Формы предпринимательской деятельности

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль- это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара.

Предпринимательство, как особая форма осуществления экономической активности, может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. Выделяют две основные организационно-правовые формы предпринимательства: индивидуальное и коллективное предпринимательство.

Частная фирма основывается на личной собственности одного лица, имеющего полное право на получение в результате хозяйственной деятельности прибыль и полностью ответственность за любые убытки. Преимущества этой формы заключается в легкости учреждения фирмы, значительной свободе и гибкости действий, наличия сильных стимулов эффективности дела.

Основной недостаток - ограниченность финансовых ресурсов, неразделенность имущественной ответственности их владельцев. Индивидуальный предприниматель несет полную и неограниченную ответственность за результаты своей деятельности. В случае образования долга предприниматель расплачивается всем своим имуществом.

Российская особенность этой формы состоит в том, что индивидуальным предпринимательством можно заниматься с образованием фирмы или образования юридического лица. Если предприниматель предпочитает не образовывать фирму, то, заплатив установленную пошлину, он приобретает в местных органах власти патент на право заниматься предпринимательской деятельностью. С полученных доходов он выплачивает налоги по ставкам налогов на физических лиц. Предприниматель несет имущественную ответственность в пределах своего имущества не зависимо от его использования в своей деятельности. Можно также зарегистрировать в местных органах власти индивидуальное частное предприятие, но и представить устав предприятия, отражающий его капитал и виды деятельности. В данном случае имущественная ответственность распространяется на капитал данного предприятия. Такое различие (не принятое в других странах) объясняется задачей поддержки развития российского предпринимательства в переходный период. Необходимо отметить быстрые темпы прироста численности предприятий и индивидуальных предпринимателей. За последние шесть лет прирост численности составлял 10- 15% в год. При этом заметно преобладание предприятий сферы торговли по сравнению с предпринимателями продовольственной сферы. Это обусловлено особенностями переходного периода российской экономики, своеобразием финансово-инвестиционной налоговой систем. В России, по формам собственности, на сегодняшний день прочно доминируют предприятия частной формы собственности. Роль малых предприятий в экономической системе заключается в следующем:

§ формирование новых конкурентных рынков;

§ стремление к повышению качества продукции в условиях конкуренции;

§ создание значительного количества рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

§ более эффективное использование источников местного сырья;

§ ускорение инновационных процессов в различных отраслях народного хозяйства.

Наличие большого числа малых предприятий в экономике придает экономической системе гибкость, маневренность, приспособляемость к быстро изменяющейся обстановке.

В переходный период основные факторы производства - капитал (средства производства) и рабочая сила - сосредоточены в сфере бывших крупных государственных и средних предприятий.

Поэтому в интересах субъектов малого предпринимательства от государства потребуется система льгот и гарантий для многих экономических структур, ориентированных на финансовую поддержку малых предприятий. Деятельность органов власти и управления по оживлению экономики направлена на поиск эффективных мер вмешательства в процесс перехода действующих промышленных предприятий на рыночные принципы хозяйствования и активную поддержку предпринимательства, главным образом финансовую. Но задачи эти решаются в отрыве одна от другой. В результате действующие предприятия сталкиваются с проблемой увеличения невостребованных средств производства, а предпринимательство, наоборот, остро ощущает отсутствие материально-технической базы. Особая роль здесь принадлежит местным рынкам. В условиях сокращения объема конечной продукции на рынках России, СНГ и мировое финансовое состояние в немалой степени может быть улучшено за счет наращивания объема реализации товара внутренних, структурных подразделений (цехов и служб) на местном рынке. Изучение опыта стран со сложившимся рынком свидетельствует, что создаются необходимые предпосылки для доступа предпринимателей к новым передовым технологиям. Так в Японии правительственные, центральные и префектурные организации предоставляют оборудование и информацию, осуществляют техническое руководство и помогают в осуществлении научных и исследовательских работ. Органы управления всех уровней раз в месяц проводят для различных групп малых предприятий обмен информацией по вопросам технологии. В нашей стране задача освоения новой продукции и повышения ее конкурентоспособности за счет использования новых передовых технологий также актуальна для предпринимателей. Сложность заключается в том, что они не располагают достаточными финансовыми ресурсами, кадровым и производственным потенциалом. Имеется большое количество предприятий, которые простаивают, цеха не достроены, там нечем занять людей. Можно на определенных условиях отдать эти площади малым предприятиям, чтобы они, используя оборудование и труд инженеров, менеджеров, а так же маркетинговые службы предприятий, производили товары массового потребления, которые нужны рынку. Не получится у них - они уйдут, появятся другие. Надо создать критическую массу собственников. Тогда начнется настоящая конкуренция, настоящий рынок. Государству надо оказывать малым предприятиям экономическую помощь, защищать их, чтобы их не обворовывали, чтобы их не добивал рекет. Рабочие места при неизбежном закрытии многих крупных предприятий могут быть созданы за счет малых предприятий. Если есть широкий круг малых предприятий, то есть и конкуренция, а это значит уменьшение инфляции, укрепление рубля, увеличение поступлений в бюджет.

Наиболее распространенными фирмами коллективной предпринимательской деятельности являются хозяйственные товарищества и общества, в которых может осуществиться любая деятельность: производственная, торговая, посредническая, страховая и т.д. Товарищества и общества имеют много общих черт:

· они являются юридическими лицами;

· основной целью их деятельности является получение прибыли и распределения ее между собой (участниками);

· они являются единственными собственниками своего имущества;

· они образуются по договору их учредителей на добровольной основе.

Различия заключается в том, что товарищества рассматриваются законом как объединения капиталов. Общества в отличие от товариществ, не предлагают (хотя и не исключают) личного участия учредителей в его делах. Общества могут создаваться и одним лицом и иметь единственного участника (в форме О.О.О.). Капитал компании формируется из первых взносов ее участников. Все виды вкладов получают денежную оценку по соглашению между участниками. Распределение полученной прибыли осуществляется в соответствии доли капитала участника компании. По степени имущественной ответственности компании делятся на полные, ограниченные и смешанные.

Полное товарищество возникает на принципах полной и солидарной имущественной ответственности. Деятельность участников считается деятельностью самого товарищества, и каждый из участников отвечает всем своим имуществом, в том числе и личным, независимо от того, используется ли оно в деятельности фирмы или нет. Полное товарищество предполагает высокую степень доверия друг другу, по этому круг участников весьма ограничен. Для образования полного товарищества необходим один учредительный документ - учредительный договор, с указанием складочного капитала. При выходе участника из товарищества его вклад изымается в той же форме, в какой был внесен.

Товарищество на вере состоит из двух групп участников. Одни осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и несут неограниченную ответственность всем своим имуществом (полные товарищи), другие (вкладчики) вносят вклады в имущество товарищества, но не отвечают личным имуществом по его обязательствам, а несут лишь риск утраты своего вклада. Потому они вынуждены полностью доверять участникам с полной ответственностью. Возможности товариществ обычно не велики из-за небольших размеров складочного капитала. Общество с ограниченной ответственностью - это такое предприятие уставной капитал которого разделен на доли, а участники общества не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков, лишь в пределах своих вкладов. Таким образом, их ответственность по обязательствам общества ограничивается суммой вклада, откуда и происходит название «общество с ограниченной ответственностью». При этом речь идет об ограниченной ответственности не самого общества, а его участников. Общество с ограниченной ответственностью имеет два учредительных документа: устав и учредительный договор. На момент регистрации общества уставной капитал должен быть оплачен его участниками не меньше чем на половину, остальная часть уставного капитала должна быть оплачена в течение первого года деятельности общества. Если это не будет сделано, то уставной капитал общества должен быть соответственно уменьшен или общество должно быть ликвидировано. Увеличение уставного капитала общества допускается лишь после внесения всеми его участниками вкладов в полном объеме. Высшим органом управления является общее собрание участников.

Общество с дополнительной ответственностью является модификацией общества с ограниченной ответственностью с тем лишь отличием, что участники такого общества несут дополнительную ответственность в кратном размере своему вкладу.

Акционерное общество - наиболее распространенный вид корпоративного предприятия. В Российской Федерации акционерные общества широко создавались еще в 20-е годы в период нэпа, но с усилением административных начал в экономике уже в 30- е годы были в основном ликвидированы и заменены государственными предприятиями. Сохранились лишь некоторые акционерные общества, деятельность которых была связана с иностранным элементом: Интурист, Внешторгбанк и др. В начале 90-ых годов в связи с переходом к рыночной экономике акционерные общества вновь получили широкое распространение. Акционерным является такое хозяйственное общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций (ценные бумаги равной номинальной стоимостью). Акция представляет собой единицу уставного капитала. Акционеры не несут ответственности по обязательствам общества. Только при не оплате полной стоимости акций акционеры несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах не оплаченной части принадлежащих им акций. Учредительным документом акционерного общества является его устав. Высшим органом управления является общее собрание акционеров.

Акционерные общества подразделяются на открытые и закрытые. Открытое акционерное общество создается путем открытой подписки на акции: акционеры такого общества вправе свободно распоряжаться принадлежащим им акциями. Годовые бухгалтерские балансы и отчеты такого общества должны обязательно публиковаться. Число акционеров открытого акционерного общества не ограничивается.

В закрытом акционерном обществе все акции распределяются между учредителями. Акционеры такого общества могут распоряжаться своими акциями, но в этом случае у других акционеров имеется преимущественной покупки акций. Публичная отчетность в акционерных обществах закрытого типа не обязательна. Число акционеров закрытого общества не должно превышать 50. Имущество акционерного общества принадлежит ему на праве собственности. Акционеры имеют лишь обязательственное право требования к обществу. Имущество общества отображается в его самостоятельном балансе. Важнейшую часть имущества общества составляет его уставной капитал. Минимальный размер уставного капитала для открытого типа общества 1000 минимальных окладов заработной платы, а для закрытого 100 минимальных окладов заработной платы. Уставной капитал акционерного общества подразделяется на акции. Акции могут выпускаться только акционерными обществами. Они подразделяются на именные и предъявительские. Акции подразделяются на обыкновенные и привилегированные. Обыкновенные акции дают право на получение дивиденда и право голоса на общественном собрании акционеров. Привилегированная акция дает право в заранее определенном размере. Количество привилегированных акций не должно превышать 25% уставного капитала. Владельцы привилегированных акций не имеют право голоса на общем собрании акционеров. Основным видом привилегированных акций являются кумулятивные акции. По таким акциям дивиденды выплачиваются не ежегодно, а могут накапливаться в соответствии с порядком, предусмотренным в уставе общества. Дивиденды выплачиваются за счет прибыли общества; они могут распределяться ежеквартально, один раз в полугодие или по годовым результатам деятельности общества. Высшим органом управления закрытого общества является общее собрание акционеров. Общее собрание правомочно принимать решения, если на нем присутствуют акционеры, имеющие 50% голосующих акций. Общее собрание избирает совет директоров (наблюдательный совет) на один год, который определяет приоритетные направления деятельности общества, размещает облигации и другие ценные бумаги, использует резервные и другие фонды, решает многие другие вопросы. В акционерном обществе реальная власть сосредотачивается в руках учредителей, управляющих (менеджеров), а не акционеров, и менеджеры часто действуют самостоятельно и независимо. Лишь контрольный пакет акций того или иного члена корпорации заставляет их соблюдать требования последних. Приобрести контрольный пакет акций очень сложно. Акционерное общество несет тяжелое налоговое бремя: облагается налогами его доход, необходимо платить в страховой, пенсионный и другие фонды. Помимо этого, налогом облагается заработная плата работников, доход акционеров по дивидендам. По сравнению с другими формами акционерные общества более устойчивы и стабильны, способны осуществлять крупномасштабные проекты.

Законодательство предусматривает наличие таких форм, как государственные и муниципальные предприятия. Собственником государственных предприятий является государство в лице федеральных (областных) органов управления, собственником муниципальных предприятий - органы местного самоуправления. Собственником выступает государство (муниципалитет), но оно не отвечает по долгам своих предприятий.

Существует еще одна, особая форма коллективного предпринимательства и организации трудовой деятельности граждан, основанная на началах равенства всех ее участников. Это производственные кооперативы(артели)- объединения граждан, не являющихся предпринимателями, которые создаются для совместной хозяйственной деятельности на базе личного трудового участия и объединения некоторых имущественных взносов(паев). Члены кооператива несут дополнительную ответственность по его долгам своим личным имуществом в пределах, установленным законом и уставом кооператива. Доход распределяется в соответствии с трудовым участием членов, а не пропорционально вкладам.

 

Финансовый план

 

Финансовый план составляется на 3-5 лет и включает в себя:

v план доходов и расходов;

v план денежных поступлений и выплат;

v анализ состояния потока реальных денег (наличности);

v балансовый план;

ПРОГНОЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ.

Этот прогноз составляется, по крайней мере, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает такие показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованных товаров и различные статьи расходов.

Поскольку основным источником доходов большинства фирм являются продажи, составление финансового плана начинается с прогнозирования продаж. Для составления планов доходов и расходов на первый год необходимо рассчитать объемы продаж по месяцам. Для составления прогноза используются такие методы, как опросы потребителей, опрос торговых работников, консультации с экспертами и т.д. Объемы продаж у новых предпринимателей обычно нарастают постепенно, а себестоимость реализованной продукции может "скакать" и в некоторые месяцы быть несоизмеримо высокой или низкой. Все будет зависеть от ситуации, складывающейся в тот или иной момент на рынке.

План расходов и доходов должен содержать также оценки всех статей косвенных (накладных, общефирменных) расходов по месяцам первого года. Расходы на заработную плату будут зависеть от численности сотрудников и их специальностей), и данные берутся из организационного плана). В плане доходов и расходов следует предусмотреть и расходы на повышение заработной платы работающим сотрудникам. Необходимо также помнить, что в первые месяцы освоения рынка значительно выше расходы на командировки, выплаты комиссионных, представительские работы. С ростом фирмы возрастают расходы на страхование, на рекламу (если она предусмотрена планом маркетинга), на аренду дополнительных складских помещений. Все это должно найти отражение в плане доходов и расходов.

Помимо этих планов в разбивке по месяцам первого года, планы должны содержать прогнозные данные на конец второго и третьего года. При прогнозировании эксплуатационных расходов на второй и третий год рекомендуется начать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будут меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления, коммунальные услуги, аренда и т.д. нетрудно подсчитать исходя из объема продаж на второй и третий год.

 

ПЛАН ДЕНЕЖНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ВЫПЛАТ.

Этот план, как и план доходов и расходов, строится на определенных предположениях, которые представляются реалистическими на момент составления прогноза, но со временем могут, и не подтвердится. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы. Все предложения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра. Если для какого-то месяца окажется, что выплаты превышают поступления, предприниматель должен заранее позаботится и взять на этот период деньги в долг. Если в другом месяце поступления превысят выплаты, то лишние деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до того времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления.

 

ПРОГНОЗ ПОТОКА РЕАЛЬНЫХ ДЕНЕГ (НАЛИЧНОСТИ).

Такой прогноз строится на основании плана денежных поступлений и выплат. Он составляется на три года, с месячной разбивкой данных по первому году. Разные счета оплачиваются в разные сроки, поэтому определение потребностей в денежной наличности является важным моментом, особенно для первого года. Доходы могут различаться из месяца в месяц, да и деньги, вырученные от продаж, поступают на банковский счет фирмы не мгновенно, поэтому даже если продукция расходится хорошо, может возникнуть необходимость в краткосрочных займах для покрытия постоянных затрат, например, для выплаты заработной платы или за коммунальные услуги. Именно прогноз потока наличности и выявляет эти условия.

 

БАЛАНСОВЫЙ ПЛАН.

В этом разделе отражаются активы и пассивы фирмы, средства, вложенные в развитие производства самим предпринимателем и его партнерами, и нераспределенная прибыль. К составлению балансового плана на конец первого года приступают, когда составлены план доходов и расходов и план денежных поступлений их выплат. Балансовый план представляет собой счет активов (денежные средства, оборудование, здания, сооружения, земля и др.) и пассивов (обязательства перед кредиторами), разность которых представляет собой собственный капитал предприятия, к которому относятся средства, вложенные партнерами, и прибыль, остающаяся после вычета налогов. Теперь, после анализа финансового состояния фирмы, можно приступить к составлению последнего раздела бизнес-плана.

 

Риск в бизнесе.

 

Преуспевает тот, кто инициативен и предприимчив, кто ищет нетрадиционные решения, а этот риск, с расчетом на удачу, не всегда заканчивается успехом. Риск в бизнесе существует объективно, независимо от того, осознается он или нет. Понятие риска очень обширно. По причине возникновения риск может быть следствием недостатка информации, нехватки времени для проведения анализа. Риск, причиной которого является непредсказуемость поведения партнеров, выражается в том, что отлично подготовленная сделка может провалиться, контракт может быть разорван. Риск оказаться обманутым в сделке или столкнуться с неплатежеспособностью должника, невозвратностью долга, достаточно реален. Риск может быть связан с особенностью поведения менеджеров, с взаимоотношениями людей в управленческой команде организации. В числе важнейших факторов, усиливающих риск, можно выделить степень эластичности спроса на выпускаемую продукцию, колебание цен продаж, а также увеличение налоговых ставок, введение принудительных отчислений, изменение договорных условий, отчуждение имущества и денежных средств по политическим мотивам, стихийные бедствия, воровство, рэкет. Величину возможных потерь в этом случае трудно предвидеть. Потери, которые могут быть в предпринимательской деятельности, разделяются на материальные, финансовые, трудовые, потери времени. В стабильном обществе риск признается за высокую ценность, поощряется, закрепляется. В нестабильных обществах риск не редко связывается с умением спрятать концы в воду. Поэтому учет, изучение, управление внешним и внутренним риском должны в современных условиях стать одной из наиболее важных задач руководства предприятий.

Все предпринимательские риски можно разделить на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые. Предприниматель может частично переложить риск на другие субъекты экономики, в частности обезопасить себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов. Таким образом, некоторые виды риска, такие, как: риск гибели имущества, риск возникновения пожара, аварий и др., предприниматель может застраховать.

Риск страховой — вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления, которых проводится страхование. В зависимости от источника опасности страховые риски подразделяются на две группы:

- риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (погодные условия, землетрясения, наводнения и др.);

- риски, связанные с целенаправленными действиями человека.

К рискам, которые целесообразно страховать, относятся:

§ вероятные потери в результате пожаров и других стихийных бедствий;

§ вероятные потери в результате автомобильных аварий;

§ вероятные потери в результате порчи или уничтожения продукции при транспортировке;

§ вероятные потери в результате ошибок сотрудников фирмы;

§ вероятные потери в результате передачи сотрудниками фирмы коммерческой информации конкурентам;

§ вероятные потери в результате невыполнения обязательств субподрядчиками;

§ вероятные потери в результате приостановки деловой активности фирмы;

§ вероятные потери в результате возможной смерти или заболевания руководителя или ведущего сотрудника фирмы;

§ вероятные потери в результате возможного заболевания, смерти или несчастного случая с сотрудником фирмы.

Однако существует еще одна группа рисков, которые не берутся страховать страховые компании, но при этом именно взятие на себя нестрахуемого риска является потенциальным источником прибыли предпринимателя. Но если потери в результате страхового риска покрываются за счет выплат страховых компании, то потери в результате нестрахуемого риска возмещаются из собственных средств предпринимательской фирмы. Основными внутренними источниками покрытия риска являются: собственный капитал фирмы, а также специально созданные резервные фонды. Кроме внутренних, есть еще и внешние источники покрытия вероятных потерь, например, за дочерние банки отвечает материнский банк.

При выработке стратегии поведения предпринимателя в условиях риска целесообразно различать и выделять определенные области, зоны риска в зависимости от величины ожидаемых потерь (рис.2).

Наиболее приемлем для предпринимателя вариант действий, план проведения операции, в условиях которого ожидаемые, вероятные потери не превосходят прибыли, на которую рассчитана операция. В этом случае худшее, что угрожает предпринимателю, - это лишиться прибыли и остаться, как иногда говорят, "при своих". Подобный исход операции неудачен, но терпим. Поэтому область, в которой величина вероятных потерь изменяется от нуля до значения расчетной прибыли, назовем зоной допустимого риска. Осторожные предприниматели стараются действовать таким образом, чтобы вероятная, возможная величина потерь не выходила за пределы зоны допустимого риска.

Следующую, более опасную область назовем зоной критического риска. Критический риск характеризуется возможностью потерь в размере выше величины прибыли и вплоть до полной расчетной, ожидаемой выручки, то есть всех денег, которые предприниматель намечал получить от операции. Иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерять не только прибыль, но и средства, вложенные предпринимателем в дело.

 

 

 


                          

 

 

Рис.2 Схема зон риска

 

Обычно подобная ситуация имеет место, если товар не продается либо частично или полностью погибает. Предприниматель в этом случае несет прямые убытки, его вложения в дело, затраты становятся бесплодными. Естественно, что предприниматель должен избегать проектов, операций, в которых есть ощутимая вероятность попадания в зону критического риска.

Еще более устрашающим является катастрофический риск. Будем называть риск катастрофическим, если ожидаемые, вероятные потери способны превзойти ожидаемую выручку от операции и достичь величины, равной всему имущественному состоянию предпринимателя, всем имеющимся у него средствам. Реально это означает, что предприниматель теряет не только средства, вложенные в операцию, но и многое сверх того.

Каждому из предложенных качественных определений категорий риска соответствуют характеризующие его количественные параметры. Такими показателями могут быть либо вероятность определенного уровня потерь, либо вероятность того, что потери окажутся выше определенного уровня.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: