переходом на более высокий уровень их технического оснащения;

- обеспечение выпуска высококачественных конкурентоспособных материалов и изделий;

- снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление продукции;

- привлечение необходимых инвестиций для модернизации действующих производств, введение новых мощностей и их эффективная эксплуатация;

- создание электронной биржи изделий строительной индустрии;

- повышение производительности труда за счет максимальной механизации и автоматизации производственных процессов;

- рациональное использование минеральных природных ресурсов и вовлечение в производство техногенных отходов различных отраслей промышленности;

- разработка предложений по использованию технической серы (в частности, Астраханского газохимического комплекса) в виде серного вяжущего в дорожном, гражданском и промышленном строительстве;

- организация подготовки отраслевых специалистов всех уровней.

Для успешного решения задач перспективного развития промышленности строительных материалов необходимо осуществление комплекса мер государственной поддержки.

На окружном и региональном уровнях предполагается:

- совершенствование нормативно-правового и нормативно-технического регулирования в рамках полномочий субъектов Российской Федерации Южного федерального округа;

- реформирование предприятий, разработка программ их экономического развития и повышения капитализации;

- содействие формированию интегрированных структур, объединению отраслевых предприятий в некоммерческие союзы, партнерства и ассоциации;

- обучение и повышение квалификации специалистов для соответствующих подотраслей по производству конкурентоспособных строительных материалов, способных грамотно работать в современных экономических условиях;

- поддержка сотрудничества с зарубежными фирмами по привлечению в отрасль передовых технологий, оборудования и инвестиций;

- поддержка малого предпринимательства.

Наиболее значимыми мероприятиями, обеспечивающими конкурентоспособность строительных материалов и конструкций, будет ресурсосбережение всех видов, увеличение доли высокой степени переработки, расширение сырьевой базы производства, обеспечение гибкости производства.

Рост выпуска конкурентоспособной, высокотехнологичной и наукоемкой продукции должен быть обеспечен путем создания благоприятной экономической и правовой среды для инновационной деятельности, создания эффективной инновационной инфраструктуры в научно-технической сфере промышленности строительных материалов - инновационных центров и лабораторий, в том числе в рамках вузовской науки, технопарковых структур и др., обеспечивающих глубокую коммерциализацию результатов исследований и разработок.

Реализация указанных перспективных направлений позволит в прогнозируемый период увеличить объём работ, выполненных по виду деятельности «строительство» в соответствии с инновационным сценарием в 2,9 раза в 2020 году по сравнению с 2009 годом, обеспечить рост производительности труда в 1,5 - 1,7 раза, снизить материалоемкость строительства.

Сфера услуг.

Сфера услуг является одним из определяющих секторов экономики Южного федерального округа, охватывающим широкий спектр различных видов экономической деятельности. В данном разделе Стратегии рассматривается сегмент рыночных услуг, включающих: торговлю, бытовые услуги, сферу общественного питания, операции с недвижимостью и страхование.

В первом полугодии 2010 года оборот розничной торговли по Южному федеральному округу увеличился и составил 107,7 процента к аналогичному периоду 2009 года (по Российской Федерации – 103,4 процента). Лидерами роста среди регионов округа стали Республика Адыгея (113,4 процента), Ростовская (111,4 процента) и Волгоградская (110,4 процента) области. По количеству коммерческих организаций розничной торговли, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, приходящимся на 1000 человек населения, в настоящее время Южный федеральный округ занимает третье место среди федеральных округов Российской Федерации. При этом в Южном федеральном округе, как и в Российской Федерации в целом, происходит увеличение доли крупных (сетевых) торговых предприятий в структуре розничной торговой сети, осуществляющей реализацию продовольственных товаров. Во всех регионах Южного федерального округа представлены широко известные сетевые торговые компании и местные сетевые компании. Несмотря на то, что обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1000 жителей существенно различается по регионам Южного федерального округа, в ряде регионов (в частности, в Краснодарском крае) уже в настоящее время превышены показатели обеспеченности, характерные для многих европейских столиц.

Вместе с тем, на фоне роста числа предприятий стационарной торговой сети в Южном федеральном округе сохраняется значительная востребованность рынков. В 2009 году под влиянием кризиса доля рынков в общем обороте розничной торговли округа возросла до 21,1 процента (20,9 процента в 2008 году), но в большинстве регионов Южного федерального округа (Республиках Адыгея и Калмыкия, Краснодарском крае и Астраханской области) доля рыночной торговли в 2009 году продолжала снижаться, как и в докризисный период. Основными приоритетами развития рыночной торговли в Южном федеральном округе уже в ближайшей перспективе должны стать: разграничение деятельности по организации розничных рынков с деятельностью по организации торговых комплексов; обеспечение функционирования негосударственного контроля за качеством услуг на розничных рынках; обеспечение привилегированного доступа на розничные рынки для населения, реализующего излишки произведенной сельскохозяйственной продукции, и для членов крестьянско-фермерских хозяйств; ликвидация стихийных рынков на территории субъектов Южного федерального округа (особенно в курортной зоне, территориях вдоль федеральных автомобильных дорог, в зоне строительства Олимпийских объектов). Для обеспечения эффективного решения задач сбора, переработки и сбыта сельхозпродукции, производимой в личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйствах, необходимо также дальнейшее развитие потребительской кооперации Южного федерального округа.

В целом решение задач повышения территориальной и ценовой доступности потребительских товаров, а также качества обслуживания населения на территории Южного федерального округа предполагает целенаправленную и последовательную реализацию основных положений Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (№ 381-ФЗ от 28.12.2009), в том числе: укрупнение предприятий оптовой торговли; сокращение излишнего количества посреднических организаций; повышение доступности заемных средств; разработку схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях (сооружениях, помещениях), находящихся в государственной или в муниципальной собственности (с учетом обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения торговыми площадями); увеличение количества торговых объектов современных форматов; развитие сети социально-ориентированных объектов розничной торговли и услуг формата «эконом-класс», магазинов шаговой доступности; формирование и введение в действие торговых реестров, включающих в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, поставки товаров и сведения о состоянии торговли на территориях субъектов Российской Федерации Южного федерального округа; формирование достаточного набора элементов инфраструктуры, доступного для субъектов малого предпринимательства в сфере торговли; создание системы информационного обеспечения в области торговой деятельности; повышение квалификации работников торговли.

Еще в одном сегменте сферы услуг – в бытовом обслуживании населения - Южный федеральный округ также занимает лидирующие позиции: по объему бытовых услуг в 2008 году (2971 рубль на душу населения) округ занял второе место среди федеральных округов Российской Федерации. Наиболее высокие показатели среди субъектов Южного федерального округа характерны для Ростовской и Волгоградской областей, а также Краснодарского края. Структура платных бытовых услуг населению в Южном федеральном округе в значительной степени соответствует общероссийской.

Приоритетными задачами дальнейшего развития сферы бытовых услуг Южного федерального округа являются повышение уровня и качества обслуживания населения, создание условий для формирования на территории округа современной инфраструктуры объектов службы быта, ориентированной не только на возрастающий ежегодно приток туристов, но и на обслуживание участников и гостей Олимпиады-2014. Для решения указанных задач предусматривается: повышение обеспеченности бытовыми услугами сельского населения, курортной и туристической зоны Южного федерального округа; внедрение системного подхода по образованию «мультицентров» оказания бытовых услуг населению округа, включающих многопрофильный комплекс оказываемых услуг (в том числе в крупных торгово-развлекательных центрах); дальнейшее внедрение комплексных приемных пунктов, а также выездного обслуживания в труднодоступных населенных пунктах регионов Южного федерального округа.

Оборот общественного питания в Южном федеральном округе по итогам 2008 году составил более 54 млрд. рублей (3988 рублей на душу населения), более половины которого пришлась на сферу общественного питания Краснодарского края. Деятельность крупных и средних организаций общественного питания, относящихся к ресторанному бизнесу, по итогам 2008 года была недостаточно прибыльной, а в отдельных регионах Южного федерального округа – убыточной, в то же время деятельность баров, предприятий быстрого питания и столовых при предприятиях и учреждениях дала положительный финансовый результат. Развитию недорогого сегмента сферы общественного питания способствовали франчайзинговые проекты. Лидерами по их осуществлению стали Краснодарский край и Ростовская область.

Для развития сферы общественного питания необходимо совершенствование предприятий быстрого питания и других объектов в местах массового отдыха и туризма, учреждениях спорта и культуры; повышение инновационной составляющей в сфере общественного питания (в том числе, активное внедрение на предприятиях питания новых прогрессивных технологий, новых видов сырья, не требующих больших трудозатрат в приготовлении блюд, а также применение новых форм расчетов с использованием компьютеризированных кассовых терминалов).

Совокупный объем страховых взносов по всем видам страхования (исключая обязательное медицинское страхование) в Южном федеральном округе по итогам работы за 2009 год впервые за последние 10 лет сократился и составил 23,5 млрд. рублей. По отношению к 2008 году падение составило 15,1 процента (в среднем по России - падение составило 13 процентов). Сокращение объемов страхования произошло в значительной степени из-за того, что лидирующие по объемным показателям виды страхования – обязательные и вмененные - осуществляются в комплексе с кредитованием, которое существенно сократило свои объемы в 2009 году.

Рынок недвижимости в Южном федеральном округе также продемонстрировал значительное падение осенью 2008 года, когда стоимость одного квадратного метра жилья снизилась на 20 - 25 процентов. Эта ситуация сохранялась на протяжении всего 2009 года, что определялось падением денежных доходов населения, недоступностью кредитных ресурсов. В силу тех же причин рынок аудиторско-консалтинговых услуг в 2009 году сократился более чем на 40 процентов по сравнению с 2008 годом.

Основным приоритетом развития этих видов рыночных услуг на перспективу является повышение их качества и доступности, как для населения, так и для реального сектора экономии округа, что в свою очередь будет способствовать ускорению экономического роста региона. Реализация указанных приоритетов предполагает принятие ряда мер, как общей направленности, так и узконаправленных.

Основное направление – оптимизация условий для развития банковского обслуживания населения, совершенствование потребительского кредитования (включая выдачу жилищных и ипотечных кредитов), что будет стимулировать потребительский спрос. Увеличение объема выданных потребительских кредитов приведет к оживлению на рынке недвижимости. Рост кредитования, как напрямую, так и косвенно приведет к увеличению объемов страхования, как в сегменте обязательного и вмененного, которое сопровождает выдачу кредитов, так и в сегменте добровольного страхования физических лиц.

К узконаправленным мерам относится проведение мероприятий на рынке страховых услуг. Для восстановления докризисного уровня услуг страхования, обеспечения устойчивого и динамичного развития страхового рынка необходимы: повышение надежности страхового сектора региональной экономики, обеспечивающего своевременное и полное возмещение ущерба и компенсацию потерь, связанных с природными, техногенными и социально-экономическими рисками; принятие мер, направленных на регулирование отношений, возникающих между субъектами и участниками сельскохозяйственного страхования, а также направленных на предоставление государственной поддержки в развитии системы страхования рисков в сельском хозяйстве; определение механизмов взаимодействия государства и страховых организаций в целях возмещения ущерба, по совершенствованию процедур страхового надзора, по защите прав потребителей страховых услуг, по популяризации института страхования посредством разработки и реализации программы повышения страховой грамотности населения. Необходимо также совершенствование отчетности страховых компаний, прежде всего по международным стандартам (МСФО), что, в свою очередь, приведет к оживлению на рынке аудиторско-консалтинговых услуг Южного федерального округа.

Осуществление комплекса мер приведет к развитию сферы услуг округа, обеспечению большей доступности товаров и услуг для населения, формированию конкурентной среды в сфере потребительских услуг, поддержке российских производителей товаров, увеличению занятости населения и повышению его доходов. Оборот розничной торговли в Южном федеральном округе в 2013 году должен увеличиться на 20 - 30 процентов, а к 2020 году - в 2,3 раза к уровню 2009 года, а среднегодовая численность занятых в сфере услуг в Южном федеральном округе в 2013 году должна составить 1500 тыс. человек и в 2020 году - 1900 тыс.человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: